Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 05:42:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Роман Багдасаров. Религия или наука: мнимая оппозиция  (Прочитано 8834 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103569

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Августа 2007, 10:05:24 »

Роман Багдасаров 

Религия или наука: мнимая оппозиция


Была ли православная Российская Империя технологически отсталой страной?

На днях десять российских академиков направили президенту страны встревоженное письмо. Ученых задело за живое возможное расширение богословской образованности подрастающего поколения. "На каком основании теологию – совокупность религиозных догм – следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой", – утверждают ученые. Не станем опровергать миф об отсутствии веры в основании современной научной парадигмы. Этому была посвящена специальная статья на RPMonitor. Не станем также проводить ликбез по отношению к убеленным сединами людям и разъяснять им, что обучают, вообще-то, не только научным дисциплинам. К примеру, этикет, физическая культура и философия – отнюдь не научные дисциплины, однако вряд ли даже такие авторитеты как Жорес Алферов или Евгений Александров рискнут настаивать на их исключении из образовательного минимума.


РОССИЙСКИЕ АКАДЕМИКИ… ИЛИ ВСЕ-ТАКИ СОВЕТСКИЕ?

К чему апеллируют окрики праведников-атеистов, которым якобы угрожают вездесущие "клерикалы"? Беспокойство группы членов Российской Академии наук вызывает прежде всего близость системы образования и Церкви, Церкви и государства, что, как известно, не является новым для нашей страны. Однако это – оправдывавший себя столетиями опыт, который никак не повредил ни успехам отечественной науки в дореволюционный период, ни ее международному престижу. Российская Академия наук была основана указом государя Петра I в 1724 году. Как известно, этот император (равно как и все императоры российские) был верующим, причем не просто лично, "глубоко в душе", а демонстративно следовавший соборным установлениям Церкви. В обязанности православных царей входило, кстати, охранение церковных догматов, информированность о которых школьников и студентов сегодня так больно ранит авторов послания. Большую часть своего исторического бытия РАН существовала в режиме строгой унии с Церковью, и лишь в советский период эта уния была насильственно разрушена большевиками.

Таким образом, оппозиция "наука-религия" в общественном сознании россиян является мнимостью относительно недавнего происхождения. Элитный статус академиков в данном послании ничем себя не проявил кроме подписи. Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов и др. демонстрируют вполне типичный для обывателя 1930-1970-х подход. Речь идет о специфически советской убежденности будто, лишь "сбросив гнет самодержавья" народ оказался способен осуществить индустриальный рывок, выведший страну в мировые лидеры.

Миф о "советском отрыве" от дореволюционной косности опровергает весь ход дореволюционной истории, но в силу тотального шельмования, которому подвергалась в советский период фигура императора Николая II, насаждать его было легко. Любое напоминание об успехах, достигнутых страной под руководством расстрелянного государя, могло закончиться для его апологетов весьма сурово.


ПОД "ГНЕТОМ САМОДЕРЖАВИЯ"

В первую очередь был создан миф о Николае II как о недалеком "сером полковнике", погруженном то ли в семейные радости, то ли в фаталистически окрашенный мистицизм. Подобный "портрет" не предполагал никаких связей с наукой, интереса к новым технологиям, заботы о народном образовании.

Между тем, из всех правителей России в XX веке Николай Александрович был без сомнения наиболее разносторонне образованным человеком. Обучение будущего царя проводилось по детально разработанной программе, рассчитанной на 13 лет. Государь в совершенстве владел ведущими европейскими языками: французским, английским и немецким. Его преподавателями были выдающиеся ученые: Н.Х. Бунге (политэкономия и государственное право), Е.Е. Замысловский (политическая история), Н.Н. Бекетов (химия), М.Н. Капустин (международное право), Ц.А. Кюи (фортификация) и другие. Единственный из всех правителей России Николай II совершил кругосветное путешествие.

