Русская беседа
 
18 Июня 2018, 07:53:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
  Печать  
Автор Тема: Паломничество на Афон  (Прочитано 47982 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Июля 2007, 11:36:49 »

Плата за евроинтеграцию
Один из монастырей Святой Горы Афон впервые в истории будет открыт для женщин…



Власти Греции пошли на уступки т.н. правозащитникам и представителям Европейского Союза и впервые в истории решили открыть для женщин доступ к одной из святынь Святой Горы Афон, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу – древнейшую афонскую обитель – всем желающим, в том числе женщинам, передает РИА Новости.

Данное решение не означает, что будет отменен аватон – особый режим доступа на полуостров Афон, который строго запрещает вход на полуостров женщинам. Считается, что этот запрет соблюдается в монашеской республике на протяжении более чем тысячи лет. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, призывавшую разрешить женщинам посещать Афон в рамках соблюдения равенства между полами.

Однако монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения.

Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До наших дней дошли крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. В настоящее время в монастыре идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции. Самым известным в истории насельником монастыря Зигу был преподобный Афанасий Афонит, который в середине Х века основал и самый известный сейчас монастырь Афона Великую Лавру.



Святая Гора Афон всю свою христианскую историю была Уделом Пресвятой Богородицы, спасительным прибежищем для православных людей не только из Греции, но со всех концов земли. Ранее Афон принадлежал Византийской империи. Покровителями Святой Горы были православные Императоры, причём в начальный период истории они были ещё и управителями. Так было до царствования Андроника Старшего, точнее до 1313 года, когда этот Император отказался от начальствования над Святой Горой и передал её под управление Константинопольского Патриарха.

Живущие на Афоне монахи никому не платят налогов и пошлин, поскольку верховной правительницей официально признана Божья Матерь. Почти вся Святая Гора, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыта роскошной растительностью. Восточный склон Афона представляет сплошной сад, среди которого в свежей зелени утопают монашеские кельи.

Афонская община располагает своей собственной полицией. На территорию монашеских поселений не допускаются женщины. Полиция строго проверяет паломников, не скрывается ли среди них переодетая женщина. Женщин здесь не видели уже полторы тысячи лет. Еще в 1470 году сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата Первого. Она привезла афонским монахам богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. Согласно преданию, ее встретил Ангел и велел вернуться на корабль.

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=172426   
 
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6955


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #1 : 24 Июля 2007, 19:36:32 »

А что говорят об этом священники?  Как же это? Я говорила как-то про Грецию....
Записан
Павел
Старожил
****
Сообщений: 484


Просмотр профиля WWW
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 25 Июля 2007, 02:25:11 »

А что говорят об этом священники?  Как же это? Я говорила как-то про Грецию....
Братья и сестры! Хочется в тысячный раз сказать: Не верьте СМИ. Они не используются для пропаганды, они этой пропагандой занимаются всегда, даже когда пишут про православный монатстыри. Зигос находится вне Афона и женщины спокойно могли ходить там где этот монастырь строился. Его давно уже возводили вновь. И находится он до границы Афона. Другое дело я не знаю, где проходила граница Афона в древности, но Мегали Вигла (Великая старжа), за которую Богородица запретила заходить, находится на сегодняшней терриории Афона. Так что все это блеф. наглый и откровенный
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6955


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #3 : 25 Июля 2007, 10:38:55 »

Прости Господи!
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 14 Сентября 2007, 20:27:32 »

Георгиос Мантзаридис

Афонское монашество на заре третьего тысячелетия


В 1966 году, на исходе первого тысячелетия существования афонской монашеской республики, многим казалось, что конец ее близок. Она родилась, достигла зрелости и произвела обильные плоды и теперь старилась. Ее сила шокирующее иссякала. Количество монахов постоянно уменьшалось, а их средний возраст достиг 55 лет. Старцы уходили в вечность, и не было видно молодых последователей, способных занять их место в монастырях и скитах. Огромные монастырские комплексы, некогда полные жизни, теперь стояли пустынные и безлюдные. На всем был отпечаток ветхости и упадка. Конечно, это был не первый упадок, который переживала монашеская республика за свою долгую историю. Но теперь почти все считали, что этот закат – последний. Многие монахи думали о том, что у них не будет последователей. Так, накануне празднования 2000-летия христианства говорилось, что это празднование есть в то же время погребение Афона, реквием по афонскому монашеству.


