Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 08:47:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
Автор Тема: Охлобыстин оставил сан  (Прочитано 42453 раз)
0 Пользователей и 4 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Ноября 2009, 17:23:50 »

Иоанн Охлобыстин отказался от служения



Священник Иоанн Охлобыстин попросил патриарха Кирилла отстранить его от служения. Письмо с просьбой он лично отнес в Патриархию, пишет Охлобыстин в своем блоге.
Косвенным поводом к решению стал просмотр отзывов в блогах о фильме Павла Лунгина "Царь", в котором Охлобыстин сыграл роль шута при Иване Грозном. Как пишет актер, он обнаружил, что многих возмущает несоответствие его облика статусу священника.

"Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно?" - пишет Охлобыстин.

В конце своей записи Охлобыстин пишет, что попросит предстоятеля РПЦ отстранить его от служения, пока он не найдет "правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть". В позднейшем комментарии к записи Охлобыстин отмечает, что уже обратился с просьбой к Кириллу.

Актер, режиссер и сценарист был рукоположен в священники в 2001 году, что не помешало ему продолжить заниматься кино. До 2005 года Иоанн Охлобыстин служил в московском храме святителя Николая в Заяицком, затем - в храме Софии Премудрости Божией.

http://www.lenta.ru/news/2009/11/26/ioann/
Записан
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #1 : 26 Ноября 2009, 19:06:32 »

Цитировать
Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно?
Похоже, что о. Иоанн изначально вошел не в ту(для себя) дверь, выбрав православное священническое служение.
Отзывы в блогах его смутили. Немного похоже на сюжет известного советского фильма "Отец Сергий", когда монах пускает в келью женщину и после падения с ней в грех не кается в грехе, оставаясь в церковной ограде, а оставляет келью и уходит в мiр обычным бродягой. Такое самоукорение, замешанное на гордыньке. Но в фильме монаху Сергию хотя бы не смешно, как о. Иоанну.
Записан
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #2 : 26 Ноября 2009, 20:18:35 »

Как я понял, от сана он пока не отказывается.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 26 Ноября 2009, 21:58:42 »

Как я понял, от сана он пока не отказывается.

Простите, но надпись на афише: "В роли шута - иерей Иоанн Охлобыстин", вероятно звучит более чем "круто" и заставляет зеленеть от зависти коллег по лицедейскому цеху, а представители кагала потирают руки от радости - наконец найдена форма глумления над священным саном. Изощрённей не придумаешь...

Но Бог поругаем не бывает!

Господи, прости меня, грешного.

Во Христе Иисусе,
А.В.
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2009, 22:27:07 от Александр Васильевич » Записан
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #4 : 26 Ноября 2009, 23:20:36 »

Аргументация из первых уст: http://www.snob.ru/profile/blog/5175/9359

Сюжет для Достоевского.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 27 Ноября 2009, 02:51:39 »

Аргументация из первых уст: http://www.snob.ru/profile/blog/5175/9359

Сюжет для Достоевского.

Дорогой Андрей!

К величайшему сожалению, "первоисточник", по крайней мере на меня, грешного, произвёл крайне удручающее впечатление. Одна авторская фраза "Он снимает про то, что его действительно интересует, а не про то, за что приз дадут или бабла на втором «уик-энде» рубанет" - разве это слова священника, пастыря? По-моему о.Охлобыстин просто в очередной раз делает себе ПИАР на скандале. Так принято в их среде - у Пугачёвой с дочерью, у Киркорова, Моисеева и им подобным. Но зачем это устраивать в Церкви? Насколько я понимаю, у о.Охлобыстина духовника нет (во всяком случае он им пренебрегает), он принимает решение БЕЗ советования с духовником. Причём делает это ПУБЛИЧНО, вероятно, рассчитывая на реакцию (восторги) экзальтированных поклонников, добиваясь их благосклонности. Эдакий грязный пиар.

Цитировать
Нет, не в соблазнении, кого тут соблазнишь!? Неофиты лишь укрепятся в вере, выявив «очередное, ожидаемое ими» нарушение святых устоев, принципиальных противников веры Христовой уже не соблазнишь, для только вступающих на путь, это станет хорошим поводом разобраться и, как следствие, сделать еще один шаг в сторону храма.

