Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 18 Марта 2010, 12:29:23 » |
|
Священник Дмитрий Шишкин Взгляд старца ПаисияНесколько лет назад довелось мне побывать в Греции. И вот оказался я в церковной лавке небольшого, но славного греческого городка. О, какая это тонкая пытка – бродить среди стеллажей с рядами прекрасно изданных фолиантов, брать их трепетно в руки, чувствовать волшебный запах типографской краски, пролистывать с приятным шуршаньем страницы и… ставить книги на место, потому, что ты не понимаешь в них ни строчки! Вот таким утончённым самоистязанием я занимался, когда звякнул колокольчик на входе и в лавку заглянул по-свойски с улицы грек – знакомый хозяина лавки. Мой добрый гид, монах Серафим, поспешил представить меня как «паломника из России», и грек действительно был тронут, вполне искренне и доброжелательно улыбался, тряс руку, что-то говорил на своём «тарабарском»… Греки вообще, я заметил, зачастую, как будто не хотят признавать, что ты не знаешь их языка и уверенно продолжают беседу, требуя ещё и ответов на свои непонятные вопросы. Но этот грек не был чересчур экспансивным, так – порадовался с нами за компанию обо всём и сразу, перекинулся парой фраз с хозяином и, попрощавшись, отправился по своим делам. – Знаешь, кто это был? – загадочно начал отец Серафим, хотя заранее знал ответ. – Нет. А кто это? – Это человек, которого отец Паисий обратил одним взглядом. Тут мне настало время удивиться. – Одним взглядом? Это как же?.. – Ну как… Жил себе человек бестолково, православным был только так – «по крещению», гулял, пил, куролесил напропалую и всё ему ни по чём было. Жена и плакала, и ругалась, и уговаривала его, и о детях просила подумать – ничего не помогало. Пропадал человек и всё. После очередного загула стала она его умолять отправиться с паломниками на Святую Гору. А от нашего городка Святая Гора совсем не далеко – километрах в восьмидесяти, не больше. И человек этот уж кое-как, скрепя сердце, скорее «чтобы жена отделалась», чем от полноты раскаяния, отправился в эту поездку. – И вот, – это он уже потом мне рассказывал, – хожу я по Афону как неприкаянный с тяжёлым сердцем, сердитый непонятно на кого и за что, и всё мне здесь скучно, невмоготу, тоскливо – нет сил, только и думаю, чтобы поскорее эта «тягомотина» закончилась. Ни храмы, ни службы церковные не трогают. И вот, уже перед самым возвращением на пристань, взбрело вдруг нашим паломникам в голову посетить «какого-то ещё» отца Паисия. Ну, я чуть не взвыл от досады, но делать нечего – поплёлся вместе со всеми козьими тропами в какую-то дальнюю келью, проклиная тот день, когда я согласился на эту паломническую повинность. Ну что, пришли к хибарке убогой, вышел к паломникам старчик – монах: седенький такой, смиренный, одет простенько, чтобы не сказать худо, – ну, они его окружили радостно, галдят, что-то выспрашивают, а я думаю: «Вот и хорошо, вот и общайтесь себе на здоровье, а я тут в сторонке пока постою, покурю». И действительно, достал сигарету, закурил с удовольствием, да и жду себе, когда это «мероприятие» благочестивое закончится и можно будет отправиться спокойно домой. Но в какой-то момент отец Паисий точно забыл обо всех, поднял глаза, и посмотрел мне прямо в глаза… И с такой болью, с такой беспредельной, глубочайшей любовью он посмотрел, что я вдруг, понимаешь, так ясно-ясно, до озарения осознал какая же я всё-таки сволочь! Вот как будто увидел живого Христа, и понял, что Он обо мне всегда помнил… и ждал… И так мне стало горько за всё, что я натворил в своей жизни беспутной – словами не объяснить!.. Точно прорвалось что-то в сердце… А через три часа мы уже плыли на пароме в сторону Уранополиса и я всё вспоминал, думал… не мог не думать о том, что произошло. Об одном только жалею и буду жалеть всегда, что так и не решился тогда подойти к старчику, не взял у него благословения… а больше я его уже и не видел никогда. Вот только жить по-прежнему я уже не смог после этого взгляда… Понимаешь – вернулись мы домой, и друзья всё те же, и места злачные и подружки… а вот противно мне стало и всё. Стал больше внимание семье уделять, детям… в храм ходить, поисповедовался по-настоящему, честно впервые за несколько лет… Вот так всю мою жизнь перевернул одним взглядом отец Паисий. Царство ему Небесное! Всегда дома перед фотографией его как перед иконой молюсь, и верю, что он действительно ходатайствует за нас, бестолковых, пред Богом. http://www.pravoslavie.ru/smi/1840.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 29 Июня 2012, 20:49:06 » |
|
Малоизвестные наставления афонского старцаСтарец Паисий СвятогорецИздательство «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.Старец Паисий с иконой «Достойно есть»Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то делаю это по собственной воле и как следствие почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников. *** Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то (здесь старец имеет в виду прежде всего духовного отца), чтобы отсекать свою волю. *** Благоговейные родители, желающие чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь. *** Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым человек ещё не готов. *** Я встречал развращенных мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, то как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица. *** Благодать священства это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги. *** Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым. *** Если кто-то пал духом – его следует подбадривать и воодушевлять. Но когда он впал в гордыню и превозношение – ему полезно будет смириться. *** Часто мы, монахи, становимся жестокосердными, потому что не видим боль других. А бедолажки миряне сострадательны, так как всё время видят вокруг боль и скорби. Поэтому мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир. *** Старец Паисий Святогорец около своей кельиЕсли во время молитвы мы не чувствуем Божественного утешения – значит что-то неладно. Мы должны принести покаяние и в чём-то исправиться. Неправильно говорят некоторые, что это происходит из-за зависти и козней диавола. На самом деле Сам Господь словно говорит нам: «Я не понимаю того, как ты обращаешься ко Мне». Молитва как и Святое Причастие – это Таинство. К ней необходимо готовиться и иметь чистую совесть. *** Пришёл ко мне как-то один паломник и рассказал, что прочитал несколько книг об Иисусовой молитве, и попытался понудить себя к её творению, но в результате у него лишь разболелось сердце. Тогда я спросил его: «Разве у тебя нет материала для смирения (грехов)? Смирись и ты почувствуешь, как тебе необходима милость Божия. Тогда молитва будет литься сама собой, без понуждения. *** Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждёт, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу. *** Духовный человек чувствует намерения других (например, если его хотят использовать или обокрасть) но всегда относится к ним с добрым помыслом. Он не препятствует злоумышленникам, считая, что они имеют в том, что хотят отнять у него, бОльшую необходимость. *** Если нет искреннего покаяния и смирения – предпосылок для того, чтобы человек почувствовал как ему жизненно необходима Милость Божия, одни только внешние подвиги и понуждение себя приведут человека к прелести. *** Ум наш (насколько это возможно) должен быть рядом с Богом и не думать о злом. *** Посеяв горсть пшеницы – мы получим урожай пшеницы, посеяв колючки – вырастим колючки. Добро, творимое человеком, порождает новые добродетели, а грехи влекут за собой новые прегрешения. *** Одному женатому, который заявил мне, что монашество в отличие от брака это не таинство, я ответил, что иночество – это таинство Церкви Торжествующей, так как уже в земном существовании переживает ангельскую жизнь. *** Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада. *** Старец Паисий СвятогорецМы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он даёт им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве – это душевный мир. *** Многие впавшие в прелесть, которых диавол сделал лжепророками, не положили в основу духовной брани покаяние и познание себя, а стремились к постам и бдениям, по своей гордыне желая великими подвигами достичь святости. *** Как у каждого автобуса есть депо, так и беснование имеет какую-то первопричину. Не надо идти на отчитку, если прежде не найден повод ставший причиной духовного заболевания. *** Настоящее смирение имеет тот человек, который сделанные им добрые дела сразу забывает, а любое сделанное ему благодеяние (даже самое незначительное) считает громадным и чувствует за него благодарность. *** Обретение святости не зависит от того сколько времени мы подвизаемся, а зависит от любочестия и нашего смиренного подвига. В любочестии есть и смирение, и благородство, и жертвенность. Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий КавсокаливитСтарец Паисий СвятогорецПРАВОСЛАВИЕ.RUhttp://www.pravoslavie.ru/smi/52917.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 14 Июля 2012, 14:33:30 » |