Монастырь Дохиар

Первое десятилетие второго тысячелетия афонской истории лишь подтверждало этот печальный прогноз. Число монахов продолжало таять, знаки вымирания были налицо, и будущее представлялось воистину безрадостным. Более того, в сознании несущих бремя власти и ответственности на всех уровнях стало крепнуть убеждение, что все усилия должны быть направлены на использование бесценных сокровищ тысячелетней монашеской республики как туристических объектов. К счастью, замыслам этим не суждено было осуществиться. Специальные исследования показали, что затраты на превращение полуострова в туристический курорт и, возможно, даже замена монахов на сторожей, которые станут охранять исторические и культурные ценности, могут быть значительно больше, чем предполагаемый доход.

В разгар этих событий на Святой Горе – в «саду Богородицы», как ее любят называть монахи, – неожиданно многое изменилось. Этих изменений не могли предвидеть даже наиболее оптимистически настроенные. Изменения оправдали надежды тех афонитов, которые всегда были твердо убеждены, что Богородица никогда не позволит Своему саду опустеть.

Даже приблизительные сведения о числе насельников афонских монастырей на рубеже 1960–1970-х годов говорят о том, что «отпевать» Афон было еще рано. И если до этого число братии Святой Горы стабильно уменьшалось, то в 1972 году впервые статистика показала, что число монахов впервые за многие годы увеличилось на одного: в 1971 году на Святой Горе проживало 1145 монахов, в 1971 году – уже 1146.


Крестный ход на Светлой седмице в монaстыре Симонопетр

Увеличение насельников не было одинаково во всех монастырях. С середины 1970-х годов только в восьми из двадцати крупных монастырей наблюдался рост числа братии, в остальных же число насельников уменьшалось. В число упомянутых восьми монастырей входят Иверский, Хиландар, Каракалл, Филофей, Симонопетра, святого Павла, Григориат и Эсфигмен. В трех из них – в монастырях Филофее, Симонопетра и Григориате – прогресс был весьма внушительным: в монастыре Симонопетра, например, число монахов увеличилось втрое. При этом монахи прибывали не по одиночке, но группами – синодиями.

Это было характерной особенностью начального периода обновления афонского монашества. Синодии приходили в монастыри из зависимых скитов и пустыней, братия которых составляет три пятых всех афонских монахов.

Новоприбывшие на Афон для жизни монашеской, как правило, удалялись в скиты и пустыньки, где они вели аскетическую жизнь и получали более полное духовное руководство. Первые синодии отца Иосифа стали пополняться в 1950-х годах, позднее, в 1960-е годы, – синодии отца Паисия.

Растущий состав синодий сделал затруднительным пребывание их в зависимых кельях, ибо ощущалась острая нужда в местах жительства. При этом стало возможным размещаться в монастырях, которые хоть и приходили во все большее запустение, но имели достаточно места для размещения растущих синодий. Процветающие синодии переселялись в пустеющие монастыри. Новоприбывшие занимали управленческие посты в монастырях, а также делали их пригодными не только для собственного проживания, но и для приема новых монахов.

На втором этапе, с середины 1970-х годов, монахи стали перемещаться – и снова группами – из более процветающих монастырей в более слабые. И снова новоприбывшие оказывались во главе своего нового пристанища. Так была решена проблема непропорционального роста насельников в одних монастырях и угрозы полного запустения в других.

В начале 1980-х годов началось возрастающее движение из монастырей назад в скиты и кельи. Монахи, прожившие в монастырях много лет и стяжавшие необходимый монашеский опыт, переходили в скиты и каливы, где было более тихо и мирно. Началось широкое восстановление исихастириев.

Количество монахов на Святой Горе возрастало в обратной пропорции их среднему возрасту, потому что почти все новоприбывшие были молодыми. Подавляющее большинство монахов прибыло за последние 25 лет. Таким образом произошло омоложение афонского монашества и переформирование возрастной пирамиды – средний возраст сместился к 45 годам. Большинство монахов сегодня в возрасте от 31 до 40 лет; молодых больше в монастырях, чем в исихастириях.

Уровень образования насельников Афона сравнительно выше, чем в среднем среди всего греческого населения. Многие из послушников имеют высшее образование и являются специалистами в различных областях. За пять лет, с 1960 по 1964 годы, например, только три человека на Святой Горе имели университетское образование, в то время как сейчас 343 монаха закончили университеты. Среди них 133 имеют богословское образование и 210 – в других отраслях. Только 1,7 % монахов не имеют начального образования.