Именно соблазн. Насколько я, грешный, понял, о.Иоанн так и не осознал, что соблазняет "малых сих" своим фиглярстом-лицедейством. Полагаю, что многие люди, соблазнившись Охлобыстиным, как раз не пойдут в Храм Божий, где фиглярствуют-лицедействуют священники, а уйдут в секты с их мнимым-ложным аскетизмом.

Цитировать
Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино,  предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно?

Зачем тогда брал на себя крест (!) священнического служения? Оставался бы "племенем вертлявым" (с) - иером.Роман. А не дискредитировал бы чин священства в Церкви. Чувствует ведь, что "не соответствует", но продолжает... Неужели священнику никак не обойтись без низки колец? Неужели нельзя "поступиться принципами!" ради священнического сана? Да и татуировки при нынешних технических средствах сводятся... Но нет, с вызовом православной общественности демонстрирует свои "кольца", татуировки...

Присной памяти С.А.Нилус писал в начале прошлого века, как нигилистсвующие представители молодёжи перед Святым Причастием в Великий Четверток на Страстной Седмице шли в кабаки и выпивали вина, не сознавая, что Бог поругаем не бывает.

Цитировать
P.S. Умер Патриарх Сербский Павел. Великий человек был. Царствие ему Небесное! В 1999 году, когда американцы бомбили Югославию, я приехал снимать Пасху. Ночь, пурпурные всполохи взрывов на горизонте, небольшая площадь перед кафедральным храмом, наполненная испуганными людьми. Павел позвал меня в алтарь и заставил облачиться в богослужебные одежды. Я ему сказал: но я не священнослужитель.

А это уж, простите, безпардонная спекуляция на имени недавно почившего Патриарха Павла. Прости меня, Господи, грешного, но НЕ ВЕРЮ я Охлобыстину, что святой жизни Патриарх Павел столь небрежно относился к Таинству священнической Хиротонии, что велел надеть священнические одежды НЕРУКОПОЛОЖЕННОМУ в то время кинематографисту пусть даже из России. Считаю это плевком в память почившего Патриарха Павла.

Бог - Судия лицедею Охлобыстину, не мне его судить, но не стану ни подходить к нему под благословение, ни исповедоваться...

Какой контраст между двумя священниками - между недавно убиенным мучеником за Христа о.Даниилом Сысоевым и вертлявым лицедеем - Иваном Охлобытиным!

Простите, если кого смутил.

Во Христе Иисусе,
А.В.

« Последнее редактирование: 09 Января 2014, 23:55:52 от Александр Васильевич » Записан
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #6 : 27 Ноября 2009, 06:38:06 »

Цитировать
P.S. Умер Патриарх Сербский Павел. Великий человек был. Царствие ему Небесное! В 1999 году, когда американцы бомбили Югославию, я приехал снимать Пасху. Ночь, пурпурные всполохи взрывов на горизонте, небольшая площадь перед кафедральным храмом, наполненная испуганными людьми. Павел позвал меня в алтарь и заставил облачиться в богослужебные одежды. Я ему сказал: но я не священнослужитель.

А это уж, простите, безпардонная спекуляция на имени недавно почившего Патриарха Павла. Прости меня, Господи, грешного, но НЕ ВЕРЮ я Охлобыстину, что святой жизни Патриарх Павел столь небрежно относился к Таинству священнической Хиротонии, что велел надеть священнические одежды НЕРУКОПОЛОЖЕННОМУ в то время кинематографисту пусть даже из России. Считаю это плевком в память почившего Патриарха Павла.
И я в это не верю. Думаю, что максимум, что могло иметь место - стихарь алтарника, и то вряд ли. т.к. Охлобыстин если тогда мог не знать разницы  в церковных одеяниях, то сейчас, когда говорил эти слова, определенно должен эту разницу понимать. У меня вначале возникло удивление и замешательство по прочтении слов Охлобыстина;  сейчас я думаю, что эта "история", якобы имевшая место - выдумка, плод продолжающегося лицедейства, ничего общего не имеющего с Церковью и священством.
Цитировать
Бог - Судия лицедею Охлобыстину, не мне его судить, но не стану ни подходить к нему под благословение, ни исповедоваться...
Избави, Господи, от этого всех нас.
Цитировать
Какой контраст между двумя священниками - между недавно убиенным мучеником за Христа о.Максимом Сысоевым и вертлявым лицедеем - Иваном Охлобытиным!
Дорогой Александр Васильевич, Вы ошиблись с написанием имени о. Даниила Сысоева.
Контраст - сказано весьма мягко. Примечательно весьма название ресурса, который Охлобыстин выбрал для своих излияний.
« Последнее редактирование: 27 Ноября 2009, 06:40:44 от Виктор Викторович » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 27 Ноября 2009, 09:34:46 »

