Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 21 Сентября 2010, 07:21:19 » |
|
В музее Российской Армии открылась выставка Павла РыженкоПавел Рыженко родился в 1970 г. в Калуге. В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. В 1990 г. – в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова и, по мнению профессионалов, значительно превзошел своего учителя. В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка». С 1996 г. по 1999 г. – годы самостоятельной творческой деятельности. С 1999 г. преподает в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества на кафедре композиции. «Сегодня, когда Россия отступает, когда сдает свои позиции буквально во всем, нужно писать картины о том, как она наступала и побеждала в более трудные времена, – уверен Павел Рыженко. – Картины о Куликовской битве, а их несколько – «Поединок Пересвета с Челубеем», «Ослябя», «Утро перед битвой. Пересвет», «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» – я написал по благословению отца Александра Иванникова... Я считаю, что нам предстоит своя Куликовская битва, если мы хотим отстоять нашу Родину. И нам есть с кого брать пример в нашей истории. Главное, чтобы мы захотели это сделать». «Искусство – это ступени: либо вверх – к Богу, к Храму, либо вниз – все дальше и дальше от Господа. Это лишь ступени и не более. Но человек на них встает и решает, куда ему идти. Общество со времен сотворения мира ничего здесь нового не придумало. Хлеба и зрелищ – это одна формула. Другая – все, что связано с движением к Богу». «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа, – говорит о своих произведениях сам художник. – Понять, что мы не серая масса, не так называемый «электорат», а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия». Выставка проходит ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 17.30 в музее Российской Армии (бывш. музей Советской Армии). Проезд: станция метро «Достоевская», ул. Селезневская (15 метров от метро). Цена билета – 150 рублей.
|
|
« Последнее редактирование: 19 Января 2021, 15:48:16 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 20 Марта 2011, 16:08:27 » |
|
Павел Рыженко«Честный разговор с самим собой»Художник Павел Рыженко называет сумасшествием все, что не относится в живописи к реализму. А в кризисе современного реализма винит самих художников. Жестко? Да. Несовременно? Возможно. Однако со многими его доводами сложно не согласиться.– Павел, когда вы начали рисовать?– Рисовал лет с пяти – как все дети. Потом поступил в художественную школу в родном городе – Калуге. Ничем не выделялся на общем фоне. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова, которая раньше располагалась напротив Третьяковской галереи. Окончил ее в 1987 году, потом служил в армии. Ничего выдающегося не делал. Могу сказать, что в МСХШ процент талантливых ребят был очень велик, к их числу, кстати, я не относился. Их учебные работы можно было смело вешать в Третьяковку рядом с Суриковым или Репиным. – Куда же потом делись эти «талантливые ребята»?– Я сам себе этот вопрос задаю. Наше государство, что ли, так устроено? Я до сих пор некоторых из них встречаю и не понимаю: куда что делось? Сейчас их творчество развращено до такого состояния, что его с трудом выдерживают даже стены ЦДХ, которые, кажется, привыкли ко всему. Как так вышло, что у нас талантливый человек как будто в серную кислоту помещается и растворяется? – Карьера, слава, спонсоры, «надо помочь молодым талантам»…– Знаете, никакие деньги не помогут. Можно давать деньги, а художник еще хуже будет работать. Я разговаривал об этом с Галиной Вишневской, она правильно говорит: талантливому человеку помогать не надо, он сам должен пробиться. В какой-то степени я с этим согласен. Бог ведь смотрит на сердце и на устремления души: ради чего и как талант используется? Наверное, большинству талантливых ребят не повезло с учителями, с теми, кто воспитывает души, а не просто учит чему-то. Ведь сам талант развивается сложно, рывками. И жизнь художника напоминает забег на марафонскую дистанцию. Часто ведь как бывает? Неопытный марафонец так стартует, что глаза из орбит у всех вылезают, поражаешься просто: как можно так писать в 11, 12 или 13 лет? А потом видишь, как он молниеносно выдыхается и в 20 лет пишет хуже, чем сам писал в 10… – Вы учились у Ильи Глазунова. Вам повезло с учителем, который не просто учит, но и душу воспитывает?– Учиться у Глазунова – это и счастье, и почет, и одновременно огромный личный труд. Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник. Это мое личное мнение. Я сейчас свободен в своих суждениях, достаточно много времени прошло. Я считаю его своим учителем. Он сформировал меня как личность. Понимаете, это как стихия. Человек может не выдержать этой стихии и превратиться в ничтожество рядом с ним. Тот, кто его пережил как заболевание, становится сильнее. Да, то, что он делал раньше – его великолепные иллюстрации к Достоевскому, Лескову, – это как будто делал другой человек. И посмотрите на то, что сейчас: эти размозженные черепа, пасхальные ночи, разрушение храмов… Фрагмент триптиха «Солнце земли Русской». Невская битваГлазунов, русский дворянин, выдающийся носитель прежней, ушедшей, как Атлантида, культуры, с ним никто из нынешних педагогов сравниться не может. Но, мне кажется, сегодня все такие большие художники переживают серьезную внутреннюю драму: они перестают быть самими собой. – Почему, по-вашему, так происходит?– Мне кажется, надо больше прислушиваться к здравой критике, перестать болеть звездной болезнью. Это и есть смирение. Это я говорю прежде всего самому себе. В любой критике, даже в любом поношении есть здравое зерно. Иной раз тебя начинают ругать, и неожиданно в этих словах пробивается что-то дельное. А когда человек привыкает к тому, что ему все вокруг поют дифирамбы… Знаете, Илью Сергеевича столько славословят… Да я и сам, грешный, то же самое говорил… А потом мы удивляемся: как это человек не понимает, что он делает? А как ему понять, если только чуть он засомневается – и тут же, как черти из табакерки, появляются с десяток льстецов, которые кричат: «Гениально! Это Тициан! Веронезе бы рыдал!» Триптих «Царская Голгофа». Прощание Государя с войсками. 