Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 13:00:18  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: «Каспийское море и его богатство–историческое наследие всех наших государств»  (Прочитано 6734 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 30 Сентября 2010, 16:25:24 »

Азов с Каспием соединят



В ближайшие дни на рассмотрение российско-казахстанской рабочей группы будет представлен план соединения Каспийского и Азовского морей. Проект обещает стать самым дорогим за всю историю современной России.

Идея соединить Каспий и Азов появилась в 1930-е годы. В 2007 году Владимир Путин заявил о необходимости расширения внутренних водных путей, после чего сталинский проект получил второе дыхание. В прошлом году Евразийский банк развития выделил 2,7 млн долларов на исследование параметров двух возможных вариантов: канала "Евразия" и второй нитки "Волго-Дона". Возглавил исследование институт "Гидропроект". Результаты работы, находящиеся под грифом "секретно", сегодня уже фактически готовы. Теперь совместной российско-казахстанской рабочей группе предстоит выбрать лучший из вариантов. Окончательное решение будет приниматься, как планируется, на уровне руководителей России и Казахстана.

Владимир Путин говорил ранее, что появление нового канала "не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит стать морскими державами".

Россия, напоминают эксперты, создав у себя такой транзитный коридор, сможет получать прибыль за провоз грузов по ее территории. Главный груз - это нефть. На Каспийском шельфе открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных нефтеносных участков. Прогнозные ресурсы месторождений нефти ориентировочно составляют примерно 6-10% мировых запасов. Пока значительная часть казахских углеводородов прокачивается через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. В настоящее время только перекачка через КТК обходится в 38 долл./т, а через Баку-Джейхан - еще дороже. Проводка танкера через канал станет менее затратной.

Планируется, что новая артерия станет каналом поставок китайских товаров. Такой путь может составить конкуренцию морскому маршруту через Суэцкий канал.

Стоимость сооружения одного из двух каналов составит от 460 до 550 миллиардов рублей ($1,5-1,8 млрд).

http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/51387/
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #1 : 30 Сентября 2010, 16:41:11 »

На сколько я помню, Каспий ниже уровня мирового океана. Сейчас вот посмотрел - примерно на 28 метров. Если соединить это с Азовским Морем, которое так или иначе соединяется с мировым океаном, то некоторые реки могут просто потечь вспять. Строить шлюзы на 28-30 метров - это работа, надо сказать будет та ещё. Здесь бы надо хорошенько подумать. Кстати, с точки зрения экологии, такой поворот может быть опасным для ряда видов-эндемиков Каспия. Они могут просто получить инфекции, заболеть и вымереть, в том числе и осетровые. Надо серьезно подумать на эту тему. Можно загубить огромную экосистему.

С этой нефтью какой-то сплошной "Терраформинг", как сказали бы англичане. Не уверен, что это экономически оправдано.
« Последнее редактирование: 30 Сентября 2010, 20:04:18 от Михаил Филиппов » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 08 Февраля 2011, 12:39:11 »

Каспийское море ВМС США



О возможности создания американской военно-морской базы на Каспии предупредил лидер казахстанской партии зеленых «Руханият» Серикжан Мамбеталин. В беседе с корреспондентом агентства «Новый Регион» он заявил: «Такая база даст возможность контролировать северный Иран».

Кроме того, по мнению Мамбеталина, база может быть использована и для охраны американских экономических интересов: «Мегапроект освоения Кашагана предполагает добычу 50 млн. тонн нефти в год. Всего же из Каспийского бассейна с учетом азербайджанской и туркменской нефти в европейские страны будет поставляться до 40% потребляемой сегодня нефти. Для консорциума компаний, куда входят Exxon Mobil и ConocoPhillips, наряду с европейскими нефтяными компаниями это первый проект на Каспии такого масштаба. Есть обоснованные предположения, что проект, который сегодня оценивается в астрономические $136 млрд. сразу же войдет в сферу приоритетных интересов США».

Ради охраны таких денег действительно стоит возиться с созданием базы. Лидер казахстанских зеленых полагает, что «единственной страной, которая теоретически могла бы разместить такую базу» на своей территории, «является Азербайджан». Все другие страны региона просто не имеют таких возможностей, в том числе, геополитических, уверен Мамбеталин. «Иран исключен, Россия с Казахстаном в ОДКБ, а Туркменистан придерживается принципов нейтралитета», - перечислил глава «Руханията». По словам Мамбеталина, «частые визиты эмиссаров Вашингтона в Баку являются косвенным подтверждением» его гипотезы.

Необходимо отметить, что в азербайджанской прессе в последнее время появляются аналитические материалы о возможности создания американских военных баз в этой стране.

Так, например, газета «Новое время» напоминает, из истории США известно, что они не раз под видом защиты своих граждан и интересов вводили войска в ту или иную страну: «Так, в начале прошлого века, в целях защиты своих деловых интересов и нефтеснабжения, США начали оказывать все возрастающее давление на Мексику, утверждая, что она является источником политической нестабильности и наносит урон окружающей среде Америки. Различные экономические санкции дестабилизируют Мексику, и чтобы предотвратить остановку нефтеперерабатывающих заводов и быть уверенными, что топливо продолжает поступать на север, США вводят в Мексику свои военные силы. Так что не исключен и этот вариант. Ведь за 20 лет западные и американские компании вложили в Азербайджан более 50 миллиардов инвестиций. Так что не исключено и такое развитие событий... Учитывая последние события на Ближнем Востоке и тот факт, что Азербайджан является частью плана Большого Ближнего Востока, не исключено, что и здесь могут крыться определенные сюрпризы».

Манера американцев защищать демократию и опекать с оружием в руках чужую нефть очень хорошо известна в разных регионах планеты. И военные базы в последние годы на территории бывшего СССР янки плодят от Прибалтики до Средней Азии.

А антииранская кампания в любой момент может перерасти в военное вторжение, чего американцы особо и не скрывают. Страсти по иранской атомной программе – откровенная идеологическая подготовка к грядущей войне с Ираном или оказанию братской помощи иранскому народу в деле построения либерально-демократического общества, можно и так выразиться.