Личная компетентность руководителя является неотчуждаемым фактором правления, особенно проявляя себя в кадровой политике. Научная компетенция лидера совершенно не зависит от таких внешних атрибутов как доктрины, целевые программы и т.п. документы, на кои столь щедра была советская эпоха и которые (как все мы прекрасно помним) совсем не являются надежной гарантией реального прогресса науки и технологий. Из всех советских руководителей по своей технологической эрудиции с Николаем II можно сравнить лишь Иосифа Сталина. Что же касается финальной для СССР тройки Хрущев-Брежнев-Горбачев, то при последнем императоре они могли бы претендовать на чины не выше столоначальнических…

Приверженцам мифа о "кондовой России", которую "вырвали из поповского сумрака" большевики, хотелось бы адресовать несколько невинных вопросов:

1. Когда была создана российская авиация, кто строил первые русские бомбардировщики и истребители?

2. На базе какой научной школы в годы СССР был создан Институт радия, и у кого учился Курчатов?

3. Когда начались широкомасштабные исследования Арктики (авторство которых спешно приписали себе большевики)? Кто открыл движение по Севморпути? В честь кого были названа "Северная Земля", на которую с таким пафосом высаживались двадцать лет спустя советские полярники?


КТО СОЗДАЛ РУССКУЮ АВИАЦИЮ?

Ответ вполне очевиден. Указом Николая II вдекабре 1914-го была сформирована эскадрилья из десяти боевых и двух учебных машин. Уникальный четырехмоторный самолет "Илья Муромец", сконструированный за год до этого гениальным Игорем Сикорским, был спешно переоборудован в боевой. С появлением пулемета на хвосте "Илья Муромец" стал практически неуязвимым. "Муромцы" свободно летали над территорией противника, поскольку германские истребители даже не пытались атаковать их. Закрепившаяся за русскими самолетами слава непобедимых машин привлекла к ним внимание союзников, и им были предоставлены все чертежи вместе с технической документацией… Еще в 1908 г. А.С. Кузин создал аэросани, а в 1911-м Г.Е. Котельников испытал первый ранцевый (складной) парашют. Это при царе-"мракобесе" и "поповщине". А что же "научные атеисты"?

Как отмечает А. Малахов, "революция лишила Сикорского возможности продолжать работу на Родине. Большевистские лидеры… авиацию почему-то считали чуть ли не буржуазной выдумкой. Так, в начале 1918 года на заседании ВСНХ видный большевик Ю. Ларин доказывал, что следует "производство и ремонт аэропланов и аэростатов прекратить с переводом аэропланостроительных заводов на деревообделочную промышленность" и что Советская Россия не должна иметь предприятий, "подобных фабрикам духов и помады". Comments?!


С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ НАШ "АТОМНЫЙ ПРОЕКТ"?

Скончавшийся в 1906 году Пьер Кюри так и не дождался открытия во Франции Института радия. Тот был организован лишь в 1913 г. Обычно считается, что вторым возник Радиевый институт в Ленинграде (1922), директором которого стал В.И. Вернадский (как крупный ученый сформировавшийся, разумеется, в императорский период). Вернадский был включен в советский академический пантеон. Менее известно, что первые советские концентрированные препараты радия были получены в 1921 г. из ферганской руды, которая задолго до того исследовалась в лаборатории Соколова.

Профессор физики Московского университета Алексей Петрович Соколов (1854-1928) начал исследовать радий в 1903-м – практически на следующий год после того, как супруги Кюри получили первый дециграмм чистого хлористого радия. В университете А.П. Соколов читал курс "Радиоактивность", и входившее в число преподававшихся там предметов богословие никак научным достижениям не мешало…


КТО СОВЕРШИЛ ПРОРЫВ В АРКТИКУ?

В 1914 году произошло крупнейшее географическое открытие в истории арктических путешествий XX века, из-за военной поры, революционных потрясений и гражданской усобицы не получившее должного резонанса. Полярная экспедиция на ледокольных судах "Таймыр" и "Вайгач" под командой капитанов Бориса Вилькицкого и Петра Новопашенного прошла Северный Ледовитый океан с востока на запад. Был нанесен на карту и описан обширнейший архипелаг в Карском море. Он получил название Земли Императора Николая II, но после октябрьского переворота был сразу переименован в Северную Землю. Интересно, что мать благословила в плавание капитана Новопашенного, открывшего "Землю Императора Николая", изображением Спасителя в ризе, со звездной сферой, увенчанной крестом. Поэтому, быть может, в новой, свободной от суеверий действительности, полярному герою уже не нашлось места…


КТО НА САМОМ ДЕЛ ПРОВЕЛ "ЛИКБЕЗ"?

