Роман Багдасаров Религия или наука: мнимая оппозицияБыла ли православная Российская Империя технологически отсталой страной?
На днях десять российских академиков направили президенту страны встревоженное письмо. Ученых задело за живое возможное расширение богословской образованности подрастающего поколения. "На каком основании теологию – совокупность религиозных догм – следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой", – утверждают ученые. Не станем опровергать миф об отсутствии веры в основании современной научной парадигмы. Этому была посвящена специальная статья на RPMonitor. Не станем также проводить ликбез по отношению к убеленным сединами людям и разъяснять им, что обучают, вообще-то, не только научным дисциплинам. К примеру, этикет, физическая культура и философия – отнюдь не научные дисциплины, однако вряд ли даже такие авторитеты как Жорес Алферов или Евгений Александров рискнут настаивать на их исключении из образовательного минимума.
РОССИЙСКИЕ АКАДЕМИКИ… ИЛИ ВСЕ-ТАКИ СОВЕТСКИЕ?
К чему апеллируют окрики праведников-атеистов, которым якобы угрожают вездесущие "клерикалы"? Беспокойство группы членов Российской Академии наук вызывает прежде всего близость системы образования и Церкви, Церкви и государства, что, как известно, не является новым для нашей страны. Однако это – оправдывавший себя столетиями опыт, который никак не повредил ни успехам отечественной науки в дореволюционный период, ни ее международному престижу. Российская Академия наук была основана указом государя Петра I в 1724 году. Как известно, этот император (равно как и все императоры российские) был верующим, причем не просто лично, "глубоко в душе", а демонстративно следовавший соборным установлениям Церкви. В обязанности православных царей входило, кстати, охранение церковных догматов, информированность о которых школьников и студентов сегодня так больно ранит авторов послания. Большую часть своего исторического бытия РАН существовала в режиме строгой унии с Церковью, и лишь в советский период эта уния была насильственно разрушена большевиками.
Таким образом, оппозиция "наука-религия" в общественном сознании россиян является мнимостью относительно недавнего происхождения. Элитный статус академиков в данном послании ничем себя не проявил кроме подписи. Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов и др. демонстрируют вполне типичный для обывателя 1930-1970-х подход. Речь идет о специфически советской убежденности будто, лишь "сбросив гнет самодержавья" народ оказался способен осуществить индустриальный рывок, выведший страну в мировые лидеры.
Миф о "советском отрыве" от дореволюционной косности опровергает весь ход дореволюционной истории, но в силу тотального шельмования, которому подвергалась в советский период фигура императора Николая II, насаждать его было легко. Любое напоминание об успехах, достигнутых страной под руководством расстрелянного государя, могло закончиться для его апологетов весьма сурово.
ПОД "ГНЕТОМ САМОДЕРЖАВИЯ"
В первую очередь был создан миф о Николае II как о недалеком "сером полковнике", погруженном то ли в семейные радости, то ли в фаталистически окрашенный мистицизм. Подобный "портрет" не предполагал никаких связей с наукой, интереса к новым технологиям, заботы о народном образовании.
Между тем, из всех правителей России в XX веке Николай Александрович был без сомнения наиболее разносторонне образованным человеком. Обучение будущего царя проводилось по детально разработанной программе, рассчитанной на 13 лет. Государь в совершенстве владел ведущими европейскими языками: французским, английским и немецким. Его преподавателями были выдающиеся ученые: Н.Х. Бунге (политэкономия и государственное право), Е.Е. Замысловский (политическая история), Н.Н. Бекетов (химия), М.Н. Капустин (международное право), Ц.А. Кюи (фортификация) и другие. Единственный из всех правителей России Николай II совершил кругосветное путешествие.
Личная компетентность руководителя является неотчуждаемым фактором правления, особенно проявляя себя в кадровой политике. Научная компетенция лидера совершенно не зависит от таких внешних атрибутов как доктрины, целевые программы и т.п. документы, на кои столь щедра была советская эпоха и которые (как все мы прекрасно помним) совсем не являются надежной гарантией реального прогресса науки и технологий. Из всех советских руководителей по своей технологической эрудиции с Николаем II можно сравнить лишь Иосифа Сталина. Что же касается финальной для СССР тройки Хрущев-Брежнев-Горбачев, то при последнем императоре они могли бы претендовать на чины не выше столоначальнических…
Приверженцам мифа о "кондовой России", которую "вырвали из поповского сумрака" большевики, хотелось бы адресовать несколько невинных вопросов:
1. Когда была создана российская авиация, кто строил первые русские бомбардировщики и истребители?
2. На базе какой научной школы в годы СССР был создан Институт радия, и у кого учился Курчатов?
3. Когда начались широкомасштабные исследования Арктики (авторство которых спешно приписали себе большевики)? Кто открыл движение по Севморпути? В честь кого были названа "Северная Земля", на которую с таким пафосом высаживались двадцать лет спустя советские полярники?