Принеся «демократию» на штыках в Ирак и Афганистан, даже странно было бы не «осчастливить» заодно и Иран, который как раз посередине между этими государствами находится. Морские силы на Каспии в таком варианте развития событий очень пригодились бы Соединенным Штатам. Демократия ведь не только на танках приехать или на самолетах прилететь может, она еще и по морю вполне способна приплыть, вместе с морской пехотой США…

Максим Купинов


http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=28&newsid=13427
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2013, 16:27:40 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 26 Июня 2011, 11:53:26 »

США рвутся на Каспий

США готовы оказывать Азербайджану помощь в обеспечении безопасности на Каспии, заявил накануне на пресс-конференции по итогам 12-ых по счету азербайджано-американских консультаций по вопросам безопасности заместитель госсекретаря США по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро. Американский дипломат отметил важность обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры на Каспии, подчеркнув готовность к продолжению "совместных усилий по предотвращению угроз".

"Программа азербайджано-американского сотрудничества в этой сфере направлена на развитие способностей различных структур Азербайджана обеспечивать безопасность. Это сотрудничество направлено на обеспечение энергетической и экологической безопасности на Каспии, предотвращения утечек нефтепродуктов в море и борьбу с незаконной перевозкой грузов", - сказал в свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов.

Комментируя данные намерения США, политолог Зардушт Ализаде отметил, что для США важно участвовать в обсуждении вопросов, связанных с Каспием именно на данном этапе, так как Вашингтон и руководство Евросоюза пытаются протолкнуть идею о прокладке нового газопровода по дню моря (Транскаспийский газопровод).

"Понятно, что для продвижения проекта NABUCCO в практической плоскости необходимо разрешить этот вопрос, и поэтому Соединенные Штаты будут делать все возможное, чтобы данная проблема была как можно быстрее решена. А тогда и обсуждать со всеми заинтересованными сторонами на Каспии идею реализации NABUCCO можно будет куда проще", отметил он.

Отметим, что против строительства газопровода по дну Каспия, а также милитаризации региона и присутствия здесь вооруженных сил третьих стран выступают Иран и Россия. Москва и Тегеран настаивают на том, что такого рода вопросы не могут быть решены до тех пор, пока не определен правовой статус Каспия. В свою очередь Запад, Азербайджан и Туркмения считают, что вопрос строительства газопровода между ними не касается остальных стран каспийского бассейна.

http://www.fondsk.ru/news/2011/06/25/usa-rvutsja-na-kaspij.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 01 Октября 2011, 20:07:00 »

Александр ШУСТОВ

Построят ли транскаспийский газопровод без согласия России?



Сентябрь ознаменовался новым витком «трубопроводной войны» между Россией и Евросоюзом. 16 сентября в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина в Сочи было подписано соглашение о строительстве морского участка газопровода «Южный поток», который устранит транзитную зависимость России от Украины. В ответ ЕС активизировал усилия по строительству «Набукко», заявив, что газопровод по дну Каспийского моря может быть проложен без согласия России.Общую картину «газового противостояния» дополнили массовые проверки в европейских офисах дочерних и совместных предприятиях «Газпрома», неожиданно проведенные в конце сентября.

После запуска «Северного потока», состоявшегося 7 сентября, подписание соглашения по «Южному потоку» стало вторым сильным ходом российского руководства. Москве удалось обеспечить представительный состав акционеров проекта, гарантирующий его поддержку на уровне ключевых европейских стран. Помимо «Газпрома» акционерами компании South Stream Transport стали итальянская Eni, французская EDF и германская BASF/Wintershall. Доля «Газпрома» в акционерном капитале - 50%, Eni - 20%, а EDF и Wintershall – по 15%. Подписание соглашения в разгар очередного газового противостояния с Украиной подчеркнуло возможности России по диверсификации транзитных маршрутов.

В то же время на протяжении всего последнего года ЕС настойчиво призывает Россию не препятствовать прокладке «Набукко», оговариваясь, что Европе нужны оба проекта, а в идеале РФ сама бы могла стать членом консорциума по строительству «Набукко» и отказаться от «Южного потока». На конференции по энергетическому диалогу между Евросоюзом и Россией, состоявшейся в сентябре прошлого года в Брюсселе, представители ЕС однозначно дали понять, что как-то поддерживать «Южный поток» и тем более включать его в список приоритетных проектов не собираются, а главным своим приоритетом считают «Набукко». Зависимость от поставок российских энергоносителей, на долю которых сегодня приходится 30% потребляемого Европой газа и 27% сырой нефти, в Брюсселе считают чрезмерной. По словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Этингера,  ЕС хочет напрямую получать газ из Каспийского бассейна, не возражая при этом, если одновременно будут построены и «Набукко», и «Южный поток».

В сентябре прошлого года «газовое противостояние» между Россией и ЕС дошло до прямого обмена «информационными ударами». Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, работающий политическим консультантом Nabucco, вступил в заочную полемику с В. Путиным, заявившим на встрече с зарубежными экспертами в Сочи об отсутствии у «Набукко» гарантированных источников газа. Для России, по мнению Й. Фишера, речь идет не столько о газе, сколько о сохранении влияния в Европе.

Так или иначе, между Москвой и Брюсселем развернулась настоящая информационная война. Москва доказывала Брюсселю бесперспективность Nabucco, а ЕС, несмотря ни на что, настойчиво лоббировал этот проект.  Центральным стал вопрос о том, сумеет ли ЕС получить независимый от России доступ к месторождениям каспийского газа, без которого заполнить трубопровод будет попросту нечем. Так, 28 марта на форуме, посвященном Nabucco, Г. Этингер заявил, что для успешной реализации проекта требуется срочное согласие стран-поставщиков по объемам поставляемого газа, которое пока не получено. Что касается «Южного потока», то противопоставлять его Nabucco не следует, а попытки России заблокировать этот проект, заявил еврокомиссар, ни к чему хорошему не приведут.