2004Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Прощание государя с войсками. 2004 С моей точки зрения, для художника служение России – это не истерики на холстах и не какие-то шоу. Служение искусству нераздельно с религиозным началом, с устоями, с глубокой культурой. Надо служить Богу своим творчеством, а не каким-то собственным представлениям о том, что хорошо для России. – Вы приверженец реалистической школы…– Ничего, кроме реализма, я не признаю. Все остальное, на мой взгляд, сумасшествие в разных формах. – Сегодня восторгаются другим. Знаете, разрезанные акулы в формалине, эпатирующие перформансы, инсталляции…– Да-да, телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что, раз вы задаете такой вопрос, – вы больны. А Донцова – настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина. Послушник– Почему, по-вашему, многие отвернулись от реализма в живописи?– В реализме одинаково важны искренность и неискренность. Вот чем подкупает абстракционизм и тому подобное? Понимаете, чаще всего это ведь вопиющее, но искреннее сумасшествие. С прищуром на то, что какой-нибудь западный галерист это оценит. Когда сидит чучело Льва Толстого в клетке, а сверху на него гадит курица – это может вызвать какую-то реакцию. Возмущение, гнев, отвращение, но это все-таки реакция. А ужас современного реализма в чем? Висит портрет или пейзаж, реалистически написанный, видно, что мастеровито… Но он не вызывает никаких чувств. Ни восторга, ни слез, ни радости. Даже отвращения. А почему? Носитель этой школы – талантливый в прошлом человек – потерял себя как личность. Он своим этим реализмом всего лишь зарабатывает на кусочек хлеба с маслицем. Он даже не понимает, что заработал бы на каравай с маслом, если бы занимался своим делом предельно честно и был бы в ладу с Богом и своей совестью. Мы что-то потеряли сами. Не надо винить ни власти, ни начальство, ни спонсоров, ни их наличие или их отсутствие. Нужно начать честный разговор с самим собой. – А вы когда начали честный разговор с самим собой?– Наверное, еще тогда, когда учился у Глазунова. Знаете, Илья Сергеевич – это целый материк. Я очень люблю его как человека, но честно говорю, что думаю о его творчестве. Ему льстят, и он заблудился. Это не отвергает его таланта – как преподавателя и как художника. Наоборот, это говорит о том, что, когда человек талантлив, его слишком много искушают. Св. прп. Сергий Радонежский благословляет св. князя Дмитрия Донского на битвуЯ учился у него, как и большинство студентов, ничем особо не выделяясь. Я не могу сказать, что больше, чем они, хотел чего-то. Просто у меня было свое представление о том, как я в дальнейшем буду работать. Я не видел себя в контексте какого-то художнического движения, я не собирался смотреть глазами Ильи Сергеевича на мир. Но меня бы не было как художника, а может быть, и как человека, если бы в 90-м году, когда я поступил в академию, я бы не взял то, что он давал, и не направил в самую свою душу. Понимаете, на меня, может, большее впечатление производили даже не его слова, а интонации, с которыми он говорил, его манеры. Представьте: 90-й год, Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, и мы – 60 студентов кто откуда. В общем, такие люди с авоськами. Карточки продуктовые. Собаки бродячие на Дворцовой площади. И вдруг на этой же Дворцовой площади появляется в роскошной распахнутой шубе барин. Настоящий. И у кого-то мысль: «о, гад, зажрался!» А меня поразило соответствие этого человека этой площади и этим зданиям. Понимаете? И дальше я все впитывал как губка, что-то отвергая, что-то принимая. Я понял, что России вовсе не 70 лет. И даже не 200. Я понял, каким может быть аристократ. Ведь аристократизм – это не только шуба, естественно. Это – отношения с людьми. Это – отношения с собой, вечностью, Богом. И вот за одно это до смерти буду Бога молить об этом человеке и никогда в жизни не отрекусь от него как от учителя. Павел Рыженко. Смутное время. 2003Я думаю, его настоящие ученики – это те, кто понял на рубеже сложных для нас ХХ и ХХI веков, что мы достойны своей истории, что нам незачем унижаться, нам не надо ни перед кем лебезить. Что мы носим в себе большую драгоценность – православие. А нам навязывают одно и то же: «Иван безумный, безобразный», «развратная Екатерина», «параноик Петр», «Николашка Кровавый – безвольный», «Александр III – алкоголик». Я просто сам для себя поставил большую точку и решил посвятить остатки всего того, что у меня есть, тому, чтобы прежде всего доказать себе, что я не жираф, я – русский человек. На холстах доказать. А если зрители – специально для них я ничего не делаю – придут и увидят мою исповедь на холсте, тогда они сами сделают выводы: кто они. Сам человек выбирает, кто он есть, куда ему идти дальше. А техника живописи – как это делается и так далее – все равно. То, что в Третьяковке выставляется, – намного лучше. Намного. (Окончание следует)
|
|
« Последнее редактирование: 17 Июля 2014, 14:10:35 от Дмитрий Н »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 20 Марта 2011, 16:09:26 » |
|