|
«Азбука спасения»Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца 12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.Афон. Святые афонские отцы, как и мы, были людьми. И Афон был дикой горой, как и другие горы. Но поскольку наши отцы с ревностью подвизались, то сами стали святыми и гору освятили, так что она стала называться Святой Горой, и мы сейчас похваляемся тем, что являемся святогорцами. Благодать. Духовная жизнь – это не наслаждение. Христос подключил вилку к розетке, но наши собственные провода заржавели и не принимают Божественной Благодати. Надо очистить провода от ржавчины, подъять подвиг, чтобы познать себя, отсечь свои страсти и стяжать добродетели. Таким образом нас осенит Благодать Бога». Война. Если на тебя нападают – значит воюешь и ты сам. Если ты не ведешь духовной брани – значит стал соглашателем. Гордость. Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо. Духовник. Человек должен уловить глубочайший смысл жизни, должен понять, что эта жизнь дана ему для того, чтобы подготовиться к жизни иной. Поняв это, человек – подобно тому как земной путешественник находит себе проводника – должен найти проводника для своего небесного путешествия. Этот проводник – духовник. Духовник установит распорядок жизни, скажет, что читать и как молиться, как избегать поводов ко греху и мирского духа, который страшнее всего. Таким образом человеческое сердце будет пребывать во Христе. Евангелие. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода. В Евангелии написано: «Если кто-то принудит тебя идти одну версту, то иди две». Разве в этом виден здравый смысл? В этом, скорее, видно умопомрачение. Поэтому те, кто хочет увязать Евангелие со здравым смыслом, заходят в тупик. Женский монастырь. Однажды в женской обители Паисия Святогорца угостили кофе. На столе у монахинь лежала красивая вышитая и гладко выглаженная скатерть. Желая напомнить монахиням, что такое монашеская простота, старец вылил кофе прямо на скатерть, а затем свернул ее в комок, чтобы она испачкалась еще больше. После этого он сказал игуменье: «А теперь матушки вам придется оставить ваши четки. Отправляйтесь вместо этого стирать и гладить». Заповеди. Будем просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние и мы избежали Его праведного гнева. Грядущего гнева Божия нельзя избежать иначе, как покаянием и хранением Божиих заповедей. Испытания. К испытаниям надо относиться со смирением и терпением. Компромисс. В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам, человек должен быть непреклонен, тверд. Любовь. Старайтесь иметь любовь между собой иначе ваш монастырь из общежития превратится в собачий питомник. (В греческом языке игра омонимичных слов κοινόβιο (общежительная обитель) и κύνοβιο (собачий питомник)). Молитва. «Перед молитвой к ней необходимо подготовиться. Молитва – это тоже сопричащение Богу, это тоже Божественное Причащение. Через молитву человек приемлет Благодать Божию по-другому. Подобно тому как, причащаясь на Божественной Литургии, человек принимает в себя жемчужину Христова Тела и Крови, так в причастии молитвы молящегося осеняет Божественное пламя». Настоящий человек. не тот, кто правильно говорит, но тот, кто живет правильно, по-евангельски. Опыт приобретается благодаря огню, который вызывает на себя воин Христов со стороны бесов в духовном сражении (здесь игра слов, сходных по звучанию: πείρα, опыт - πυρά, огонь). Перед началом боя враг совершает артподготовку с помощью помыслов. Самым надежным оружием против вражеских помыслов является молитва Иисусова. Послушник, который хочет добиться духовного преуспеяния должен стремиться забыть все мирское и помнить какую великую честь оказал ему Господь, захотевший преобразить его из человека в ангела. Пусть у него будет любочестие, смирение и подвижнический дух – без этих качеств он будет подобен квадратному колесу, которое надо все время подталкивать вперед. Расскаяние. Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как расскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия. Скорби. Будем предпочитать скорби и принимать их с большей отрадой, чем радость. Горькое лекарство часто полезнее, чем сладкое, потому что горькое исцеляет болезнь. Настоящая радость рождается из боли. Труд. Нужно возлюбить труд и не искать легких путей. Упростить жизнь. Нужно упростить нашу жизнь. Роскошь утомляет. Есть люди, которые хотят постоянно менять мебель, другие вещи. Потом устремляются в погоню за еще большими деньгами и так исполняются душевного беспокойства. Философ. Послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то [от мучения помыслов] он освободится. Послушание – это освобождение. Хульные помыслы. подобны самолетам, которые беспокоят нас своим шумом независимо от нашей воли и которым мы никак не можем помешать. Сильной противовоздушной обороной в таком случае является псалмопение, ибо оно есть одновременно и молитва ко Христу, и пренебрежение к диаволу. Церковное пение. Когда мы расстроены или огорчены, будем петь что-то церковное. Псалмопение прогоняет диавола, потому что оно одновременно и молитва, и презрение к нему. Когда нас борят хульные помыслы, не надо противоборствовать им молитвой Иисусовой, потому что в этом случае мы противостаем диаволу лоб в лоб, и он воздвигает против нас еще большую брань. Когда приходят хульные помыслы, будем петь церковные песнопения, и диавол, видя, что мы его презираем, лопнет от злости. Человек. Человек, удаляющийся от Бога, не находит душевного покоя ни в сей привременной жизни, ни в будущей. Ибо кто не верит в Бога и будущую Вечную Жизнь, остается безутешным в сей жизни, а также осуждает свою душу на вечные мучения. Школа. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети – настоящий духовный капитал для своих семей. В духовной жизни им особо помогают жития святых. Щедрость Божия. Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу? Экзамены. Сегодня пришло время отделения овец от козлищ, то есть верующих людей от неверую щих. Позже для нас придет время сдачи духовных экзаменов. Мы подвергнемся и гонениям за нашу веру, и тогда станет видно, где золото, а где – то, что просто блестит. Юношеский возраст. Лукавый использует юношеский возраст, в котором к тому же бунтует плоть человека, и старается разложить молодых в этот нелегкий период, который они переживают. Их разум еще незрел, они весьма неопытны и совсем не имеют духовных сбережений. Поэтому юный, находящийся в этом критическом возрасте, должен чувствовать, что ему постоянно необходимы советы старших. Эти советы нужны ему для того, чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое угрожает тем, что будет впоследствии наполнять его душу тревогой и навеки удалит ее от Бога. Язык. Слово смиренного человека, основанное на его личном опыте и с болью рождающееся из глубин его сердца, имеет цену намного большую, чем куча красивых слов, которые одно за другим соскакивают с отточенного учением языка [образованного] человека. Этот язык не извещает души людей, потому что он – плоть, а не огненный язык Святой Пятидесятницы. Старец Паисий СвятогорецПРАВОСЛАВИЕ.RUhttp://www.pravoslavie.ru/smi/54824.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 17 Июля 2012, 22:50:21 » |
|
