Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 04:23:59  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Полтавские корни рода Величко  (Прочитано 2626 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Николай Яременко
Новичок
*
Сообщений: 16


Просмотр профиля
Православный. РПЦ МП
« : 14 Марта 2010, 18:50:00 »

                        ВЕХИ ИСТОРИИ РОДА ВЕЛИЧКО
             Мы сойдемся с Вами – сойдемся в преданности нашей вере,
             родине, в уважении к прошедшему, в надеждах на будущее…
                                                                                             М. Н. Катков.
В историческом календаре, среди круглых дат 2010 года выделяются три юбилея известных и славных сынов Малороссии:  340 лет со дня рождения знаменитого казацко-русского летописца Самийла Васильевича  Величко, 150 лет со дня рождения борца за Русскую идею, поэта и драматурга  Василия Львовича Величко и 70-летие поэта, публициста, защитника новой русской диаспоры Сергея Анатольевича Сокурова-Величко. К сожалению забытых на Полтавщине, земле давшей им жизнь и силы на творчество и борьбу.
         Казак с гусиным пером и печатью Полковника Войска
                                  Запорожского.
Самоил Васильевич Величко родился в феврале месяце 1670 года на Полтавщине, тогдашнее название Малороссия, в семье казацкого старшины Полтавского полка. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии, где помимо русского овладел латинским, польским и немецкими языками. С 1690 года по 1708 год Самоил Васильевич находится рядом с высокородным Кочубеем, убежденным недругом Мазепы. Величко служит канцеляристом (с высшим образованием) в Генеральной войсковой канцелярии, руководимой В. Кочубеем, где приобрел высокий полковничий чин с высокими должностями в управленческой сфере Малороссии. О чем свидетельствует печать «Полковник Войска Запорожского Величко» хранившаяся до 1931 года в роду Сокуровых-Величко. Как утверждает известный сегодня писатель и публицист Сергей Анатольевич Сокуров-Величко его бабушка исчезла вместе с печатью в подвалах Харьковского ОГПУ.
Будучи приближенным к Кочубею и Искре, Величко после ареста и гибели своего покровителя в 1708 году тоже попал в немилость. Он был смещен с должности, некоторое время находился под арестом. Преследования прекратились лишь с крахом гетмана Ивана Мезепы. Однако на службу Самоил Васильевич не вернулся. Его пригласил сын Кочубея Василий Леонтьевич разделить стол и кров в Деканьке, в последствии воспетой Пушкиным и Гоголем. Но больше Величко жил в Жуках под Полтавой, учительствовал там и одновременно работал над летописью, принесшей ему посмертную славу.
Последний раз имя Величко упоминается в 1728 году, он жил в годы когда «Россия мужала с гением Петра». Хотя Петр 1 часто спрашивал Прокоповича, «Когда же увидим изданную полную историю Отечества?» и главный труд Самийла Васильевича не был издан при его жизни, а лишь в1848-1864 гг. в четырех томах озаглавленный «Летопись событий в Юго-Западной России в ХУ!! веке». По отзывам специалистов, летопись «является одним из самых достоверных произведений малороссийской историографии» того времени. Сегодня она ценна еще и тем, что позволяет опровергнуть многие мифы, внедряемые в общественное сознание современными переписчиками истории. Сразу подчеркну, «переведенные» в оранжевое время на мову малковичами с «просвиты» тексты, никакого отношения к Величко не имеют. 
Например, Величко называет себя «истинный Малыя России сын», а своих земляков – малороссиянами. Как тут не вспомнить президента с Майдана, который, демонстрируя собственное невежество, считает это наименование чуть ли не ругательством?  Между тем для казацкого летописца Малая Русь и Великая Русь, «России наши Великая и Малая» - две составные части одного целого. Обе они – Русская земля, где живут русские люди, распространена русская вера, господствует русский язык.
Стоит ли удивляться, что народный учитель, летописец Самоил Величко и его летопись непопулярна у нынешних «национально сознательных» псевдоисториков? Ну не был «Полковник Войска Запорожского Величко» украинцем. Малороссом - был. Православным – был. Казако-русским писателем – был. Галицаем – никогда. 
                       Певец Русской идеи
15 июля исполняется 150 лет со дня рождения Василия Львовича Величко, поэта, драматурга, учредителя «Русского собрания», певца Русской идеи. В.Л. Величко происходит из рода Малороссийского казака летописца, автора «Летописи событий в Юго-Западной России в ХУ!! веке» С.В. Величко. Василий Львович родился в городе Прилуки Полтавской губернии в 1860 году. Молодые годы провел в селе Жуки под Полтавой и хуторе Вернигоровщина, имении родителей, на чудных и прекрасных землях Малороссии. Окончил Императорское Училище правоведения, в Петербурге, кузнецу чиновничьих кадров того времени.
