Русская беседа
 
17 Января 2020, 23:40:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Обрезания Господня, Новолетием, днем Василия Великого!  (Прочитано 10143 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78674

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 14 Января 2015, 12:57:14 »

Единственный выход

Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Обрезания Господня



В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», — говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни — «инде», через ограду, другие — через дверь. Двор овчий — не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников.
 
Господь предлагает образ христианской жизни, который есть прежде всего образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца.
 
«А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям — «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, — истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его — это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей — все труды святителя Василия Великого.
 
Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий — это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос — Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех — небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий, которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь?
 
Сию притчу Христос сказал фарисеям, но они не поняли, что Он хотел им сказать. Они не поняли, потому что не хотели понять. Потому что в слепоте своей мнили себя знающими истину. Фарисеи — это во все времена те, кто хотят быть вождями других, но от которых овцы бегут, потому что они недобрые пастыри, воры и разбойники. Вот почему Господь повторяет им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Не эти ли слова вдохновили святителя Василия Великого в его сражении против нечестивого Ария? Если Христос — только творение, только человек, Его претензии, действительно, более чем чрезмерны. Как может Он представлять Себя единственным Пастырем человечества? «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Человек, говорящий такое, либо безумец, либо Он на самом деле носитель истины, Сам — Истина, все на свете меняющая, не сравнимая ни с чем, что знало до сих пор человечество.
 
В двадцать первом веке мы все слишком хорошо знаем, что люди могут следовать за другими учителями и вождями, многие из которых изображают из себя «спасителей человечества». Но Христос предупреждает нас со всею серьезностью: вас обкрадут, убьют и погубят. Все составители прекрасных обещаний и программ — воры и разбойники. Подобное утверждение Христа не может не шокировать современное сознание, приученное к толерантности и плюрализму. Кто этот Человек, дерзающий говорить с такой уверенностью и претендовать на абсолютную исключительность? Что обещает Он нам — в отличие от всех других?
 
«Аз есмь дверь». Господь говорит, что Он — дверь, единственная дверь. В других Евангелиях мы уже слышали этот образ двери — узких врат, ведущих в Царство. Но здесь слова Спасителя обретают более глубокий смысл — тот, о котором Он скоро скажет: «Аз есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Мы помним в Священном Писании, еще в Ветхом Завете, этот таинственный образ — «врата небесные» (Быт. 28, 17) — откровение Иакову о Божией Матери и Спасителе. Врата Иерусалима описаны у пророка Исаии как вход в место мира, правды, в дом Господень. «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить найдет». Христос — переход, Пасха, дверь, открывающая доступ к новой жизни.
 
Чтобы лучше понять то, что предлагает нам Господь, мы должны глубоко осознать, что человечество заключено в замкнутое пространство. Мы живем как бы «при закрытых дверях», как сказал современный философ. Даже не знающий истины мыслитель порою точно обозначает ситуацию, в которой оказывается человек без Бога. Уместно вспомнить здесь, что святитель Василий Великий именно в этом смысле советовал юношам знакомиться с сочинениями выдающихся языческих писателей. Да, человечество является как бы пленником безжалостного, ничем не разрываемого круга, например такого: работа, метро, сон — и завтра все сначала. Неужели горизонт человека замыкается в этом узком пределе? Неужели человечество приговорено ходить по этому кругу в ожидании последнего крушения — будь это цунами в масштабе всей планеты или все истребляющий, неизвестного происхождения, огонь? Существует ли выход для человека?
 
Именно здесь является в нашу жизнь Христос и говорит нам, что Он — дверь, что Он — выход. Образ, который Он предлагает, — образ свободы: «Вы войдете и выйдете». Вы найдете пажить — это образ жизни и свежести. Эта таинственная дверь ведет туда, где чистый воздух, где зелень пастбищ, залитых солнцем. Христос говорит нам, что человечество не должно быть отчаянно замкнуто на себе. Перед ним открывается бесконечное пространство — жизнь впереди. Чудо, по слову святителя Василия Великого, заключается в том, что Бог предлагает Свое собственное пространство для человека. Неужели мы не воспользуемся возможностью войти в эту дверь, в надежде вдохнуть, наконец, полной грудью? От каждого из нас зависит, чтобы эта дверь, открытая в бесконечность, не открылась для нас только в последний день — день нашей смерти. Эта дверь открыта туда, где Бог, — и Христос зовет войти в нее сейчас.
 