(Окончание)– Сложно согласиться с вашим «все равно». В картине далеко не все решает только техника. Вы вот только что приводили удачный пример: висит портрет или пейзаж, исполненный мастеровито, а эмоций никаких не вызывает.– Да, это я погорячился. Заложенный в картине дух все решает. Это такая огромная тема… Болезнь реалистического искусства: человек пишет, а не создает образ. Не пропускает образ через внутренний опыт и культуру, а банально фиксирует. Но художник сам-то себя не обманывает. Он понимает, что образа нет, что не получилось ничего. И тогда он насыщает картину микроскопическими детальками, что-то додумывает, приукрашивает… И получается то, что мы сейчас видим в большом количестве: слащавая реалистическая муть, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может. Вы говорите: нет реализма? Пойдите в ЦДХ на очередную ярмарку. Там тысячи этих крестов, церквушечек, пейзажиков. Как это обычно сейчас? Когда знакомят, говорят: знаете художника Петрова? Нет, отвечаю. Ну как же, он верующий, пишет церкви, монахов рисует, он любит Россию. А теперь начинаем сначала. Я задаю вопрос: где он учился? Какая у него картина, которая известна всем? Он талантливый человек или нет? Ни на один вопрос по существу ответа нет. А антураж, венок лавровый – уже есть. Вот это – наша страшная болезнь. Весь этот антураж. Едет ничтожество в джипе, он сам себя «упаковал», он такой важный и «состоявшийся». Он очень не любит, чтобы ему говорили что-либо «против шерсти». Никакой критики! И ведь то же самое можно сказать не только о художниках. И о врачах, и об ученых, и об учителях. Это – везде. И в вашем ремесле наверняка. По сути, все, что делает большинство из нас, – скучно, бездарно, убого, ничтожно. Но каждый из таких людей знаком с тем или с этим, здесь он «засветился», там он «законтачился». Этакий «свой» человечек. Ему еще сорока нет, а он уже академик в какой-нибудь академии. И вроде даже что-то собой представляет… А на самом деле – ничего, пустота. Вот, мне кажется, в чем трагедия России сегодня. Читаем не то, смотрим не то, слушаем не то. И еще хвалим все это. А ведь всегда есть простой выбор: не смотреть, не читать, не слушать то, что не относится к искусству. – Большинство людей ведомы в вопросах искусства. Да и знаете ли… Вот, к примеру, ваша выставка. Мы узнали о ней случайно, пришли – и не пожалели. Но ведь о выставке пресса не сообщала.– Ну да, нет рекламы… Я сейчас могу домыслить, почему ее нет, и вы можете представить, и мы с вами сделаем правильные выводы. Но правда глубже. Правда в том, что мне, как человеку, не полезно, чтобы о выставке знали миллионы. Правда в том, что у того, Кто дал мне возможность все это написать, свой план по поводу того, как и кого из людей на выставку привести. Штучно. Точечно. Вы понимаете? Силуан АфонскийНам всем хочется массовости. Но… Видите, вот лежит книга отзывов о выставке. Там много чего написано. Но мне лично дорог один-единственный отзыв. Незнакомый мне человек написал: «Спасибо вам, что вы не взяли никаких званий». – А у вас нет никаких званий?– Нет. Я сознательно отказался от всех званий. Извините, у меня звание – русский художник. «Заслуженный», «народный» – я не хочу этих званий получать, потому что среди заслуженных и народных есть, например, Олег Кулик, который собаку изображал. Есть и другие. Заслуженных и народных, которых народ не знает, вы даже представить себе не можете сколько. Павел Рыженко. День Победы. 2008Так вот этот самый единственный отзыв для меня очень важен. Он означает, что люди все равно понимают то, что нужно понять. Наш народ загнанный, развращенный, забитый – дальше некуда… Но, видимо, в нас генетически что-то такое странное заложено. Стоит только нам что-то напомнить правильное, и глядишь – мозги на место становятся. Так что сколько на выставку пришло народу – это ровно столько, сколько нужно. Конечно, хочется, чтобы пришло как можно больше. Но это не в моей власти. До миллионов зрителей можно дойти двумя путями. Первый – честный, без денежных вливаний, через собственный труд, покаяние, работу над своей душой. И Бог тогда сам все выстраивает как нужно. Второй – путь грязи, лести, сделок с совестью, спонсоров и прочих «прелестей». Каждый сам выбирает свой путь… – На котором всегда столько искушений и стремлений оправдать свои не самые лучшие поступки. И столько ошибок и заблуждений…– А как без этого? Это и есть испытание. Мне кажется, важно признать это и очистить душу. – У вас это получилось?– Не мне судить. Понимаете, я был как все, советский такой, в тренировочных штанах с оттянутыми коленками, дерущийся, матерящийся… И тут случилось так, что, благодаря Богу и Глазунову, я отправился в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины ван Дейка. Ночь, конец ноября, за окном дождь. Эрмитаж пустой, только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю: это не Эрмитаж, это – Зимний дворец! Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это ж мое – родное! Это невозможно объяснить… Я тут с оттянутыми коленками, здесь вот – ван Дейк, а там – государь. И кто я? Я – кто? А сокурсник за мной идет с этюдником: «Ох, я вчера пивка перебрал!» А у меня – слезы из глаз текут. Я просто уже не мог жить по-прежнему… В 23 года крестился, никто меня не уговаривал, сам пошел. Потом хотел уйти в монастырь. – В монастырь?– Да. Был послушником на Валаамском подворье в Приозерске. Но там я понял, что мне лучше к этому не приближаться. – Почему?– Не могу об этом говорить. – Что, по-вашему, главное в творчестве художника?– То, что делает художник, должно быть еще одной дырой в этом смрадном холсте, который над нами натянут, чтобы люди через нее увидели настоящее небо. А не создавать какую-то очередную черную кляксу, чтобы все посмотрели, какие мы уроды. Да мы и так знаем, что мы – уроды. А как исправиться-то? Картины художника должны быть не только надеждой, но и подсказкой, как исправить самого себя. Тайна царя Феодора Иоанновича– Поэтому вы так много пишете исторических образов?