Дорогой Александр Васильевич, Вы ошиблись с написанием имени о. Даниила Сысоева.

Спаси, Господи, дорогой Виктор Викторович, я исправил досадную ошибку. Прошу прощения.

Во Христе
А.В.
Записан
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #8 : 27 Ноября 2009, 11:49:23 »

Уважаемый Александр Васильевич!

Конечно, там позерства больше, чем реального стремления разобраться в ситуации. Сначала о. Иоанн ссылался на благословение Патриарха Алексия, теперь - на Патриарха сербского Павла, а завтра он и до Патриарха Кирилла доберется (уже, в общем-то, неявно требует от него благословения на продолжение своих опытов, прося отстранить его от служения, сохранив при этом сан).

О. Иоанн сравнивает себя с Пилатом, что очень странно для священника с многолетним стажем. Почему бы в этой ситуации не сравнить себя с Иудой? Ведь именно это отрезвляющее сравнение предлагается каждому, прибегающему к Святому Причащению. Спрашивает "Что для меня Христос?" и признается, что не знает ответа на этот вопрос. Как говорится, приехали.
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #9 : 28 Ноября 2009, 21:16:14 »

Иван Охлобыстин запутался в "светском платье", да и гордыня не дала возможность признать вину и публично раскаяться в заблуждении. Если бы были немного другие обстоятельства его поступок можно было бы назвать честным по отношению к Св. Церкви, но тут чистой воды предательство. Выбрал самое лёгкое-сдался без борьбы!
Многие люди часто путают Духовное и душевное. Вот интересная статья на эту тему:
В одной из проповедей Иоанна Златоустого мне случилось прочесть следующие слова о Страшном Суде: человек будет судим, во-первых, как человек, т.е. был ли он милосердным, внимательным, чутким, трудолюбивым… То есть, было ли в нем то, что должно быть в человеке по естеству, то, что отличает человека от животного. Затем человек будет судим как христианин — по заповедям Евангелия. Об этом говорит Христос в Евангелии в следующих словах: Слово, которое я сказал вам, оно будет вас судить. Здесь речь идет о прощении врагов, о милосердии, незлобии, целомудрии и всем том, чего не было бы в мире, если б не было Евангелия. И, наконец, затем человек будет судим как сын Церкви в том звании, которое он в Церкви носит — епископ как епископ, священник как священник, монах как монах, мирянин как мирянин. Если человек был в Церкви епископом, но не выдержал экзамена общечеловеческого, то до епископского суда ему не дойти — он будет отринут раньше.

Это касается всех. Прежде чем мы будем судимы как христиане, мы будем судимы просто как люди. В известном месте Евангелия, где говорится о Страшном Суде, Христос перечисляет ряд добрых дел, которыми отличаются праведники, а именно: накормить голодного, одеть раздетого, посетить больного и т.п. Всякому должно быть понятно, что это не собственно христианские добродетели — такие, как молиться за врагов или раздаяние имущества, а добродетели собственно общечеловеческие. Поскольку и мусульманам, и иудеям, и атеистам понятно, что нужно участвовать в скорбях ближних любовью и состраданием. Возможно, Христос в словах о Страшном Суде намеренно минимизирует требования к человеку. Если ты не был верным в малом, то, конечно же, и в большем ты верен не был. Вот на этом меньшем уровне мне бы хотелось остановиться.