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Господь снова показывает нам нашу печальную реальность — чтобы мы лучше могли увидеть, что Он хочет нам дать. В области экономики, политики, науки и техники, искусства человек ищет различные «освобождения», к которым мы не должны относиться свысока, и в которых все христиане принимают то или иное участие. Но Господь говорит нам, что единственное подлинное освобождение — то, которое предлагает Бог. Все остальные обещания свободы, счастья — разного рода обман, вид воровства. Человечество не создано, чтобы довольствоваться затхлым воздухом вчерашнего или нынешнего материализма. Атеизм дает жизнь только урезанного неполноценного человека. Это и означает — убить и погубить его. Человек не живет в полноте, пока не откроется Богу. И Христос — дверь. Кто войдет этой дверью — спасется. Спасется! Без этого перехода он погибнет. Единственная среда обитания человека — Божественная среда. Только там — его радостный бесконечный рост.
 
«Я пришел для того, чтоб имели жизнь, и имели с избытком». Здесь благословение Господне на все небесное и земное, на то, чтобы наш путь к Богу начался сегодня. Не потому ли вино на браке в Кане Галилейской было дано в таком изобилии — шестьсот литров! И живая вода, предложенная самарянам, потекла, утоляя всякую жажду. А от хлебов, чудесно умноженных, после насыщения всех остается двенадцать коробов. И после чудесной ловли так переполняется лодка от множества рыб, что она начинает тонуть. Но это не просто образы. Реальность еще прекрасней. Есть жизнь с избытком — это жизнь с Богом.
 
Об этой жизни с такой благодатной силой возвещает святитель Василий Великий, потому что он в полноте приобщился ей. Бог родился на земле. Он смиренно принимает с самого начала все скорби и всю нищету нашего существования. Он с первых дней показывает безусловное послушание всем Божественным установлениям, чтобы мы увидели, как мы должны входить в эту дверь. Без Него ничто не избавит нас от фатального состояния быть только людьми, отпавшими от Бога, и потому теми, кому надлежит умереть. Но Господь Иисус Христос, Богочеловек, соединяется с нашей немощью и вводит нас в Божественную жизнь. Эта дверь открыта в бесконечность и вечность.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/14/edinstvennyj_vyhod/
« Последнее редактирование: 14 Января 2016, 13:45:21 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78674

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 14 Января 2016, 13:50:50 »

О тайне послушания

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого



Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это. Разумеется, речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8 ). Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения и даже прежде рождения являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения, приходят в город, где надлежит родиться Христу.

На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам как Бог и Творец Закона установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям Закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8—11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.

И святитель Василий Великий с исключительной силой являет нам, что значит быть крещеным человеком, что значит тайна послушания. С одной стороны, он с детских лет, еще до принятия крещения, смиренно повинуется всему, чему наставляют его в семье (невозможно не заметить, что семья эта совершенно необыкновенная, буквально икона семьи — особенно обращенная к нашему времени: в ней десять человек детей, пятеро из которых будут причислены к лику святых, а воспитанием его главным образом занимается бабка Макрина, ученица святителя Григория Чудотворца Неокесарийского). Он обучается риторике, то есть искусству точно и ярко выражать свои мысли, под руководством своего отца, затем занимается дальнейшим светским, как сказали бы теперь, образованием в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и наконец в Афинах. Скромно преподает риторику, не помышляя ни о чем великом. А по принятии крещения старательно изучает азбуку духовной жизни. И скоро для ознакомления с монашеской жизнью отправляется в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где вступает в близкое общение с некоторыми подвижниками. Так он учится науке более совершенного послушания, о чем можно было бы еще долго говорить. Упомянем лишь, что по возвращении из путешествия он раздает свое имущество бедным и удаляется в пустыню близ Неокесарии, где предается аскетическим подвигам — прежде чем вступить на церковное служение. Это одна сторона его жизни, внешняя, которая становится все более значительной, оттого что всегда неразрывно связана с любовью к Богу.

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина, когда святитель Василий проповедовал, белый сияющий голубь напевал ему на ухо слова, которые он произносил. А когда он совершал Божественную литургию, то весь был подобен столпу огня, поднимающемуся от земли на небо. До сегодняшнего дня православная Церковь за Божественной литургией самых наших главных праздников молится его молитвами, исполненными высокого богословского вдохновения. Он заботился о том, чтобы с особой торжественностью совершалась память мучеников и почитание святых мощей. Он был первым из православных отцов, кто ясно и дерзновенно возвестил, что Дух Святой — истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Вдохновляемый Самим Духом Божиим, имея общение по дару благодати со Святой Троицей, святитель Василий с несравненной ясностью и точностью формулировал главные богословские понятия, такие как сущность, ипостась, никогда не отделяя их от тайны нашего спасения и обожения человека. Вся жизнь его была сражением с еретиками, сеющими смуту в Церкви. Он был совершенным епископом, живым образом Христа, всем для всех, и в то же время по-человечески ему сопутствовали сплошные поражения среди разного рода церковных разделений и бурь.