Можно ставить еще немало схожих вопросов и давать на них столь же риторически-занимательные ответы. Рассказать, к примеру, о целой плеяде инженеров (типа С.А. Боровика, создавшего в 1915 г. первый пароструйный насос, незаменимый в вакуумной технике), чьи изобретения не лежали мертвым грузом, а без промедления запускались в производство.

Еще больший конфуз подстерегает приверженцев мифа об отсталости православной империи в области начального и среднего образования, введение которого большевики без зазрения совести присвоили своему строю. На самом деле обязательное бесплатное начальное образование было введено в России с 1908 года. Каждый год открывалось 10 тысяч новых государственных школ. Их число к 1913 году достигло 130 тысяч. Большинство молодежи к моменту революции умело читать и писать. Знаменитая кампания по ликбезу, легендарная заслуга коммунистического строя, касалась в основном более старшего поколения, а также народов Сибири и Поволжья. Неграмотность последних объяснялась не какой-то дискриминацией, а их собственными бытовыми традициями.

Краткий экскурс в историю науки и образования в России и СССР дает наглядную картину того, что приверженность религиозным догмам и теологическое образование никак не препятствовали академической мысли Императорской России. Вряд ли они станут помехой и для возрождающейся после ельцинского погрома современной российской науки. А вот отсутствие понятия и самой памяти о Боге, как о высшем нравственном начале человека, представляют реальную угрозу. И не только для науки.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5014

Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #1 : 01 Августа 2007, 19:50:01 »

Это конечно все замечательно, однако есть и другие примеры. Например всем известный профессор Павлов, который получил нобелевскую премию в нейронауке и разработанным им тестами на условные рефлексы пользуются до сих пор. Вот со странностями был человек. До революции убежденный атеист-дарвинист. После революции вдруг поменялся и стал делать все как "на зло" большевикам, в том числе и прилюдно крестился, например, и вообще говорил про них много гадостей, а его большевики не трогали, да плюс ко всему неплохо финансировали. Тут сложно сравнивать. Один ученый будет достигать результата причем во всем видеть Божий Промысел, красоту и гармонию, а другой может достигать результата не меньшего и при этом ему будет абсолютно все равно. Вещи независимые на мой взгляд. Ну сколько людей - столько и мнений.
Записан
Константин О.
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 661


Просмотр профиля
православный, РПЦ МП, иерей
« Ответ #2 : 02 Августа 2007, 01:06:18 »

помнится Павлов говорил, что ум русского человека примитивен, что он способен
воспринимать слова отвлеченно от предмета, в отличие от западного мышления,
где все конкретно.
Поэтому русские легко манипулируемы. Достаточно лишь говорить сладкие слова и люди
будут верить. Сталин помнится засекретил этот доклад.
Сейчас не могу отыскать эту работу, достаточно любопытная. При этом Павлов
это считал несомненным недостатком, мне кажется это достоинством так как
говорит об абстрактности мышления.


Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #3 : 02 Августа 2007, 02:21:10 »

Мне один мой хороший знакомый, который учился в медицинской академии, рассказывал, что у них был один очень старенький преподаватель, который сам еще в бытность с Павловым работал. Так вот, он, когда ночью считал капли желудочного сока выделяемого собакой через котеттер, заснул. А Павлов имел обыкновение переодически не спать и приходить на работу. Он увидел это, взял стеклянную колбу и разбил нерадивому подчиненному ее об голову.

Вот потому и Нобелевская Премия. Человек видит перед собой цель, ставит правильно задачу и последовательно ее выполняет, плюс еще и подчиненных не особо ласкает. Плюс еще финансирование и заинтересованность со стороны властей. Вот вам и результат.

Вообще, по-моему, Павлов был человеком тяжелым и бескомпромисным и, я думаю, наговорить мог вещей самых разных, в том числе обидных и незаслуженных.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #4 : 05 Августа 2007, 10:36:13 »

помнится Павлов говорил, что ум русского человека примитивен, что он способен
воспринимать слова отвлеченно от предмета, в отличие от западного мышления,
где все конкретно.
Поэтому русские легко манипулируемы. Достаточно лишь говорить сладкие слова и люди
будут верить. Сталин помнится засекретил этот доклад.
Сейчас не могу отыскать эту работу, достаточно любопытная. При этом Павлов
это считал несомненным недостатком, мне кажется это достоинством так как
говорит об абстрактности мышления.