– Да. Эти люди знали ответы на сложные вопросы. Ведь Александр Невский или Дмитрий Донской – это не просто штампованные православные святые. Ну посмотрите на иконы XVIII–XIX веков, когда наша иконопись претерпевала маразматическое влияние Запада. Это же ужас! Александр Невский – какой-то дядька на тонких ножках, в каких-то древнеримских доспехах, с мечом – не пойми что просто. А Георгия Победоносца на тех же иконах посмотрите. Это какая-то девушка с «хаером» как у негра, которая держит тонкий и длинный мечик… А когда читаешь жития, начинаешь представлять их… Да это же другие люди! Потом поднимешь хорошую реплику старинного меча, помашешь им чуть-чуть – и тогда точно понимаешь, что изображенное на иконе существо с мечом в тончайших лапках, да еще в кольчуге… Разве это Александр Невский? Вы только попытайтесь представить его жизнь. Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. Вот и вся жизнь. Молитва и сеча. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь. Он тяжелый выбор каждый день делал. Я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы чуть-чуть, как говорится, влезть в шкуру этого человека. Ведь он человек был! Может быть, ранимый. Может, он обидчивый был даже. Может, он гречневую кашу любил. Кто знает? И он прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Разве не бред? Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам? – Большинство считает, что это – комфортно.– Да, к сожалению. Проклятое слово. А мы такие доверчивые. Вечно шаткие и обманутые. Нам приятно быть обманутыми. Это у нас стереотип. Как великий Пушкин говорил: «Я сам обманываться рад…» Вот что ужасающе. – Ужасающим кажется другое. Раньше в обществе обязательно отыскивался один или несколько человек, не важно – поэт, писатель и так далее, – кто призывал остановиться и осмотреться, являлся своего рода пастырем, к которому прислушивались. А сейчас их, кажется, не видно…– Сейчас… Если честно не признаться, в какое время мы живем, эти вопросы останутся без ответа. А живем мы в эпоху апокалипсиса. Человечество зашло в глобальный и тотальный тупик. Во всем. Вот мы к Марсу хотим лететь. Ну, допустим, соберется вся планета, вскладчину построит корабль. Конечно, он будет американский. Безусловно, будет снят блокбастер об этом. Но все это – мелочи. Дело в другом. Сядет в этот корабль человек, который по своим нравственным качествам ничем не отличается от большинства, а может, даже и хуже. И прилетит он на Марс. Он что – другим станет? Нет, он и на Марсе будет тот же самый, что и на Земле. Тот же самый – обижающий ближнего, не любящий, обманывающий… Вопросы духовности все равно выползают. И человеку надо делать выбор: либо он эти вопросы решает, либо он оставляет их без ответа и загоняет болезнь все глубже внутрь. И искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу. Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу. Материал подготовили Лада Клокова и Александр Бурый http://www.pravoslavie.ru/smi/45325.htmhttp://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2011/03/article0015.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 16 Июля 2014, 17:36:55 » |
|
Ушел из жизни Художник. Павел Рыженко,На 44-м году жизни скоропостижно скончался Павел Рыженко, заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Грекова. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на управление культуры министерства обороны. По словам начальника управления Антона Губанкова, Павел был не просто талантливым и активным человеком, он был душой Студии военных художников. Его работоспособность вкупе с неравнодушием и активной гражданской позицией поражала. Безвременный уход Рыженко – настоящая трагедия, пишет "Эхо Москвы в Петербурге". Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, а по ее окончании в 1990 году - в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. В 2012 году Рыженко было присвоено звание "Заслуженный художник Российской Федерации". В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике. Диорама "Стояние на Угре", последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни, ее открытие планируется в сентябре 2014 года. http://www.segodnia.ru/content/143302
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 16 Июля 2014, 18:33:53 » |
|
«Это огромная, невосполнимая утрата для всего художественного сообщества»На 44-м году жизни скоропостижно скончался известный русский художник Павел Рыженко16 июля в Москве на 44-м году жизни скоропостижно скончался заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени Грекова Павел Рыженко. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в управлении культуры Министерства обороны. Причина смерти – инсульт, сообщает в своем блоге пользователь lvbspb. «Это огромная, невосполнимая утрата для армейской культуры, всего художественного сообщества. Павел был не просто талантливым и активным человеком, он был во многом душой Студии военных художников, своего рода центром творческих, креативных идей. Его работоспособность вкупе с неравнодушием, активной гражданской позицией просто поражала. Безвременный уход Павла Рыженко - это настоящая трагедия», - сказал начальник управления Антон Губанков. Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, а по ее окончании в 1990 году - в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации». В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике. Диорама «Стояние на Угре», последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни, ее открытие планируется в сентябре 2014 года. Панихида по Павлу Рыженко состоится в воскресенье (20 июля) в 12:00 в Храме Всех Святых в Красном селе, по адресу г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7, сообщает сайт, посвященный творчеству живописца. Похороны пройдут в тот же день под Калугой, на Ждамировском кладбище (деревня Ждамирово) в 17:00. 25 июля на выставке Павла Рыженко в Калуга EXPO Конгресс, по адресу г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а, состоится вечер памяти художника. Уточнить информацию и задать вопросы вы можете по телефонам: 8 (926) 205 0330, 8 (905) 755 9872, 8 (926) 996 3905. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь его душу в селениях праведных… http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/16/eto_ogromnaya_nevospolnimaya_utrata_dlya_vsego_hudozhestvennogo_soobwestva/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 18 Июля 2014, 17:52:00 » |