Сегодня Церковь вводит нас в сокровенность отношений Христа со Своим Небесным Отцом. Неслучайно за литургией читается Евангелие о том, как после праздника Пасхи Христос остается в Иерусалиме в Храме с учителями Закона, которые дивятся Его разуму и ответам.

Самое главное здесь — это тайна Его любви по отношению к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это говорит Христос. Он — во всем человек, Отрок, и Он со Своим Отцом. «Но они не поняли, — говорится в Евангелии, — сказанных Им слов». Они еще не могут это вместить. У Христа богочеловеческое сознание, благодаря которому Он живет в постоянном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Христу двенадцать лет, Он свидетельствует о Своей независимости от Матери и праведного Иосифа и о Своем послушании им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Но чтобы сокрыть Свое совершенно особое служение, Он отсутствует в течение трех дней, и Матерь Его и праведный Иосиф не могут это понять. Мы приглашаемся проникнуть в эти отношения сокровенности, бесконечной взаимной любви между Отцом Небесным и Христом.

«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», — вот откровение Христово, которое мы должны услышать. Это чрезвычайное свидетельство проходит через все Евангелие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содержащей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».

Радость переполняет Евангелие: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Это не мешает Ему оставаться независимым, в некотором роде сокрытым от Своих самых близких, которым Он начинает открывать Свою тайну. И нас Он зовет также быть в тайне Пасхи, в тайне Своего Отца и творить Его волю.

«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Как поразительны эти слова, абсолютно ни с чем не имеющие сравнения. Мы должны воспевать славу Богу, зная, что этот двенадцатилетний Отрок, Иисус Христос, уже имеет ум, превосходящий всякое человеческое разумение, Он — со Своим Отцом и всегда делает то, что угодно Ему. Он весь любовь к Своему Небесному Отцу и в то же время весь послушание Своей Матери и праведному Иосифу. Все совершается в Церкви ради Его посланничества в мир, ибо Христос пребывает с Отцом, чтобы открыть людям, Кто Его Отец.

Будем молить Господа, чтобы было дано нам войти в тайну Его любви, смирения, кротости и терпения. Предадим себя всему, что Он совершает ради нашего спасения. Подобно Пречистой Его Матери, Которая сохраняла все в сердце Своем, будем хранить в наших сердцах этот дар и преуспевать подобно Ему, по дару Его, в премудрости и возрасте, и любви у Бога и человеков. В этот час Преблагословенная Дева не понимает слов Своего Сына, но Она хранит их, и постепенно Ей будет дано постигнуть их в полноте. Все откроется Ей — Крест Христов и слава Отчая, явленная в Воскресении.

Вот тайна приобщения Господу в любви и истине, которую Господь открывает верным Ему, даруя им новые глаза и новое сердце. Духом Святым дается нам познать, что Христос единосущен Отцу и что Отец не оставляет Его ни на одно мгновение. Мы не должны сомневаться в том, что и нас Бог не оставляет ни на одно мгновение. С нами Бог. Он с нами. Он спасает нас. Только это имеет значение. Все остальное — в тайне послушания и нашей ответной любви к Нему.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/14/o_tajne_poslushaniya/
« Последнее редактирование: 14 Января 2016, 14:19:54 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78674

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 14 Января 2016, 14:25:42 »

«Празднование Старого Нового года является нашей духовной победой»

По мнению протоиерея Геннадия Беловолова, отмечание Новолетия по юлианскому календарю должно являться предметом особой любви, верности Царской России и русским традициям



Москва проводит Новый год по старому стилю на нескольких площадках в среду и в четверг: фейерверки и выступления творческих коллективов вернут москвичам праздничное настроение в первую рабочую неделю и помогут весело отпраздновать окончательный уход 2015 года, сообщает РИА Новости.

Старый Новый год традиционно отмечается в России и в странах СНГ в ночь с 13 на 14 января. Традиция связана с прежними датами Нового года – 13 и 14 января соответствуют 31 декабря и 1 января по юлианскому календарю, действовавшему в России до 1918 года.