Ерунда. Ум не зависит от национальности.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #5 : 06 Августа 2007, 02:31:36 »

Ох, скажу наверное что-то крамольное, но, по-моему, зависит. Точно также как отличается ум правшей и левшей, ум мужчины и женщины, и ум человека вырасшего в России, в США и в Китае. Совершенно разные люди.

А что касается утверждения Павлова. Наверное, для того времени он был прав. Революционные массы были однозначно манипулируемы.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #6 : 06 Августа 2007, 12:59:07 »

Ох, скажу наверное что-то крамольное, но, по-моему, зависит. Точно также как отличается ум правшей и левшей, ум мужчины и женщины, и ум человека вырасшего в России, в США и в Китае. Совершенно разные люди.

А что касается утверждения Павлова. Наверное, для того времени он был прав. Революционные массы были однозначно манипулируемы.
Не зависит. Но при разных внешних условиях развивается по-разному.  Только и всего. Но это не означает,что мужчины глупее женщин или женщины глупее мужчин или китайцы умнее или глупее американцев.
 Хотя фашисты со своей расовой теорией настаивали именно на различиях, как и Вы. А мы не фашисты и знаем,что у Бога все люди равны. И даже в уме.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #7 : 06 Августа 2007, 15:47:40 »

Я не фашист. Но на мой взгляд определенные различия есть. У женщин и мужчин, у правшей и левшей, например, есть даже вполне определенные анатомические отличия мозга. Только вот измерить, что лучше, что хуже, конечно нельзя.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #8 : 06 Августа 2007, 18:37:45 »

Я не фашист. Но на мой взгляд определенные различия есть. У женщин и мужчин, у правшей и левшей, например, есть даже вполне определенные анатомические отличия мозга. Только вот измерить, что лучше, что хуже, конечно нельзя.
Это лишь социальные различия. Потому что женщины и мужчины в обществе играют разные роли.Но на умственные способности это не влияет.
 А по поводу левшей. Вот я переученная левша ( в мое время переучивали) ,но до сих пор кое-что мне легче делать левой рукой,хотя пишу я правой.  Никакой разницы у меня нет с другими людьми. Переучили меня в детстве и я забыла,как писать левой рукой. А если бы это были физиологические различия,то не смогли  бы меня переучить,как нельзя  негра переделать в белого.
Может вы и в "детей индиго" верите?
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #9 : 06 Августа 2007, 19:10:56 »

...Может вы и в "детей индиго" верите?

Если есть бесы, то есть и забесовлённые. Например так называемые "дети индиго". Как по-Вашему, бесы есть?
Записан

Андрей
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #10 : 06 Августа 2007, 19:24:27 »

Я не фашист. Но на мой взгляд определенные различия есть. У женщин и мужчин, у правшей и левшей, например, есть даже вполне определенные анатомические отличия мозга. Только вот измерить, что лучше, что хуже, конечно нельзя.
Это лишь социальные различия. Потому что женщины и мужчины в обществе играют разные роли.Но на умственные способности это не влияет.
 А по поводу левшей. Вот я переученная левша ( в мое время переучивали) ,но до сих пор кое-что мне легче делать левой рукой,хотя пишу я правой.  Никакой разницы у меня нет с другими людьми. Переучили меня в детстве и я забыла,как писать левой рукой. А если бы это были физиологические различия,то не смогли  бы меня переучить,как нельзя  негра переделать в белого.
Может вы и в "детей индиго" верите?

Бог настолько нас возлюбил, что создал всех РАЗНЫМИ. А это значит, что разные не только индивидуумы (друг от друга), но и их разные общности (по полу, по правшам-левшам, по национальностям, по цвету кожи, по месту проживания итд итд итп). В частности, могут и отличаются по нравственным законам (спросите у каннибала, нравственно ли кушать печень поверженного врага во славу своего племени?) или по умственным способностям в конкретных областях (сравните процентное соотношение великих математиков-физиков у женьщин и мужчин, или их же соотношение у людей с чёрной, жёлтой и белой кожей). ПРимеры можно множить до бесконечности.  Про нравственное оправдание обжуливания, воровства или разбоя людей не своей крови у некоторых общностей уже промолчу.
Записан

Андрей
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #11 : 06 Августа 2007, 23:08:23 »

...Может вы и в "детей индиго" верите?

