Митрополит Иларион: Ватикан должен отказаться от своих заблуждений
Глава ОВЦС МП заявил, что евхаристическое единство православных и католиков возможно только при условии отказа последних от своих «новшеств»…
В ходе официального визита в Польшу председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что современные отношения Русской Православной Церкви и Ватикана «достигли очень хорошего уровня», однако говорить о хоть о какой-то возможности евхаристического общения православных и католиков будет возможна только тогда, когда Ватикан откажется от всех своих заблуждений, возникших в XX веке. «Мы, православные, считаем, что мы сохранили веру Церкви первого тысячелетия, потому что мы не вносили никаких новшеств, догматических или экклезиологических. И мы также считаем, что такие новшества были внесены Католической Церковью», – заявил владыка Иларион в интервью польской прессе, отвечая на вопрос о том, возможно ли такое единство. Текст интервью был размещён на сайте ОВЦС МП.
«Мне кажется, что сейчас ещё рано говорить о совместном евхаристическом служении, и было бы нереалистично в ближайшей перспективе ожидать того, что все наши накопленные веками разногласия в догматической области, в области учения о Церкви, а также другие существующие разногласия уйдут в прошлое, – заявил владыка. – Я хотел бы подчеркнуть, что основой для совместной Евхаристии является верность традиции древней Церкви и, как уже неоднократно говорилось на совместных богословских православно-католических заседаниях, основой для воссоединения должна служить вера Церкви первого тысячелетия. Если мы поймём, что веруем так, как веровала Церковь первого тысячелетия, тогда отпадут препятствия для воссоединения».
Одним наиболее явных заблуждений католиков является примат папы Римского. Отвечая на вопрос о том, как Русская Православная Церковь понимает этот вопрос, владыка заявил, что «мы считаем, что в первом тысячелетии папа римский был патриархом Запада и в диптихах Церквей, т.е. в официальном порядке Церквей, он был первым, но его власть не распространялась на православный Восток». «Как раз сейчас эта тема обсуждается в рамках православно-католического диалога, и, может быть, уже в сентябре этого года мы сможем принять совместный документ, который описывает примат римского епископа в первом тысячелетии, – сказал митрополит Иларион. – Так вот, мы готовы принять этот примат в такой форме, в какой он существовал в первом тысячелетии. Но мы не готовы принять то развитие примата, которое он получил во втором тысячелетии».
Вместе с тем, митрополит Иларион заявил, что в РПЦ «очень удовлетворены позицией папы Бенедикта ХVI по многим современным вопросам и солидарны с ним в его желании заново евангелизировать Европу, о чём он неоднократно говорил». «Я думаю, что сегодня в России в целом очень хорошие отношения между православными и католиками, – отметил владыка. – Тема прозелитизма, которая остро стояла на повестке дня ещё в начале девяностых годов, сегодня уже не стоит столь остро. Сегодня есть довольно высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания. Я хотел бы отметить большой вклад, внесённый в улучшение ситуации апостольским нунцием в России архиепископом Антонио Меннини и архиепископом в Москве Паоло Пецци».
Касаясь вопроса отношений с греко-католиками, глава ОВЦС МП подчеркнул, что «православные и католики в Баламанде (1993 г.) согласились в том, что уния не является методом достижения единства». «Таким образом, сам феномен униатства получил отрицательную оценку и с той, и с другой стороны. Но существуют греко-католические церкви в разных регионах мира, в частности на Западной Украине, в Румынии и в ряде других стран. И мы должны понимать, что они состоят из живых людей, которым нужны храмы, богослужения, у которых есть свои священники и епископы. Наша задача заключается в том, чтобы найти такой формат взаимоотношений, который исключал бы вражду, насилие, захваты храмов, взаимные обвинения», – заявил владыка.
При этом он напомнил, что «к сожалению, всё это мы имели в Западной Украине на рубеже 80-90-х годов». «В 1946 году греко-католическая церковь была запрещена тоталитарным режимом – это было насилие над совестью людей. И некоторые из них попали в сталинские застенки. Это была одна из многих исторических несправедливостей, одно из многих преступлений сталинского режима. Но нельзя пытаться исправлять одну историческую несправедливость, создавая новую, – подчеркнул митрополит Иларион. – Нельзя было на рубеже 80-х и 90-х годов насильственным путём восстанавливать ситуацию до 1946 года. Должен был быть более цивилизованный, грамотный и дружелюбный процесс передачи храмов. Если бы это произошло тогда на соответствующем уровне, мне кажется, что не было бы того напряжения, которое сейчас существует».
Сегодня, по словам главы ОВЦС, «надо искать решение тех проблем, которые существуют на местах для того, чтобы этих проблем не осталось, и чтобы обе религиозные группы были удовлетворены, и все верующие имели возможность молиться в храмах и совершать богослужения».
Русская линия
http://rusk.ru/newsdata.php?idar=42617