Артисты уличных театров придут развлекать москвичей на ярмарку «Волшебный лес», которая расположилась на Пушкинской площади. Здесь выступят три московских творческих коллектива — театры «Огненные люди», Pololo и арт-история «Амиго», выступления которых будут сопровождать фейерверки и бенгальские огни.

«Это история о простых вещах, где под звуки медных труб, под гром аплодисментов, под взрывы хохота, под крики восторга и возгласы благодарности предстают мастера огня, отваги, и смеха, чтобы заманить зрителя в игру — а в момент всеобщего счастья взорвать небо пиротехническим дождём», — рассказывают о выступлении сами артисты, слова которых приводит пресс-служба фестиваля «Путешествие в Рождество».

Программа откроется интерактивным спектаклем-аттракционом «Искреннее шоу», а в 19.00 артисты исполнят гостям песни из доброго советского детства.

«В шоу под названием "Прощание со Старым годом" вас ждут войлочная елка и Дед Мороз на ходулях, хороводы, серпантин и бенгальские огни», — отметили в пресс-службе фестиваля.

Фестиваль «Путешествие в Рождество» продолжится в столице до 17 января.

О том, как правильно праздновать Старый Новый год, рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов:


Любая форма напоминания и празднования Старого Нового года является нашей духовной победой. Нет более двусмысленного праздника, чем так называемый Новый год, который является сущим искушением для русского православного человека. В нем нет содержательной составляющей – не понятно, что празднуется. Встречают новый 2016 год, но простите, а что было в этот день 2016 лет тому назад? Приходит непонятный Дед Мороз из неизвестной сказки. А кто такая Снегурочка? Это непонятная инсталляция на тему русских народных сказок. По этому поводу люди предаются безудержному восторгу, выпускают множество фейерверков в честь Деда Мороза. Что люди празднуют? Что было 2016 лет тому назад? Никто не вспоминает. Новый год привязан к Рождеству Христову, являясь его следствием, результатом и естественным продолжением. Христос рождается. Господь говорит, что творит все новое, и обновляется естества чин, обновляется время, и наступает новая христианская эра в истории человечества.

В день наречения имени Господу происходило празднование новозаветного Нового года. Но вначале Христос должен родиться, а только потом мы будем праздновать результат Его рождения, обновление времени. Рождество и Новый год жестко связаны глубоким духовным смыслом. Но в нашей стране все наоборот – сначала мы празднуем Новый год, а затем Рождество Христово. Всё перевернуто с ног на голову, вся последовательность событий и духовных смыслов. Не говоря уже о том, что празднование Нового года выпадает на Рождественский пост, когда православный христианин без зазрения совести не может отмечать новолетие. Ничем иным, как искушением, Новый год не назовешь.

Поэтому нам необходимо создать культуру празднования Старого Нового года, вспомнить забытые традиции, наполнить этот день определенными формами празднования. Почему не порадоваться Новому году на святках?! Новый год является продолжением празднества Рождества Христова. Старый Новый год – это день Обрезания Господня и наречения Ему имени. Поэтому для нас важнее именно это событие – день имени Господня. В этот день начинается новое время, что весьма логично. Поэтому не стоит отвергать в праздновании карусели и игры, которые связаны с русской традицией святок, воспетых писателем И.Шмелёвым и нашими классиками. Я не стал бы называть празднование Старого Нового года балаганом – это естественная форма радости и веселья.

Конечно, что-то можно подправить, произвести культурологические и исторические мероприятия. К сожалению, традиция размыта, а главный акцент делается на современном Новом годе, поэтому к 14 января уже истощаются финансы и оскудевают резервы радости. Но главной проблемой является то, что Старый Новый год приходится на рабочий день. Если человек ночью слишком долго будет праздновать Старый Новый год, то наутро ему будет нелегко выйти на работу. Но, тем не менее, я праздную этот день, поэтому всех читателей «Русской народной линии» поздравляю со Старым русским Новым годом, который мы празднуем с чистой христианской совестью, от всего сердца. Мы вспоминаем, что этот праздник отмечался на Руси со времен Императора Петра Первого, его встречал Царь-мученик Николай Второй, поэтому Старый Новый год можно смело наименовать Царским Новым годом.

В этот день есть с чем поздравить и что пожелать. Это наш русский Новый год, который ныне празднуют всего четыре Поместных Православных Церкви – Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская. Для нас Старый Новый год должен являться предметом особой любви, верности Царской России, русским традициям и самим себе.