И в организации монашеской жизни на Афонской горе произошли стремительные изменения. Общежительное устройство, отвергающее личное владение имуществом, считается наиболее полно отражающим идеал коллективного монашеского жития. Идиоритмическая (особножительная) форма являет собой старую лаврскую традицию. Она пережила самые тяжелые периоды истории монашества. При этой форме монашеской жизни допускается владение личным имуществом. Все 20 главных монастырей Афонской горы прошли этап идиоритмического устройства в определенное время своего существования. Афонский устав запрещает общежительному монастырю становиться особножительным, но особножительный может стать общежительным (статья 85 Устава). 25 лет назад девять из двадцати монастырей были особножительными, теперь все монастыри Афона – общежительные. Все другие монашеские поселения на Святой Горе (скиты, кельи, каливы, исихастирии и кафизмы) подчиняются одному из двадцати главных монастырей, так же, как и метохи (подворья) вне Святой Горы, многие из которых стали крупными духовными центрами.

Важно отметить, что люди не только из традиционно православных стран – Греции, России, Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии – проживают на Афоне; здесь также есть насельники из Германии, Британии, Франции, Канады, Нидерланд, Перу, Сирии и Африки. Афонское монашество, таким образом, поистине вселенское. Жизненно важно и то, что этот вселенский аспект сохранился и крепнет во благо не только монашества, но и всей Церкви.

      
Отец Паисий Святогорец   

В процессе обновления Святой Горы ярко проявилось несколько харизматических фигур, оказавших большое духовное и моральное влияние на братию. Одни уже почили, другие еще живы, но все они послужили началом целых течений, привлекших множество людей к монашеской жизни. Среди почивших – отец Иосиф Исихаст (+1958), отшельник и старец, который был духовным отцом для шести из двадцати главных монастырей Афона; отец Паисий Святогорец (+1994), возродивший несколько монастырей, духовный отец многих афонских монахов и огромного числа мирян; отец Софроний (Сахаров, +1993), который хотя и провел последние десятилетия своей жизни в им основанном монастыре Иоанна Предтечи в графстве Эссекс в Англии, на Святой Горе прожил более 20 лет (1925–1947), а своей книгой о старце Силуане он многих молодых людей привел к монашеству.

По мере возрождения монашества на Афоне здесь обнаружилась и еще одна своеобразная черта его современной жизни – некоторое сближение общежительной и исихастской традиций. Исихастская традиция с продолжительными самоуглубленными упражнениями в умной молитве практиковалась в основном только в исихастириях, а ныне вошла, укрепилась и органично заняла свое место в киновиях, став частью их жизни. Регулярные же службы теперь упорядочивают жизнь почти во всех исихастириях на Афоне.

Такие сближение исихастской и киновийной традиций сопровождается и определенным расширением контактов монашества с внешним миром. Это всегда было характерной чертой Православной Церкви, начавшей было умаляться в недалеком прошлом. Сейчас ситуация полностью изменилась. Тысячи паломников ежегодно посещают Святую Гору и открывают для себя духовность и жизнь монахов. Одновременно через публичные выступления, периодические статьи, специальные публикации, выступления в серьезных церковных и общественных изданиях, а также через личное духовное окормление монахи Святой Горы сильно влияют на духовную жизнь христианской общины и вносят заметный вклад в жизнь Церкви и общества. Оживление духовной жизни и значительный интерес к Православию заметны сейчас как в Греции, так и во всем христианском православном мире, что является прямым результатом расширения взаимных контактов между монашеством и обществом.


Паломники на празднике Преображения Господня на вершине Святой Горы

В 1981 году был создан Центр сохранения Афонского наследия. В него входят представители Священного Кинода Святой Горы, греческого правительства и генеральный секретарь правления округа Восточная Македония и Фракия, в ведении которого находится Святая Гора.

При вхождении Греции в Европейский Союз, естественно, возникли проблемы, связанные с особым образом жизни Святой Горы. Все они были решены, когда Греция и другие страны-участники подписали совместную декларацию о сохранении особого статуса горы Афон.

