Конец блефа
Известный православный публицист размышляет об итогах Олимпиады в Ванкувере …
Спорт высших достижений - наглядная вещь. Все что угодно можно разваливать, как говорится тихой сапой, только не его. Можно разваливать авиапром и козырять тем, что «самолеты-то летают». Правда, иногда падают, но это же техника... Можно довести до ручки сельское хозяйство и с гордостью указывать на рекордный в прошлом году урожай зерновых. Погодные условия были, правда, небывало благоприятные, но это, как говорится, обсуждаемо. А вот мудрое руководство наших самых неподкупных в мире чиновников - никогда. В спорте так нельзя. Результат - вещь настолько сволочная, что никак не замылишь. Либо он есть, либо его нет. Третьего не дано. Либо место призовое, либо четвертое и ниже. Пьедестал почета, в отличие от бюджетных денег, «распилу» не поддается...
Эта олимпиада была для нас рубежной. Советские запасы (кадры, школу, патриотизм, преемственность и т.д. и т.п.) давно проели. Самое время начинать модернизацию. У кого чего болит, тот о том и говорит. Почему все говорят о модернизации? - Потому что ее нет, и до сих пор не было. Логично? Отпираться бессмысленно! Спортсменов провожали не как в зашоренные советские времена - на какой-то там бой. Как на праздник. Жизнь - она ведь дается только один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы: когда все радовались и наслаждались, мы там жертвовали, страдали зачем-то, за честь страны боролись... Помнится где-то в середине 90-х один из тогдашних соловьев либеральной революции метко сазал: «Да, мы проиграли (чемпионат по хоккею - В.С.). В советские времена была бы трагедия, а сейчас - да какое там! Посмотрите на этих болельщиков - сколько свободы на их разрисованных лицах! Вот главное завоевание демократии! И пойдут они со стадиона не плакать, а пиво пить. Свободные ж люди... Главное - диктат идеологии над ними не довлеет. А вспомните советские времена! Все болельщики - в одинаковых костюмах. Трещоток - и тех нет. Только «Шайбу, шайбу!» кричать умеют...»
С тех пор прошло уже немало лет. Кое-что мы все же и поняли. «Лихие девяностые» не тем плохи, что тогда разрушили, а тем, что не создали. Не создали новых идеалов, новых ценностей, за которые не то что умирать - хоть чем-нибудь пожертвовать народ захотел бы. Думали, что рынок, как средство решения всех проблем - самая реалистическая из всех идеологий. Потому что принципиально антиидеологичная. Даже в Конституции записали: «Никакая идеология не может быть признана в качестве государственной». Помните? Оказалось - путь в никуда, к виртуализации самой реальности. Если идеала нет, сама жизнь становится виртуальной - вот доставшийся страшной ценой непреходящий опыт девяностых. В «нулевые» вдруг восхотели «патриотизма». Поздно пить боржом... или, как учили древние латиняне, «ex nihilo nihil fit». Опять же, еще Ходжа Насреддин говаривал: «Хоть сто раз скажи «халва» - во рту сладко не станет».
В Ванкувере оказалась приделанной «фэйсом об тэйбл» не команда спортсменов (ребята «работали, как умели»), не бригада тренеров и врачей, давно отставших от современных технологий допинга и даже не Олимпийский комитет России. Снявши голову, по волосам не плачут. И с какой стати, развалив великую страну, мы должны сохранить великий спорт? И с какого, я извиняюсь, бодуна люди, чье детство, отрочество и юность прошли под аккомпанемент хорошо оплачиваемых русофобских завываний «всей либеральной рати», вдруг полезут на пятак ломать ребра, предварительно не подумав, а стоит ли того страховка? В Ванкувере наступила «полная стабилизация» «новой России», вместо идеалов и веры строящей свое недолгое счастье на дешевых понтах пиара, подменившей живую жизнь с ее страданием и жертвой раззолоченной сказкой красивой жизни, намалеванной на голубом экране. Блеф кончился, и карты раскрыли. Все увидели, что мы банкроты.
Небывалый провал в Ванкувере - это еще и решительное поражение «новой» РПЦ. Никогда еще духовная власть Церкви, эта наследница древней Византии, не приближалась до такой степени к мирской суете. Благословение нашей сборной в Храме Христа Спасителя некоторые злые языки уже окрестили «стоянием с чебурашками». Можно было сказать, что это еще одна профанация, если бы результат был обычным. Однако он - провальный, поэтому скажем иначе. Бог не любит быть на посылках. Золотая рыбка - не курьер для доставки благодати для вздорной старухи, восхотевшей вдруг стать владычицей морскою. С Богом надо того, поаккуратней. Это тонкая такая материя, потоньше, чем смазка для лыж или средство от астмы.