Каждый русский человек по службе и по дружбе, по долгу и по сердцу должен как-то отметить этот день – помолиться, устроить застолье, поздравить людей. Мы в этот день совершаем новогодний молебен на мемориальной квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского, молимся дорогому батюшке, тем более, что у него есть несколько замечательных проповедей, записанных на празднование Нового года. У нас на приходе соблюдается своя культура празднования Старого Нового года. Сам факт осознания необходимости празднования этого дня является положительным сигналом и результатом нашего возросшего национального самосознания. Светский Новый год является праздником святого Вонифатия. У нас же старый Новый год – это праздник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святителя Василия Великого. Современный Новый год воспринимается как нечто западное, где правит Санта-Клаус и прочие западные традиции. В этот день у нас есть возможность выразить верность своим традициям.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/14/prazdnovanie_starogo_novogo_goda_yavlyaetsya_nashej_duhovnoj_pobedoj/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78674

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 14 Января 2016, 14:31:27 »

Великий каппадокиец: 14 января – память святителя Василия Великого



Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист и естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=BVHlOlF_BkA&feature=player_embedded

http://ruskline.ru/video/2016/01/14/velikij_kappadokiec_14_yanvarya_pamyat_svyatitelya_vasiliya_velikogo/
Записан
Cергей
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 732


Просмотр профиля
Православного вероисповедания.
« Ответ #34 : 14 Января 2019, 16:23:11 »

Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Обрезания Господня …



Сегодня Церковь вводит нас в сокровенность отношений Христа со Своим Небесным Отцом. Неслучайно за литургией читается Евангелие о том, как после праздника Пасхи Христос остается в Иерусалиме в Храме с учителями Закона, которые дивятся Его разуму и ответам.
 
Самое главное здесь — это тайна Его любви по отношению к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это говорит Христос. Он — во всем человек, Отрок, и Он — со Своим Отцом. «Но они не поняли, — говорится в Евангелии, — сказанных Им слов». Они еще не могут этого вместить. У Христа богочеловеческое сознание, благодаря которому Он живет в постоянном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
 
Христу двенадцать лет, Он свидетельствует о Своей независимости от Матери и праведного Иосифа и о Своем послушании им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Но чтобы сокрыть Свое совершенно особое служение, Он отсутствует в течение трех дней, и Матерь Его и праведный Иосиф не могут это понять. Мы приглашаемся проникнуть в эти отношения сокровенности, бесконечной взаимной любви между Отцом Небесным и Христом.
 
«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», — вот откровение Христово, которое мы должны услышать. Это чрезвычайное свидетельство проходит через все Евангелие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содержащей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».
 
Радость переполняет Евангелие: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Это не мешает Ему оставаться независимым, в некотором роде сокрытым от Своих самых близких, которым Он начинает открывать Свою тайну. И нас Он зовет также быть в тайне Пасхи, в тайне Своего Отца и творить Его волю.
 
«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Как поразительны эти слова, абсолютно ни с чем не имеющие сравнения. Мы должны воспевать славу Богу, зная, что этот двенадцатилетний Отрок, Иисус Христос, уже имеет ум, превосходящий всякое человеческое разумение, Он — со Своим Отцом и всегда делает то, что угодно Ему. Он весь любовь к Своему Небесному Отцу и в то же время весь послушание Своей Матери и праведному Иосифу. Все совершается в Церкви ради Его посланничества в мир, ибо Христос пребывает с Отцом, чтобы открыть людям, Кто Его Отец.
 
Будем молить Господа, чтобы было дано нам войти в тайну Его любви, смирения, кротости и терпения. Предадим себя всему, что Он совершает ради нашего спасения. Подобно Пречистой Его Матери, Которая сохраняла все в сердце Своем, будем хранить в наших сердцах этот дар и преуспевать подобно Ему, по дару Его, в премудрости и возрасте, и любви у Бога и человеков. В этот час Преблагословенная Дева не понимает слов Своего Сына, но Она хранит их, и постепенно Ей будет дано постигнуть их в полноте. Все откроется Ей — Крест Христов и слава Отчая, явленная в Воскресении.
 