|
Памяти русского художника Павла РыженкоВ это не хочется верить. Паша всегда казался мощным и очень сильным человеком. Хотя лет десять назад чудом выжил, подхватив какой-то страшный вирус. Тогда нельзя было не подумать, что это враг мстит ему за то невероятно огромное благое дело, которое совершает Павел. Его выставки вернули тысячам и тысячам наших людей правду о Русской истории, правду о Русских Государях, о Русских Героях. Можно много читать о Русской истории, много рассказывать, но на выставках Павла происходила поразительная встреча души человека с личностью Государя Алексея Михайловича Тишайшего, святого Государя Федора Иоанновича, Александра Пересвета. Одна из моих любимых работ – Григорий Иванович Бельский-Скуратов. После встречи с портретом верного Царского слуги и Русского воина любой человек понимал, что оклеветанный Малюта Скуратов на самом деле был Русским Героем. Чтобы так писать мало одного таланта. Это не только глубокое проникновение в Русскую историю, глубокое понимание истории Отечества, судьбы России, но и необычайное сопереживание подвига Русских Героев, огромная любовь к нашим Государям, чувство настоящего верноподданного, которое основано на этой любви и верности. Такой исторической живописи в ХIХ веке в России не было и быть не могло. Был великий Василий Иванович Суриков. Но живопись Павла могла появиться после глубокого осмысления Русской Голгофы ХХ века, подвига святой Царской Семьи, всех Новомучеников и Исповедников Российских. Паша ушел ко Господу в рассвете сил, как много он мог еще написать! По работоспособности и трудолюбию его можно сравнить только с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Для меня и Вячеслав Михайлович, и Павел – такие же Русские Герои, как и те русские святые, русские воины и подвижники, которым они посвятили свое творчество. Вячеслава Михайловича и Павла отличала живая, горячая любовь к своему народу. Павел очень глубоко переживал, переживал всем сердцем то теплохладное, равнодушное отношение к подвигу Царственных Мучеников, которое мы встречаем среди части духовенства и мирян. Он был очень горячим человеком, не холодным или теплохладным, но горячим, каким и призывает быть Господь в Евангелии. Поэтому и создавал такие работы. Труд живописца физически нелегкий, хотя и приносит всегда огромную радость художнику. Не потому, что нелегко стоять на лесах или у мольберта с кистью по 10-16 часов. Работа требует эмоционального напряжения, даже когда приносит радость. Писать, так как это делал Павел, создавать такие работы можно только с огромным напряжением всех душевных сил. А работал он действительно на износ. Но и сумел создать за свои 44 года так много поразительных по художественной силе и исторической правде работ. После работы Павла Рыженко все попытки либеральных русофобов утвердить в сознании народа свою версию истории России кажутся жалкой суетой. Любовь Павла к России позволила его таланту и мастерству утвердить великую художественную правду. Несколько лет назад я пришел к Павлу мастерскую, и он сказал, что ему Третьяковка предложила купить многие его лучшие работы, в том числе и Государя Алексея Михайловича. Естественно, я обрадовался: работы Павла достойны быть выставленными в Третьяковке. Для художника это честь и признание на самом высоком уровне. Тем более Павел был настоящим продолжателем традиции русской живописи, заложенной Суриковым, Нестеровым, Верещагиным. Но, поразмыслив, решили, что его работы, скорее всего, окажутся в запасниках. Гарантии, что они будут выставлены, не было. И тогда их не увидят тысячи простых зрителей, а ведь Павел старался чтобы его живопись прежде всего выполняла главную задачу – раскрывала русским людям правду об истории Отечества. Да, эти работы Третьяковка обещала в то время показать на выставке в Лондоне. Павел, предложил галерее повторить некоторые полотна. Третьяковка не согласилась. Он мог также отдать работы, а повторить для себя. Павел, замечательный мастер, это смог бы сделать. Но не был уверен, что удастся второй раз вложить полностью всю душу в эти работы, писать с таким же напряжением, как это делал первый раз. И потому решил, что англичане в Лондоне обойдутся, угроза того, что работы окажутся в заточении в запасниках, вполне реальна, учитывая, кто курировал в те годы министерство культуры. А для Павла главным было, чтобы его работы могли видеть простые русские люди, которым он и хотел служить. Только за последнее время его работы были выставлены в родной Калуге, в Североморске, в Челябинске. Совсем недавно, 27 июня Павел открывал выставку в Калуге. Открытие выставки он приурочил к важному событию своей жизни – художник отдал все свои работы в дар Российской Федерации. Павел отдал все, что создал за эти годы России. И был очень рад, что работы будут храниться в усадьбе Гончаровой – «Полотняном заводе» – Павел очень любил Пушкина. Радовался и тому, что рядом в скиту Тихоновой пустыни, смонтировал диораму «Стояние на Угре». Но, думаю, что и в Москве необходимо создать постоянную выставку-музей работ Павла Рыженко, в каком-нибудь зале, связанном с историей России. Работы Павла были отражением его глубоких размышлений о судьбах нашего Отечества, о русском человеке, о том, что происходит с нами. Должен сказать, что Павел очень хорошо говорил, что далеко не всегда свойственно художникам. Некоторые его беседы, размышления о России, истории страны, о нашем времени остались запечатленными на пленке. На огромном полотне «Страшный Суд», написанном для кафедрального собора Якутска, Павел изобразил в виде изумленного грешника, который стоит рядом с Ангелом, фактически свой автопортрет. Не предвосхищаю Суд Божий, но уверен, что данный ему Господом дар Павел преумножил, отдав