Святоотеческая мысль четко и правильно различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относится литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех ее проявлениях. Ну а духовное — это вера, покаяние, молитва, пост и прочие христианские подвиги. Христианские учителя отмечают, что душевное делает человека эстетически чутким, утончает его и разрыхляет его душу, но само по себе не спасает. В этом смысле справедливо упрекать деятелей культуры в натяжке, когда они свою работу называют «духовной». Поэт, художник, режиссер, сценарист — это не люди духовного труда. Это люди труда душевного. Но обратной стороной медали является также то, что невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное. Об этом пишет апостол Павел, говоря, что «вначале душевное, а потом — духовное».

Из уст одного церковного человека мне пришлось слышать горькие слова о том, что культура расцерковлена, а Церковь — обескультурена. Праведный гнев вызывает существование поэтов и писателей, никогда не читавших Евангелие, а также существование христиан, презирающих всякую поэзию и литературу. И то, и другое — нонсенс, т.е. явление, не имеющее смысла, явление уродливое.
Языком нового Завета является язык греческий. Это не случайно. До тех пор, как на землю греческой ментальности были посеяны семена Евангелия, эта земля была вспахана и разрыхлена трудами сотен философов и рожденных от них философских школ. Греки искренне и горячо искали истину. В поисках ее создавали философские системы, вносили вклад в обустройство гражданского общества, занимались наукой, изучали себя. Когда на эту плодородную почву упало Семя Сеятеля, эта почва произвела вселенских великих учителей, святителей, преизящнейших богословов. Такого расцвета богословия, который был на греческой почве, мы больше не видим нигде. И это — яркое доказательство того, какую пользу во Христе приносят дохристианские труды и усилия. Мы же — поздние роды, пришедшие ко Христу тысячелетие после первой проповеди Евангелия — не имеем подобного искуса в области философии, поэзии, государственного строительства… Мы, как обладающие истиной, склонны пренебрегать тем колоссальным наследием дохристианского и нехристианского человечества, которое ведет ко Христу или помогает глубже осознать Христово Евангелие. Нам нужно как бы постфактум, уже будучи христианами, почувствовать томление души человеческой, нуждающейся в Боге и ее стремление в поиске истины. Нам нужно также чувствовать и состояние тех наших современников, которые и сейчас живут вне Христа, ищут Его, пусть даже неосознанно. Весь этот комплекс ощущений дан нам в мировой литературе и искусстве, мимо которых мы не имеем право пренебрежительно проходить.

В православной среде нередко можно услышать голоса, строго выговаривающие нравоучения наподобие «Серафим Саровский Шекспира не читал, Сергий Радонежский Платона не цитировал». Такие люди неосознанно поднимают планку требований к маленькому человеку на уровень жизни величайших святых. Мы должны четко понять, что образ жизни великих подвижников — это не норма для миллионов, а лишь повод удивиться, прославить Христа и покаяться.

В повседневной жизни небезопасно руководствоваться только аскетическим идеалом Святых отцов. На истинное подражание их подвигам способны очень немногие. Если же множество слабых и немощных тянутся в жизни к достижению непомерно великих идеалов, то мы рискуем получить в результате тысячи поломанных жизней и крушение этих самых великих идеалов. Православная вера монахолюбива. Лучшие наши учителя — это аскеты. Девственники, подвижники. Но в этом нашем достоинстве скрывается причина наших недостатков. Неразборчиво предлагая всем подряд высокие аскетические идеалы, мы рискуем травмировать души большинства тех, кто нас слушает. Мне кажется, не стоит запрещать современному человеку ходить в бассейн, быть внимательным к своей внешности, слушать нецерковную музыку на основании лишь того, что этого не делали святые. Мы не имеем права пренебрегать душевным и сразу говорить человеку только о духовном.