Там временем в поддержку позиции России выступил бывший канцлер Германии Г. Шрёдер. Выступая в июне с/г в Касселе, он отметил, что, по прогнозам концерна BASF, к 2030 году Европе ввиду сворачивания программ ядерной энергетики дополнительно понадобятся 170 миллиардов кубометров газа, самым надежным поставщиком которого является Россия. Месторождения газа в Европе истощаются, а ситуация в странах Северной Африки и Среднего Востока слишком нестабильна, чтобы гарантировать бесперебойные поставки. В Туркмении же, иронически заметил Г.Шрёдер, «имеются любопытные люди, которые продают одни и те же объемы газа как минимум трижды разным клиентам», а Азербайджан - страна с «самой яркой демократической структурой, которую только можно себе представить». Проект Nabucco, по словам Г.Шрёдера, «имеет смысл поддерживать», но и выступать против «Южного потока» нецелесообразно, так как он сделает газоснабжение ЕС надежнее.

В преддверии подписания соглашения по «Южному потоку» Г. Этингер прямо заявил, что в отличие от «Северного потока» считает его нежелательным. «Южный поток» может устроить Еросоюз только как еще один канал поставок в Европу российского газа. Если же по нему будет поставляться прикаспийский газ, то он становится нежелательным, поскольку доступ к прикаспийскому региону и Центральной Азии, где хранятся крупнейшие в мире запасы природного газа, является для ЕС «ключевым вопросом». Газовых ресурсов Азербайджана для заполнения Nabucco недостаточно. Чтобы проект стал рентабельным, необходим туркменский газ, и ключевым для судеб Nabucco является вопрос о том, сумеет ли ЕС построить трубопровод по дну Каспийского моря, проигнорировав мнение других прикаспийских государств. Статус Каспия до сих пор не определен, и юридические основания для прокладки газопровода выглядят весьма зыбко.

В недавнем интервью Deutsche Welle представитель еврокомиссара по энергетике Марлен Хольцнер заявила, что вопрос о статусе Каспийского моря при подписании документов по строительству газопровода затрагиваться не будет, и споры о нем на прокладку трубы влиять не должны. С точки зрения ЕС газопровод пройдет по территории Азербайджана и Туркмении, а значит, другие страны блокировать это строительство не могут. Их мнение может учитываться только при решении вопросов экологической безопасности, как это было при строительстве «Северного потока». В ближайшие недели ЕС планирует начать с Туркменией и Азербайджаном переговоры и определить основные параметрами проекта – длину трубы, соотношением объемов поставок со стороны Баку и Ашхабада, экологические аспекты,  защиту инвестиций. Подписание соглашения по «Южному потоку» в планах строительства Nabucco ничего не меняет.

Брюссель даёт понять, что мнение России и Ирана при строительстве транскаспийского газопровода он намерен игнорировать, рассматривая Каспий как обычное море, дно которого находится в пределах исключительной морской зоны Туркмении и Азербайджана. То обстоятельство, что Каспий – озеро, и действие международного морского права на него не распространяется, в расчет не принимается. Есть в этих планах и скрытая военная составляющая. США давно объявили Каспийско-Черноморский бассейн зоной своих интересов. Для США Nabucco может стать ответом Китаю в борьбе за доступ к ресурсам региона, а также инструментом усиления влияния на политические элиты государств Центральной Азии.   В ближайшее время следует ожидать совместных действий США и ЕС не только по продвижению «Набукко», но и по «отрыву» прикаспийских государств от России…

http://www.fondsk.ru/news/2011/09/30/postrojat-li-transkaspijskij-gazoprovod-bez-soglasia-rossii.html
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #5 : 01 Октября 2011, 22:17:23 »

Этот Йошка Фишер - пожалуй, самый известный в Германии педераст, и не скрывает этого.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 27 Ноября 2011, 16:03:58 »

Александр ШУСТОВ

Транскаспийский газопровод: ситуация обостряется



Проект строительства газопровода из Туркмении в Азербайджан по дну Каспийского моря подошел к критической точке. Брюссель и Ашхабад демонстрируют решимость построить газопровод, невзирая на то, что статус Каспия не определен. Россия и Иран заявляют о недопустимости подобных шагов, пока вопрос о правовом статусе моря не будет решен всеми прибрежными государствами.

В течение последнего года Евросоюз предпринял ряд шагов, общий смысл которых – усиление давления на Россию в вопросе о проекте строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ). Евросоюз угрожает заблокировать «Южный поток». В середине ноября Туркмению посетил глава германского МИДа Гидо Вестервелле, который провел переговоры с президентом республики Г. Бердымухаммедовым и принял участие в международной выставке «Нефть и газ Туркменистана – 2011». Глава внешнеполитического ведомства ФРГ приехал в Туркмению впервые с 2006 г., причем визит его готовился в тайне – о нём стало известно, когда Г.Вестервелле уже находился в самолете. На переговорах обсуждались три основных вопроса: углубление сотрудничества, ситуация в Афганистане и планы строительства газопровода Nabucco. Судя по выраженной Г. Вестервелле уверенности в том, что переговоры по Nabucco завершатся успешно и к проекту присоединятся как Туркмения, так и Азербайджан, его главной задачей было урегулирование имеющихся на сегодняшний день противоречий между Баку и Ашхабадом

На днях в Туркмении опубликованы результаты очередного аудита газовых запасов страны. 16 ноября вице-премьер Баймурад Ходжамухамедов, основываясь на данных второго этапа независимой экспертизы британской компании Gaffney, Cline & Associates, сообщил, что запасы газа и нефти в республике составляют более 71,21 миллиарда тонн. Ранее они оценивались в 44,25 млн. тонн. Почти половина всех запасов газа сосредоточена на месторождении Южный Иолотань, которое является основной ресурсной базой для заполнения введенного в строй в 2009 г. газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан - Китай. Gaffney, Cline & Associates считает Южный Иолотань вторым по размерам газовым месторождением в мире, оценивания запасы топлива на уровне 26,2 триллиона кубометров. При опоре на эти данные и с учётом того, что к 2030 г. Туркмения планирует увеличить ежегодную добычу нефти до 67 млн. тонн, а газа — до 220 млрд. кубометров в год, ставится вопрос о диверсификации экспортных маршрутов.