Вот тайна приобщения Господу в любви и истине, которую Господь открывает верным Ему, даруя им новые глаза и новое сердце. Духом Святым дается нам познать, что Христос единосущен Отцу и что Отец не оставляет Его ни на одно мгновение. Мы не должны сомневаться в том, что и нас Бог не оставляет ни на одно мгновение. С нами Бог. Он с нами. Он спасает нас. Только это имеет значение. Все остальное — в тайне послушания и нашей ответной любви к Нему.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9867


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #35 : 14 Января 2020, 00:37:27 »


Проповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой




Сегодня, в восьмой день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Спаситель, по древнему священному обычаю, приносится в храм Господень и, как осмодневный Младенец, посвящаемый Небесному Отцу, терпит ради нас обрезание плоти, предуказывая пролитие Своей Крови, на крестную, указывая этим на крестную животворящую смерть. Терпит ради нас страдания, являя великое снисхождение, любовь к падшей во грех человеческой природе, очищая ее и освящая. В этот же день свершается наречение праведным Иосифом Богомладенцу священного имени Иисус, имени земного, человеческого, но возвещенного праведнику Ангелом, сшедшим с небес. Это имя усваивается отныне Божественному Лицу Господа Иисуса Христа, соединившему в Себе нам подобную человеческую природу и невидимую Божественную.

Об этом имени в сегодняшний день возвеселились и небо и земля. Чрез призывание с верою этого имени отныне человеческий род должен обрести великое лекарство и снадобие для бессмертного своего духа, для очищения всего естества своего. Об этом имени впоследствии, будут свидетельствовать апостолы, всякое колено подклонится: и небесное, и земное, и даже преисподнее. И нет иного имени, - изречет некогда апостол Петр, - которым надлежало бы спастися человекам под небесами. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Соединив с этим именем Свое Божественное Лицо, Личность, Господь даровал этому имени воистину божественные свойства относительно врачевания нашей природы. Этим именем Он заповедал призывать нам Его, Спасителя нашего, засвидетельствовав, что Небесный Отец, ради призывания имени Господа Иисуса Христа, обогатит нас всяким даром, и ниспошлет нам всякое благословение, и исполнит всякое благое прошение сердец наших. Вот почему Мать Церковь не пропустила, не оставила без внимания это святое имя, но вознесла его, так сказать, на знамя спасения, призывая всех своих чад благоговеть, трепетать пред этим именем и призывать его во спасение душ и телес наших. Древние учителя жизни во Христе свидетельствовали, что все без исключения христиане, без различия званий и состояний, призваны в течение дня, а, может быть, и ночи, обращаться ко Спасителю, освящая в душе Его святое превожделенное имя. Еще в 14-м столетии святитель Фесаллоникский Григорий Палама настаивал на том, что и мирские особы, живущие посреди шумного мира, призваны непрестанно вращать в уме и сердце это имя, и с его помощью достигать очищения и освящения души. Но особенно лица монашеского звания призваны возрастать в любви к имени Иисуса Христа. Не случайно в самое облачение входят четки – «меч духовный», который при пострижении вручается всякому постригаемому лицу с заповедью на всякое время и на всяком месте призывать имя Господа Иисуса Христа. Для них это уже не только предмет благого изволения, но долг и обязанность. Ибо, по наставлению преподобного Серафима Саровского, всякое внешнее послушание лица, отрекшегося от мира, принимает освящение по причине внутреннего возношения ума и сердца к Богу.

В кратких словах, братие и сестры, напомним вам аскетическое учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, содержащей в себе имя Господа Иисуса Христа. Видим, что еще святые Апостолы познали силу имени Господа. Святой Апостол Петр некогда на вопрос своего Учителя: «За кого почитаете вы Меня, Сына Человеческого» - ответил: «Ты еси Христос Иисус, Сын Бога Живаго». И в ответ на это исповедание, которое легло в основу молитву Иисусовой, Господь обещал Петру великие милости, сказав, что это правильное исповедание Его, Сына Божия, Богом во плоти, признание, соделает его твердым, как скала, так, что и врата адовы не сумеют поколебать сердце, хотя бы и не безгрешное, но верующее в Господа и призывающее его святое имя. «Если устами, - говорит Апостол Павел, - будешь исповедовать Иисуса Христа, а сердцем веровать в Него, то это делание будет тебе во спасение». И в этих словах мы также видим свидетельство о молитве Иисусовой. Для того пришел Сын Божий в мир, дабы мы имели жизнь вечную чрез веру в Него, чрез призывание имени Его, - свидетельствует святой Иоанн Богослов.

 Итак, все Писание убеждает нас в необходимости, ради нашего спасения, возлюбить это имя и призывать его внимательным умом и трезвящимся чистым сердцем.

