Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 03:23:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Реальность и перспектива  (Прочитано 2890 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 26 Мая 2010, 10:37:46 »

Реальность и перспектива
Слово на открытие XIV Всемирного Русского Народного Собора

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства!

Уважаемая Светлана Владимировна!

Братья и сестры!

Сегодня начинает работу XIV по счёту Всемирный Русский Народный Со­бор.

Он начинает свою работу в дни празднования славянской письменности и культуры, в день святых Кирилла и Мефодия. Ваше Святейшество, от имени все­го Собора разрешите поздравить Вас с Вашим тезоименитством, о котором мы все молились вчера, накануне открытия Собора.

Совсем недавно, 1 мая, в Белгороде, на земле великого судьбоносного Про-хоровского сражения, при создании местного отделения Всемирного Русского Народного Собора Вы сказали: «Всемирный Русский Народный Собор является платформой, где представители государства, общества и Церкви могут свободно обсуждать любые темы доброжелательно и открыто, и ещё раз хочу подчеркнуть, совершенно свободно. Это уникальная площадка в Российской Федерации».

И, действительно, обращение к темам, которые выдвигало общество, пока­зывает широту и разнообразие в постановке вопросов и их первоочередность.

Тринадцать Соборов и почти тридцать Соборных встреч имели разнооб­разные повестки дня. Это Соборы: «Через духовное обновление к национальному возрождению», «Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетия», «Проблема взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России», «Россия: Вера и цивилизация. Диалог эпох» с выступлением В.Н. Путина, «Вера и труд: Духовно-культурные традиции и экономическое будущее» (на нем был принят «Нравственный Кодекс предпринимателя»), «Русская доктрина. Ре­альность и перспектива», «Преодоление средостения. Церковь. Власть. Народ», «Вера и национальная культура» и др.

В большинстве случаев темы Собора, в той или иной степени касались мо­лодого поколения, мировоззрения, духовного вызревания. Всем памятны про­шлогодние выступления в вузах Святейшего Патриарха перед многотысячной аудиторией студентов и молодёжи Москвы и С.-Петербурга. И сегодня эти во­просы продолжают оставаться важнейшими вопросами для общества. Сколько бы ни говорилось о планах по возрождению России, оперируя экономическими показателями, темпами роста, инновациями — всё это может оказаться нереали­зованным из-за того, что духовно-нравственного возрождения народа, наших людей не произойдёт, людям не нужны будут ценности созидания.

Поэтому темой нашего XIV Собора ставится образование и воспитание и его повестка звучит так: «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Громыхают в мировой атмосфере громы всевозможных экономических и технологических, масштабных и локальных кризисов, сверкают все сжигающие молнии природных извержений вулканов, разверзаются опустошительные земле­трясения, гигантские волны цунами уносят в океанские пучины тысячи и сотни тысяч людей. Явственно видно, что человек далеко не владеет этим миром и не является его хозяином. Всё явственнее видно, что в утверждении о том, что се­годняшний мир — это мир homo sapience , проявляется чванливая гордыня, ибо в обществе нередко торжествует забота об одном homo , отсекая добытое с боль­шим трудом понятие sapience . Да к тому же отнюдь не воплощающее в полной объёмной степени понятие человека, дарованное нам Богом.

И что же? Как прозреть, увидеть, предусмотреть, предотвратить эти пере­мещающиеся в пространстве и в душах катастрофы, разломы, беды?

Есть убеждённые сторонники только рыночных экономических действий, создания технологических стопоров, другие выступают за жёсткие государст­венные или межгосударственные меры. Нам в России было бы глупо всё это под­ряд отрицать, но не менее губительно было бы уповать только на усилия государ­ственных структур, элиты мировых корпораций, не потратив время на диалог с сообществом, с массой людей, отдельными их группами, определяя соборное мнение. Это было бы почти смертельно для будущего образования. И, может быть, наиболее губительно было бы превращение нашего национального образо­вания в некое чиповое сознание, в набор технологических приёмов, в насыще­нии его только чувствительными приборами, методиками, не заботясь о его чув­ствительной душе, о воспитании, о совести, о постижении исторической великой традиции нашего народа — самопожертвовании, о собирательности целостной личности.

Ну, например, если мы выдернем из нашего образования или истончим полнокровные духовные стержни — литературу и историю, — то никакой духов­ный реактор уже не возгорится в будущем и не даст тепла нации. Сотни вопро­сов возникают в обществе и пока ещё есть тысячи людей, которых интересует судьба детей, молодёжи, надо широко обозначать их в СМИ, на конференциях, на встречах, чтобы не создавалось впечатления о том, что вопросы для нашей школы, образования притекают откуда-то извне — то ли из Болоньи, то ли из школ восточных единоборств.

На нынешнем Соборе одна из секций ставит задачу обобщить опыт народ­ной педагогики. Думаем, что овладеть ею, поставить рядом с мировым опытом вполне уместно.

Праздник 9-го мая показал, какие великие источники воспитания и энер­гии таятся в традициях народа, в его истории, и в то же время показал, какую злобу источают враги нашего народа против Победы, как ополчились они против неё. Какие злобные, ядовитые информационные облака надвигались на неё: «трупами закидали», оккупировали Европу», «дрались две тирании», «Лэнд-лиз спас» и т.д.