30 тысяч человек пришли на могилу старца Паисия Святогорца, чтобы почтить его памятьФото: "Святая Гора"Восемнадцать лет назад (12 июля 1994 года) ушел из жизни афонский старец Паисий (Эзнепидис). 12-13 июля 2012 отдать дань памяти великому подвижнику нашего времени и помолиться на его могиле пришло множество людей. Несмотря на аномальную жару, установившуюся в Греции, десятки тысяч паломников часами в огромных очередях ждали возможности подойти к могилке старца, возложить цветы и помолиться. В обители Святого Иоанна Богослова и Арсения Кападокийского, где похоронен Паисий Святогорец, в день его блаженной кончины состоялась панихида, всенощное бдение, а на утро следующего дня литургия. На богослужении присутствовало более тридцати тысяч человек. Прежде такого стечения народа в монастыре никогда не было, сообщает сайт "Святая Гора". http://www.pravoslavie.ru/news/54881.htm
|
|
« Последнее редактирование: 17 Июля 2012, 22:55:39 от Дмитрий Н »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 21 Июля 2012, 18:01:58 » |
|
Диавол никогда не может сделать добра (старец Паисий Святогорец)— Геронда, а может ли колдун исцелить больного? — Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может "исцелить" — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: "Выйди из этого человека и войди в того". То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: "Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил". Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить. Как-то мне рассказали, что одна женщина "исцеляет" больных, используя различные священные [символы и предметы]. Услышав о том, что она делает, я был поражен выдумкой, "искусством" диавола. Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет "Богоро́дице Де́во" и, дойдя до слов "Благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́;", плюет рядом с крестом, то есть таким образом хулит Христа, и поэтому тангалашка ей помогает. Таким образом она "исцеляет" — например, от душевной подавленности [депрессии] — некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их "исцеляет", потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных считают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их. Необходимо внимание. Надо держаться подальше от колдунов, от колдовства, подобно тому как человек держится подальше от огня или змей. Не надо смешивать разные вещи. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может "исцелить" только те болезни, которые вызывает сам. Я знаю такой случай. Один юноша связался с колдуном и стал заниматься колдовством сам. Потом он повредился, заболел, и в конце концов его положили в больницу. Он лежал в больнице несколько месяцев, и его отец потратил очень много денег, потому что в то время не было страховок и тому подобного. Врачи старались найти причину его болезни, но ничего не находили. Юноша дошел до ужасного состояния. И что же тогда сделал диавол? Он явился к этому юноше в виде Честного Предтечи — покровителя их местности. "Честной предтеча" сказал больному: "Я исцелю тебя, если твой отец построит церковь". Юноша рассказал о видении своему отцу, и несчастный отец сказал: "Ведь это мой ребенок. Я отдам все, что у меня есть, лишь бы он стал здоров". И отец больного дал обет построить церковь в честь Честного Предтечи. Диавол вышел из больного, и юноша стал здоров. Диавол сотворил... "чудо"! После исцеления отец юноши сказал: "Я дал обет отстроить церковь, а теперь пришло время этот обет исполнить". Лишних денег у этих людей не было, и, чтобы построить храм, они продали все свои земельные участки. Отец юноши разорился, и все его дети остались под открытым небом. "Да чтоб ему пусто было, этому Православию!" — сказали они в гневе и стали иеговистами. Видишь, что творит диавол? По всей вероятности, в той местности раньше не было иеговистов, и он придумал способ посеять иеговистские сорняки и там! http://3rm.info/13248-diavol-nikogda-ne-mozhet-sdelat-dobra-starec.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 31 Июля 2012, 10:24:15 » |
|
«Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом»Гордость – это нехватка любви. *** Соучастие ближнему в его беде и попытка его утешить равносильны молитве за него и часто приносят скорбящему облегчение. *** Не у всех, кто достиг святости, были святые духовники, но у всех были святые помыслы. *** Сердце для духовной жизни тоже самое, что двигатель для машины. То, что человек делает от сердца не приносит ему усталости. Поэтому, когда люди спрашивают меня, какое им получить образование, я отвечаю: «то, которое вам по душе». Некоторые профессии (особенно врача и учителя) следует выбирать по призванию. Что касается духовной жизни, то здесь важно, чтобы молитва совершалась при участии сердца. *** Молитва – громоотвод, отводящий от нас Гнев Божий. *** Наше сердце должно болеть из-за каждого нашего прегрешения, иначе мы будем грешить снова и снова. *** Если мы боремся со страстями, но не можем их победить – значит у нас есть гордость, или мы кого-то осуждаем. *** Нам надо научиться уставу Рая – непрестанной молитве. *** Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом. *** Если будем жить духовно – диавол не будет иметь над нами никакой власти. *** Когда нам делают замечание (неважно заслуженное или нет) будем всегда просить прощения. Тогда смиримся и получим Благодать от Бога. *** Если человек не переживёт духовного возрождения он обречён на ад. *** Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис)Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом. *** О том, кто думает о себе, не думает Христос. *** Когда мы жалуемся на своих ближних – тем самым ропщем на Бога. *** Чтобы видеть в другом человеке ангела надо и самому стать ангелом. *** Самолюбием человек изолирует себя от Бога. *** Истинное и совершенное смирение – это такое состояние, когда человек даже если захочет не сможет возгордиться. *** Большая честь для детей и их родителей посетить Святую Гору Афон. *** Как обрести ревность по Бозе? Избавиться от зависти. *** Тот кто говорит и пишет о Святых отцах, предварительно не очистившись от страстей, похож на бочонок, который полон мёда, но пахнет бензином. *** Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис)В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию. *** Бог прежде всего хочет, чтобы мы были радостными и обрели утешение. Бог не тиран. Он не давит, а даёт нам свободу. *** Плотское воздержание делает человека сильным физически. Если же он будет стараться ещё и вести духовную жизнь – станет сильным и духовно. *** Если бы были хорошие духовники не было бы нужды в психиатрах. *** Если во время молитвы мы не чувствуем утешения и радости как дети оказавшиеся в материнских объятиях – значит или кого-то ранили своим поведением или одержимы гордыней. *** Пусть всегда рядом с вами будет открытая духовная книга, чтобы лукавый не имел возможность досаждать злыми помыслами. *** Если кто-то раздражён – лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану. *** Смирение и любовь – вот самые главные средства для нашего спасения. *** Мы должны стремиться выкорчевать большие страсти. Победив их, одновременно справимся и с менее значительными пороками. *** Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис)В наше дни исполнилось пророчество преподобного Антония Великого: «Придёт время и люди сойдут с ума. Того же , кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они». *** Грешные люди после смерти будут страдать из-за своих желаний. *** Для духовной жизни необходимо самопожертвование. *** Когда не ищешь себе оправданий – чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя – не сможешь найти покоя. *** Большинство людей столь погружено в земное, что не чувствует Божественной любви. *** Для ребенка ад - быть вдали от матери, для человека - быть далеко от Бога. [1]Использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011. http://www.agionoros.ru/docs/219.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #6 : 31 Июля 2012, 10:31:49 » |
|