всего себя служению Богу, Государю и Отечеству, и умер на своем послушании, продолжая до последней минуты работать с полной отдачей сил. И не случайно несколько дней назад Павел написал замечательное письмо Игорю Ивановичу Стрелкову, который как исторический реконструктор помогал ему в работе над полотнами посвященными Русской Императорской Армии. Игорь Иванович Стрелков и Павел Викторович Рыженко – Русские Герои, верные Богу и Царю, утверждающие связь священной Русской истории. Павел так же, как Игорь Иванович всей душой любил Русскую Армию и Русскую историю, любил Царскую Россию. Он был настоящим воином. Поэтому его искренне любили и уважали наши воины, бойцы спецназа, прошедшие многие горячие точки. Чувствовалось родство душ. Игорь Иванович сказал вчера, что скорбит о том, что ушел такой необыкновенно светлый человек. Павел Рыженко и Игорь Стрелков и есть подлинные представители будущей Новой России, за которую сражались все, кто оставался верен Христу Спасителю, Государю и Родине в дни Русского лихолетья. Именно благодаря таким людям, как Павел и Игорь Стрелков, мы уверены, что возможно возрождение Православного Русского Царства. Такими верными Богу и Царю русскими героями и будет восстановлена Новая Россия, но по старому образцу, о которой сказано в пророчествах старцев. И потому не случайно, что Павел отошел ко Господу в канун памяти Святых Царственных Мучеников и третий день его представления приходится на 700-летие прп. Сергия Радонежского. Святые Царственные Мученики и Игумен земли Русской не оставят его своими молитвами. Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего Павла, остави ему вся прегрешения, вольные же и невольные, и даруй Царствие Небесное! Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»http://ruskline.ru/special_opinion/pamyati_russkogo_hudozhnika_pavla_ryzhenko/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #6 : 22 Июля 2014, 12:04:00 » |
|
«С именем Святой Руси на устах он творил как художник»Слово протоиерея Артемия Владимирова о русском живописце Павле Рыженко, скончавшемся 16 июля …16 июля 2014 года на 44-м году жизни скоропостижно скончался замечательный русский художник, прихожанин храма Всех Святых нашей обители, Павел Рыженко, заслуженный художник России. Это был русский человек. Богатырского склада, сильный духом, после Господа Бога он больше всего любил Россию. С именем Святой Руси на устах он творил как художник, часов не наблюдая. В возрождение своей Отчизны он непоколебимо верил, и именно этой глобальной теме посвящено всё его творчество. Павел не щадил себя и своих сил. Он сражался почти в одиночку. Видит Бог, не ради хлеба куса, но ради Иисуса. Трудно было найти человека бескорыстнее, чем он. Его бессмертный дух никогда не жил материальным, но искал горнего. Павел любил творить добро тайно, о чем я, как духовник, знаю доподлинно. Трудоспособность его удивляла всякого, кто имел возможность входить во «святая святых» художника - его студию, где Павел жил, ел, спал и творил. Будучи отцом, он воспитал своего сына патриотом, влюблённым в русскую историю. Этот юноша ещё послужит России, восставшей с колен и вышедшей из исторического небытия. Павел - художник-философ. Его полотна будят мысль, переносят в прошлое, устремляют к будущему. Они - о судьбах России. Мы не потеряли Павла, и он не ушёл от нас. «Что Бог творит, никому не говорит»... Верим, что Господь ввёл его в Свой нерукотворенный чертог и дал Своему рабу палитру с такими красками, каких на земле увидеть невозможно... <...> Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального монастыряhttp://ruskline.ru/news_rl/2014/07/18/s_imenem_svyatoj_rusi_na_ustah_on_tvoril_kak_hudozhnik/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #7 : 20 Октября 2014, 09:56:12 » |
|
В Москве открылась выставка картин Павла РыженкоФонд Павла Рыженко, Российское военно-историческое общество, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Государственного архива Российской Федерации представляют выставку «Павел Рыженко. Империя в последней войне», сообщает пресс-релиз организаторов. Это первая посмертная выставка картин художника, скончавшегося этим летом. Выставка проходит в Выставочном зале РВИО (Москва, Лаврушинский пер., 17 стр. 1). Экспозицию составили масштабные реалистические полотна, в которых отражена судьба Императорской семьи и жизнь русского народа в 1914–1918 годах, сообщает «Радонеж». Обращаясь к истории страны и народа, художник всем своим творчеством призывал к возрождению нравственности и христианских ценностей, осознанию современным обществом уникального пути России, русского характера и ментальности. В картинах военно-исторической тематики художник показывал людей, не сломленных войной, но, напротив, возвысившихся духом в грозное время. Исторические события на своих холстах мастер трактовал как явления знаковые, наделял их полнотой исторических обобщений. Герои полотен Павла Рыженко в определенной степени идеализированы: в них автор не столько выявлял индивидуальные особенности, сколько воплощал типические черты людей, олицетворявших для него идеалы патриотизма. Художник стремился донести до зрителя духовный смысл подвига персонажей и нравственную мотивацию их поступков. Так, эмоциональное состояние героев в минуты высшего душевного напряжения ярче всего показано в работах «Ветеран», «Прощание с конвоем», «Удар колокола» и «Вторая присяга». Смысловое ядро нынешней экспозиции составляет полотно «Фотография на память», центральное в триптихе «Русский век», в котором представлены главные действующие лица уходящей эпохи - Император с семьей, духовенство и военные, - объединенные трагической судьбой. Особое место в экспозиции занимают триптихи «Покаяние» и «Царская Голгофа», в которых патриотическая философия художника раскрывается особенно ярко. Работы Павла Рыженко выстраиваются в панораму истории народного духа, в которой ничто не исчезает бесследно, а передается из поколения в поколение. По словам автора, своей целью он видит «разбудить генетическую память современников и гордость за свое Отечество». И в этом Павел Викторович Рыженко является достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства, продолжателем традиций исторической живописи Василия Ивановича Сурикова, Ильи Ефимовича Репина, Василия Васильевича Верещагина и Виктора Михайловича Васнецова. Время работы выставки: вт-вс 11-20; пн выходной. Цена билета: 100 р. - полный, 50 р. - льготный. Телефоны для справок: 8 495 227 98 89; 8 926 205 03 30. Контакты для СМИ: info@prfond.ru; 8 (915) 170 28 39. http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/20/v_moskve_otkrylas_vystavka_kartin_pavla_ryzhenko/
