Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 05:07:03  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: В полуармейской походной форме  (Прочитано 3012 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 31 Мая 2010, 19:31:13 »

В полуармейской походной форме
К 105-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова

Став студентом МГУ, я за четыре года проживания в общежитии на Стро­мынке в 1949-1953 гг. увидел, пожалуй, всех видных деятелей культуры. Скажу прямо, избалованы были студенты общежития меценатством знамени­тостей. Вспомнилось, как великий музыкант Давид Ойстрах со сцены неза­полненного в клубе зала раздосадованно произнес: "А вот в Японии билеты на мои концерты разыгрывались по лотерее". Культурное шефство над сту­денчеством МГУ осуществляли и ведущие театры: Большой, Малый, Консер­ватория. Часто в профкомы факультетов поступали от этих прославленных коллективов бесплатные контрамарки. Нередко по окончании занятий в МГУ в вечерние часы отправлялся я на галёрки тех театров.

Были приглашения и в Дом литераторов на творческие вечера поэтов и писателей. Там мне довелось побывать в дни торжеств в связи с 70-летием И. В. Сталина. Помню, как взволнованный самим общественным событием, разглядываю я в фойе дома литераторов лица писателей, которые запомни­лись по фотографиям из их книг, газет и журналов. Но особо запечатлелась встреча с М. А. Шолоховым. В одном из проходных коридоров я прямо замер от наваждения, когда увидел спину человека, сзади напоминавшего моего от­ца в его обыденной для совслужащего экипировке: в начищенных хромовых сапогах, синих суконных галифе, зеленой шерстяной гимнастёрке, подпоя­санной командирским ремнём, ростом невысокого, худощавой комплекции. Нагло подошёл я сбоку к личности в военизированном обмундировании, и ра­достная дрожь заколотила мое тело. В двух шагах от самого Шолохова глазел я на того, кого с детства осознал как живого гения. Он громким хрипловатым голосом разговаривал, похоже, дискутировал, с каким-то чванливого вида типом, не обращая внимания на зевак, подобных мне.

Начались торжества. Знаменитости расселись в президиуме. Все как в униформе, они были облачены в чёрные костюмы из добротной шерстяной ткани; на каждом — белоснежная сорочка, модный галстук. Чужеродным при­шельцем выглядел М. А. Шолохов посреди того напыщенного синклита в сво­ём полуармейском — походном одеянии. Торжества открыл известный поэт Алексей Сурков. Удивило меня то, что политически ответственное мероприя­тие он повёл, не заглядывая в какой-либо текст. Конечно, сейчас с понима­нием могу сказать, что только умный выдающийся оратор мог так блестяще подготовиться, свободно и легко демонстрировать красоту русской речи, не допуская никаких газетных штампов. Сурков не дал повода сравнить его со свадебным тамадой, он задал этически интеллигентную тональность для вы­ступлений писательской братии.

Зачитываемые видными писателями их пятиминутные приветственные со­чинения были настолько литературно отшлифованными, взвешенно наполнен­ными эпитетами и метафорами, что все речения с выражениями уважения, любви и преданности Сталину сливались в стройный поток благостного худо­жественного действа, от которого в памяти ничего не осталось. Может, только Константин Симонов и Илья Эренбург выделялись "красивостью" фразеоло­гии. А вот оригиналом на тех торжествах оказался М. А. Шолохов. Мало того, что он контрастно выделялся по одеянию среди сидящих в президиуме. Он не стал зачитывать текст своего выступления. Речистый Алексей Сурков как-то смущённо, стоя у трибуны, заявил, что слово предоставляется Михаилу Алек­сандровичу Шолохову, но у него болит горло и текст его выступления будет зачитан. Не помню, кто огласил шолоховское приветственное сочинение. Я не мог вникать в содержание, придавленный осознанием необычайности случая, ведь видел Шолохова, вполне нормально разговаривающим с кем-то пред на­чалом торжеств. Казалось, ну пусть с хрипотцой, но под микрофон кратко вы­сказаться было можно. Да и народ в зале жаждал услышать живое слово ве­ликого писателя.

Долго после того случая я размышлял: вот прознает Сталин о том, как "ин­женеры человеческих душ" отмечали его юбилей в доме литераторов. А вдруг уразумеет, что даже на торжественном собрании проявилась "шолоховская ершистская выходка". Думается, что М. А. Шолохов не оригинальничал, его на­туре претило малейшее лицедейство, духовно он не мог настроиться на мажор­ную тональность сладкоголосого хора собратьев по перу и почувствовал, что не получится у его речи искреннего звучания, поэтому нашёл предлог лично про­молчать. А может, великий писатель под воздействием всенародного почита­ния уже уверовал в свою гениальность настолько, что не обращал внимания на казённый официальный этикет, да и нашёптывания на него "вождю народов". Ведь записал в своих мемуарах Ю. А. Жданов (бывший зять Сталина), что в диспуте среди друзей М. А. Шолохов, осерчав на тех, бросил фразу: "Вы все уйдёте, а я вечен". Да, роман-эпопею "Тихий Дон" оставил людям гений; ви­димо, судить такого властен только Бог.

Владимир Неверов, профессор МГУТУ

http://voskres.ru/literature/critics/neverov.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!