Мужество – это всецелое доверие Богу. Раньше в общежительных монастырях был сильный подвижнический дух, благоговение, взаимная любовь и братство. Когда в обитель приходил новый послушник, монахи от всего сердца стремились его поддержать и приносили ему в келью кто зажигалку, кто часы, кто скамейку, кто лампу. Общим устремлением всех монахов была забота друг о друге. В почете были подвижники, любившие Церковь и богослужение, а не лентяи и празднолюбцы. Питались один раз в сутки водянистым супчиком. Огня в келье не разжигали. В обителях существовала свобода, основанная на внутреннем послушании. К такой обстановке молодому монаху было легко адаптироваться. В монастыре он находил плодотворную почву, чтобы расцвести и принести добрый плод. Сегодня во многих обителях царит казарменный дух и нездоровое послушание. Молодой монах сталкивается с бурями и ледяным холодом и не имеет возможности расцвести, раскрыв свои духовные дарования. Мало осталось старцев, способных подать добрый пример. *** Сегодня (1976) для многих (в том числе и святогорцев) вся духовность свелась к тому, сколько монахов в обители и как часто они причащаются. *** Женщины слабы. Во всех женских монастырях обязательно должен быть сильный духовник. *** Новоначальным, маленьким детям и очень чувствительным людям Бог не попускает в полной мере увидеть в каком духовном состоянии они находятся. Иначе они впадут в отчаяние. *** Избежать рассеяния ума монаху помогает жизнь в пустыне. Она проста и даёт возможность целиком посвятить себя Богу. *** Смиренный человек даже если собьётся с верного пути, вернётся на него с помощью Божией. Гордец же подобен пиле, заточенной только с одной стороны, или испорченному рулю, который всё время уводит с дороги. *** Когда почувствуешь сладость непрестанной молитвы, даже не хочешь выходить из кельи. Тогда молитва не утомляет, а приносит радость. Но если мы пожертвуем своим покоем и молитвенной тишиной ради того чтобы помочь брату, за нашу любовь к ближнему нам воздаст Господь. *** Преподобный Нил Мироточивый предсказал, что придёт время и Святую Гору опояшет лента (дорог). Свободным от них останется только юго-восток Афона (от монастыря Святого Павла до края полуострова). *** Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется когда его злословят. *** В молитве и богослужении мы должны участвовать всем сердцем. *** Однажды мне явился сатана и сказал: « Я Христос, поклонись мне». На что я ему ответил: «Я Христу моему всегда поклоняюсь. Если бы ты был Господом не требовал бы у меня поклонения». *** Монахи должны особенно с особой торжественностью праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как Пречистая вошла во Святая Святых, так и иноки после пострига входят в святую жизнь ангельского образа. *** У духовно слабых их внешний беспорядок свидетельствует о внутреннем. *** Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот у кого есть мужество имеет и любовь. Бог его не оставит. *** Я слышал, что в эти дни снова качается лампада у Иверской иконы Божией Матери. Богородица старается пробудить нас к покаянию, но современных людей не приводят в чувство даже такие чудеса. *** Лучше молиться на возвышенностях, а не в оврагах и ущельях. Сам Господь молился в горах. На высоте открываются разум и чувства. Именно поэтому горцы имеют мужество. *** Когда человек согрешает, Благодать Божия его оставляет. Когда приносит покаяние, возвращается к нему и он совершенно очищается. Остаётся лишь небольшой след от пятна, но и он является безупречно чистым. *** Мы живём в тяжёлые времена. Христианам следует иметь великое терпение, чтобы получить от Господа большую награду. *** Благословение и молитва приносят пользу, когда идут от сердца. *** Любочестный должен больше думать о любви Божией, о Его жертве за нас, а человеку жесткому полезнее размышлять о Суде и воздаянии за грехи. *** Диавол пал из-за своей гордыни. Какая же это страшная вещь! Первый ангел стал врагом Бога и людей. Мы не должны чувствовать к нему ненависти, а сожалеть о глубине его падения. *** Пожилой человек, который нигде не может обрести радости, найдёт покой, когда заглянет внутрь себя и начнёт работу по собственному исправлению. *** Самое важное это смирение, доброта и простота. Доброта – это, когда человек думает в первую очередь о том как помочь ближнему, а не о том как повольготнее устроиться в этой жизни. Бог не несправедлив. Он воздаст нам всё, что мы упустили и потеряли, пытаясь помочь нашим братьям. *** Молитва за усопших им очень сильно помогает. *** Человек должен размышлять о благодеяниях Божиих и собственной неблагодарности и с сокрушенным сердцем просить у Бога милости. Любая жизненная ситуация должна становиться поводом для благодарения и славословия Господу. *** Отшельники жили в тёмных пещерах и узрели свет Христов. Мы же, если будем искать удобств и комфорта, останемся в земном измерении. *** Без Христа печаль это страсть. *** Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся. *** Духовные люди пытаются увидеть всю нечистоту, которую у них есть внутри. Мирские пытаются скрыть её и выглядеть внешне благообразными. Они создают и одевают искусственные личины внешнего поведения, изолируя себя от Божественной благодати. *** Бог не хочет от нас ничего, кроме чистого сердца. *** Самое главное это молитва. Это наш духовный барометр. Пусть она сопровождает вас всю вашу жизнь. *** Будем отдавать себя ближним, и нам воздаст Христос. *** Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви. http://www.agionoros.ru/docs/222.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #7 : 25 Августа 2012, 09:34:35 » |
|
Искушения и скорби по попущению Божию (старец Паисий Святогорец)Иногда происходящие с нами испытания — это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога "по затылку", и его сердце умягчается. Конечно, Бог [и не испытывая нас] знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания — для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль [страстей] так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью. Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа — Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода. Иногда мы говорим Богу: "Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека". И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья. — Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией? — Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: "Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду". Всё равно что говорил: "Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему". Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие — те, кто виноват и подвергается наказанию. Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику [1]: "Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?" Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа [2]. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: "Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!" Бывают и случаи — правда очень-очень редко — когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди — подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной [3]. А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину — согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи. _______________________________________ 1) См. Лк. 23, 39 и ниже. 2) Там же. 3) Память прп. Синклитикии совершается 5-го января. См. Жития святых на русском языке. Январь. М. 1904. С. 189. ___________________________________ http://www.3rm.info/10417-iskusheniya-i-skorbi-po-popushheniyu-bozhiyu.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #8 : 30 Августа 2012, 08:58:10 » |
|