18 ноября в интервью телеканалу «Россия 24» заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев поставил эти данные под сомнение. «Мне кажется, что оснований для таких заявлений нет, - заявил он. - С учетом того, что реального аудита и отчета о его проведении как не было, так и нет. Конечно, газ в Туркмении есть. Но новые месторождения непростые, нуждаются в сложных технологиях добычи». В «Газпроме», подчеркнул А.Медведев, хорошо знакомы с данными геологоразведки советского времени, когда была заложена база газовой отрасли Туркмении. Сомнения «Газпрома» оправданы: отчет о результатах аудита Gaffney, Cline & Associates так и не был опубликован, обнародованы были лишь итоговые оценки газовых запасов, и возможности оценить достоверность результатов исследования нет.

19 ноября туркменский МИД ответил «Газпрому» резким выпадом, заявив, что высказывания А. Медведева по поводу оценок запасов газа в Туркмении являются «крайне некорректными и носят неуважительный характер по отношению к партнерам по сотрудничеству в энергетической сфере». Целью этого заявления в Ашхабаде назвали «искажение реальной ситуации, касающейся природно-ресурсного потенциала Туркменистана», которое предпринято на фоне участившихся в российских СМИ критики «независимой энергетической политики республики». Больше того, по мнению МИД Туркмении, оценка в 26,2 трлн. тонн не является окончательной и может быть увеличена, так как еще не определены северо-западная, юго-восточная и западная границы месторождения. В связи с новыми данными аудита само месторождение «Южный Иолотань - Осман» постановлением президента Туркменистана от 18 ноября объединено с соседними месторождениями и получило название «Галкыныш».

Одновременно Ашхабад активизировался на восточном направлении. 22-25 ноября состоялся визит президента Туркменистана Г. Бердымухаммедова в Китай. По итогам визита было подписано 14 соглашений, главным среди которых стал договор об увеличении ежегодных поставок газа в КНР из Туркмении еще на 25 млрд. кубометров. К середине следующего года объемы поставок планируется увеличить до 30 млрд., а к 2015 г.  расширить пропускную способность газопровода до 65 млрд. кубометров. Помимо Туркмении 10 млрд. кубометров газа в КНР планирует поставлять Узбекистан и 12-15 млрд. – Казахстан. Новые договоренности с Китаем преподносятся в Туркмении как очередное свидетельство успехов политики диверсификации экспортных маршрутов, что должно побудить Россию и ЕС решительнее вступить в схватку за ее ресурсы. Вне поля зрения СМИ остался тот факт, что разработка месторождений и строительство газопроводов велись туркменами на китайские кредиты. В результате Туркмения поставляет свой газ в Китай по самой низкой по сравнению другими покупателями цене, и компенсировать финансовые потери от поставок газа в Россию китайское направление не может.

Для строительства Транскапийского газопровода рост поставок в Китай лишь создает проблемы, поскольку нет ясности с тем, хватит ли у Туркмении газа для наполнения всех экспортных труб. Так или иначе, впереди у Евросоюза - конкуренция с Китаем, который в самое ближайшее время станет главным покупателем туркменского газа. Другой участник проекта этого проекта – Азербайджан – заинтересован в строительстве газопровода по дну Каспия куда меньше, поскольку появление на турецком рынке туркменского газа лишь создаст конкуренцию азербайджанским поставкам по трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзерум. Неслучайно основные дипломатические усилия участников проекта «Набукко» направлены сейчас на урегулирование противоречий между Баку и Ашхабадом. Неясно, наконец, каким образом Туркмения и другие участники этого проекта собираются строить газопровод в условиях неурегулированности правового статуса Каспия. Россия и Иран мириться с ущемлением их интересов на Каспии не собираются, а Казахстан, не обладающий большими запасами природного газа, занимает в этом вопросе нейтральную позицию.

В случае решительных действий по форсированию строительства Транскаспийского газопровода ситуация вокруг проекта неизбежно обострится. Высока вероятность того, что в конфликт вмешаются США, планирующие перенести часть своей военной инфраструктуры из Афганистана в Центральную Азию…

http://www.fondsk.ru/news/2011/11/26/transkaspijskij-gazoprovod-situacija-obostrjaetsja.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 20 Сентября 2012, 10:14:02 »

Александр Шустов

Каспий: гонка вооружений

Процесс милитаризации региона заметен невооруженным глазом



Каспийское море, расположенное на южных рубежах России между двумя главными конфликтными зонами – Кавказом и Центральной Азией, способно стать еще одним очагом нестабильности. В Прикаспийском регионе тлеет несколько неразрешенных межгосударственных конфликтов. Все прикаспийские страны в последнее время активно укрепляют и наращивают военно-морские силы. Но главным событием, способным дестабилизировать регион, безусловно, может стать война США против Ирана.

В начале сентябре Туркмения впервые в своей истории провела военно-морские учения. При разделе Каспийской флотилии, последовавшим за распадом СССР, большая часть кораблей досталась России и Азербайджану. Туркменские военно-морские силы долгое время были самыми слабыми на Каспии, поэтому недавние учения, получившие название «Хазар-2012», были призваны продемонстрировать их возросшие возможности. Помимо военно-морских сил участие в них, как сообщает интернет-газета «Тurkmenistan.ru», принимали практически все рода вооруженных сил: артиллерия, авиация, пехота, противовоздушная оборона, морские части пограничной службы, а также различные подразделения министерства национальной безопасности, обороны и внутренних дел. Сценарий учений, предусматривающий нарушение неназванным противником морской границы Туркмении, выглядит весьма симптоматично.

У Ашхабада уже длительное время существует конфликт с Баку по поводу принадлежности нефтегазовых месторождений центральной части Каспия, и учения, похоже, предусматривали устранение связанной с этим угрозы.

