«Если не получается выиграть по правилам, английские джентльмены меняют правила», — это ироничное замечание Гарольда Ласки украинские политики превратили едва ли не в главный принцип своей деятельности. Тот факт, что правила выборов — не только президентских, но и парламентских и даже местных — каждый раз пишутся заново и часто уже во время кампании, как нельзя лучше характеризует привычки отечественных джентльменов и леди от политики.
В этом году депутаты, правда, успели поменять закон ДО официального старта состязания за высший государственный пост. Но президент, обратившись в Конституционный суд, продемонстрировал «верность традиции». Судьи решили не обострять ситуацию и признали неконституционными только отдельные положения закона (а не весь документ в целом, как опасались юристы БЮТ и ПР). Но двусмысленности избежать все равно не удалось. Ведь формально забракованные КС правила продолжают действовать ровно до того момента, пока коррективы в них не внесут сами парламентарии. А в действиях народных избранников в последнее время, как назло, особой слаженности не наблюдается. И существует риск, что поправки будут попросту провалены. По сугубо конъюнктурным причинам.
К чему это может привести — мнения юристов расходятся. Одни утверждают, что ничего страшного — на забракованные судьями нормы можно будет просто закрыть глаза. Другие — что результаты выборов, проведенных по «некорректному» закону, всегда можно будет оспорить. Если результаты эти не устроят какую-либо влиятельную сторону. А в то, что итоги устроят всех, не верит, похоже, никто. Поэтому команды юристов, мобилизованные кандидатами, лихорадочно ищут выход. И балуют публику весьма экзотическими предложениями.
Скажем, Виктор Швец, Андрей Кожемякин и еще трое проверенных в боях премьерских соратников уже зарегистрировали законопроект под номером 5323, который добавляет одно-единственное предложение в статью 74 закона о Конституционном суде. Но какое! Если поправка будет проголосована, то судьи получат право (или даже обязанность) определять, «какие правовые нормы должны применяться с дня принятия решения о неконституционности соответствующего правового акта». Узнав о том, что инициатива «бело-сердечных» нардепов заинтересовала прессу, бютовцы продемонстрировали неподдельное удивление. Мол, что тут такого, просто хотим перестраховаться на случай, если у депутатов не дойдут руки до закона о выборах. Чтобы не было лишних вопросов, КС объяснит, какие нормы действуют, а какие нет.
Конечно, скромность украшает не только настоящих леди, но и истинных джентльменов. Однако в данном случае она выглядит излишней. Ведь по сути Швец с Кожемякиным предлагают настоящую конституционную революцию, не только расширяя компетенцию судей, но и наделяя их абсолютно новыми полномочиями — правом УСТАНАВЛИВАТЬ правовые нормы. Причем нормы, имеющие силу закона. Конституция, напомним, подобные функции отводит только Верховной Раде.
Последствия подобного решения выходят далеко за рамки «наведения порядка в избирательном законодательстве», как скромно объясняют свою инициативу авторы проекта №5323. Скажем, в случае если КС признает неконституционной процедуру принятия поправок к Основному Закону в 2004 году и отменит политическую реформу, именно судьи будут определять, какие нормы действуют вместо отмененных. Конечно, выбор у них будет ограниченным — из тех статей, которые были вписаны в конституцию либо в 1996-м, либо 2004-м. Но даже в этом случае, согласитесь, комбинации могут быть довольно разные — от мягкой парламентской демократии до не слишком просвещенного авторитаризма. По сути на Жилянской будут писать текст новой Конституции, отличающейся от обеих «предыдущих» её редакций. И что особенно привлекательно для авторов — конечный продукт даже не нужно будет утверждать в Верховной Раде, прислушиваясь к пожеланиям влиятельных фракций.
Чем не решение теоремы, над которой так долго и безуспешно сушит голову Виктор Ющенко и его канцелярия? Максимум, до чего додумались на Банковой, это референдум. Народ у нас, конечно, «за» — премьер ведь недаром спрашивала, кто, мол, решил, что сограждане не хотят диктатуры… Но в том-то и дело, что всенародное голосование в этом случае тоже должен объявлять парламент. А тут — никаких публичных дискуссий и голосований, просто решение 18 человек в мантиях. Которые привыкли чутко прислушиваться к мнению действующего президента. Конечно, Виктор Андреевич чудо-рецептом воспользоваться вряд ли успеет. Зато Юлия Владимировна… Если, конечно, победит на выборах… А то ведь есть пока одна загвоздка — судя по опросам, лидирует в гонке не она, а Виктор Федорович. Ему давать в руки такой острый инструмент бютовцам, скажем прямо, не с руки. Поэтому, наверное, и скромничают, придерживая проект №5323 до поры до времени…
Тем более что в «джентльменском наборе» бютовцев есть и другие инициативы. В том числе и согласованные с Банковой. Да-да, не удивляйтесь — если кандидаты между собой почти не разговаривают, не мешает договариваться их командам. Особенно тогда, когда интересы общие или — как минимум — временно совпадают. В данном случае на руку Ющенко играет неуверенность штаба Тимошенко в успехе их кандидата 17 января. Именно поэтому бютовцы якобы согласились поддержать президентские поправки к закону о выборах. Те самые, которые имплементируют решение КС о признании неконституционными отдельных пунктов в действующих правилах.
Правда, добро Ющенко тимошенковцы дали при нескольких условиях. Одно из которых — новая процедура назначения второго тура. Когда за точку отсчета берется не решение ЦИК о результатах голосования в первом туре, а решение… последнего суда, в котором эти результаты могут быть оспорены. Зная, кто в Украине имеет особое влияние на судебную систему, нетрудно предположить, что этот пункт при необходимости позволит им оттягивать решающее голосование чуть ли не до лета. Или не оттягивать — если такой нужды не будет. На Банковой вроде бы не возражают. Чем больше бютовцы будут тянуть с «финалом», тем дольше исполнять свои обязанности будет нынешний президент. Ведь его полномочия истекают только тогда, когда присягу принимает следующий глава государства. А пока суд да дело — авось придет озарение, как оставить Виктора Андреевича на второй срок. Об этом Юлии Владимировне, конечно, не говорят. Рано еще. Настоящие кавалеры стараются дам заранее не расстраивать…
В команде леди, правда, о планах вчерашних соратников догадываются. Но относятся к ним… как бы это помягче сказать… снисходительно. На Туровской уверены, что слишком хорошо знают Ющенко. И, разумеется, помнят сакраментальную фразу Константина Мелихана о том, что «истинный джентльмен никогда не бросит даму, а сделает так, чтобы она бросила его». По расчетам тимошенковцев 17 января президент из избирательной гонки однозначно выпадет. И «отыграть назад» уже не сможет. А закон к тому времени уже вступит в действие. Здесь главное — не спугнуть удачу. Может быть поэтому бютовцы так нервничают, когда у них спрашивают о судьбе президентских поправок? И живо интересуются, откуда журналисты узнали о том, что им удалось договориться с Банковой.
http://www.zn.ua/1000/1550/67882/