Что такое чудо? Где мы можем его встретить? Насколько чудо важно в жизни христианина? Об этом мы беседуем со священником Алексием Уминским.
Вопрос о чуде – очень важный вопрос. Самое главное чудо происходит тогда, когда человек может проявиться для Бога. Тогда и чудеса происходят – постепенно и незаметно.
На чудо нельзя рассчитывать, чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это – магическое представление о чуде. Чудо – это когда живой Бог встречается с живым человеком.
Чудо – живое открытое человеческое сердце и Господь, который ждет, когда человек потрудится и это сердце откроет. Нужно и ребенку помочь это сделать.
Господь рядом всегда. Господь всегда рядом! Но Он совершенно невидим и непостижим. Когда родители в воспитании детей рассчитывают только на чудо, они сто процентов проиграют. Заставлять Бога действовать по нашему желанию – невозможно.
Конечно, мы понимаем и радуемся тому, что наша жизнь доступна для чудес. Как поется в одном церковном песнопении: «Побеждаются естества уставы…» («Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть», — церковное песнопение на Успение Девы и Матери (песнь 9 канона)). Ведь законы природы – законы падшего мира. Что бы ты ни бросил вверх, оно обязательно упадет вниз.
Если хватишься за оголенный провод, тебя обязательно ударит током. Физические законы говорят об умирании, кроме, может, Второго Закона Термодинамики. Эти законы говорят о том, что все, что имеет начало, будет иметь конец. Если энергия вначале была очень яркой, то потом она будет оскудевать и кончаться. Не бывает вечного двигателя. Это те законы, которые человек преодолеть как бы не может. И когда Божие милосердие врывается в нашу жизнь и оказывается, что там, где Бог, там законы этого мира перестают работать, на место физических законов приходит явление Божьей любви и милости. Конечно, это – совершенно замечательное чудо.
Сейчас много книг об известных священниках, святых содержат живые свидетельства о реальных чудесах. Взять, к примеру, книги о Матроне Московской, Феодосии Кавказском. Происходит формирование отношения к чуду, как некоему магическому действу – сходил на могилку к святому, взял землицы, положил под подушку болящему и все! - жди исцеления!
Без всякого сомнения, человек может получить от Бога чудо, но имеет ли он на это право? Конечно, нет. Иметь право на чудо невозможно. Во все времена Господь по своей милости раздвигал пределы нашего времени и входил в нашу жизнь, являя Свою бесконечную силу милосердия – исцелял, воскрешал, подавал утешение, давал возможность человеку нести свой крест особыми чудесными явлениями, которые носили исключительный характер. А у нас в головы людей это вошло как правило, что так и должно быть. Что святые должны работать на нас, и их прямая обязанность, лежа святыми мощами здесь на земле, действовать по нашей просьбе, по нашему прошению.
Более того, люди не понимают, что, вообще-то, получая помощь от святителя Николая, блаженной Матроны, от сонма других святых, надо не только в благодарность поклониться и свечку поставить. Все-таки они для нас – правило веры и образ кротости. Благодарностью за чудо является подражание их жизни, в каком-то, хоть маленьком повторении их подвига. Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них в своей жизни. Но человеком это совсем не понимается и не чувствуется.
Огромное количество людей приходит к мощам блаженной Матроны, я не могу судить точно, я ни разу там не был, но знаю, что много. Так вот, приходит огромное количество – тысячи, десятки тысяч людей каждый день, и я знаю, что многим из них даже в голову не приходит, что надо ходить в храм, исповедоваться, причащаться. И почему-то никому в монастыре, который имеет колоссальные доходы от каждого приходящего, не приходит в голову напечатать бесплатно какое-то количество Евангелий, например, или какое-то количество доступных хороших брошюрок миссионерского содержания, чтобы раздавать в руки каждому человеку, объясняя, как он должен относиться к чуду, что он должен прежде всего сделать, как он должен прийти в храм, как он должен исповедоваться.
Мы все время говорим о миссионерстве, мы все время говорим, что нам надо идти к людям, выходить за пределы храма, выходить за пределы ограды церковной, надо проповедовать на стадионах… А тут никуда идти не надо, люди сами толпой идут в ограду храма. Они, пока стоят в очереди, и акафист читают, но читают его совершенно магически.
В сознание людей входят какие-то волшебные скороговорки, например, чтобы получить чудо, надо подойти к мощам Матроны три раза, или взять святую воду в семи разных храмах. А то, что святая вода имеет отношение только к церкви, к святости церкви, к строю духовной жизни, что она неотделима от церкви, это никто не хочет слышать, но и никто об этом не хочет говорить.
В этом году впервые на раздаче Крещенской воды, к которой люди тоже относятся как воде чудесной, по благословению Патриарха Кирилла, который, слава Богу, об этом задумывается, всем давалась специальная листовочка, в которой написано, что такое святая вода и что такое – правильное к ней отношение. И я уверен, что даже эта небольшая листовочка свое правильное, хорошее действие имела.