В середине июня между Баку и Ашхабадом возник дипломатический скандал, последствия которого ощущаются до сих пор. Азербайджанские пограничники задержали туркменское научно-исследовательское судно, пытавшееся проводить сейсмические исследования на спорном месторождении «Кяпяз» (туркменский вариант названия – «Сердар»). Месторождение расположено на стыке морских границ Туркмении и Азербайджана и в советский период называлось «Промежуточным». Однако линия морской границы между двумя республиками до сих пор не определена. При ее проведении стороны предлагают руководствоваться разными принципами. Баку считает, что границу следует проводить на основании ее удаленности от крайних точек побережья. Ашхабад же предлагает проводить границу на основе удаленности береговых линий. В итоге каждая сторона считает месторождение своим. В соответствии с соглашением, заключенным между Туркменией и Азербайджаном в 2008 г., до определения статуса месторождения всякие работы на нем запрещены, на что и ссылается азербайджанская сторона. Туркмения же 16 июня направила Азербайджану протест «в связи с попытками осуществления противоправных действий со стороны азербайджанской пограничной службы в отношении гражданского судна, проводящего научно-исследовательские работы в секторе Каспийского моря, не имеющего никакого отношения к Азербайджану». Проблему милитаризации Каспия такие инциденты лишь усугубляют.

Военно-морские силы на Каспии наращивают и другие государства. В апреле этого года Казахстан спустил на воду ракетно-артиллерийский корабль водоизмещением 250 тонн собственного производства. Он предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортных средств противника. В 2012-2013 гг. казахстанские ВМС планируют получить еще два таких корабля, но с более мощным вооружением.

Пристальное внимание бассейну Каспийского моря уделяют США. Осознавая ключевое значения Каспия, которое соединяет двух геополитических противников США, американцы всячески стремятся закрепиться в этом регионе.

Как отмечает интернет-издание Iran News, в докладе государственного департамента США для Конгресса по бюджетному финансированию военных операций за рубежом в 2012 году говорится, что ввиду «растущей важности безопасности Каспийского моря в этом богатом нефтью и газом регионе», Соединенные Штаты намерены сдерживать Иран и Российскую Федерацию, вооружая Азербайджан, Казахстан и Туркмению. В отношении каждой из стран существует своя стратегия. Азербайджану США уже помогли в создании военно-морских сил специального назначения. На вооружении береговой охраны Азербайджана находятся боевые и десантные катера американского производства. Казахстану США планируют помочь в развитии морской авиации. На вооружении ВМС Казахстана находятся американские вертолеты Huey II, четыре десантных катера, три 42-футовых катера типа Defender, а также три южнокорейских патрульных катера водоизмещением 150 тонн. В Туркмении «американская помощь будет направлена на содействие укреплению зарождающегося туркменского военно-морского потенциала, который будет способствовать безопасности на Каспийском море», а также организации подготовки военных моряков на английском языке. Все эти довольно незначительные в плане затрат мероприятия в случае масштабной войны с Ираном могут превратиться в весьма чувствительные военные рычаги. Весьма заметную роль, в частности, могут сыграть станции слежения, которые США размещают на территории Азербайджана.

Иран на сегодняшний день располагает на Каспии гораздо более мощными ВМС, которые превосходят возможности любой из прикаспийских стран, за исключением России.

В их составе – около 90 катеров и вспомогательных судов, включая два ракетных катера типа Sina водоизмещением около 300 т, вооруженных противокорабельными ракетами с дальностью стрельбы до 120 км. Первый из этих катеров вошел в состав иранского флота в 2006 г., второй – в 2010 г. Иранские ВМС планируется пополнить и строящимся корветом типа Jamaran, вооруженный противокорабельными ракетами, артиллерийскими установками и вертолетом. В июне заместитель командующего ВМС Ирана вице-адмирала Аббас Замини сообщил, что Тегеран планирует разместить на Каспии «легкие субмарины». Наращивание боевых возможностей иранских ВМС, по мнению аналитиков, направлено в первую очередь на блокирование угрозы, которая в случае войны может исходить из Азербайджана. Сотрудничество Баку с США и Израилем дает Ирану основания подозревать, что в случае начала военных действий территория Азербайджана может быть использована для ведения против него военных действий. Так, при помощи Израиля в прошлом году в Азербайджане уже построен завод по производству беспилотных летательных аппаратов, которые, как сообщает Deutsche Welle, уже ведут наблюдение на участках спорных месторождений нефти и границ с Туркменией и с Ираном.

Боевые возможности своих ВМС наращивает и Россия, которая располагает на Каспийском море самой мощной военной флотилией. Причем в процесс развернувшейся на Каспии гонки вооружений она включилась едва ли не последней. Летом этого года ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» передал Каспийской флотилии новейший сторожевой корабль «Дагестан», построенный с использованием стелс-технологий. На сегодняшний день это самый мощный корабль на Каспийском море. Обладая водоизмещением 1500 тонн, «Дагестан» вооружен новым ракетным комплексом Калибр-НК, способным уничтожать надводные и береговые цели на расстоянии 300 километров. Для сравнения – флагман Каспийской флотилии сторожевой корабль «Татарстан» вооружен ракетным комплексом «Уран», способным уничтожать надводные цели на расстоянии в 130 км. Азербайджанское интернет-издание «Зеркало», размышляя над тем, зачем России на Каспии понадобился такой корабль, не имеющий себе достойных противников, отмечает, что со всеми прикаспийскими странами у РФ сложились «либо дружественные, либо стабильные деловые отношения». Проблемы существуют лишь в области проведения морских границ, причем связаны они, прежде всего, с Ираном. Однако усиление Каспийской флотилии, как отмечают российские аналитики, вовсе не связано с перспективой войны против какого-либо прикаспийского государства.

Главная задача, которую решает Россия – прикрытие южных границ на случай дестабилизации ситуации в регионе, к которой может привести война США против Ирана.