ВРНС, Союз писателей России, другие организации проводили за эти годы многие детские конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков о Великой Отече­ственной войне. Мы получили за это время фантастический результат: во всех сочинениях, подчёркиваю во всех, славилась Победа, во всех рассказывалось о буквально былинных подвигах дедов и прадедов (уже не отцов) — простых пехо­тинцев, связистов, техников, артиллеристов, тружеников. Дети своим воображе­нием возносили их до имён Ильи Муромца, Святогора, Евпатия Коловрата, Ива­на Сусанина. Дети захотели быть (а они и были) правнуками победителей, хотели жить в стране-победительнице, а не в стране побеждённой, опозорившей себя преступлениями. Они хотят видеть и знать своих героев.

И, слава Богу, наш народ отмёл, смыл грязевые потоки, пытавшиеся очер­нить Победу, победителей. Удивительно, как красиво и многоцветно отмечала Москва и вся страна этот праздник, как эхом отозвался шум отечественной техники во всём мире с парада на Красной площади.

Спасибо ветеранам, этим ангелам войны, осенявших нас и в этом году, спасибо школе, спасибо церкви, нашим соотечественникам.

Ну не великие ли события разворачивались перед нами в эти дни и в дру­гих местах: по Крещатику, по Киеву шли братские колонны воинов Украины, Бе­лоруссии, России победителей фашизма. В центре Киева устанавливается па­мятник величайшему лётчику страны, Украины, трижды Герою Советского Сою­за Ивану Никитичу Кожедубу — нашему общему герою.

Ну, а разве не следовало восхищаться другими подвигами, например, ко­гда наш соотечественник, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров опустился на дно Северного полюса, обозначив не только беспримерное мужест­во, но и наше первородство, первородство России.

Ну, а разве провозглашение создания выдающегося Инновационного на­учного центра в Сколково не открывает новые горизонты науки и дорогу пытли­вым молодым умам. Правда, для этого следует еще много потрудиться.

Ну, а разве не чудо совершилось на наших глазах в Белгородской области. Несколько лет назад общественность, администрация, верующие, да и все белгородцы заявили, что в каждом селе будет возведён, восстановлен порушенный в годы лихолетья храм или вновь возведена церковь. И в эти победные дни, когда Святейший Патриарх освящал там открытие храма Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, участвовал в открытии второй очереди Прохоровского музей­ного комплекса, ему с достоинством доложили об исполнении своего обязательства. Храмов стало больше, чем до революции.

Правда, рядом существовали некоторые несоразмерности. Вот 5-ый канал заклеил многометровыми афишами своих ведущих здание метро Дзержинского и некоторые другие здания и вокзалы. Было бы уместнее, чтобы здесь в эти дни были многометровые портреты Виктора Талалихина, совершившего первый та­ран над Москвой. А где же Зоя Космодемьянская, подвиг которой знает весь мир, а почти сказочный, но реальный Александр Матросов, рывок которого на амбразуру повторило 720 человек? Наши многие соборяне отмечали, что наш народ хотят отучить от «победомании». Но, слава Богу, наши дети жили в атмо­сфере подвига, и они хотят жить в стране-победительнице (а не в зоне беспамят­ства). А народ наш, молодое поколение, нацелен на высокие цели. Только надо уметь их показывать, прочерчивать пути.     

И мы — общество, общественные силы, наш Собор, наши учителя — долж­ны почувствовать и утвердить атмосферу «Общего дела».

Конечно, должна утвердиться справедливость, должна быть изгнана коррупция, проявлено уважение к соборному обществу. Но надо не предаваться унынию, надо героизировать наш народ — народ-созидатель, труженик. Надо, чтобы дух Православия, Веры пришёл к каждому. И эту Веру, это общее дело, это утверждение высших ценно­стей нашему молодому поколению и должны дать наша школа, наше образова­ние, наше общество. Эти вопросы и обсудит наш Собор.

Уважаемые участники Собора. Собор будет проходить два дня. В первый день - пленарное заседание здесь, в зале Церковных Соборов Храма Христа Спа­сителя. Во второй день — его секции, рассматривающие вопросы преподавания истории и литературы, патриотическою воспитания подрастающего поколения, прав ребёнка, поддержки семьи и национальной традиции воспитания, межна­циональных отношений в школе, духовно-нравственного воспитания, будут про­ходить в разных местах г. Москвы. По итогам секциями Собора будут приняты решения.

В работе Собора принимают участие почти две тысячи человек: учителя, преподаватели, работники сферы образования, учёные, деятели культуры, свя­щенство, военные, наши родители, представители администраций всех уровней, молодёжь и старшее поколение, политические партии.

Мы просим воспользоваться встречами, обменяться опытом эффективной организации обучения, воспитанию. Не всем удастся выступить, но просим ос­тавить свои выступления руководителям секций и секретариата для включения в стенограмму Собора.

Мы устанавливаем жёсткий регламент и просим его придерживаться.

Разрешите выразить благодарность руководителям министерств, ведомств, организаций, партий, которые смогли участвовать в работе Собора.

Особая благодарность Святейшему Патриарху, что вот уже много лет он в том или ином качестве возглавляет наш Собор, обсуждает с соборянами общие вопросы, выносит на рассмотрение наиболее животрепещущие проблемы жизни страны и общества.

Уважаемые участники Собора, Ваше Святейшество, разрешите объявить XIV Всемирный Русский Народный Собор открытым!

Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

http://voskres.ru/idea/ganichev7.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!