Русская беседа
 
30 Апреля 2024, 21:48:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: В этой войне поражение потерпела Россия  (Прочитано 1526 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103812

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 22 Сентября 2010, 16:17:58 »

В этой войне поражение потерпела Россия



КОГДА ПОКАТИЛОСЬ «КРАСНОЕ» КОЛЕСО?

Гражданская война началась не на улицах и не в окопах. Она началась в сердцах и умах людей. Ещё Достоевский предсказал социалистическую революцию в России, и не просто социалистическую революцию, а её победу, и не просто победу, а миллионные жертвы в результате. Однако Достоевский не был ни историком, ни экономистом, ни политиком. Откуда же такое прозрение? Оно обусловлено познанием самой русской души и соответственно ощущением социализма как искушения, которым суждено переболеть русским. При этом Достоевский показывал банкротство доморощенных социалистов, поскольку почувствовал духовный источник и подлинное имя прикрывающихся социализмом. И это имя – бесы.

Русское православное самодержавие зашаталось тогда, когда стала оскудевать и превращаться в формальность православная вера. А произошло это задолго до февраля-марта 1917 года. Произошло, когда сотворили языческих идолов из серебряных и золотых рублей, из демократии и социализма, из соответствующего им «прогресса». И в 1915 году священнослужители – депутаты Государственной Думы констатировали «оскудение в Церкви религиозного духа и охлаждение к ней всех слоёв общества».



После победы РСДРП(б) в октябре 1917 года закрепилась социал-демократическая точка зрения, что Февральская революция была буржуазно-демократической. Такая характеристика упрощает происходившее, корректирует его под марксистскую доктрину.

В действительности буржуазная революция происходила с успехом сверху начиная с крестьянской реформы 1861 года и сопровождалась постепенными переменами, имевшими демократическую перспективу. Февральская революция прервала реальную буржуазную революцию с демократической направленностью. Февральскую революцию совершили рабочие, солдаты и генералы, распропагандированные октябристами во главе с А.И. Гучковым и кадетами во главе с П.Н. Милюковым.

«Конечно, мы должны признать, что ответственность за совершившееся лежит на нас, то есть на [Прогрессивном] блоке Государственной Думы, – писал позднее Милюков. – Вы знаете, что твёрдое решение воспользоваться войной для производства переворота принято нами вскоре после начала этой войны, знаете также, что ждать мы больше не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намёки на недовольство, вызвали б в стране взрыв патриотизма и ликования. История проклянёт пролетариев, но она проклянёт и нас, вызвавших бурю».

Февральский переворот отнял власть у государственной машины, у важнейшей в России созидательной силы, и создал власть не другой реальной силы, не власть простого народа (солдат, крестьян и рабочих), а временную и переходную полувласть. Переходную к единственно оставшейся силе – к власти этого самого народа во главе с радикальными социалистами. Лидером последних в лучшем случае мог стать автор аграрной программы эсеров В.М. Чернов (будущий председатель Учредительного собрания), но в его характере не было необходимой решительности. Оставались те, кто левее Чернова, в том числе В.И. Ленин, и прежде всего он.

В России не было выбора между императором Николаем II, с одной стороны, и цесаревичем Алексеем, великим князем Михаилом Александровичем, М.В. Родзянко, Г.Е. Львовым, А.Ф. Керенским или В.М. Чер­новым – с другой. Или самодержавная власть законного императора (со всеми плюсами и минусами существовавшей власти), или сползание в беззаконие и самодержавие крайних революционеров. Вот каков был выбор. Причём ещё в 1910 году в Государственной Думе премьер-министр П.А. Столыпин предупредил: «Если бы нашёлся безумец, который в настоящее время одним взмахом пера осуществил бы политические свободы в России, то завтра же в Петербурге заседал бы Совет рабочих депутатов, который через полгода своего существования вверг бы Россию в геенну огненную».

Февральская революция оказалась победившим русским бунтом, началом страшной смуты. Сказано: «По плодам их узнáете их» (Матфей. 7,20). Плодом Февраля стал Октябрь.