Человек — существо динамическое. Он может быть равноангельным, может быть подобным Христу, а может деградировать до состояния скота или зверя, а то и демона. Между этими полюсами каждый человек на протяжении жизни совершает свободные перемещения. Коллизией, которая стоит перед лицом Церкви, является то, что призванная к проповеди равноангельной чистоты, христоподражательного смирения, детского незлобия, Церковь сегодня говорит к людям, которые все более и более неспособны ее слушать, поскольку теряют не только Божье в себе, но даже человеческое. Семья и школа уже давно почти ничему не учат. Возможно, кроме Церкви больше никто не объяснит человеку, что нужно здороваться первым, уступать старшим место, не бросать фантик мимо урны… Эти вещи мы должны объяснять до того, как начнем разговор о блаженства евангельских. Мы не имеем права говорить с людьми о вещах высоких, не научив их перед тем вещам малым и элементарным. Современного молодого человека наугад выхваченного из дискотеки, привыкшего «торчать» и «отрываться», нужно в начале научить говорить на языке, понятном и близком к литературному, прежде чем говорить ему что-либо о Царствии Небесном. В этом противоречии я вижу одну из больных проблем церковной жизни. Призванная вести людей на небо, Церковь сегодня вынуждена вначале делать людей людьми, не давать им демонизироваться или становиться скотоподобными.

Сказанное касается в основном молодежи. Та старушка, которая возделывает десятилетиями огород и каждое воскресенье спешит в церковь, не нуждается для спасения в приобщении к мировой культуре. А вот молодежь, в т.ч. сельская, нуждается. Во-первых, мир неотвратимо урбанизируется. Современная мировая культура — это культура больших городов. Даже живущий в селе, благодаря телевизору, радио, дискотеке вовлечен в круг современных околокультурных течений. Вот такому человеку неизбежно необходимо противоядие против пошлости современной поп-культуры, и как альтернатива — ступенька вверх — культура более высокой пробы, раньше или позже могущая привести человека к мысли о Христе.

В отношении к общечеловеческим культурным ценностям для христианина должна существовать некая иерархическая лестница. Например, человек, любящий литургию, имеющий круг общения среди людей воцерковленных и грамотных, может не нуждаться в посещении театра (хотя и не обязан им гнушаться). А вот человеку, погрязшему в земных заботах, давно не читавшему никаких книг, ни о чем, кроме житейских дел, не думающему, может быть полезно пойти на хороший спектакль и, вылезши из скорлупы личных проблем, приобщиться к общечеловеческой боли и радости. Молодой человек, не знающий о жизни Церкви, в силу присущей возрасту горячности, нонконформизма, может увлекаться рок-музыкой, движением хиппи и т.п. Мы не должны строго судить его за это. Хуже, если человек, уже воцерковившись, обращается вспять и увлекается тем, что свойственно людям ищущим, а не нашедшим. Такой «неблагонадежен для Царствия Небесного».
Протоиерей Андрей Ткачев
Записан

С ув. прот. Георгий
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #10 : 01 Декабря 2009, 15:30:47 »

Священник Иоанн Охлобыстин передумал оставлять сан, говорит его супруга

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33163


Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС - Священник Иоанн Охлобыстин, который недавно направил письмо патриарху с просьбой освободить его от служения, изменил свое решение.

"Ивана не так поняли! Он не мыслит своей жизни без священства и передумал", - заявила отца Иоанна Оксана, слова которой приводит в понедельник "Экспресс-газета".

====

Какое-то продолжающееся лицедейство.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 01 Декабря 2009, 16:54:38 »


Какое-то продолжающееся лицедейство.

Согласен с Вами, дорогой Виктор Викторович, что был устроен вселенский скандал в целях пиара в худших традициях лицедейства. Даже не смущает, что этот скандальный пиар осуществляется в Церкви и в отношении Священного сана...

Прямо по нотам кагала.

Во Христе
А.В.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 04 Декабря 2009, 19:20:45 »

Иеродиакон Арефа (Гарбузов)

Прецедент Охлобыстина




Насельник Троице-Сергиевой Лавры иеродиакон Арефа (Гарбузов) предлагает рассмотреть проблему совместимости актерского ремесла со священным саном с точки зрения канонического права …

Православный Интернет гудит: священник Иоанн Охлобыстин подал или собирался подать прошение Патриарху об отстранении от священнослужения. Тон высказываний на эту тему разный, временами - полярный. Большинство сочувствует отцу Иоанну, оказавшемуся в непростой ситуации, уважают его за способность ставить перед собой такие серьезные вопросы. При этом одни уговаривают его не оставлять служения, тем более что его миссия в артистической среде видится им жизненно необходимой. Другие категорически стоят за то, чтобы отец Иоанн оставил либо актерство, либо священство. Люди, смущенные имиджем и поступками отца Иоанна - священника, актера, медиадеятеля, говорят о неотмирной высоте священного сана. О том, что священник поставлен на служение Промыслом Божиим и что Божий дар, преподанный в Таинстве священства, нельзя разменивать на что-то более мелкое в сравнении с ним или недостойное его. Если священник снимается в роли Григория Распутина или царского шута, позирует перед камерой в образе вурдалака, все эти роли будут неизменно соотноситься с его священством.