И что же пропеть нам в утешение? А - ничего! Начало подлинного возрождения - это умение смотреть в глаза реальности, как она есть. Олимпиада в Ванкувере хороша уже тем, что окончательно убивает столь надоевшую субстанцию тотального пиара, которым нас кормят уже двадцать лет, чтобы убаюканный народ не мешал им делать свое, настоящее, реальное дело. Маски сорваны, шарик лопнул, телевизоры сломались. Хватит воровать, товарищи из «элиты»! Караул давно уже устал, и сам не понимает, что же мешает ему, наконец, попросить вас вон из зала...
Владимир Семенко, член Центрального Совета Союза православных граждан, специально для «Русской линии»
http://www.rusk.ru/news_rl/2010/03/01/konec_blefa/Сергей Петров, Русская линия
На лицах наших чиновников удивление: впервые российской олимпийской сборной была обеспечена подготовка по наивысшему разряду, удовлетворены все ее прихоти и пожелания по финансированию, по количеству и качеству сборов, а результаты много хуже, чем в 1990-х годах, когда не то что финансирование отсутствовало - с инвентарем проблемы были. И если в 1990-х годах серебро, например, по биатлону считалось провалом, то ныне после серебра в том же виде спорта комментатор кричал от восторга так, что едва выдерживали динамики в телевизоре.
На этой Олимпиаде многое произошло с нами впервые: впервые фигуристы не завоевали ни одного золота (четыре года назад - три), впервые хоккеисты не вышли в полуфинал, впервые дружно провалили эстафеты лыжники и лыжницы...
И вот уже слышны призывы вызвать на ковер министра спорта, председателя Олимпийского комитета, перестроить всю систему подготовки, однако рискну предположить, что и в дальнейшем, несмотря на «заботу и внимание» наши олимпийцы будут выступать все хуже и хуже. Все потому, что причины неудач лежат не в одной только спортивной плоскости, а значит, не лечатся увеличением финансирования или умопомрачительными премиями. Нет, дефекты воспитания, низкая морально-волевая подготовка, отсутствие ценностей и истинного патриотизма не компенсируются «джипами в подарок» и не ликвидируются за один олимпийский цикл, ибо это болезни не столько наших олимпийцев, сколько всего общества.
Как своего рода реагент, как диагноз российскому обществу рассматривает Олимпийские игры и зарубежная пресса, отмечая что Россия уже и в спорте стремительно скатывается к странам Третьего мира. Одна немецкая газета написала, что до Олимпиады о русских, в связи с допинговыми скандалами, только и было слышно, а на Олимпиаде высокие места занимают «не зимние» страны, а русских нет. Присутствуют ли они вообще в Ванкувере? - задается вопросом газета.
Да, в том, что с нашими олимпийцами что-то не так мы убедились сразу после первых стартов. Так, после оглушительного провала в спринте наших биатлонисток, обычно привозящих с Олимпиад богатый медальный улов, журналисты стали опрашивать их в попытке найти причины неудач. И что же они услышали? Оказалось, что все бежавшие довольны своими результатами, хотя лучшее место у нас было - четвертое. Спортсменки радостно передавали привет родственникам, уверяя, что все еще впереди, а Светлана Слепцова, с которой перед Олимпиадой связывали особые надежды, заявила: «Медали не главное». «А что главное?» - удивился журналист. «Здоровье» - последовал ответ.
Согласимся со Светланой, здоровье важнее, ведь Олимпиада - это всего лишь спорт, однако в момент, когда спортсмен выходит на лыжню, для него главной должна быть победа и только победа, иначе и на старт выходить не стоит. Это нам доказала молодая немка Магдалена Нойнер. Завоевав в биатлоном спринте серебро, Нойнер была чрезвычайное недовольна собой и во всех интервью уверяла - ее цель только первое место. В гонке преследования М. Нойнер стала-таки чемпионкой, а «довольная собой» С. Слепцова, которая по идее должна бы составить ей конкуренцию, оказалась восемнадцатой!
Тем, кто помнит отношение советских спортсменов и тренеров к неудачам подобное некритическое отношение к неудачам кажется поразительным. Ну, ладно не получилось, но как можно в один голос утверждать, что все в порядке.
Вообще, морально-волевой подготовке спортсменов советская спортивная наука уделяла колоссальное значение; запомнилась одна статья тридцатилетней давности, в которой утверждалось, что бесполезно тренировать мышцы тела, если одновременно с ними не тренируются «мышцы души». Но современной российской спортивной практике словосочетание «воля к победе» неизвестно. Неудачи готовы объяснить всем чем угодно: невезением, недонастроем (кто бы объяснил, что это такое?), плохим судейством или плохой смазкой, но только не собственным безволием и уклонением от борьбы.