Сегодня на Афоне идет весьма утешительный процесс, который тем не менее вызывает и некоторую обеспокоенность. Речь идет о его стремительной реконструкции. Разрушенные и ветхие монастырские здания восстанавливаются, что, как считают некоторые, отвлекает монахов от духовных подвигов, заставляя их думать о материальном. И огромное число паломников, приезжающих практически круглый год, и автомобили, и механизмы, используемые для строительства, да и само строительство, и прежде всего дорожное, – все это существенно меняет ритм жизни Святой Горы. Но не стоит забывать и того факта, что на полуострове с XIX века не было проведено ни одной серьезной реконструкции. Естественный износ зданий требует серьезных восстановительных работ. Значительные изменения в общественной жизни и технологиях, произошедшие за последние десятилетия, не могут не сказаться на афонском укладе и должны восприниматься как обычный ход вещей.

Георгиос Мантзаридис

Перевел с англ. Василий Томачинский
http://www.diatheke.org/Athos/Monastic%20life/Heritage.htm
   
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=208&did=2055
Записан
Ольга К
Пользователь
**
Сообщений: 51


Просмотр профиля
Православная
« Ответ #5 : 25 Сентября 2007, 16:47:07 »

Мы только что вернулись из Греции (очень сожалею, что поездка не была паломнической, т.к. я была с маленькой дочкой), но мы макисмально старались поездить все 2 недели по Святым местам. Были и на экскурсии на корабле вокруг Св.Горы. Так вот, гид рассказывала, что сейчас на Афоне подвизаются около 2000 монахов.

[вложение удалено Администратором]
« Последнее редактирование: 25 Сентября 2007, 16:59:36 от Ольга К » Записан
Ольга К
Пользователь
**
Сообщений: 51


Просмотр профиля
Православная
« Ответ #6 : 25 Сентября 2007, 17:12:06 »

Не могу не выложить фотографию нашего русского монастыря Святого Пантелеймона.

[вложение удалено Администратором]
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 22 Октября 2008, 14:10:56 »

НА АФОНЕ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДИН РУССКИЙ ХРАМ
Москва, 21 октября 2008 г.

«Русское афонское общество» подписало договор с монастырем Святого Павла на Афоне о финансировании строительства храма во имя преподобного Павла над одноименной Священной пещерой.

Финансирование будет осуществляться за счет средств, пожертвованных частными лицами и организациями «Русскому афонскому обществу», сообщает "Интерфакс-религия" со ссылкой на пресс-службу Общества.

Священная пещера находится неподалеку от монастыря. В ней в Х веке подвизался основатель обители преподобный Павел Ксиропотамский.

Монастырь расположен у западного подножия Афона. После нападения на Святую гору каталонцев монастырь утратил на время свою самостоятельность, которую обрел вновь в 1370 году и благодаря покровительству сербского князя Георгия Бранковича стал укрепляться.

Среди главных святынь обители - дары, преподнесенные, как считается, волхвами Богомладенцу Иисусу, и две большие частицы Животворящего Креста Господня.

http://www.pravoslavie.ru/news/081021194810
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 05 Июля 2010, 19:00:26 »

Правительство Москвы будет содействовать в воссоздании скита Старый Руссик - древнейшей русской обители на Афоне



МОСКВА. Правительство Москвы будет содействовать в воссоздании скита Старый Руссик - древнейшей русской обители на Афоне. Мэр Москвы Юрий Лужков в ходе встречи с группой афонских монахов в столичной мэрии пообещал осуществить все необходимые работы по восстановлению скита в ближайшее время, сообщает служба коммуникации Отдела внешних церковных связей.

По поручению Ю.Лужкова делегация правительства Москвы в среду, 7 июля, прибудет на Святую гору для согласования необходимых вопросов. Сам Ю.Лужков совершил паломничество на Афон в начале июня.

Обитель Старый Руссик известна тем, что в ее стенах принял постриг основатель Сербской Православной Церкви святитель Савва. В XVII веке русский монастырь был перемещен к морю, где находится сейчас. Старый Руссик долгое время был в запустении и теперь требует неотложной реставрации.

http://www.sedmitza.ru/news/1296579.html

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 15 Сентября 2010, 18:14:15 »


Власти Москвы отправят молодежь в трудовой лагерь на горе Афон


МОСКВА. Московские власти решили организовать в Греции трудовой лагерь для молодежи, которая будет заниматься, в том числе, расчисткой территории у монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон, сообщил в среду источник в городской администрации.

"Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о финансировании лагеря труда и отдыха молодежи в Греции", - отметил собеседник агентства.

Он уточнил, что оплата расходов будет произведена за счет средств, предусмотренных в бюджете Москвы на летнюю оздоровительную кампанию 2010 года.