С 1883 года студент Величко начал печатать свои стихи в «Русской мысли», «Новом времени», «Вестнике Европы», «Русском вестнике», «Неве» и других известных тогда  изданиях. В 1890 году вышел первый сборник  стихотворений В. Л. Величко, а его комедия «Первая муха», была удостоена Грибоедовской премии. Как утверждает один из лучших знатоков его творчества  А.Д. Степанов:  «Главной особенностью поэзии Василия Величко была историософичность. (Гены пращура Самоила Васильевича дали себя знать.) Его можно с полным правом назвать «Певцом Русской идеи». В своем поэтическом творчестве Василий Львович продолжает традиции русских мыслителей-консерваторов от славянофилов. Его прекрасное стихотворение «Русская идея» демонстрирует сколь глубоко понимает поэт призвание России и предназначение русского народа».
Не всем постичь ее дано!
В ней мир и меч, покорность и свобода!
Она в душе могучего народа
Небесной истинны зерно! 
Существо Русской идеи, согласно Величко, составляет бессмертная уваровская триада: «Православие, Самодержавие, Народность». 
В  1896 году Василий Величко уезжает в Тифлис редактировать газету «Кавказ», где три года возглавлял главную русскую газету на кавказской окраине. Три года длилась его борьба за русские национальные интересы, где Величко стал не только певцом Русской идеи, но и борцом за Русскую идею. Вернувшись в Петербург Величко становится у истоков первой черносотенной организации «Русское собрание».
Как писал один из современников «Русское собрание» зародилось «когда любовь к отечеству была в забвении», «когда стало невыгодно быть русским человеком». Как член Совета «Русского собрания» Василий Львович  вел свою борьбу на поприще публицистики, сотрудничая в старейшем консервативном журнале «Русский вестник», где публикует цикл статей «Русские речи». Величко рассматривал все социальные проблемы страны глазами русского националиста.
Кроме политической публицистики и редакторских хлопот Величко продолжает писать стихи. В это время он создает свое самое масштабное произведение – историческую драму «Меншиков». Так же выходит его книга «Кавказ», популярная и переиздаваемая сегодня в Азербайджане.
До конца дней своих Василий Львович, практически ежегодно, любил гостить в Малороссии. Русский монархист, умное и острое перо Воинства святого Георгия,  великий страж империи, и самобытности русской государственности умер в 1904 году в Петербурге.
                   Вожак Русской диаспоры.
Сергей Анатольевич Сокуров-Величко, свой геологический маршрут начал с Полтавы. Сегодня, свое семидесятилетие встречает одним из ярчайших русских публицистов и поэтов, он одна их центральных фигур в общественной жизни русской диаспоры. Рефреном его творчества как бы стали слова В.В. Шульгина: «Тяжче всего – отсутствие у нынешних русских людей слабого и отроду сознания своего единства… Мы в национальном обмороке… Отсюда проистекала наша нынешняя губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации, что более всего вредит нам сегодня. Русские не способны делать дела через самозарожденную организованность. Мы из тех народов, которым непременно нужен вожак. При удачном вожаке русские очень сильны… Трудно служить России в одиночку, а скопом мы не умеем.»
Сергей Анатольевич инициатор создания Русского общества им. А. Пушкина в Галиции. Это была практически первая русская организация в СНГе. Им так же создан Международный союз общественных организаций «Русь Единая».  Именно зов предков из рода Величко привели С. Сокурова на службу Русскому зарубежью острым пером публициста, поэта. Он член СПР, выпустил более 20-ти книг.
Главная черта творчества Сокурова-Величко: «Правду оседлую всегда показать труднее, чем «правду кочевую» - та многообразней, подвижней, богемней, всегда ближе  к сердцу кочующего «богемного» художника. Но любой народ всегда держится на «правде оседлой», правде «молчаливого большинства». Сдвинь ее – и страна рухнет». Впитав в себя, в свое творчество идеи пращуров, Сергей Анатольевич стоит на страже русского «молчаливого большинства», на защите «правды оседлой».  В свой  70-й возраст он не сделался писателем затворником. Не стану перечислять те награды, что заслужил своим трудом, пером и подвижнической деятельностью  Сокуров-Величко, назову лишь Диплом за «поддержку русских соотечественников» от Правительства  и Союза журналистов Москвы врученный в самом начале 2010 года…
Летописец, вожак, казак с гусиным пером, певец, стражник империи, монархист, полковник, публицист – это все о Самийло, Василии и Сергее из рода Величко, чьи пуповины зарыты в земле Малороссийской.  Вспомнит ли сегодняшняя Полтавщина своих сыновей?!.
                                                                                   Николай Яременко
                               
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!