А между тем, нынешние Олимпийские игры в этом смысле дают нам массу удручающих примеров. Так, один из наших биатлонистов, в одной из гонок промахнувшись несколько раз на первых же рубежах, демонстративно прекратил борьбу и не спеша прикатил к финишу. В итоге шестьдесят третье место! Чем, как непониманием, куда ты приехал, и честь кокой страны защищаешь можно объяснить подобное?
Замечу, столь пристальное внимание в статье к биатлонистам не потому, что они хуже других наших олимпийцев - нет, просто больно высоки были надежды на них. Столь же вопиющее безволие продемонстрировала и сборная Россия по хоккею против канадцев, и наши лыжники и лыжницы в эстафетах...
А допинговые скандалы? Из-за них некоторые зарубежные Федерации предлагали вообще отстранить всю российскую сборную от олимпийских соревнований.
Но с другой стороны, обсуждая выступление сборной России, вправе ли мы требовать, чтобы один институт в России (в данном случае Олимпийский комитет) был лучше, остальных? Почему мы решили, что спортсмены должны быть патриотичнее чиновников, берущих взятки, честнее губернаторов, нелепыми стройками уродующих свои города, или гаишников обирающих водителей на дорогах? Наконец, кто и на каких принципах воспитывал наших олимпийцев чтобы требовать от них подвигов? Не резоннее ли предположить, что каково общество, такова и элита, делегируемая им. Неважно куда, в правительство ли, в Госдуму, или на Олимпиаду.
Рассуждая на эту тему, мы лишь повторим древнюю мысль: деградация морали и нравственности в обществе, дефицит культуры сказываются абсолютно на всех областях жизни и ни один общественный институт не остается вне болезни. И столь казалось бы разные вопросы, как коррупция, проблемы армии и МВД, безнравственность на телевидении, и проблемы подготовки олимпийцев - следствия одной и той же болезни. Имя ей - деградация нравов.
Те же склоки в Олимпийском комитете, нечистая борьба за место в тренерских штабах (в неудачах биатлонистов интриги за место тренера называют одной из главных причин неудач) упали к нам не с неба, а перекочевали из повседневной жизни. В результате во многих спортивных дисциплинах тренерский штаб возглавляют люди, не отмеченные особыми тренерскими талантами. Да что там, дошло до того, что как и в футболе, в самом «нашем» виде спорта - в биатлоне подумывают ставить иностранного тренера. Иначе, говорят, не составить объективной картины.
Низкой квалификацией тренерских кадров готовы сейчас объяснить многие наши неудачи и в коньках, и в фигурном катании, и в лыжах... Это верно, но если проследить всю логическую цепочку, то окажется, что и здесь на первый план выходит проблема человеческой личности. Так, прекрасно выступивший на Олимпиаде конькобежец Иван Скобрев, тренировавшийся у итальянского тренера поведал нам, что итальянцы до сих пор тренируют по советским методикам и поражаются, почему этого же не делают их российские коллеги и почему такие низкие нагрузки дают они спортсменам. Действительно почему? Почему отечественные наработки востребованы за рубежом, но не востребованы у нас?
Дело, думается в том, что тренерская профессия у нас некоторыми воспринимается как своего рода бизнес, когда ставится во главу не результат, не воспитание спортсмена, а бонусы, поездки, почет. Зачем напрягаться, изматывать себя и не дай Бог сгореть на работе, как сгорели многие великие тренеры - ведь чтобы вырастить чемпиона нужно и самому вывернуться на изнанку. Поэтому-то и не востребованы методики, требующие как от спортсменов, так и от их тренеров самозабвенного труда.
* * *
Самое простое, что можно сделать и что, судя по всему, и будет сделано - это залить проблемы деньгами. Еще больше бонусов, премий, еще лучше экипировка, еще большая возня в федерациях за место под солнцем... Наверное, обратят внимание и на спортивные базы, хотя в 90-х годах баз было меньше, а результаты выше. Возможно, начнут, как обещают перестраивать всю систему подготовки спортсменов, а там глядишь, и перекинут с нанотехнологий на спорт универсального нашего реформатора А.Чубайса.
Про патриотизм вспомнят только перед самыми Олимпийскими играми, когда будут напутствовать с высоких трибун, а о вере и ценностях, тогда, когда Патриарх на дорожку окропит спортсменов святой водой. О воспитании и детских тренерах не вспомнят вовсе, а если кто-то заикнется о необходимости «тренировать мышцы души», покрутят пальцем у виска. У нас же его величество прагматизм; деньги выделены, чего же боле?
А между тем, со следующей недели возобновляется, прерванный на время Олимпиады показ по первому каналу скандального сериала «Школа». Значит, мы можем быть уверены - новое поколение российских олимпийцев будет воспитано как надо!
Сергей Петров, Русская линия
http://www.rusk.ru/analitika/2010/03/01/nesportivnye_prichiny_olimpijskih_porazhenij/