Сила доброго помысла Старец Паисий Святогорец- Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: "Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник" [2]. Что это значит?- Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, [его] страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть. В Четвертой Книге Маккавейской описаны [мучения], которые смогли перенести семь Святых Отроков, их мать Святая Соломонида и их учитель Святой Елеазар, имея благочестивые помыслы. Я думаю, что писатель [Священной Книги] говорит об этом для того, чтобы ясно показать силу доброго помысла [3]. Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских "аэродромов", на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца. Если человек держит [в себе] пусть даже и "немного левый", то есть злой, помысл о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал - посты, бдение или что-то еще, - все пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным? Один чистый, добрый помысл обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включенный им в работу чистый помысл обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь. - Геронда, говоря о "чистом помысле", Вы вкладываете в это слово узкий [аскетический] смысл или же употребляете его более широко?- И широко тоже. Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посредством "левых" [недобрых] помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека. - То есть, Геронда, осуждая других, человек дает диаволу право его терзать?- Да. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос: "Не́ суди́те на лица́, но пра́ведный су́д суди́те" [4]. А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание - в добром смысле этого слова. Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Принимая их, мы оскверним "Хра́м Духа Свята́го" [5], от нас удалится Благодать Божия, в результате чего мы [духовно] ослепнем. Увидев наше сердце непорочным, чистым, Святый Дух приходит и обитает в нем. Ведь Святый дух любит непорочную чистоту. Поэтому Он и явился [на Иордане] в виде голубя [6]. 1.
В святоотеческом аскетическом лексиконе слово "помысл" может означать как простую мысль, возникающую в уме, так и душевное движение, направленное к доброму или злому. Кроме этого, под "помыслом" может пониматься доброе или злое влечение, приобретенное с помощью ума, совести, чувства и воли. Любому делу предшествуют помыслы, поэтому для того, чтобы духовная борьба была правильной, она должна быть обращена в первую очередь на рассмотрение помыслов, с тем чтобы возделывать помыслы добрые и изгонять злые. Все христиане должны заниматься этим деланием, но особенно углубленно занимаются им монахи. (Далее примечания греческих издателей даются без указаний.) 2.
Четвертая Книга Маккавейская на русский язык не переведена. - Прим. пер. 3.
В русском переводе см. 2 Мак. 6, 7. 4.
Ин. 7, 24. 5.
Ср. 1 Кор. 6, 19 и 3, 16. 6.
См. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22 и Ин. 1, 32. 30.08.2012http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/duhovnayagizn/2627-2012-02-19-22-12-53.html
|
|
« Последнее редактирование: 24 Января 2022, 01:06:32 от Дмитрий Н »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #9 : 04 Сентября 2012, 06:38:20 » |
|
За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарностьAgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». *** «Когда тебя ругают – по-мирски будет ответить обидчику грубостью на грубость. Человек духовно преуспевающий – сдержит себя и промолчит, а совершенный христианин (освободившийся от страстей) – радуется, когда его злословят». *** «Монахам следует быть очень внимательными, когда они выезжают в мир или общаются с мирянами, так как многие все сегодня толкуют извращенно. Мне подарили фонарик, который я положил под подушку, а один из посетителей увидел его и стал распространять слухи, что ”отец Паисий держит под подушкой пистолет”». *** «Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит он победил свой эгоизм». *** Один афонский монах рассказал Паисию Святогорцу, что ежегодно после Пасхи совершает небольшую паломническую поездку по Святой Горе. «Берешь отпуск?», – сказал ему старец Паисий. Деликатно и со своим обычным тонким юмором он показал свое несогласие с поведением инока[1]. *** «Монахи должны держаться подальше от археологических раскопок и реставрационных работ в своей обители и быть осторожными с камнями (строительством), чтобы самим не стать окаменелыми (оставить свое иноческое служение)». *** «Монах не пишет книги, за исключением тех случаев, когда в этом есть острая необходимость. Один еще не приехал на Афон и не стал монахом, а уже хотел выступать с лекциями и писать про Святую Гору. Другой один раз съездил на Афон – и написал книгу. Третий, едва принял постриг, начал писать догматические исследования и осуждать всех подряд. Все это противоестественно. Таких «писателей» можно уподобить младенцам, родившимися с зубами и кусающими окружающих. Фактически они представляют собой чудовищ». *** Однажды к старцу привели юношу с серьезным душевным заболеванием. «Помнишь какой помысел свел тебя с ума?», – спросил его отец Паисий. Юноша не помнил, и старец указал ему на мысль, которая крутилась у него в голове и в конце концов привела его к болезни. Тем самым Паисий Святогорец хотел показать, что помыслы способны не только свести человека с ума, но и привести его к духовной гибели. «Всего один помысел может погубить, и всего один способен спасти» – эту святоотеческую мысль всецело разделял и старец Паисий. *** Во дворе Панагуды[2] между масличным деревом и стеной его кельи у старца была натянута проволока, на которой он сушил свою одежду. Когда по этой проволоке повадились ходить муравьи, старец, чтобы облегчить их путь, приспособил для них большую и широкую доску. Сколь велика была любовь Паисия Святогорца к Богу и людям, если он так заботился даже о простых муравьях! *** «Необходимо внимание и осторожность, так как грех и дурная привычка могут исцеленного нерадивого человека вновь подтолкнуть в сети зла. Ко мне пришел один бесноватый, который некоторое время назад исцелился, но совершил безнравственные поступки и снова подвергся воздействию нечистой силы». *** «Прежде у людей были небольшие искушения, сейчас – большие, а придет время, когда они станут такими значительными, что помочь их преодолеть будет способна только молитва святых». *** «Иметь любовь Божию значит понимать любовь Бога. Потому что едва ты ее осознаешь – эта любовь поселится внутри тебя». *** «Монахами люди становятся не только для того, чтобы спасти свою душу, но ради каждого своего ближнего». *** «Чтение Ветхого Завета очень полезно людям с чистой душой и помыслами, другим оно способно принести вред, так как они неверно понимают написанное». *** «В прежние времена простые люди через свою простоту и смирение достигали просвещения. Сейчас получают знания и используют их там, где применять их не престало. С логикой и рационализмом люди лезут туда, где им не место, происходит путаница и они впадают в еще большее невежество и заблуждение». *** «Когда у нас будет смирение – сможем творить и Иисусову молитву. Не следует перебирать четки формально и по привычке. Однажды некий монах читал Иисусову молитву и ловил рыбу. Но когда она объедала у него наживку и не засекалась на крючок, он забывал о том что молится и мысленно говорил: “Чтоб тебя!”». *** Одному юноше, который хотел принять монашество, но сомневался и все время приводил против этого рациональные аргументы, старец Паисий сказал: «Чтобы человек стал монахом, у него какой-нибудь винтик должен быть немного недовинченным. Рационалисты и позитивисты монашество не принимают». *** «Человек который смиряется перед другим – сам возвышается духовно. Но порой чем больше он смиряется – тем больше его продолжают унижать». *** «Монах время от времени должен читать чин пострижения в Великую Схиму, чтобы не забывать данные им иноческие обеты. *** «Ощущай монастырь своим домом, своей семьей. Послушание свое исполняй от всего сердца. Нельзя по-разному относиться к часам, которые мы проводим в своей келье и к часам своего послушания. *** «Когда певчий поет, даже люди без музыкального образования понимают, поет ли он для Бога или для людей». *** «Большинство людей настолько поглощено земным, что совсем не чувствует Божественной Любви». *** «То что я вижу и слышу свело бы меня с ума, если бы я ко всему не относился с помыслом, что последнее слово все равно останется за Богом». *** Человек должен признавать и осознавать свои недостатки. Отсутствие самооправдания заменяет большие аскетические подвиги. Человек, который не имеет возможности вести аскетическую жизнь – признает это. “Я должник перед тобой, прости меня, не могу этого сделать’’ (говорит он Христу). ‘’Ничего страшного, не расстраивайся” (утешает его Господь)». [1] Старец Паисий был противником монашеского «отпуска» распространенного в некоторых современных обителях.