Геополитические мотивы просматриваются и в противоречиях по определению правового статуса Каспийского моря. Прийти к согласию в этом вопросе прикаспийские страны не могут со времени распада СССР. В советский период статус моря определялся договорами между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. и советско-иранским договором о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 г. Эти документы установили режим свободы судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства, за исключением 10-мильных национальных зон, и запрет на плавание по Каспию судов некаспийских государств. В результате распада СССР на берегах Каспия появилось четыре новых независимых государства и начались переговоры по определению нового правового статуса Каспия, которые не завершены до сих пор. Основные противоречия связаны с тем, по какому принципу делить Каспийское море. Будучи внутренним водным бассейном, оно не подпадает под действие международных конвенций по морскому праву. Иран, располагающий всего 14% береговой линии Каспия, предлагает разделить его на равные доли по 20% каждому из прикаспийских государств. Однако Азербайджан и Туркменистан, которые в результате лишатся значительной части шельфа, такой принцип не устраивает. Россия предлагает не делить толщу воды на национальные сектора, чтобы не препятствовать свободе судоходства, а для регулирования недропользования разделить дно по принципу срединной линии. Причем РФ уже урегулировала пограничный вопрос с Казахстаном и Азербайджаном, заключив с ними соглашения о разграничении на Каспии по принципу срединной линии, но Иран признать эти договоренности отказался.

Неурегулированность правового статуса Каспия и противоречия между Баку и Ашхабадом стали одной из главных причин срыва планов по строительству транскаспийского газопровода, которые при активном участии американцев вынашивались с конца 1990-х гг. В 2000-е гг. этот вопрос вновь стал актуальным в связи с проектом строительства газопровода «Набукко», который посредством транскаспийского газопровода должен был получать туркменский газ. Однако неурегулированность правового статуса Каспия делает все эти планы весьма шаткими. Отсутствие общепризнанной морской границы позволяет Ирану, например, заявить, что газопровод находится на его территории. Главным лоббистом строительства Транскапийского газопровода выступает Евросоюз, стремящийся получать прикаспийский газ по независимому от России «южному коридору». Причем стратегия ЕС была ориентирована на то, чтобы игнорировать проблему правового статуса Каспия. В интервью Deutsche Welle представитель еврокомиссара по энергетике Марлен Хольцнер, например, заявила, что вопрос о статусе Каспийского моря при подписании документов по строительству газопровода затрагиваться не будет, и споры о нем на прокладку трубы влиять не должны. С точки зрения ЕС, газопровод пройдет по территории Азербайджана и Туркмении, а значит, другие страны блокировать это строительство не могут. Их мнение может учитываться только при решении вопросов экологической безопасности.

В условиях, когда Россия и Иран выступают против строительства Транскапийского газопровода, игнорировать их мнение проблематично. Однако успешное завершение военной кампании против Ирана способно кардинально изменить ситуацию.

США в этом случае получат выход к южным берегам Каспия, и возражений по поводу строительства трубопровода у нового руководства Ирана, скорее всего, не будет. Впрочем, Россия в этом случае столкнется с гораздо более серьезной проблемой «отрыва» от нее Кавказа и Центральной Азии, а США и ЕС получат доступ к огромным иранским запасам газа.

http://www.stoletie.ru/geopolitika/kaspij_gonka_vooruzhenij_905.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 22 Мая 2013, 09:33:52 »

Зачем США базы на Каспии?



Назарбаев предложил США и НАТО использовать стратегический каспийский порт Актау для транзита грузов в Афганистан.

Комментирует эксперт Леонид Шипилов:

- Стоит напомнить, из всех крупных портов и аэропортов других прикаспийских стран именно Актау расположен ближе всего к России. В наше время, начиная с 2009 года, через него американцы и так периодически поставляют часть своих грузов, в том числе военных, в Афганистан. В данном же случае речь идет фактически о постоянном использовании американцами этого района в рамках их «афганской» политики. Но только ли «афганской»? И почему упомянутую идею Астана выдвигает вдруг в канун вывода войск США и НАТО из Афганистана?

Трудно не согласиться с экспертами, считающими, что военно-политическая дислокация США на полуострове Мангышлак (где, кстати, расположен не только стратегический порт Актау, но и крупные месторождения нефти и газа) позволит американцам резко усилить свое влияние в Каспийском и Среднеазиатском регионах. А также окружить «неблагонадежный» Иран со всех сторон: с юга (в пограничных с ним странах Персидского залива уже предостаточно американских военных баз), с запада и с востока – базы, соответственно, в Турции и Афганистане, а теперь и с севера.

Фактор постоянного присутствия США в Актау отнюдь не укрепит безопасность России. Более того, вполне может стать стимулом для активизации северокавказских шовинистов-сепаратистов. Достаточно вспомнить, что резкое усиление сепаратизма в Чечне в середине 1990-х странным образом совпало по времени с началом разработок американским бизнесом крупных запасов нефти и газа в близлежащих районах Азербайджана и того же Казахстана.

Некоторые аналитики полагают, что инициатива Назарбаева в отношении Актау является своего рода проверкой отношения США к нынешнему руководству Казахстана в контексте растущей нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке. Что же, это мнение небезосновательно. Отмечу также, что США дали понять и Туркменистану свою заинтересованность в использовании крупного местного порта Туркменбаши (бывший Красноводск) для «афганского миротворчества». Именно там когда-то находилась   база военно-морского флота СССР на Каспии. Пока что Туркменистан, апеллируя к своему нейтральному статусу, смог уклониться от такого проекта.