Катастрофа Февраля остаётся актуальным историческим уроком. И сейчас можно немало претензий предъявить власти предержащей. Однако и сейчас нет никого ответственнее существующей власти. И сейчас, если расшатать и опрокинуть законную власть, то выйдет «не лучше, а как всегда».

ДАЁШЬ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ!

После начала Первой мировой войны В.И. Ленин выступил с осуждением продолжения борьбы за мир и поддержал немецких агрессоров как наименьшее зло, призвал к нанесению военного поражения Родине и превращению мировой войны в самую страшную – Гражданскую войну. Ведь «царизм во сто крат хуже кайзеризма». «Нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии». «Неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращение национальной войны в гражданскую войну».

Согласно Манифесту коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса, для рабочих и их коммунистических вождей не существовало Отечества, а существовал только социализм. Социализм превыше всего. Из этого краеугольного марксистского положения исходил Ленин.

Октябрьская социалистическая революция оказалась грандиозным обманом неграмотного и наивного народа России. Сам Ленин позднее признал, что эти декреты были лишь формой революционной пропаганды. Декрет о мире обернулся Гражданской войной. После него погибли 12–14 миллионов человек – в 10 раз больше, чем до него в мировой войне. Декрет о земле обернулся раскрестьяниванием России и вторым закрепощением крестьянства, теперь не в помещичьи хозяйства, а в колхозы и совхозы.

Второй съезд Советов принял решения о создании Временного рабоче-крестьянского правительства (Совнаркома) и созыве Всероссийского Учредительного собрания. Одно­временно лидеры большевиков понимали, что в крестьянской стране они проиграют демократические выборы в Учредительное собрание.

Разогнав Учредительное собрание и не передав власть от Временного рабоче-крестьянского правительства законному правительству во главе с эсерами, которых поддержало большинство народа на выборах, партия Ленина предрешила и сползание страны в Гражданскую войну, и красный террор, и ГУЛАГ. Предрешила потому, что невозможно руководить демократически, если располагаешь поддержкой лишь 22–24 процентов избирателей. И это на пике популярности, после ленинских Декретов о мире и земле.

Теперь, в результате исторического поражения Октябрьской революции, возможно свободно осмысливать те трагические события. А в качестве примера адекватного осмысления можно привести слова В.В. Путина, сказанные 14 сентября 2007 года перед участниками Валдайского клуба в Сочи:

«Владимир Ильич Ленин-Ульянов как-то сказал: мне вообще на Россию наплевать, нам важно добиться мировой социалистической революции…

Россию втянули в такую систему ценностей помимо её воли, потому что народ России вообще этого не ожидал, его просто надули, он ожидал совершенно другого. Он ожидал мира – народам, земли – крестьянам. Помните лозунги коммунистов? Не дали никакой земли, да и мира не возникло. Гражданская война началась».

Но надо понимать, что великие достижения и трагедии становятся результатом продолжительных объективных процессов, а не «козней» Ленина или Сталина, Горбачёва или Ельцина. Одновременно бывают моменты и периоды, когда не исключены различные варианты развития событий, когда соотношение сил колеблется, изменчиво. Вот тогда политические лидеры способны перетянуть чашу весов истории. Тогда огромное значение приобретают их личные, человеческие черты и способности. И я не вижу вождя, который бы превосходил Ленина тогда по уверенности в себе, по готовности отречься от всего и перешагнуть через всё ради достижения своей цели.

Никто, кроме Ленина, не мог создать партию «нового типа», открыто отвергающую общечеловеческие нравственность и мораль. Как политик эпохи революций Ленин на голову выше всех своих соратников и незаменим. Без созданной им партии Октябрь как социалистическая революция победить не мог и некому было бы развязывать Гражданскую войну.

Свержение Временного правительства А.Ф. Керенского, разгон Учредительного собрания и антироссийский грабительский Брест-Ли­товский мир с Германией стали главными причинами сползания страны в широкомасштабную Гражданскую войну, являвшуюся преступлением против человечности, не имеющим срока давности.