Если есть бесы, то есть и забесовлённые. Например так называемые "дети индиго". Как по-Вашему, бесы есть?
Почему вы про бесов?
Детей индиго не существует.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #12 : 06 Августа 2007, 23:09:11 »



Бог настолько нас возлюбил, что создал всех РАЗНЫМИ. А это значит, что разные не только индивидуумы (друг от друга), но и их разные общности (по полу, по правшам-левшам, по национальностям, по цвету кожи, по месту проживания итд итд итп). В частности, могут и отличаются по нравственным законам (спросите у каннибала, нравственно ли кушать печень поверженного врага во славу своего племени?) или по умственным способностям в конкретных областях (сравните процентное соотношение великих математиков-физиков у женьщин и мужчин, или их же соотношение у людей с чёрной, жёлтой и белой кожей). ПРимеры можно множить до бесконечности.  Про нравственное оправдание обжуливания, воровства или разбоя людей не своей крови у некоторых общностей уже промолчу.
У Бога все равны и элин и иудей.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #13 : 06 Августа 2007, 23:12:26 »

Всех нас Бог наделил разными талантами и разными возможностями, согласно Своему Промыслу. Никто ведь не будет отрицать, что в большинстве своем женщины говорят больше и лучше мужчин. Они в большинстве своем и учататся говорить раньше в будучи детьми. Зато у мужчин, как правило, зачастую более развито логическое мышление. Это я вам, Анна, просто привожу данные из учебника. Ну а про деторождение и воспитание детей. Ну что тут вообще обсуждать. Тут женщина лидер. А статистика, которая говорит о карьерной лестнице или вообще в жизни, в настойчивости в достижении результатов. Тут лидер всегда мужчина.

Если посмотреть на структуру мозга, то у мужчин явно более развиты гипоталамические ядра полового отличия. Они у них больше размером. Как это однако влияет на мышление - не известно, потому что как поставить эксперимент? Невозможно.

Если посмотреть на молекулярный уровень, то у мужчин есть определенные молекулы, отвечающие за синаптогенез (то есть за развитие связей в мозге), которых нет у женщин (сказывается влияние пресловутой мужской хромосомы). Как именно это сказывается на функции мозга - неизвестно. Вообще у мужчин примерно на 100 генов больше чем у женщин. Но они часто страдают из-за этого. Мужчины носят две половые хромосомы. Мужскую, определяющую мужественность, и женскую (скорее
общую). Женская половая хромосома у женщин представлена в двойном экземпляре. И генные недостатки на одной могут быть компенсированы на другой хромосоме. У мужчин этого нет. У них одна женская хромосома и одна мужская, которая и определяет всю мужественность. Один из тяжких примеров в истории с генетической болезнью в женской хромосоме - надо вспомнить гемофилию у сына Николая Второго.

У правшей, как правило, левое полушарие мозга развито лучше правого. У левшей они одинаковы. Считается поэтому, что у левшей может быть больше развито образное мышление. Как именно это сказывается на интеллектуальном развитии и достижениях в определенных областях - вряд ли на это кто-то сможет дать полноценный ответ.

Я думаю, что Бог здесь определяет Сам, кому что нужно. Здесь нет речи о превосходстве, а речь лишь о неких подмеченных корреляциях, которые есть у людей от природы. Не более того.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #14 : 06 Августа 2007, 23:15:16 »

или по умственным способностям в конкретных областях (сравните процентное соотношение великих математиков-физиков у женьщин и мужчин, или их же соотношение у людей с чёрной, жёлтой и белой кожей).
Но кто доказал ,что люди с разным цветом кожи имеют разные умственные способности? Кажется только в Третьем Рейхе этим увлекались да и то безрезультатно. А по -поводу женщин -физиков. Так это не потому что женщины тупее, а женщинам не до физики. У них другие задачи по-жизни.  Им важнее дети.А это потруднее физики. Если бы социальные задачи у женщин были не рождение детей и сохранение домашнего очага,то они бы  физикой бросились заниматься. Почему нет? Но Бог решил,что важнее для женщин дети и муж-физик. Что тут плохого? Занимайтесь физикой,математикой. Вам можно .А наше спасение в детях.
Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!