Нелишне напомнить и о том, что еще в начале 90-х в Массачусетском технологическом институте (США) был разработан план военной операции «Шторм над Каспием», предусматривавший военное вмешательство в случае возникновения противоречий между странами Каспия или резкого обострения ситуации на Северном Кавказе, а также осложнения в американско-иранских отношениях. Причем среди стратегических целей и баз «Шторма» обозначены те же Актау и Туркменбаши…

Словом, создание под любым предлогом военной базы США в Актау грозит России прямым входом США в каспийский бассейн, что существенно осложнит ситуацию на ее южных рубежах. Причем будут поставлены под непосредственный удар в первую очередь наши прикаспийские регионы - Дагестан, Калмыкия и Астраханская область.

http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/zachem_ssha_bazy_na_kaspii_560.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 24 Мая 2013, 21:28:25 »

Сергей Михеев: «Нельзя допустить, чтобы нас обыграли на Каспии»

Директор Института каспийского сотрудничества размышляет об угрозах безопасности региона



- Сергей Александрович, подавляющее большинство сограждан, полагаю, мало знакомы с тем, что можно назвать «каспийскими политическими и экономическими проблемами». В лучшем случае – знают, что когда-то из этого региона поступала в свободную продажу черная икра, которой уже нет. Зато теперь легко можно купить каспийскую плотву под названием «вобла». Это на Западе военные и политики часто рассуждают о значении Каспия. А мы?

- Если говорить о наших внешнеполитических приоритетах, мы про этот регион не забыли. Но, действительно, средства массовой информации Каспий с его проблемами практически не интересует, как сейчас говорят, он «не находится в эпицентре медиапространства». Соответственно мы никаких новостей или комментариев не получаем. СМИ «заточены» на совершенно иные темы, Каспий начинает волновать журналистов только тогда, когда в регионе либо что-то происходит, либо может произойти. Такова специфика информационного пространства: главными нам предлагают считать далеко не всегда важные темы.

При этом надо признать: у нас два главных направления внешней политики, западное и восточное, конкретно в последние годы это Китай, которому мы уделяем особое внимание. К ним добавился теперь и Ближний Восток. Так что Каспий воспринимается как периферия внешнеполитических интересов. Однако в экспертном сообществе прекрасно понимают: этот регион становится стратегически важным перекрестком интересов основных глобальных игроков. Здесь – и место залежей нефти и газа, и точка потенциальных конфликтов – с возможным их перетеканием в военную фазу. О Каспии мало говорят публично, но Россия его не забыла.

- Вы директор института, который как раз и занимается проблемами этого региона. Есть ли у нас специалисты, которые постоянно держат его в поле зрения?

- В министерстве иностранных дел есть отдел, который занимается этой темой, есть и посол по особым поручениям, отвечающий за прикаспийский регион, работают секторы в «соответствующих» ведомствах. Так что экспертов много, дело в другом: в отношении Каспия мы видим те же самые проблемы, что и в нашей политике в целом. В девяностые вменяемой стратегии применительно к этому региону у нас не было – впрочем, она отсутствовала и в отношении многих государств постсоветского пространства. В те годы наиболее эффективным следует считать российско-белорусское сотрудничество, именно тогда было создано Союзное государство и заложен фундамент нынешней интеграции двух стран. Все остальное выглядело либо крайне посредственно, либо откровенно плохо. Так что «потерянный Каспий» в данном случае вовсе не исключение.

Хотя, с другой стороны, Москва уладила все свои территориальные вопросы с Казахстаном и несколькими другими странами. Но вот на юге Каспийского моря между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном по сей день идет напряженная борьба за определение собственных национальных зон. И конца и края этому соперничеству не видно, правовой статус моря не определен и сегодня, четкого разграничения акватории и дна нет. Есть лишь некие договоренности де-факто.

- Каспий непосредственно находится – или должен находиться – в сфере интересов Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. Море на всех одно, интересы разные. Они сильно отличаются? И не стоят ли внешние игроки, к примеру, за Баку или Астаной?

- Вопрос в том, как эти интересы формулировать. Если не видеть дальше собственного носа и ограничивать себя лишь самой ближней перспективой, то – да, конфликт интересов присутствует. Он касается, в первую очередь, нефтегазового сектора. Потому что Баку рассматривает Каспийское море как некую кладовую полезных ископаемых, которая должна обеспечить стране светлое будущее. Азербайджан ориентируется на западные проекты по доставке нефти и газа, в обход российских трубопроводов. Естественно, это желание противоречит интересам Москвы. Справедливости ради надо сказать: подобной ситуации не возникло бы, не случись в свое время чеченской войны, ведь раньше Баку качал свою нефть по трубам, проложенным по территории Дагестана и Чечни. Затем маршрут стал очень опасным, азербайджанцы использовали этот повод для оправдания своего крена в сторону Запада. Сетуя при этом, что кроме нефти и газа продавать за рубеж им нечего, соответственно строительство «западной трубы» - прежде всего, экономическая необходимость. Что они и сделали с помощью Турции, проложив трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Впрочем, дополнительным фактором, осложнившим двусторонние отношения, был, конечно, и карабахский конфликт. В Азербайджане с самого начала превалировала точка зрения о том, что Россия в этом конфликте вела себя предвзято и выступила на стороне Армении. На этом же фоне резко усилилось и влияние Турции на азербайджанскую внешнюю политику.

Есть у нас проблемы и с Астаной и Ашхабадом. Пока их нефть и газ прокачиваются через старые, некогда союзные трубопроводы, но стремление в обход Москвы выйти на западных покупателей есть, так что о конфликте интересов можно говорить и в этом случае.

Но, с другой стороны, все сказанное – некое примитивное восприятие ситуации на сегодняшний день, вроде «хватай сейчас, сколько можно, завтра будет поздно». С точки зрения стратегической перспективы нужно понимать: Каспийское море - внутренний водоем пяти стран. И не в интересах «пятерки» превращать его в помойку, которым оно может стать в результате добычи нефти, запасы которой не бесконечны. К этому нужно добавить, что если доходы от добычи сырья не будут вкладываться в инфраструктуры, то в помойки превратятся и прибрежные регионы. И, что самое опасное, погрязнув в этих конфликтах, мы способны рассориться раз и навсегда. Привлечь в регион некие третьи силы и даже стать жертвами военного противостояния, что на руку многим западным игрокам, но совершенно не выгодно нам.