Где же ответ на вопрос, вставший перед священником Иоанном Охлобыстиным? В Священном Предании, и в первую очередь - в церковных канонах. Ведь он как священник при рукоположении давал присягу: «учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и святых отец». А также обещал «проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную» (из текста присяги священника при рукоположении).

Итак, каноны. 3-е, 27-е, 51-е правила Шестого Вселенского Собора предписывают хранить свой чин и не разменивать его на «игрища» - под страхом извержения из сана. Есть подобные постановления и в решениях Поместных Соборов. Сохранилось много высказываний святых отцов по этому вопросу. Во всех этих источниках недвусмысленно формулируется негативное отношение к зрелищам. В частности, 18-е правило Карфагенского Собора говорит о недопустимости участия священнослужителей и их детей в зрелищных мероприятиях. Каноны имеют в виду не только языческие и непристойные действа, но и другие случаи, куда более безобидные с современной точки зрения. Например, 54-е правило Лаодикийского Собора повелевает клирикам удаляться с брачного торжества, когда туда входят актеры с увеселительными представлениями. Как мы видим, речь в этом случае идет не о языческой вакханалии, а о христианской свадьбе, коль скоро священнослужители почтили ее своим присутствием. Это правило дает очень характерный пример того, как Церковь в своем Предании соотносит священство и актерство.

Тем не менее, приходится слышать, что каноны - это лишь исторические памятники, не имеющие прямого отношения к современной жизни. Это неверно в корне. Современный церковный историк и канонист, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин пишет, что «несмотря на историческую изменяемость действующих в Церкви правовых норм, несмотря на то, что ряд канонов неприменим вообще в буквальном смысле, а буквальное применение других недопустимо ввиду радикально изменившихся в сравнении со временем их издания обстоятельств, святые каноны неизменно сохраняют свое значение критерия церковного законодательства и фундаментальной основы церковного правосознания. Каноны всегда дают ключ к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни».

Итак, с одной стороны, канонический свод правил - не прокрустово ложе, в которое непременно нужно втиснуть живое течение жизни. Трактовки канонов, в отличие от догматов, могут меняться применительно к конкретным историческим условиям. Также может идти речь об икономии, т. е. о смягчении канонических требований в духе снисхождения к слабостям и грехам конкретного человека. С другой стороны, все это не означает упразднения самих канонов, неизменно хранящих дух, которым они были написаны. Потому что источник и фундамент канонов Церкви - это ее догматическое учение, не подверженное никаким изменениям.

Как же оценить в свете церковных канонов деятельность отца Иоанна, эксцентричного актера и священнослужителя одновременно? Можно ли священнику профессионально работать в кино, да еще в таких жанрах, в которых реализует себя отец Иоанн? Каноны говорят, что нет, нельзя. На практике же мы видим, что священник совмещает актерскую профессию со священнослужением. Пусть он пока исключение, но прецедент создан. Что возбраняет другим последовать его примеру?

Если нам говорят, что соответствующие каноны, принятые на Вселенских и Поместных Соборах, более не имеют силы, то это должно быть закреплено не менее чем соборными же постановлениями. Это еще в том случае, если будет очевидно показано, что понятия «актер», «театр» сегодня означают нечто принципиально иное, нежели в древние времена, а кино не является «зрелищем» в том смысле, в каком это слово употребляется в канонах и в святоотеческом наследии.

Впрочем, говорить о «прежних», «древних» временах оснований мало, потому что немногим более ста лет назад театр удостаивался неодобрительной оценки со стороны св. прав. Иоанна Кронштадтского и других ныне прославленных святых. А ведь в XIX - начале XX века театр был далеко не таким, как во времена Нерона. В любом случае необходима общецерковная оценка этой проблемы авторитетными пастырями и канонистами.