КТО СОЗДАЛ РУССКУЮ АВИАЦИЮ?
Ответ вполне очевиден. Указом Николая II вдекабре 1914-го была сформирована эскадрилья из десяти боевых и двух учебных машин. Уникальный четырехмоторный самолет "Илья Муромец", сконструированный за год до этого гениальным Игорем Сикорским, был спешно переоборудован в боевой. С появлением пулемета на хвосте "Илья Муромец" стал практически неуязвимым. "Муромцы" свободно летали над территорией противника, поскольку германские истребители даже не пытались атаковать их. Закрепившаяся за русскими самолетами слава непобедимых машин привлекла к ним внимание союзников, и им были предоставлены все чертежи вместе с технической документацией… Еще в 1908 г. А.С. Кузин создал аэросани, а в 1911-м Г.Е. Котельников испытал первый ранцевый (складной) парашют. Это при царе-"мракобесе" и "поповщине". А что же "научные атеисты"?
Как отмечает А. Малахов, "революция лишила Сикорского возможности продолжать работу на Родине. Большевистские лидеры… авиацию почему-то считали чуть ли не буржуазной выдумкой. Так, в начале 1918 года на заседании ВСНХ видный большевик Ю. Ларин доказывал, что следует "производство и ремонт аэропланов и аэростатов прекратить с переводом аэропланостроительных заводов на деревообделочную промышленность" и что Советская Россия не должна иметь предприятий, "подобных фабрикам духов и помады". Comments?!
С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ НАШ "АТОМНЫЙ ПРОЕКТ"?
Скончавшийся в 1906 году Пьер Кюри так и не дождался открытия во Франции Института радия. Тот был организован лишь в 1913 г. Обычно считается, что вторым возник Радиевый институт в Ленинграде (1922), директором которого стал В.И. Вернадский (как крупный ученый сформировавшийся, разумеется, в императорский период). Вернадский был включен в советский академический пантеон. Менее известно, что первые советские концентрированные препараты радия были получены в 1921 г. из ферганской руды, которая задолго до того исследовалась в лаборатории Соколова.
Профессор физики Московского университета Алексей Петрович Соколов (1854-1928) начал исследовать радий в 1903-м – практически на следующий год после того, как супруги Кюри получили первый дециграмм чистого хлористого радия. В университете А.П. Соколов читал курс "Радиоактивность", и входившее в число преподававшихся там предметов богословие никак научным достижениям не мешало…
КТО СОВЕРШИЛ ПРОРЫВ В АРКТИКУ?
В 1914 году произошло крупнейшее географическое открытие в истории арктических путешествий XX века, из-за военной поры, революционных потрясений и гражданской усобицы не получившее должного резонанса. Полярная экспедиция на ледокольных судах "Таймыр" и "Вайгач" под командой капитанов Бориса Вилькицкого и Петра Новопашенного прошла Северный Ледовитый океан с востока на запад. Был нанесен на карту и описан обширнейший архипелаг в Карском море. Он получил название Земли Императора Николая II, но после октябрьского переворота был сразу переименован в Северную Землю. Интересно, что мать благословила в плавание капитана Новопашенного, открывшего "Землю Императора Николая", изображением Спасителя в ризе, со звездной сферой, увенчанной крестом. Поэтому, быть может, в новой, свободной от суеверий действительности, полярному герою уже не нашлось места…
КТО НА САМОМ ДЕЛ ПРОВЕЛ "ЛИКБЕЗ"?
Можно ставить еще немало схожих вопросов и давать на них столь же риторически-занимательные ответы. Рассказать, к примеру, о целой плеяде инженеров (типа С.А. Боровика, создавшего в 1915 г. первый пароструйный насос, незаменимый в вакуумной технике), чьи изобретения не лежали мертвым грузом, а без промедления запускались в производство.
Еще больший конфуз подстерегает приверженцев мифа об отсталости православной империи в области начального и среднего образования, введение которого большевики без зазрения совести присвоили своему строю. На самом деле обязательное бесплатное начальное образование было введено в России с 1908 года. Каждый год открывалось 10 тысяч новых государственных школ. Их число к 1913 году достигло 130 тысяч. Большинство молодежи к моменту революции умело читать и писать. Знаменитая кампания по ликбезу, легендарная заслуга коммунистического строя, касалась в основном более старшего поколения, а также народов Сибири и Поволжья. Неграмотность последних объяснялась не какой-то дискриминацией, а их собственными бытовыми традициями.
Краткий экскурс в историю науки и образования в России и СССР дает наглядную картину того, что приверженность религиозным догмам и теологическое образование никак не препятствовали академической мысли Императорской России. Вряд ли они станут помехой и для возрождающейся после ельцинского погрома современной российской науки. А вот отсутствие понятия и самой памяти о Боге, как о высшем нравственном начале человека, представляют реальную угрозу. И не только для науки.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5014