Олег Романько:
Коллаборационизм - "белое пятно" историиКак уже сообщала наша газета, в середине апреля министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник заявил, что в украинские учебники истории будет возвращён термин "Великая Отечественная война". Кроме того, министр объяснил, что разговоры о существовании некой "третьей силы" во время войны - не более чем миф, поскольку в той войне с одной стороны участвовал рейх с его сателлитами, с другой - антигитлеровская коалиция. А вооружённые формирования, создаваемые из местных граждан на оккупированных территориях, - это коллаборационисты. В канун 65-й годовщины Великой Победы о многогранности проявлений коллаборационизма и предательства в годы Великой Отечественной войны мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом Крымского медицинского госуниверситета им. С. И. Георгиевского Олегом Романько.
- Насколько глубоко историческая наука изучила явление коллаборацизма в период войны 1941-1945 годов? - Проблема коллаборационизма - сотрудничества населения оккупированных территорий с военно-политическим руководством нацистской Германии, на мой взгляд, одно из "белых пятен" военной истории. И прежде всего потому, что изучающие это явление специалисты частенько становятся на позицию обвинителей - прокуроров или судей.
А единственный способ, чтобы остаться беспристрастным - минимум идеологии и политики, максимум документов, причём как советских, так и немецких. Дело в том, что обычно проблема коллаборационизма рассматривается с точки зрения понятия предательства. Понятия пересекаются, но ...
- Хотите сказать, что коллаборационизм и предательство - разные вещи? - Измена Родине - понятие юридическое, предательство - понятие моральное. Коллаборационизм - явление военно-политическое. В СССР было принято считать, что население оккупированных территорий в большинстве поддерживало партизан, во всяком случае, если не активно, то пассивно. А на немцев работала небольшая кучка людей, в основном из предателей и бывших белогвардейцев.
- В советских книгах писали, что немцы, приходя в тот или иной город, первым делом освобождали уголовников и набирали их в ряды полиции и иных формирований при оккупационной администрации. Так ли это? - Да, немцы открывали тюрьмы, но старались освобождать прежде всего политических заключённых. Уголовников (есть немало документов, это подтверждающих) старались не брать на службу в ту же полицию, дабы не компрометировать новую власть. Немцы знали, что советская власть гораздо лояльнее относилась к уголовникам, чем к политическим заключённым.
- С чего начался крымский коллаборационизм? - В конце октября - начале ноября 1941 года на оккупированном полуострове начали создаваться первые административные структуры и полицейские формирования. В газетах и через радиоточки немцы сообщали о наборе добровольцев в местную полицию. С потенциальными кандидатами проводили собеседования, объясняли их функциональные обязанности. С военнопленными поступали по-иному: или голодная смерть в концлагере, или служба в полиции. И многие предпочитали службу, дабы элементарно сохранить себе жизнь.
- Какова была мотивация службы у немцев? - Можно выделить три типа коллаборационистов: материалисты, оппортунисты и идеалисты. Идеалисты верили, что немцы освободят страну от большевиков и передадут им власть. Многие идеалисты помнили немцев времён первой мировой войны. Дескать, народ культурный, при них тогда был относительный порядок. Однако к 1941 году при Гитлере немцы были уже не те, что при кайзере Вильгельме II. Оппортунисты - те, кто примыкал к победителям. Но как только у немцев дела на фронте пошли хуже, они начали испытывать душевные муки и перебегали на сторону партизан. Материалисты хотели улучшить своё материальное положение. Полицейскому платили в месяц примерно сто оккупационных марок, что приравнивалось к десяти немецким рейхсмаркам. Прожить на сто марок было непросто, но ведь полицейские пользовались множеством льгот. Например, получали земельные участки, пенсию для семей, дополнительную материальную помощь, пайки. В целом в полиции идеалистов было примерно процентов двадцать, остальные - материалисты и оппортунисты.
- Были ли политические или иные причины, по которым немцы могли отказать при приёме на работу в полицию? - Формально полицейскими не могли стать член КПСС, комсомолец, член пусть и антисоветской, но националистической организации. Но были и исключения.
- Ситуация с первыми двумя категориями понятна. Но почему отказывали националистам? - Среди немецкой военно-политической элиты не было единого подхода к формированию политики по отношению к национальностям, проживающим на советском пространстве. В период наступления немцы не знали, что именно делать с советскими территориями: предоставить им независимость или просто колонизировать. Рейхскомиссар Эрик Кох рассматривал Украину как территорию для колониальной эксплуатации. И националистические организации, у которых были свои планы по организации национально-государственного устройства, не вписывались в эту концепцию. В свою очередь генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе считал, что необходимо сделать ставку именно на националистов, белорусифицировать управленческий аппарат и полицию, создать основы белорусской государственности. Это не устраивало ближайшее окружение Кубе и руководство СС и гестапо. В итоге Кубе погиб при загадочных обстоятельствах. Во времена СССР говорили, что это дело рук партизан. Ныне есть версия, что его гибель - дело рук немцев, использовавших партизан "втёмную".
- В немецких оккупационных планах каждому из регионов и народов советского пространства отводились свои роль и место. Что планировали для Крыма? - Немцы так и не решили: то ли сделать Крым частью вассальной Украины, то ли - немецким анклавом по типу английского Гибралтара. Например, руководитель немецкого трудового фронта Роберт Лей предлагал сделать Крым немецким курортом, а Гитлер поначалу требовал выселить из Крыма представителей всех национальностей и заселить его исключительно немцами. Юридически в Крыму должна была главенствовать гражданская администрация, но фактически из-за того, что полуостров был тылом наступающих на Кавказ армий и территорией с интенсивным партизанским движением, всем руководила администрация военная.