[2] Панагуда – келья старца Паисия. _________________________ http://www.agionoros.ru/docs/310.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #10 : 13 Сентября 2012, 02:05:15 » |
|
Своим грехом мы даем диаволу права над собой (старец Паисий Святогорец)В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. "Раньше, - говорит, - диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: "Ну, ни пуха, ни пера!" А люди бредут по этой дороге сами". Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской [1] спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину. - А некоторые, Геронда, говорят, что диавола нет.- Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги "Преподобный Арсений Каппадокийский" [2] те места, где говорится о бесноватых. "Европейцы, - говорит, - этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует". Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия. - Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?- Логика [3], прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство - все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне. К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они не принимают советов от других. После этого они начинают говорить с бесстыдством и отгоняют от себя Благодать Божию. А затем человек - куда ни шагни - не может преуспеть, потому что он стал уязвим для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его - Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком. Человек, оставленный Благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми. 1) См. Лк. 8, 26-33.
2) Русский перевод издан Троице-Сергиевой Лаврой в 1997 г.
3) Под "логикой" Старец имеет в виду рационализм, рассудочность.http://3rm.info/11107-svoim-grexom-my-daem-diavolu-prava-nad-soboj.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #11 : 20 Сентября 2012, 12:35:49 » |
|
В гостях у старца Паисия20.09.2012 Обычно в разговоре о современной практике паломничества указывают на тот факт, что сегодня в этом делании места для подвига не осталось. Паломник в наши дни не преодолевает сотни километров пешим ходом, не мерзнет, не голодает. Он путешествует с комфортом и скорее отдыхает в этом путешествии, нежели трудится. Впрочем... Впрочем, всегда ли мы можем заглянуть в сердце другого и узнать достоверно, что там? А ведь для Бога гораздо важней труд нашего сердца, нежели утруждение ног. Портал "Православие и современность" публикует свидетельство его главного редактора игумена Нектария (Морозова) о том, как Господь порой Сам подталкивает к сердечному труду и к молитвенному подвигу паломника, который до этого мог и вправду наслаждаться в своем дальнем - или не очень - странствии замечательным комфортом.Господь привел меня побывать в разных местах - святых, исторических, связанных с памятью значимых событий, великих угодников Божиих, просто замечательных людей. И я за это, как и за бесчисленные иные милости - всегда незаслуженные и по большей части совсем нечаянные, бесконечно Ему благодарен. Потому что все увиденное и пережитое складывается в глубочайшей и дна не имеющей кладовой сердца и становится его богатством. От каждой такой поездки остаются воспоминания, фотографии, дневниковые записи. Но некоторые поездки, точнее эпизоды, запоминаются особенно. И об одном из них хотелось бы мне рассказать. В 2000-м или 2001 году я по приглашению близкого мне человека, известного журналиста Владимира Николаевича С., побывал вместе с ним на Афоне. Я оказался тогда на Святой Горе уже во второй раз и был этому очень рад, потому что уже более или менее мог там ориентироваться и меньше внутренних сил уходило на узнавание чего-либо, а больше - на то, чтобы попытаться дотянуться до святыни душой, прикоснуться к ней сердцем. А Владимир Николаевич был на Афоне впервые и, при своем уникальном журналистском опыте, вобравшем в себя едва ли не все военные конфликты за последние три десятилетия, всерьез утверждал, что данная «командировка» для него - самая трудная. Поэтому, когда мы вернулись после Святой Горы в Салоники, он был совершенно вымотанным эмоционально, хотя и полным впечатлений. Мы прогулялись немного по городу, поговорили о жизни, об увиденном в «монашеской республике», о том о сём... Все было очень хорошо - мирно и спокойно, что особенно радовало, поскольку, искренне любя друг друга, мы с Владимиром Николаевичем нередко пламенно и подолгу спорили, ибо поводов хватало: будучи человеком, безусловно, верующим, он вряд ли мог назваться человеком воцерковленным. Да и вообще, мог нередко сказануть что-нибудь такое, что без ответа оставлять казалось невозможным. Впрочем, радовался я преждевременно. Номер у нас был один на двоих, маленький, и только я вознамерился лечь спать, как Владимир Николаевич включил телевизор и принялся наверстывать упущенное, поглощая информацию, даром что она была на английском языке. Не могу сказать, чтобы мне это понравилось: не хотелось после совершенно особого мира и тишины Афона впускать в себя этот шум новостей, пусть даже и иноязычных. Лучше бы я, разумеется, смирился и промолчал. Но не промолчал, мы заспорили, Владимир Николаевич разгорячился, стал обвинять меня в мракобесии, узкомыслии и прочих смертных грехах. Я ему что-то возразил, он разгорячился еще больше. Атмосфера накалялась. И так мне невтерпеж стало слушать обвинения своего старшего друга, что, пока он метался по номеру из стороны в сторону, продолжая обличать меня, я взял да и вынул потихоньку из гнезда в стене пластиковую карточку, без которой электричество в номере должно было отключиться. Я, таким образом, хотел заставить замолчать если не Владимира Николаевича, то, по крайней мере, телевизор. Но электричество не отключилось. И я, чтобы не раздражаться, лег спать. А Владимир Николаевич не успокаивался. Он только больше и больше заводился, требуя от меня каких-то ответов, объяснений... И тут - одновременно - замолчал телевизор и погас свет. Замолчал и Владимир Николаевич. Потом в неожиданно опустившейся на нас темноте прозвучал его неуверенный вопрос: - Ты это... как сделал? Ты что?! Я недооценил последствия нашего пребывания на Святой Горе: она и правда потрясла