В июле этого года международный волонтерский отряд, в состав которого вошли 15 студентов из московских университетов, уже был отправлен в Грецию 30 июля для работы в Свято-Пантелеймоновом монастыре. В отряд вошли 15 студентов исторического и архитектурного факультетов Российского Православного института св. Иоанна Богослова, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также МГУ им. М. В. Ломоносова.

Афон является территорией, на которую допускаются только мужчины, поэтому отряд был сформирован исключительно из юношей. Кроме того, ребята прошли специальный отбор, в ходе которого выяснялось, чем вызвано стремление соискателя поехать на работу в святые места. Отсутствие вредных привычек, уважение к православным традициям и горячее желание попасть в сердце Греции - на гору Афон, были главными критериями при отборе.

Ребята занимались благоустройством братского корпуса, а также прилегающей к храму св. Пантелеимона территории скита Старый Руссик.

Как отметили в городской администрации, этот волонтерский отряд является уникальным по своей сути, ведь перспектива безвозмездной работы редко является привлекательной для молодых людей. Кроме того, уникальность поездки заключается и в том, что монастырь является достаточно "закрытым" объектом, и проживание мирян на территории обители допускается только в исключительных случаях, добавили в столичной администрации.

http://www.sedmitza.ru/news/1474132.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 27 Апреля 2011, 14:53:20 »

Московские власти окажут помощь русскому монастырю на Афоне



МОСКВА. Столичная мэрия направила группу специалистов в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь в Салониках для работ по сохранению архивов и библиотеки.

Как сообщил "Интерфаксу" во вторник источник в городской администрации, соответствующее распоряжение подписала заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.

По словам собеседника агентства, представители мэрии также обсудят вопросы подготовки программы оказания помощи по сохранению библиотеки и архивов обители в 2012-2016 годах.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь основан в XI веке. Среди его святынь - часть Честного Животворящего Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, блаженного старца Силуана, частицы мощей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки.

В библиотеке монастыря хранится более 1300 греческих и около 600 славянских рукописей, более 20 тыс. печатных греческих, славянских и русских книг.

http://www.sedmitza.ru/news/2042442.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 22 Сентября 2011, 01:59:38 »




Информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Видео. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи.

http://www.isihazm.ru/?id=0
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 05 Декабря 2011, 08:56:36 »

Пётр Давыдов

Я еду на Афон



Афон. Что мы о нём знаем? Сюда женщин не пускают. Здесь даже кошек нет — одни коты. И монастырей много — настоящая монашеская республика где-то в Греции. Там одни святые живут. Расскажу о том, как я начал открывать для себя Святую Гору, для этого приходилось избавляться от некоторых ложных представлений о ней.

«ГДЕ-ТО В ГРЕЦИИ»

В крутых скалистых берегах полуострова Афон всего несколько крупных бухт, главной из которых является Дафни — порт Св. Горы, куда прибывают суда с материка и где находятся таможенный, почтовый и полицейский участки. Административный центр Св. Горы — Карея — находится в самом центре и соединён с дорогой.

Святая Гора — крупнейшее в мире средоточие православного монашества под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Называется Уделом Пресвятой Богородицы, уже более тысячи лет непрестанно возносятся здесь к Богу молитвы иноков, ныне число монашествующих на Афоне превышает 1700 человек.

Добраться до Святой Горы довольно просто: из Салоник в Уранополис ездит автобус до парома в Дафни. А вот попасть на сам Афон иногда бывает довольно затруднительно. Дело в том, что для того, чтобы получить возможность паломничества по монастырям Афона, требуется особое разрешение. Для этого необходимо заранее связаться с афонской администрацией, потом договориться с обителью, где вы собираетесь провести какое-то время, снова связаться с администрацией, и только тогда вы получите документ, дающий вам право на временное пребывание на Святой Горе.

Я решительно ничего не знал о порядке выдачи пропуска, никому не звонил, никого не предупреждал, и грозными были для меня слова администратора-грека о необходимости соблюдения формальностей. Потом он вдруг добавил: «Но всё это вы можете успеть сделать сегодня, правда ведь?» Все звонки и заявления были сделаны за полчаса — афонские обители с радостью разрешили русскому паломнику приехать в гости, дали место для ночлега, я получил заветный документ и на следующее утро уже плыл на Святую Гору на пароме, который носит название «Достойно есть». К слову о названиях. На Афоне, в монастырской стране, естественно, что практически все названия напоминают вам о христианстве: корабли «Святая Анна», «Святой Прокопий», «Достойно есть» и т.п., также названия улочек и переулков. Это относится не только к Святой Горе, но и к Греции в целом. У нас же до сих пор огромное количество городов, улиц, площадей носят имена откровенных преступников и убийц.