Позднейшие наставники благочестия, особенно отечественные – святой епископ Игнатий Кавказский, святитель Феофан Затворник - применительно к нашей немощи разъясняют нам всю пользу молитвы Иисусовой, предупреждая и против возможных ошибок в ее священном делании. Так, святитель Феофан Затворник учит, что самому естеству человеческому принадлежит произволение в призывании имени Иисуса Христа. И тот, кто трудится в этом производстве, молитве Иисусовой, может, еще без явного содействия Святого Духа, немало преуспеть в молитве Иисусовой.

 От нашего естества зависит, насколько мы прилепляемся умом и сердцем к этому имени, насколько благоговейно произносим его. Впрочем, «лишь Духом Святым, - говорит Писание, - можно призывать имя Господа Иисуса Христа». Это относится к молитве чистой, к молитве, привносящей в нашу душу освящение Божией благодатью. Но даже, если подвижник веры еще не имеет понятия о высших степенях молитвы, борется со страстями и с понуждением себя призывает имя Господа, он не лишается великих милостей Божиих. Неосновательна забота и тревога тех, кто говорит: «Вот я настолько обременен послушаниями и обязанностями, общаюсь среди людей, что призывание мною имени Господа весьма несовершенно. Я часто рассеиваюсь и обнаруживаю все погрешности, которые только относятся до молитвенного делания». Да, мы грешны, мы немощны, но Господь многого не требует от нас. Он видит наши усилия памятовать о Нем, видит, сколь мы искушаемы лукавым духом, и поэтому радуется Божественною радостью, когда замечает в ком из Своих детей стремление призывать Сладчайшее имя Свое. Ради этого имени мы бываем хранимы от умножения грехов. Ради этого имени Господь не попускает боговраждебным помыслам надолго оставаться в нашей грешной душе. Ради этого имени Господь хранит нас от встречи с неблагонамеренными, подчиненными диаволу людьми. Ради этого имени Господь отгоняет самого лукавого духа, упраздняя многие невидимые нашему взору козни, силки, засады, которые он измышляет, желая сбить нас с пути истинного. Ради призывания этого имени освящается и душа и тело даже несовершенного молитвенника, самое пространство вокруг него. Ради этого имени Ангелы Божии охотно вспомоществуют нам в наших трудах, хотя и остаются невидимы для нашего взора.

Впрочем, по учению епископа Феофана Затворника, успех в делании священной молитвы нужно полагать вовсе не в том, чтобы она, часто повторяя себя самое, непрестанно звучала в нашей душе. И многие, особенно в начале 20-го столетия, забыв и не усвоив, как следует, святоотеческого наследия, посвященного молитве, думали, что лишь механическое произнесение имени Иисуса Христа является целью этого делания. Нет, не так. Святитель Феофан достаточно в резких словах укоряет тех людей, кто приписывали магическую силу самому имени Иисуса Христа, оставляя в стороне подвиг трезвения, внимания, наблюдения за своей душой, оставляя в стороне подмечание, насколько благодать Господня содействует этому деланию. Современные подвижники благочестия даже замечают, что можно встретить людей, которые достигли непрестанного повторения, вращения в своем сознании имени Божия и, как это не парадоксально, остаются при этом погруженные в собственные страсти: самолюбие, гордость, нелюбовь, непримирительное обращение с людьми, неуживчивость и даже злословие. Кажется невероятно, можно ли, имея в сердце Божественный огонь, оставаться холодным, словно ледышка, по отношению к ближним. Но настолько ныне извращена наша падшая природа, настолько возросло в нас горделивое самосознание, самолюбие, что современные люди часто употребляют имя Иисуса Христа наподобие каких-то магических неосмысленных заклинаний, нисколько не заботясь о стяжании прочих нравственных добродетелей, которые являются неотменным условием для свершения правильной покаянной молитвы. Вот почему, - говорит святитель Феофан, - самое важное, это то, что дает нам призывание молитвы Иисусовой. Его можно уподобить некоему древу с глубокими корнями. Но древо, по необходимости, должно произвести отрасли, ветви, которые покрываются листвой и плодами. Цель священного призывания имени Иисуса Христа заключается не столько в непрестанности этого действия, сколько в оживотворении души Божией благодатью. И только в случае, если благодать Божия будет содействовать молитвеннику, в простоте духа, в смирении сердца, в совершенном незлобии, в любви к людям, немало не возносящемуся умом, только если благодать Господня будет содействовать нам, тогда будет подлинный и желаемый нами успех. Заключается он в том, что посредством имени Господа Иисуса Христа, памятуя о Боге, мало-помалу исполняться сознанием неприступного величия, святости, непостижимости Божества, то есть, иными словами, стяжание благоговеинства и страха пред Господом Богом и всем, что мы называем святынею. Возрастая, по милости Божией, в страхе Господнем, внимательно и правильно молящийся именем Иисуса Христа христианин, мало-помалу все в большей и большей степени открывает для себя самого подлинное состояние души своей. Он убеждается, насколько его сердце не свободно от страстей, как редко сердцу удается из глубины воздохнуть ко Господу. Он начинает видеть те многочисленные путы и узы, которыми скована душа, находящаяся в нечувствии окамененном, он исполняется сознания своей нечистоты и недостоинства и обретает понятие о себе самом как воистину худейшем всякого иного человека. Видеть свою худость и всем при этом отдавать предпочтение в сравнении с самим собою. Вот к чему должно приводить правильное призывание имени Господа Иисуса Христа.