моего спутника. Он решил, что я выключил свет каким-то чудесным образом, и здорово перепугался. Потом догадался-таки поискать случившемуся естественное объяснение. Нашел. И успокоенный и даже умиротворенный сказал: - Вот и всё у вас так... Жульничество сплошное. На этом мы примирились и наконец уснули. А утром... Утром, когда оставалось часа три до заказанного трансфера в аэропорт, я вдруг понял, что никак не могу уехать, не поклонившись могиле дорогого моему сердцу старца Паисия[1]. Я знал, что погребен подвижник в устроенном его попечением женском монастыре во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в местечке Суроти, в пригороде Салоник. Слышал, что добраться туда на такси можно быстро даже из центра города, где мы и находились. Этого мне показалось достаточно, чтобы растолкать спящего Владимира Николаевича и сообщить ему, что я «еду к старцу Паисию», а он пусть не беспокоится, я успею. Трезво оценивший ситуацию Владимир Николаевич сказал: - Ну-ну... Ты, если увидишь, что опаздываешь, езжай сразу в аэропорт, я тебя с вещами там буду ждать, если что. Уже на улице - еще безлюдной, поскольку час был ранний, - я задумался: как мне, не зная греческого языка, объяснить таксисту, куда я еду? И где найти само такси? В этот момент у киоска, мимо которого я проходил, зазвучала русская речь. Беседовали продавец и женщина средних лет. «Понтийцы![2]» - догадался я. Нагнав женщину, я спросил: - Вы говорите по-русски? - А что? Взгляд ее, которым она изучала меня, был крайне недоверчивым. Скорее всего, это был ее обычный взгляд, никакой особой неприязни лично ко мне она не испытывала. Тем более что совершенно неожиданно она, оставив свои дела, побежала искать для меня такси. И очень быстро нашла. Буквально запихнула меня в машину, и мы тронулись, причем я даже не успел попросить ее объяснить водителю, куда мне ехать. А сделать это оказалось весьма непросто: по-английски он не говорил и не понимал, да еще и не хотел понимать. После двух-трех попыток я понял, что коммуникации между нами выстроить не удастся. И тут же услышал: - Молодой человек! Объясните как следует, куда вам надо! Дело в том, что у греческих таксистов есть такое чудное обыкновение: посадив в машину одного пассажира, по дороге искать второго - «впрок». Вот и в данном случае позади меня сидели пассажиры «номер один» - супружеская пара лет восьмидесяти, весьма аристократически выглядевшая. И говорившая при этом по-русски. Видимо, это тоже были понтийцы. С их помощью я смог объяснить таксисту, куда мне нужно попасть. И с их же помощью узнал, что отвезти он меня отвезет, но больше пятнадцати минут ждать, пока я вернусь, не будет. Задержусь - уедет, и все тут. Оставалось только гадать, что побудило его быть столь суровым со мной... Я и гадал - до того момента, пока мы не остановились перед внешними воротами обители. От них до самого монастыря было еще порядком. И они были закрыты. А из таблички, висевшей на них, можно было понять, что посетителям в этот день в монастырь доступа нет. Сердце заныло. И сразу стало понятно, что не по какой-то другой причине, а лишь по недостоинству моему сложилось все так неудачно. А тут еще ссора эта вчерашняя... И, повинуясь внутреннему чувству, я стал молиться. Просил прощения у Господа за те прегрешения, которые в тот момент за собой сознавал. Обращался к Матери Божией. Молился преподобному Арсению Каппадокийскому[3], чьи мощи почивали в обители. И, конечно, просил помощи у самого старца Паисия. А водитель тем временем вышел из машины и куда-то принялся звонить по мобильному телефону. Звонил он в монастырь - хотел попросить, чтобы нас пропустили. Звонил долго и упорно, по разным телефонам, но так и не дозвонился. Но от самой заботы его обо мне на сердце уже стало спокойней: было очевидно, что свой непонятный «гнев» по отношению ко мне он сменил на столь же непонятную и неожиданную милость. Когда его терпение иссякло и истекли уже не оговоренные им пятнадцать, а полные двадцать минут, он с видимым огорчением сел снова за руль и начал потихоньку разворачиваться. Но не успел, потому что сзади подъехала монастырская машина. Сестра, сидевшая за рулем, открыла ворота и, невзирая на неурочный час и день, радушно впустила нас в обитель. Я помолился в храме, приложился к честной главе преподобного Арсения, надолго задержался у могилы старца... Потом подождал, пока одна из сестер принесет мне фотографии отца Паисия (я так и не смог объяснить ей, сколько их мне нужно, но принесла она ровно необходимое количество). Таксист не выражал никакого нетерпения. Было совершенно очевидно, что он сам счастлив задержаться здесь. Когда я на языке жестов стал просить у него прощения, что так долго получается, он замахал в ответ руками, как ветряная мельница: даже и не думай, дескать, переживать по этому поводу. Он быстро домчал назад, до гостиницы, тепло попрощался со мной и взял с меня гораздо меньше денег, чем получалось по моим расчетам. Отъехал - и через пару минут вернулся, чтобы отдать мне фотографии, которые я забыл в машине. Вторично и еще сердечней распрощавшись с ним, я сделал несколько шагов по направлению ко входу и чуть не столкнулся с Владимиром Николаевичем, спешащим в аэропорт. Мы оперативно загрузились в уже ожидавшее нас такси, и я наконец смог вздохнуть спокойно. - Ну ты и авантюрист! - с одобрением и тоже, очевидно, успокоившись польстил мне мой спутник. Я улыбнулся и промолчал. - Ты чего счастливый такой? - уже настороженно спросил он. Я и правда был счастлив. Все сцепление мелких, незначительных для поверхностного взгляда обстоятельств переживалось мною как чудо. Но я решил объяснить ему это попозже: слишком свеж был в памяти разговор о «чудесах», имевших место накануне. Газета «Православная вера» № 17 (469), 2012 г.[1] Имеется в виду известнейший афонский подвижник схимонах Паисий (Эзнепидис; 1924-1994).
[2] В данном случае под «понтийцами» подразумевается этническая группа греков, потомков выходцев из исторической области Понт на северовостоке Малой Азии (современная Турция), значительная часть которых проживала долгое время на территории сначала Российской империи, а затем - СССР.