ЕДИНСТВЕННАЯ НА АФОНЕ

…Да, правда, женщин на Афон не пускают. Дискриминация? «Благоговение и духовная безопасность», — ответят на Афоне. Почему благоговение? Святая Гора — место особого присутствия Божией Матери, именно Она считается здесь Игуменьей. Потому Она одна из всех женщин присутствует здесь. Почему духовная безопасность? Потому что монашествующие стремятся ограничить общение с противоположным полом до минимума.

«ОДНИ СВЯТЫЕ ЖИВУТ»

Если человек считает себя умным и называет себя таковым, то, согласитесь, есть повод призадуматься о справедливости его воззрений. И наоборот, согласно народной пословице, «если дурак знает, что он дурак, то он уже не дурак». Со святостью, быть может, схожая ситуация. Вы встречали в своей жизни святых? Мне кажется, я встречал — только ни один из них даже в помыслах не имел, что он святой. У таких людей самое искреннее осуждение себя, внимание к собственным духовным качествам совмещаются с добрым отношением к ближнему. Причем ближний для них — любой человек.

Так что нет, святых на Святой Горе я не встречал. Молились — это да. Трудились, несмотря на испепеляющую жару. Корзины плели, плотничали, столярничали, еду готовили, рыбу ловили, иконы писали, свечи делали, ладан варили…

Паломники, приезжающие на Афон, люди самые разные, но к русским на Афоне уважение почтительное: «О! Русские! Эти вообще какие-то подвижники, даже гости! — говорили мне монахи-греки. — На комфорт им наплевать, могут жить в самых кошмарных, по мнению европейцев, условиях, да еще и счастливы! Вон, только что папа с сыном на гору пошли — два километра по скалам да по жаре, — помолиться хотят у храма Преображения, к вечеру собирались вернуться! Не-ет, такой силе духа нам, грешным, можно только позавидовать!»

Есть и такие гости, которые с радостью предлагают свою помощь какой-нибудь обители. Просто остаются там и трудятся. Встретил одного парня из Симбирска, который на Афоне уже три месяца трудится плотником. Настоящий такой сибиряк, окающий, основательный, прилежный.

Имя батюшки Валерия я запомнил хорошо. Молодой русский священник из уральского села, третий раз уже приезжает на Святую Гору. Тихий, восхищённый, радостный: «Как я благодарен тем, кто помог мне снова попасть сюда! Какие это прекрасные люди! Конечно же, я молюсь о них всегда». Разговорились. На своём сельском приходе отец Валерий — уже шестой священник. «Трудно, очень трудно на селе служить. Такое уныние иногда на тебя обрушится — ужас просто, руки опускаются. Деревня русская пьёт, сам поначалу поддался — потом, слава Богу, выкарабкался. Храм восстановили — разрушен был в советские годы, — а народу ходит мало, хотя всем селом уверяли, что храм не оставят. Надеюсь, со временем придут… А вы из Вологды? О-о, там у вас святая земля, Северная Фиваида! Святые Нил Сорский, Павел Обнорский, Игнатий Брянчанинов! О-о! А вы заметили, наверное, что если в селе каком-нибудь храм не разрушили, то у людей, которые там живут, характер совсем другой — не такой, как там, где церкви оскверняли? Там какой-то у них настоящий, русский характер, правда? Но я думаю, Бог даст, и мы справимся с общей нашей бедой — нельзя нам унывать. Богородица не оставит, это-то я уж знаю по опыту. Нельзя унывать. Молитесь обо мне, грешном Валерии…» Я заметил, что мои собеседники, говоря о том, что они грешные, просто констатируют факт.

Слепого сына привёз на Святую Гору его отец. Какие были у них лица! На службе в Свято-Андреевском скиту они молились. Сын радостно улыбался, отец, поддерживая его, являл собой образец достоинства, любви и смиренного несения своего креста. После литургии к ним подошёл игумен, они долго о чём-то говорили. А в конце разговора игумен поклонился им, и лицо его тоже было светлым. Вот где чудо-то, в способности страданиями освещать других людей.