- В чём специфика полуостровного коллаборационизма и на кого делали ставку немцы? - До марта 1943 года организованный коллаборационизм был по большей части крымскотатарским. Хотя гражданская администрация в городах и сельской местности была по большей части славянской. А в полицейских формированиях служили представители всех национальностей полуострова. Отмечу, что у крымских татар были параллельная система администрации и свои полицейские части. Татарские мусульманские комитеты хотя и не были политическими организациями, должны были представлять крымских татар перед немецким командованием.
- Какая степень свободы предоставлялась полиции? - В рамках оккупационного режима: выполнять все приказы немецкого командира. И как можно меньше заниматься самодеятельностью. Задачами полиции были охрана общественного порядка, паспортный контроль, охрана концлагерей и участие в карательных акциях устрашения.
- Каково было влияние гражданской администрации? - В её составе были обычные управления, например, городского хозяйства, образования, полиции, здравоохранения, торговли. Единственное, что запрещалось местной администрации, - это вмешиваться в дела политические. Например, провозглашать лозунги создания русского независимого государства, свободного от большевиков. Несмотря на то, что к татарам немцы относились лояльнее, чем к другим народам, политическая деятельность татарских мусульманских комитетов пресекалась. Собственно, эта "борьба" и привела к тому, что комитеты перестали играть значительную роль.
- Известно, что отряды коллаборационистов принимали участие в карательных акциях в Крыму. Какие акции были наиболее "громкими"? - Первая акция произошла в ноябре-декабре 1941 года, когда немцы уничтожили фактически всех евреев и крымчаков. Позже за связь с партизанами были сожжены посёлок Чаир и деревня Лаки. В этих акциях наряду с немецкими подразделениями участвовали и крымскотатарские формирования.
- Но среди крымских татар были и участники партизанского движения ... - Советская власть делала немалую ставку на крымских татар при организации партизанского движения в Крыму. Ими были укомплектовано примерно двадцать процентов партизанских отрядов. Но с началом активных боевых действий многие партизанские отряды не вышли на позиции. Партизаны просто разошлись по домам. Поэтому фактически к приходу немцев в Крыму оставалось не более тысячи из трёх тысяч партизан.
- Как известно, в Крыму пыталась развернуть свою деятельность Организация украинских националистов (ОУН). Чем это закончилось? - Подполье оуновцев пыталось наладить связи с татарскими националистами. Но татары не захотели с ними сотрудничать.
И на мой взгляд, это говорит о многом. В докладе одного из подпольщиков в "центральный провид" ОУН сказано, что работать
в Крыму сложно, поскольку население относится к ОУН не столько негативно, сколько безразлично, попросту не обращая на них внимания. Единственное их достижение - открытие украинского национального комитета в Симферополе в июне 1942 года. С разрешения немцев комитетчики меняли фамилии в паспортах на украинские. И даже открыли магазин, где продавали муку только для украинцев. Фактически этим деятельность комитета и ограничилась.
- Командующий воздушными войсками Русской освободительной армии генерала Власова генерал-майор Виктор Мальцев был зачинателем "власовского" движения в Крыму. Какова была доля "власовцев" в крымском коллаборационизме? - Мало кто знает, что РОА - брэнд, используемый немецкой пропагандой, - фактически существовала лишь на бумаге. В 1944 году начали создаваться вооружённые силы комитета освобождения народов России, которые составляли костяк власовской армии, хотя генерал к формированию и управлению этими частями не имел отношения. Гитлер негативно относился к Власову. И лишь когда война начала приобретать для немцев нехороший оборот, они решили воспользоваться фактором Власова. В середине 1943 года немцы поняли, что крымские татары отчасти не оправдали их надежд, и решили сделать ставку на власовцев. Но власовское движение на территории Крыма вышло из-под контроля. Начались разговоры о нём как о некой "третьей силе", о том, что у русских должны быть свои национальные цели. В конце концов немцы "свернули" и власовцев. К моменту окончательного окружения Крыма коллаборационизм привели к общему знаменателю: национально-государственные фантазии закончились, осталось лишь пособничество германской армии.
- Во времена президентства Ющенко шло активное переписывание истории, которое в том числе касалось украинских коллаборационистов, таких, как, например, дивизия СС "Галичина" ... - "Галичина" - коллаборационистское воинское формирование, находящееся в подчинении немецкой армии. Может, кто-то и шёл в неё служить из национальных мотивов, ведь, как известно, на сборные пункты после объявления мобилизации пришло почти восемьдесят тысяч человек, из которых немцы отобрали не более тринадцати тысяч. Но уже в 1944 году "Галичину" разбили под Бродами, а затем переформировали и отправили воевать с югославскими партизанами маршала Тито. А УПА - яркий пример тактического коллаборационизма, то есть временного или ситуативного сотрудничества с Германией для достижения своих целей. Но как историк я - против, когда такая непростая тема становится инструментом для наступления галичанской идеологии на русскокультурный юго-восток Украины.
Беседовал
Алексей ЕРМОЛИН.
http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?newspaper_id=3094