[3] Преподобный Арсений Каппадокийский (ок. 1840-1924) - греческий подвижник, просветитель. За свою благочестивую жизнь получил от Господа дар прозорливости и исцеления.http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61201&Itemid=3
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #12 : 21 Сентября 2012, 20:49:43 » |
|
Гордость делает из человека посмешище (старец Паисий Святогорец)- Геронда, почему мы всё время хотим, чтобы другие знали о наших благих делах, хотя так сладостно и легко жить и трудиться в безвестности?- Человек, имеющий внутреннее содержание, старается, чтобы его добрые дела не были заметны, и люди такого человека уважают и любят, хоть он сам этого и не понимает. Насколько притягателен смиренный человек и насколько отвратителен гордый! Гордого человека никто не любит. Даже Бог его отвращается. Маленькие дети, видя, что кто-то из ребят ведёт себя надменно, начинают над ним смеяться. А тихого и рассудительного уважают. Если дети увидят на улице человека, который идёт задрав нос, сразу чуют, что это за фрукт, бегут за ним вслед и дразнят. Помню одного человека в Конице: он каждый день надевал костюм, галстук, шляпу и гордо прогуливался по площади, хотя жил в страшной нищете. Детишки, как только видели его, подбегали и шли сзади, передразнивая его походку. Совсем маленькие дети! А взрослые, насколько лучше они чувствуют гордого человека! Не смотри, что ничего не говорят, чтобы не оскорбить, но про себя чувствуют отвращение. Человек, который хочет себя возвеличить, в конечном итоге становится посмешищем. Помню, когда я жил на Синае3, туда приехал один священник по имени Савва. Человек он был немного тщеславный и самолюбивый. Однажды бедуины заносили в монастырь что-то тяжёлое. Когда тянули, то, чтобы не сбиваться, кричали "сауа-сауа", что значит "вместе". Отец Савва, услышав их крик, выбежал во двор. "Приехать не успел, а уже кричат "Савва"! И тут меня все знают!" Он думал, что бедуины кричат: "Савва, Савва"! Когда он это сказал, меня разобрал смех. Ну разве можно здесь не рассмеяться? В какую сторону мозги у человека работают, так он всё и понимает... Если у человека слегка раздутое самомнение, то он и видит всё раздуто. - Человек так делает из-за гордости?- Он узник тщеславия, и фантазия делает своё дело, так что потом.. Один монах мне рассказывал, что когда он жил в миру, то как-то раз подарил своему знакомому дорогой плащ. Как-то они оказались вместе в одной компании. Его знакомый был одет в тот самый плащ. Во время разговора он вдруг говорит: "А известно ли вам, откуда у меня этот плащ? Из Парижа! А знаете сколько он стоит?" Он говорил это в присутствии человека, от которого получил плащ в подарок! - Он что, глупый?- Кто может быть глупее гордого? Гордость делает из человека посмешище. http://3rm.info/18629-gordost-delaet-iz-cheloveka-posmeshishhe-starec.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #13 : 21 Сентября 2012, 21:03:46 » |
|
Славословие Бога - противоядие уныния (старец Паисий Святогорец)- Геронда, я огорчаюсь, когда вижу в себе остатки какой-нибудь страсти.- Говори: "Слава Богу, что основное ушло"! Будь я на твоём месте, то, глядя на великие Божий дарования, "от стражи утренний до нощи" (Пс.129,5) повторял бы: "Слава Тебе, Боже". Если хочешь уже здесь начать жить райской жизнью, смотри на милости и богатые дарования, которые Бог тебе даёт, и славословь: "Слава Тебе, Боже". Прославляйте Бога за то, что Он помог вам преуспеть, пусть немного, благодаря ли собственному труду или помощи других. Когда человек говорит: "Слава Тебе, Боже", то Бог помогает, потому что благодарность в сочетании со сми-ренным расположением усердием и рвением в подвиге привлекает неисчислимые небесные силы и Божественные дары. - Геронда а если я знаю, что снова упаду?- Не знаешь. А думаешь так от страха. Не нужно бояться, что допустишь прежнюю ошибку, потому что так колеблется ваша вера в Бога Тут особая дотошность ни к чему. Если помысел говорит вам, что вы не исправитесь, и впадаете в уныние, то нужно самим себя утешить и подбодрить. "Слава Богу, - нужно сказать, - сегодня я стал лучше, чем был вчера. Тысячу раз слава Богу..." Хотя это воодушевление и кажется ненастоящим, но заключает в себе великую силу - надежду на Бога. Надежда на Бога - рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм. - Геронда, я переживаю из-за проблем со здоровьем- Принимай всё как великий дар Божий. Бог никого не обижает. На Небе тебе будет чем утешиться. Получишь большую пенсию, если сама её не уменьшишь своим ропотом - Но как, геронда, ведь сейчас я не чувствую в себе Неба?- Не чувствуешь Неба, потому что не прославляешь Бога. Когда человек живёт славословием, он радуется всему. Есть люди в миру, которые будут судить нас, монахов. Посмотрите на бедуинов, какая у них тяжёлая жизнь, а они благодарят Бога и всегда веселы. Они пшеницу не очищают от камней, а перемалывают как есть, поэтому хлеб у них - сплошные камни! В пище, которую они едят, похоже, нет необходимых микроэлементов, кальция и т. д, поэтому у них совершенно разрушенные зубы. Смотришь, бедуин с одним единственным зубом, а радуется, словно этот зуб у него перламутровый. Другому человеку одного только зуба и не хватает, а он из-за этого чувствует себя ущербным Всё это значит, что нужно непрестанно славословить, прославлять Бога день и ночь за Его к нам благодеяния. Один епископ мне рассказывал, что в храме, когда диакон читал Евангелие об исцелении гергесинских бесноватых, один простой прихожанин, который стоял позади епископского места, всё время повторял "Слава Тебе, Боже". Диакон начинает: "Во время оно пришедшу Иисусу в страну Гергесинскую". "Слава Тебе, Боже", - говорит прихожанин. "Сретоста его два бесна" - "Слава Тебе, Боже". "Люта зело" - "Слава Тебе, Боже". "И се устремися стадо все... в море" - "Слава Тебе, Боже . "Я понял, - сказал мне потом епископ, - что этот простой человек был прав, что постоянно говорил; «Слава Тебе, Боже», потому что «слава Тебе, Боже» ввергает бесов в море". И вы постоянно повторяйте: "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже", пока стадо не бросится в море... Славословие освящает всё вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хорошем смысле, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит так щедро благословение Божие, что не может его понести. Тут диавол уже не может больше устоять и уходит. http://3rm.info/17760-slavoslovie-boga-protivoyadie-unyniya-starec.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #14 : 29 Сентября 2012, 18:18:40 » |
|
Фильм "Путь к старцу. (старец Паисий)"Год выхода: 2005 Жанр: Док. фильм Студия/Страна: Студия 3+, Греция Продолжительность: 26:32 О фильме: Старец Паисий, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Евлампией. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения, фарасийские греки бежали из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. См.фильм по нижеприведённой ссылке:http://pravfilms.ru/index/film_quot_starec_paisij_quot_smotret_onlajn/0-132
|
|
« Последнее редактирование: 12 Июля 2023, 06:10:33 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
|