|
|
« Последнее редактирование: 19 Января 2021, 15:50:41 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #8 : 02 Сентября 2018, 10:18:14 » |
|
Памяти Павла РыженкоВ Общественном Международном фонде славянской письменности и культуры на Успение Богородицы открылась выставка картин выдающегося русского художникаВ Москве, в Общественном Международном фонде славянской письменности и культуры, которому сегодня грозит ликвидация, 28 августа 2018 г., на Успение Богородицы, открылась выставка картин выдающегося русского художника Павла Викторовича Рыженко (1970-2014). Она продлится, если раньше не явятся судебные приставы от чубайсовского Росимущества, до конца октября. Рыженко прожил 44 года, скоропостижно умер от инсульта 16 июля 2014 г. Ученик Ильи Глазунова, Павел Викторович продолжил реалистическую линию Сурикова, Васнецова и Нестерова. Он учился и затем работал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где продолжают чтить традиционное искусство и традиционные ценности. Эта Академия – единственная скала в бушующем море теперешнего обезумевшего псевдоискусства. Полотна Рыженко отражают самые знаковые события русской истории: борьбу с монголами, с папством, с масоно-большевиками, эпоху нашего первого Царя, Смуту начала 17 века, Отечественную войну с Германией. Его дипломная работа – «Калка» о поражении 1223 г. половецко-русского войска от полчищ сатрапов Чингис-хана. Славной Куликовской битве посвящены картины «Ослябя», «Победа Пересвета», «Благословение Сергия». Убежденный сторонник православного Самодержавия, он восстанавливает оболганные страницы отечественной истории, в частности, время Грозного («Царево молчание», «Царский указ.Малюта Скуратов»).Великолепны его «Константин Великий» (первый христианский император), «Святослав. Цимисхий», «Тайна царева. Царь Федор Иоаннович». Незадолго до кончины он создал 22-метровую диораму «Стояние на р.Угре 1480 г.». О своем мировоззрении крупнейший художник нашего времени писал: «Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотелпобежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету». Восхищаясь великим Константином, установившим статус христианства как государственной религии, Павел Рыженко напоминает, как христианская монархия уберегла мир от возвращения в язычество. Комментируя изгнание Святого князя Александра Невского из Новгорода, Рыженко считает : «В любой республике вера и духовный суверенитетне играют большого значения. «Свобода страстей или свобода христианской совести?» К сожалению, на данной выставке нет трогательного триптиха «Царская Голгофа» о Николае Втором и Его венценосной Семье («Прощание с Конвоем», «Заточение», «Ипатьевский дом.Расстрел»). Злодеяние в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 г. – это роковая веха в мировой истории, отделяющая старый мир, верный Христу, от нового безбожного и растленного мира. «Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, - считает живописец, - до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. Но убит был не только отец народа – Царь, убиты были и его невинные дети, и жена – императрица. Сейчас, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды – цареубийстве, нельзя отделаться неведением. Мы страдаем, но почему же не идем к покаянию, не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни». Призываю всех русских почвенников и монархистов посетить зал Славянского фонда в Черниговском переулке до конца октября и вновь насладиться духоносным наследием нашего брата во Христе, соратника и творца. Аминь. Владимир Осипов, глава Союза «Христианское Возрождение», член Союза писателей Россииhttp://ruskline.ru/news_rl/2018/08/30/pamyati_pavla_ryzhenko/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #9 : 19 Января 2021, 14:59:35 » |
|
Божьи воины и внутренняя тишинаТема монашества в работах Павла РыженкоРаботы Павла Рыженко, посвященные теме монашества, – лиричны и проникновенны, в отличие, скажем, от многофигурных композиций на исторические темы, которые звучат громко, порой даже пафосно. Эта проникновенность в изображении человека, который находится в гармонии с окружающим миром, а не в конфронтации с ним, – идет еще от русских художников XIX – начала XX веков (например, знаменитая «Лисичка» Михаила Нестерова (1914). «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский. И вот именно этот «дух мирен» стремятся передать в своих работах художники, в том числе и Павел Рыженко. Преподобному Серафиму он посвятил триптих (2006). В центральной работе святой изображен занимающим все изобразительное пространство, даже выходящим за него: если он встанет, то фигуре точно не хватит места на холсте. Тем самым подчеркивается духовная мощь, величие святого. Еще на картине – медведь, собирающийся взять хлеб из рук преподобного, кружево растений – цветов, травы на переднем плане, зелень леса на заднем – все это говорит о гармонии, в которой святой находится со всем окружающим миром. В левой части триптиха – то, что ведет к гармонии, внутренней тишине – сосредоточенная, упорная молитва. И лес на ней уже далеко на такой благостный – колючие сухие ветки елей без иголок, резкое движение совы летящей куда-то вперед – все это заставляет вспомнить о тех искушениях, с которыми сталкивался святой во время своего молитвенного подвига. В первой части триптиха святой выходит к людям. Здесь тоже есть сухие колючие ветки, но они словно расступаются – за спиной преподобного остается широкая дорога… Павел Рыженко. «Победа Пересвета» (2005)У Павла Рыженко есть работа «Победа Пересвета» (2005). Сюжетно это словно продолжение того, что было изображено на известной картине Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943) – где остро, динамично показан кульминационный момент битвы богатырей – татаро-монгольского Челубея и русского монаха Александра Пересвета. Рыженко в каком-то смысле композиционно идет за Авиловым – у того бой показывался на переднем плане, крупно, почти на зрителя, и у Рыженко Пересвет скачет вперед, на зрителя. Но, посмотрев на одеяния Пересвета, зритель понимает, что речь здесь не только о батальной победе, пусть и крайне важной, но и, что гораздо важнее, о победе духовной. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что в картине Авилова на Пересвете – кольчуга, а в картине у Рыженко на герое – монашеские одежды. Павел Рыженко. «Молитва Пересвета» (2005)На другой картине – «Молитва Пересвета» (2005) мы видим Пересвета с главным «оружием» – молитвой. Если допустить, что мы не знаем названия картины, не понимаем, кто конкретно на ней изображен, то главный посыл все равно не меняется, а копье в руке героя заставляет вспомнить другое копье – на иконе святого Георгия Победоносца, – и мыслится здесь как символ борьбы со злом… В «Победе Пересвета» много внешнего движения, динамики – прежде всего, сама фигура скачущего на коне Пересвета, и фигуры воинов на заднем плане (они натягивают луки, падают, сраженные копьем и так далее). В «Молитве Пересвета» – движения почти нет, тишина, статика, которая нарушается (а, точнее лишь более подчеркивается) неслышно падающими листьями, шуршаньем ежика. Статична фигура коня на заднем плане, статична фигура Пересвета, замершего в сосредоточенной молитве. И эти тишина и статичность лишь еще более показывают внутреннее, духовное движение. Павел Рыженко. «Ослябя» (2005)Другой герой Куликовской битвы – Родион Ослабя тоже изображен застывшим в молитвенном раздумье (2005). Мир вокруг него прекрасен, наполнен солнцем, зеленью, благоуханьем цветущих деревьев. Но справа, на переднем плане – щит, шлем – напоминание, что скоро герою предстоит идти в бой. Но все-таки, перед нами не просто изображение воина, которому предстоит погибнуть в тяжелой битве, а образ воина Божьего, высота и глубина которого простираются за рамки ратной тематики. Молитва «звучит» и в картине «Сергий» (2013). Молитва за умерших и живых, за тех, кто находится за ним, и – за всю Россию. Всеобъемлющее значение молитвы святого подчеркнуто бескрайностью окружающего мира, который развертывается за спиной преподобного Сергия. Этой цели служит и мотив дороги, уходящей куда-то влево и теряющейся в пространстве, и высокая, чуть «размытая» линия горизонта. Павел Рыженко. «Сергий» (2013)Тишиной наполнена работа «Муравейник» (2004) из триптиха «Покаяние». Но мы не будем останавливаться на двух других картинах: в контексте именно этого разговора мы можем пропустить трудный, противоречивый путь, по которому пришел изображенный на картине монах к вере, к «духу мирну». Ничто вокруг не мешает раздумьям, в которые погружен герой работы – листик не шелохнется, и птица словно застыла на ветке… Здесь та же гармония с природой, то же ощущение радости бытия, которые возможны только от опытного личного понимания присутствия рядом Бога. Принято считать, что муравейник – воплощение бессмысленного, суетного существования людей во внешнем мире. Однако здесь, в этой работе, муравейник выглядит лишь частью Богом созданного мира. Павел Рыженко. «Муравейник». Центральная часть триптиха (2004)Внутренней сосредоточенностью полна картина «Молитва» (2001). Крепкие каменные стены словно контрастируют с физической немощью пожилого монаха, но, вместе с тем, подчеркивают мощь его духа, крепкую силу молитвы. Опадающие и уже опавшие листья помогают зрителю понять, что на дворе – осень, что можно читать здесь и как приближение окончания земного пути героя. Но вместе с тем, в картине есть красные, пасхальные цвета, которые напоминают нам о настоящей Жизни. Павел Рыженко. «Силуан Афонский»Павел Рыженко. «Молитва» (2001)В картине «Пасха» Павла Рыженко – историко-реалистические детали (пейзаж, награда на груди монаха-фронтовика ) перерастают в символическое понимание Пасхи – как огромного События, изменившего человеческую историю, давшего жизнь каменистой и, казалось бы, уже безжизненной почве… От мыслей о победе в войне, через которую прошел герой, художник ведет нас к размышлениям о победе жизни над смертью, и – Жизни над смертью. Но Пасха была бы невозможна без Креста, и монах со свечой в руке, смотрящий с молитвой ввысь, это отчетливо понимает. Павел Рыженко. «Братия» (2006)В работе «Силуан Афонский» – тоже показана гармоничная жизнь монаха с окружающим миром, мотив «Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10). А еще – изображение колодца, который напоминает нам о встрече Христа с Самарянкой и Его слова: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14–15). Но путь жизни тех, кто отказался от мира, совсем не всегда спокоен и тих, чтобы прийти к «тихости», нужно выстоять, не поддаться ветрам и бурям искушений, надо быть твердыми, как древние каменные стены, – об этом, в том числе, и работа художника «Братия» (2006). https://ruskline.ru/opp/2021/01/19/bozhi_voiny_i_vnutrennyaya_tishinahttps://monasterium.ru/publikatsii/stati/bozhi-voiny-i-vnutrennyaya-tishina-tema-monashestva-v-rabotakh-pavla-ryzhenko/http://павел-рыженко.рф
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
|
|