Учредительное собрание оказалось последним шансом на предотвращение этой страшной беды. В случае его использования эсеры намеревались сформировать правительство во главе с В.М. Черновым, в которое собирались пригласить представителей всех социалистических партий. Всероссийское Учредительное собрание и законное правительство предприняли бы попытку построения демократического общества с общенародной собственностью на землю и развитой добровольной кооперацией. Такое общество могло войти в историю как «русский социализм», осуществлённый в рамках буржуазно-демократического строя, а главное – в интересах подавляющего большинства народа Российской Демократической Федеративной Республики, провозглашённой Учреди­тельным собранием, непосредственным предшественником Федерального Собрания Российской Федерации.

СЛОВО СВЯТОГО ПАТРИАРХА

В дни возгорания всероссийской Граж­данской войны, иностранной военной интервенции и одновременно в дни светлой Пасхи прозвучало это Слово в Александро-Невской лавре в Петрограде.

16 июня 1918 года патриарх Тихон обратился к верующим: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только вера православная, только бы её не утратил Русский народ. Всё возвратится ему, всё будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».

Прозорливы и просты слова православного патриарха. В них духовный ключ к осознанию того, почему эпоха великих реформ императора Александра Освободителя завершилась великим крахом и возвратом крепостничества в псевдонародной форме. В них ключ к глубокому пониманию причин нынешних нестроений.

Ещё в начале Гражданской войны в ответ на оптимистичные антибольшевистские прогнозы бывшего обер-прокурора Синода А.В. Карташёва патриарх Тихон ответил: «Хорошо! Уж очень всё хорошо! Да только когда всё это будет? Конечно, не теперь!» Позднее в эмиграции Карташёв признал: «Как сын народа, патриарх Тихон тогда уже инстинктивно чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы Белого движения и не был согласен с нами в политических расчётах».

Патриарх отказывался даже тайно благословить военных руководителей Белой армии, которая не определилась духовно, не стала русской православной народной армией, продолжательницей национально-освободительного движения гражданина Минина и князя Пожарского в предыдущую смуту. Мужественный патриарх был готов поддержать подобное движение, повторить подвиг патриарха Гермогена. Но отсутствовала подобная армия, а в Белом движении продолжился предреволюционный духовно-мировоззренческий разброд образованного общества (от студентов до министров и генералов), разброд, который ранее разжигал из искры пламя и потом предопределил поражение белогвардейцев.

О благословении Красной армии, созданной для поддержки Октябрьской и мировой социалистической революции и руководимой теми, кого патриарх подверг анафематствованию, не было и речи.

Отсюда внешняя отстранённость патриарха от схватки в Гражданской войне 1918–1920 годов. Однако относительность внешней отстранённости прекрасно осознавал Ленин. Марксистско-ленинский подход отметал формально-юридические иллюзии. И коммунистический термин «тихоновщина» звучал как синоним «колчаковщины» и «контрреволюции», как смертный приговор.

Православный патриарх не верил в полагающихся только на свои силы безбожников – многих белогвардейцев и демократов-западников.

Но отказываясь благословить белых, патриарх писал о красных: «Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубить Отроча, погубил тысячи младенцев. Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жён и детей противного лагеря… Мы содрогались, но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток, где открыто и цинично возводятся в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань».

Белые не были столь чужды исторической тысячелетней России, как чужды Ленин и Троцкий. Потому победа последних могла быть только временной…

А если временной, то когда же закончится Гражданская война в России? Ведь все чувствуют, что продолжается пусть не «горячая», но «холодная» подспудная Гражданская война, война мировоззренческая. Наивно полагать, что возможно примирение с теми, в ком Достоевский прозрел бесов, а патриарх Тихон – «творцов дела сатанинского». Если и пытаться примириться с ними, то такое примирение выйдет боком.

Выход в трудном, мучительном и небыстром преодолении искушения коммунистическими лозунгами и в духовно-нравственном возрождении народа России.

В Послании патриарха Тихона от 8 октября 1919 года содержится поистине пророчество о том, что «никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасёт России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно…».

Владимир ЛАВРОВ, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН

http://www.lgz.ru/article/13804/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!