Русские на АфонеПродолжительность: 01:09:51 Режиссер: Панаётис Цацанадис
Русские появляются на Афоне в начале XI века. Достоверно установлено, первым посланцем Руси на Афоне явился св. Антоний (982-1067 г.г.) - основатель Киево-Печерской Лавры. Святой отец русской церкви, после посвящения в православие и пострижения в монахи на Афоне, отправляется на свою родину. Согласно преданию, как только он ступил на родную землю, со слезами на глазах начал молиться:" Господи, дай мне силы, пусть останется здесь благословение Святой Горы и старца, постригшего меня." И в дальнейшем, монахи Лавры, в своих молитвах часто вспоминали об Афоне: "Будьте благословенными во всех ваших делах, пусть вас сопровождают благословения Святой Девы и отцов Святой Горы".
Спустя два столетия игумен той же Киево-Печерской Лавры Досифей, укрепляя связи киевского монашества со Святой Горой, заимствует у афонцев метод всенощного бдения.
Связи между Русью и Афоном оказались прерванными, практически на три столетия, в результате завоевания Византии крестоносцами (4-й крестовый поход, 1204 г.) и монголо-татарского ига на Руси.
В этот сложный для русской церкви период, выдающуюся и разностороннюю деятельность в России развивает митрополит Киприан (1375-1406 г.г.). Он внес большой вклад не только в возвышение Русской церкви, но и в объединении русских княжеств в единое государство. Канонизированный Русской церковью, св. Киприан начал свою деятельность на Афоне, в монастыре Великой Лавры. Сближение его с Вселенским Патриархом св. Филофеем Коккино - бывшим монахом Великой Лавры, несомненно сыграло определенную роль в назначении св. Киприана на должность Московского митрополита.
Преп. Нил Сорский провел на Афоне 20 лет, с 1460 по 1480 год. Долголетнее пребывание на Святой Горе сделало его приверженцем скитского образа монашеской жизни, где постоянные молитвы сочетаются с тяжелым физическим трудом. Вернувшись на родину, он всячески пропагандировал приобретенные духовные ценности и выступил сторонником нестяжательства (отказа от владения собственностью), в споре, разгоревшемся тогда в кругах Русской церкви.
Важнейшим соединительным звеном Афона с Россией явился великий греческий богослов, монах Максим Грек (в миру Михаил Тривилис, 1470-1556 г.). Получив университетское образование в Италии и будучи знаком со всеми великими гуманистами той эпохи, он прибывает на Афон, в монастырь Ватопед. После 10-летней плодотворной деятельности на Святой Горе, Максим Грек получает приглашение от великого князя Василия III прибыть в Москву. Здесь он принял деятельное участие в обсуждении многих спорных вопросов, занимавших тогда Русскую церковь и привел множество русских книг в соответствии с греческими оригиналами. В своей непростой деятельности Максим Грек нажил много врагов. Их стараниями, по обвинению в шпионаже в пользу турок, его заточили в тюрьму. Последние 19 лет своей жизни великий богослов провел в заточении, где не теряя надежды на освобождение, продолжал свой труд.
Одной из самых значительных фигур русской церкви, связанных с Афоном, явился блаженный Паисий Величковский (1722-1794 г.г.). Он прибыл на Афон в 22-летнем возрасте и через некоторое время облачился в монашескую мантию. Во время своей долголетней подвижнической жизни на Святой Горе, блаженный Паисий основал Ильинский скит и в конце своей жизни отбыл в Молдавию. Там он продолжил свою деятельность и организовал несколько новых монастырей. Особо плодотворна его переводческая деятельность: он перевел с греческого на русский и румынский языки несколько сот книг религиозного содержания.
Число русских церковных деятелей, как и многих других рядовых монахов, побывавших на Святой Горе, несомненно велико. Большая часть из них, побывав определенное время на Афоне, становилась глубокими почитателями афонского образа жизни и горячими приверженцами филэллинизма.
См.фильм по нижеприведённой ссылке:http://www.youtube.com/watch?v=YYNN7-dQSE0&feature=player_embeddedhttp://orthodoxfilm.blogspot.ru/2013/08/2013.htmlhttp://pravos.blogspot.ru/