В Храм Христа Спасителя люди стоят сутками, чтобы приложиться к святым мощам, и как бы действенно было им помочь, раздать какие-то брошюрки, объясняющие основы нашей православной веры. При этом там проходят сектанты, раздают свою литературу, проходят люди, отлученные от церкви за их нецерковное поведение, скажем, последователи Диомида, раздают запрещенную газету «Дух христианина» и т.д.. А православная церковь безмолвствует. Достаточно того, что люди приходят поставить свечку.
Вот это для меня всегда остается грандиозным вопросом – где же тогда чудо-то? Люди приходят, кланяются, оставляют в храме свою копейку, уходят, но остаются прежними! Чудо настоящее будет, если они выйдут из храма другими людьми, если они после этого придут на исповедь, если они будут устраивать духовную жизнь, исходя из Евангельского слова. Вот тогда настоящее чудо произойдет, а все остальное – это уже какое-то волшебное восприятие. Очень много магических представлений о чуде складывается в головах не только у людей, далеких от церкви, но и у людей, которые, казалось бы, живут церковной жизнью.
Многие родители надеются на чудо, что в храме ребенка посетит благодать, и он сможет познать Бога.
Ох уж эта надежда родителей, что помимо них какая-то благодать кого-то посетит, все за них сделает… Это такая ложь! Это желание родителей жить иллюзией, что вот сейчас подсунем ребенка под благодать, и он будет весь из себя такой озаренный.
Не будет такого никогда. Сама по себе благодать не действует, это не магическое действие. Это общение с живым Богом. Нет понятия благодати самой по себе. Благодать – это действие Божие. Действие Божие – всегда ответ на действие человеческое. И по-другому не бывает.
А как же молитва за детей: «Господи, ниспошли благодать…»?
Да, но не как дождик, который прольется на наших детей. Да, мы молимся, мы призываем Бога. Бог откликается на нашу молитву.
Можно рассчитывать на какое-то чудо и даже получить его в ответ на свою горячую молитву. Взять это чудо с собой, положить его в карман и продолжать жить той же самой жизнью. Где чудо? В каком случае произошло чудо? Там, где человек стал другим, или там, где человек получил от Бога большой-большой подарок, действительно, чудо, и остался прежним?
Часто люди хотят, чтобы их скорби прекратились, а жизнь потекла обычным-обычным путем. Бывает, что люди, приходящие к мощам, выстаивающие долгие часы, чтобы прикоснуться к святыне, совсем не понимают, что вообще происходит и что, собственно говоря, чудо требует от человека в ответ.
Это, действительно, очень большая ответственность – от Бога получить дар и стать участником чуда. Удивительный дар и огромная ответственность. В ответ на твое прошение Бог подает тебе чудо, а ты забираешь его в карман и уходишь, как ни в чем не бывало. Бог, наверное, ждет чего-то после этого? Бывало так, что люди, в жизнь которых Бог вошел через чудо, после этого все бросали и уходили в пустыни. И всю жизнь посвящали тому, чтобы пребывать именно с Богом.
- Мы просим облегчения страданий, а то не выдержим, мол, скорбей.
Если почитать акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону, то там перечисляются все его страдания: «Радуйся, яко вместо сладких мира за Христа лютая страдания приял еси; радуйся, яко общник сотворился еси Страстем Христовым.»
Человек просит здоровья у того, кто был мучен, истязаем страшными-страшными пытками. Человек хочет, чтобы за него вступился так много пострадавший. Когда мы обращаемся к святому Пантелеймону, мы тоже должны быть мужественны в своих страданиях, в своей вере, тверды, что есть о каждом из нас Божие усмотрение и Божия воля есть о каждом из нас. Это трезвенное отношение к тому, о чем мы просим, какими словами мы обращаемся, и что будет дальше. Готовы ли мы жить потом с этим чудом до конца?
К сожалению, наше человеческое сознание не настроено на то, чтобы узнавать Бога, присутствующего в нашей жизни, не только, когда нам хорошо, но и когда нам плохо. Внешние обстоятельства, которые с нами бывают, – это ведь тоже присутствие Бога в нашей жизни – скорби, горести, то, что нашу жизнь отягощает, то, что мы называем нашим крестом. Многие люди, между прочим, познают Бога не в чудесах исцелений, удачных стечений обстоятельств, а познают Бога именно в скорбях. И для них это тоже чудо. Хотя скорбь может быть такой силы, что как меч может рассечь человека, сокрушить его. А христиане, настоящие христиане, в скорбях могут увидеть Бога очень близко, очень-очень рядом с собой. И через это жизнь человека может измениться, по-настоящему глубоко измениться.