Пока что перед нами тупик, связанный с размытостью канонического сознания у многих современных православных христиан, в том числе - клириков. Исключений из правил стало уже, кажется, больше, чем самих правил. Церковные каноны многими людьми вообще перестали восприниматься как «правило», «образец», хотя именно это значение им было присуще изначально.

По-гречески «канон» в первоначальном значении этого слова - это инструмент для проведения прямых линий. Каноны, «правила» для того и существуют, чтобы «править» наши пути к Богу. И если каноны будут «кривыми» или вовсе отсутствовать или бездействовать, то со временем церковная жизнь потеряет свою цельность и постепенно утратит всякие видимые очертания. Понятия греха и святости мало-помалу потеряют связь с каноническим сводом правил Церкви и будут погребены под ворохом субъективных и пристрастных оценок и предпочтений. Отчасти мы наблюдаем подобное уже сегодня.

Апостол Павел пишет: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Но вне Священного Предания Церковь не сможет никого спасать. А вне ограды канонов - попросту растворится в греховном мире. И станет уже не «всем для всех», а «ничем для никого».

http://www.taday.ru/text/255231.html
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #13 : 08 Декабря 2009, 11:31:41 »

В Интернете на разных площадках идет активное обсуждение возможного отстранения священника Иоанна Охлобыстина от служения. Портал "Азбука веры" публикует открытое письмо священника Константина Пархоменко, в котором он призывает отца Иоанна не снимать с себя сана.
Дорогой отец Иоанн.

Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение (или собираетесь подать) об увольнении Вас из штата. Передают Ваши слова: «Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов...» Принципиально не согласен и удерживаю Вас от этого шага!

Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных батюшек Запада - обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний даже культивировал это. В храме - священник, а потом - преподаватель, булочник, работник бензоколонки и т. д. При всем моем уважении к владыке, я всегда выступал против такого подхода. Священник - это тот, кто всю жизнь, до последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.

Но исключения всегда были и будут. Плохо, если бы все стали совмещать свое служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно. Плохо, если бы все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение - возможный и нужный вариант. Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор университета - диакон и сотрудник аппарата мэрии - батюшка. И они на своем месте и на своем уровне несут Христа своей аудитории. То же - в отношении Вашего Преподобия.

Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист, священник-шоумен. Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь место как уникальное явление. Простите, но ведь есть священники-прорабы, которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли о молитве и пастырской деятельности... И оправдывают себя: «Столько дел, что лба не перекрестить...». Чем священник-прораб лучше священника-актера?

О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека, но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, - не пастырь душ овец православных. Вы - актер и пастырь-миссионер, который служит делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных служений: священства и актерства.

Вы - не массовое явление, Вы - явление особое и уникальное.

Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом смысле сам Бог велел не изолировать себя в круге света софитов. Может быть, через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для Вас основной. Но Ваша оригинальность и нетрадиционность - не повод уходить из священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность для вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови...»

И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний батя из соседнего прихода. И молодая журналистка - фанатка Ксении Собчак впервые именно от Вас услышит, что Господь - везде, надо только открыть сердце, чтобы впустить Его. От Вас услышит и пискнет: «Ах вот оно как...». А от меня не услышит, потому что до меня она и не дойдет. В советское время было много священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер, священник-зек... На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и красота - Господь.

Бог с ней, с бородой. Христос - не в бревнах (и бородах), а в ребрах! Пусть татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн, впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась... Есть те, кто от Вашего служения соблазнился: священник - и так себя ведет... Но есть и те, кто сказал лично мне: «Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком - и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!». Дорогой собрат, отец Иоанн. Оставайся священником! Ты - наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую гущу мира!

Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора (Санкт-Петербург), руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии, преподаватель Православного университета
Записан

С ув. прот. Георгий
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #14 : 08 Декабря 2009, 11:34:05 »

Очень теплое и правильное обращение. Дай Господь, что-бы священники поддерживали друг друга. Ругать могут все а утешать только Божии!!!
Записан

С ув. прот. Георгий
Страниц: [1] 2 3 ... 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!