Если душа претерпит в этом подвиге, то мало-помалу она приобретет чувство полной зависимости от Господа, не на словах, а на деле она будет исповедовать истину Писания: «Без Меня, -говорит Господь, – ничего доброго сотворить не можете». Даже и пальчиком пошевелить не можем мы без тайной помощи Господа нашего. Возрастая в этих благоговейных чувствах, исповедуя свою немощь, славословя Господа за Его величие и святость, мы мало-помалу, возлюбив имя Иисуса Христа, уже не захотим надолго с ним расставаться. Действительно, никто не может без помощи молитвы привести ум в необходимое для свершения молитвы состояние. И святые отцы дружно свидетельствуют: лишь со вниманием призывание имени Господа способно очистить наш ум от всякого образа, всякого мечтания, всякого ненужного воспоминания, сделать его чистым зеркалом, в котором непостижимо отразится Невидимый Бог. Лишь с помощью имени Господа Иисуса Христа мы сможем в наше сердце ввести Христовы добродетели, особенно те, которые относятся к тайному деланию христианина, а именно: добродетели жалости и сострадания, смирения и кротости, чистоты, добродетель божественного смирения. Имя Иисуса Христа не тотчас и не вдруг соединяется с естеством человека. Но, если душа претерпит необходимые борения, то вскоре она обретет способность радоваться о Господе, как и свидетельствует о том царь Давид: «О имени Твоем возрадуемся весь день». Имя Господне, по свидетельству премудрого царя Соломона, есть некая крепость, в которую вбегает и прячется от невидимых врагов подвижник веры. Имя Господне есть щит, посредством которого мы удобно угасим все раскаленные стрелы лукавого духа.

Попросту сказать, в призывании имени Господа состоит все существо духовной жизни, если только мы понимаем, что от этого цветка должно исходить обязательно благоухание - любви, смирения, кротости, незлобия и чистоты. И безусловно, никакие заботы, никакая обремененность послушаниями, даже жительство в миру посреди шумного города с соблазнами его и прельщениями не мешают христианину единому с единым Богом беседовать и мало-помалу, по слову преподобного Серафима, восходя от степени в степень, достигать совершенного очищения души. В чем и да поможет нам Господь, если мы будем всегда распинать свою гордость, самолюбие, своеволие, непослушание, всегда зазирать себя в наших немощах, укоряя себя, оправдывать ближних, памятуя, что лишь «вера, действуемая любовью» возводит христианина на высоту нравственного совершенства. Аминь.


Протоиерей Артемий Владимиров
Храм всех святых, что в Красном Селе


http://www.pravoslavie.ru/put/28947.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9867


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #36 : 14 Января 2020, 09:33:24 »


Вопрос:

Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?

Сергий


Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):




До начала проповеди Царствия Небесного Господь, как происшедший по плоти из семени Авраама,  прошел через все ветхозаветные обрядовые установления, утверждая единство библейской Священной истории. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Все события земной жизни Спасителя имеют для христиан особую значимость. Обряд обрезания включал наречение имени. В этот восьмой по рождении день совершилось наречение спасительного и сладчайшего имени Иисус. О величии этого имени предсказывали пророки (Мф.12:21). Сам Спаситель сказал: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17-18). Поэтому в день праздника в Церкви поётся: «Придите, Владыки преславная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь» (Припев на 9-й песни канона в день Обрезания).

Установление праздника Обрезания Господня имело также значение для борьбы с древней ересью докетов, которые отрицали Боговоплощение, ложно утверждая, что тело Иисуса было не реальным, а призрачным.


http://www.pravoslavie.ru/answers/6888.htm
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!