Ещё считают — на Афоне что ни монах, то как минимум старец, да к тому же ещё и прозорливый. Некоторые паломники это мнение поддерживают. Не читали святителя Игнатия, наверное. Столкнулся с греками, которые исследовали Святую Гору в поисках старца, который решит все проблемы без усилий с их стороны. Увидели меня, взяли под руки: «Пошли к старцу, он в келье неподалёку живёт в затворе». — «Так, если, — говорю, — в затворе, может, и мешать ему не стоит?» — «Не-не, пошли». Поддался. Повели. И не зря, хороший был разговор.



Приходим к келье, закрытые ворота, колокол. Греки звонят. Десять минут звонили. Дверь открылась, вышел старенький инок: «Зачем пришли?» — «Ой, отче, ой, благословите, ой, побеседовать бы». — «Так Бог вас всех благословит, братья, и я о вас молиться буду. Всего хорошего. А это кто?» — «А это наш русский брат, с нами вот пришёл». — «И зачем?» — «А не знаем». Инок обращается ко мне: «Ты православный?» — «Да». — «Ну так и за тебя тоже помолюсь, а ты за меня молись, ладно?» — «Ладно». — «Всего хорошего, дорогие братья». Дверь закрылась. «Афонаревшие» греки потоптались ещё немного у ворот и пошли восвояси. Искать, наверное, другого старца. А мне этот очень даже понравился: действительно — зачем свои трудности (часто бытовые) и свою собственную ответственность перекладывать на чужие плечи? Конечно, «много может молитва праведного», это понятно, но — молитва «поспешествуема» (Соборное послание апостола Иакова). То есть если ты и сам трудишься для своего спасения.

Преподобный Максим Исповедник пишет: «Когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильною и многомогущею». Не зря сходил к афонскому старцу.

По дороге в монастырь Кутлумуш встретился мне китаец. По-английски говорит довольно бойко, но с китайским акцентом. Разговорились, он спрашивает: «Ты что, правда православный?» — «Ну да», — отвечаю. «А я атеист». — «А идёшь куда?» — «Да в монастырь, к старцу, чтобы совет получить духовный». — «Ты ж атеист?» — «Атеист-то атеист, но я с мировым злом борюсь. А как бороться? Тут совет нужен святого человека». Проводил я его к более открытым к общению с паломниками монахам — пусть сами разбираются. Встретил их потом: «Как, — говорю, — паренёк-то мой китайский?» — «А добрейшей души человек, — отвечают. — Сердце доброе, с мировым злом борется, но в голове такой "сквозняк"! Ничего, нормально поговорили».

Разные здесь люди бывают. Большинство приходят с болью, стремясь избавиться от неё. Кто-то с благодарностью. Есть и праздные туристы-верхогляды. Но большинство всё-таки, мне кажется, с болью.

А как иначе? Афон — это ведь не волшебная страна, существующая в восторженном (и воспалённом) воображении экзальтированных людей. Святая Гора — это, на мой взгляд, подтверждение слов Христа, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (получают) его» (Мф. 11, 12). Это место усиленной, самоотверженной духовной и физической работы. Просто так, потому что ты находишься на Афоне, ничего не получишь. Афон, как, впрочем, и всю Церковь, можно, мне кажется, сравнить с больницей. В больницу приходят с болью для того, чтобы лечиться. Не лечишься — обязательно калечишься. То же и в Церкви. И нечего смущаться тем, что здесь, видите ли, грешники есть. Какая же больница без больных? Без больных, желающих и стремящихся исцелиться? Это, наверное, один из признаков нашей земной, воинствующей, как её ещё называют, Церкви: да, люди грешны, но они ненавидят свои грехи ничуть не меньше, чем больной ненавидит свою болезнь, и не менее горячо желают от них избавиться. Да, Церковь — лечебница. В этой лечебнице есть замечательные, профессиональные врачи — святые, есть Господь, который лечит все болезни решительно и безповоротно. Наше дело — дело пациентов — не отталкивать этого Врача, а следовать Его заповедям.

МОНАШЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Монастырей здесь великое множество. Двадцать Священных Царских Патриарших ставропигиальных монастырей, располагающихся по издревле установившемуся обычаю в иерархическом порядке. Главный — Великая Лавра во имя прп. Афанасия Афонского. Все прочие — скиты, келии, каливы, исихастирии, кафизмы — являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из двадцати Патриарших обителей. Каждый ныне может прочитать о них в книге или интернете.
Сама жизнь Афона формирует особую атмосферу, настрой. Когда передвигаешься по горам из монастыря в монастырь, из скита в скит, проходя мимо келий, калив и т.д., поверьте, не только мозг настраивается на совершенно иной лад, но и сердце. Здесь всё — иное (само слово «инок» — от слова «иной»). На Афоне чувствуешь, какая она — настоящая жизнь. Она говорит вам о самом главном. О Боге, о Небе…

Жизнь на Афоне начинается ночью богослужением.  А потом ещё утреня и литургия — ближе к семи утра. Служат на греческом церковном языке. Удивительно, но на монастырских службах не устаёшь. На всенощной раскручивают во всю мощь паникадило с горящими свечами во время чтения 103-го псалма о сотворении Богом мира, знаменуя красоту Вселенной и заботу Бога о нашем мире, любовь к нему.

ГОСПОДЬ ДАВЫДОВ
И ПРОЧИЕ ОТКРЫТИЯ


«Кирие» по-гречески значит и «Господь», и «господин». Поэтому, когда вежливые греческие монахи называли меня «господин Давыдов», я поначалу удивлялся. Когда греки читают, а не поют, как это и положено по их уставу, Символ Веры, то в словах «верую во единую, соборную и апостольскую Церковь» звучит греческое «ис миан, агиан, кафоликин кэ апостоликин Экклисиан». Так что не удивляйтесь.

Я увидел, как они каются. У нас покаяние сопряжено чуть ли не с экзальтированностью. У греков оно спокойное и серьёзное.

Я понял, что означают наши слова «куролесить» и «катавасия». Есть в богослужении моменты, когда чтец читает 40 раз молитву «Господи, помилуй». Чтецы у нас (и у греков тоже) бывают разные. Иногда просто забываются и, как с возмущением говорят некоторые прихожане, «начинают долдонить что-то непонятное». У греков это означает, что чтец начинает «куролесить». А катавасия — от «ката вэно» — «схожу», «иду вниз». Обычно на богослужении поют два хора, которыми руководит один человек. Поют попеременно, соответственно руководитель постоянно ходит от одного хора к другому. А потом два хора соединяются в середине церкви в один большой и поют вместе. Если теряется упорядоченная динамичность (впрочем, в афонских монастырях я этого не встречал — там всё было чинно и торжественно), то и получается то, что у нас называется «катавасией».

«Спасибо» по-гречески «эвхаристо». Гораздо лучше начинаешь понимать смысл Таинства Причастия, когда помнишь, что его название восходит к благодарению, Евхаристии. И чувствуешь, видишь: Небо к тебе действительно ближе, когда можешь сказать Богу: «Благодарю Тебя. Эвхаристо». Хотелось бы держать в уме (и сердце) эти слова не только тогда, когда находишься в Греции.

Пётр Михайлович ДАВЫДОВ

http://russdom.ru/node/4518
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #13 : 26 Февраля 2012, 14:34:34 »


Фильм "Афон. Достучаться до небес"


Уникальные съемки в единственной в мире монашеской республике. Афон – цитадель мирового православия на полуострове Халкидики в Греции.

Съемочная группа "Первого канала" впервые заглянула за тайные двери древних обителей… Чудеса, исцеления, знаки. Сама съемка, как чудо, ведь по местным законам видеокамеру легко могут отнять, да и отснятые кадры "вдруг" пропадают.

В фильме: Возвращение Пояса Богородицы из России на Афон… Ксилургу – древнейший на планете Земля русский храм. Экслюзивные кадры и интервью на Карулях – в самом закрытом уделе афонского монашества, где в тайных пещерах скрываются от мира настоящие аскеты, а иногда и беглые люди. Дыхание Рождества на Святой Горе, без еловых ветвей, но с южными плодами. Легенда о двенадцати старцах, почему на Афон не пускают женщин, в чем рецепт афонского долголетия, как монахи хоронят своих братьев.

Путь героев этого фильма не случайно называют подвигом. Иноки, то есть иные, другие люди. Греки и русские, сербы и англичане, даже бразильцы. Они живут вне мира, но их молитвой держится мир. Афанасий из России, Сергей с Украины, Феодох из Грузии. Три судьбы, три дороги к Богу сошлись на Святой горе. "Афон – достучаться до небес". Фильм, в котором Святая Гора впервые так открывается миру.

http://kinostok.tv/video/24069/afon-dostuchatsya-do-nebes
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #14 : 21 Марта 2012, 11:39:34 »



Cвятая
Гора Афон -
земной удел
Божией Матери




http://www.sv-afon.orthodoxy.ru/
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 10
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!