И американцы, и европейцы, прекрасно понимая всю значимость региона, активно пытаются в него проникать, влиять на местные элиты. Пока лучше всего у них получается «кооперация» с Баку. Разумеется, Азербайджан пытается балансировать, но в целом Вашингтон и давит, и покупает наших соседей по Каспию. К тому же идет «разъяснительная» работа с населением. Собственно, методы их действий не отличаются от тех, которые американцы используют везде, где хотят закрепиться. Цель наступления проста: радикально ослабить влияние в каспийском регионе России и Ирана. После чего сделать бывшие советские республики Южного Кавказа и Центральной Азии лояльными партнерами. Затем использовать их в борьбе с Москвой, Тегераном и, возможно, Пекином. Ясно, что еще одна задача – прибрать к рукам нефтегазовые ресурсы.

Результаты подобных «экспериментов» могут быть крайне плачевными. Везде, где НАТО проводит подобную политику, либо начинается война, либо обостряется внутриполитическая обстановка. Общий стратегический интерес «пятерки» - не допустить, чтобы нас обыграли. Может быть, ради этого следует иногда поступаться интересами тактическими, дабы не стать полем боя в чужих проектах.

- Институт каспийского сотрудничества буквально на днях провел международную конференцию. Темы были обозначены четко, речь шла об угрозах безопасности и факторах стабилизации. Мы считаем, что нам угрожают, или же о внешних угрозах говорят сегодня в других прикаспийских государствах?

- На встрече присутствовали представители всех прикаспийских государств, дискуссий было много – как и мнений. Но вот что интересно: в оценке угроз безопасности региона все были практически едины. Первая – возможное развязывание военного конфликта «вокруг» Ирана. Можно даже не говорить о беспокойстве за судьбу этого государства, но когда там «закипит», пострадают и бывшие советские республики. Прежде всего, Запад – или тот, кто будет наносить удар – попытается втянуть сопредельные страны, заставить, скажем, Азербайджан или Туркменистан поучаствовать, предоставив свою территорию для целей операции. А это значит, что Тегеран вполне может нанести ответный удар именно по ним, до США иранские ракеты не долетят.

К тому же для моря это станет экологической катастрофой. Из Ирана в соседние государства бросятся миллионы беженцев. А США получат прекрасную возможность надолго закрепить постсоветские страны в сфере своей внешней и военной политики. Соответственно, позиция «пятерки», высказанная на конференции, была единой: война против Ирана никому не нужна. При этом данное мнение вовсе не означает, что все обожают Тегеран, у Баку, скажем, с ним достаточно напряженные отношения. Все достаточно настороженно относятся к иранской ядерной программе, но военный конфликт в регионе прикаспийским странам категорически не нужен.

Политические подвижки, вызванные атакой на Иран, в прикаспийских государствах могут быть настолько сильными, что я не исключаю возможной смены власти. Предположим, война началась. В Иране проживает 20 миллионов этнических азербайджанцев, они побегут в Азербайджан, население которого всего 5 миллионов. Даже если в сторону Баку ринутся еще столько же, представьте себе последствия – они непредсказуемы. Такая же проблема может возникнуть и в Туркменистане, разве что в меньших масштабах.

Прогнозировать развитие событий трудно, посмотрите на Ирак и Афганистан, Ливию и Сирию. Сегодня Ирак – фактически расчлененная страна. Его фактический распад вызвал политические метастазы в сопредельных странах. В Сирии идет война, неспокойно в Турции, американцы втягивают ее в эскалацию напряженности. Так что мало никому не покажется.

Другое дело, что в ближайшем будущем Иран атакован не будет. По одной прагматической причине: Запад к нападению не готов, и сейчас на бомбардировки с последующими наземными действиями не решится. Но даже сам факт того, что разговоры о войне против Ирана интенсивно ведутся, уже повышает градус напряженности в регионе.

Еще одна серьезная потенциальная угроза – вывод войск НАТО из Афганистана. Маршрут ухода – через прикаспийские государства, известно, что для этого будут использоваться территории Казахстана и Узбекистана, велика вероятность того, что задействуют и Азербайджан.

Но мы знаем, как под разными предлогами – в том числе, весьма благовидными – натовцы вообще и американцы в первую очередь закрепляют свое военно-политическое присутствие в других государствах. Например, та же база «Манас» в Киргизии: можно называть ее «центром транзитных перевозок», величать «пунктом по оказанию гуманитарной помощи народу страны». Но это – постоянно действующая военно-воздушная база США. Там находится центр электронной разведки, который «щупает» прилегающие страны, прежде всего – территорию Китая. Хотя именуется все самым невинным образом, базу называют «аэродромом подскока».

Вот они, риски. Если американцы используют транзит для закрепления своего присутствия в прикаспийских государствах, то это даст им возможность влиять на их политику, и может стать фактором нестабильности, что показали события в Узбекистане. Там действовала натовская база в Ханабаде, а закрыли ее, когда стало ясно: американцы были причастны к организации андижанских событий, когда на юге страны фактически был поднят мятеж, в ходе которого погибли сотни людей. Есть очень серьезные основания полагать, что западные спецслужбы имели отношение к его поддержке. Главными зачинщиками их назвать нельзя, но они «подогрели» волнения. Тогда базу с территории страны и попросили. Сейчас идет потепление отношений Вашингтона и Ташкента – может, американцы захотят сделать вторую попытку и вернуться.

Выход прост. Наиболее важные вопросы на Каспии – политические, военные и экономические – обязаны решаться в пятистороннем формате. И только так, внерегиональные силы не должны иметь серьезного влияния на происходящие в регионе события. Понятно, что там работают – в том числе, и с нашей подачи – американские, британские и другие компании. Это уже данность, убрать их оттуда вряд ли получится, однако вопросы политического и военного влияния чересчур важны, чтобы привлекать к их решению некие третьи силы.

В идеале – и с этой инициативой в свое время выступала Россия – следовало бы создать региональную организацию экономического сотрудничества и развития. Но неплохо было бы заключить и полномасштабное соглашение по военно-политическим вопросам, где жестко закрепить положение о том, что военного присутствия на Каспии третьих стран быть не должно. Такие документы ранее принимались, жаль, что они были лишь декларациями о намерениях, но не договорами. При этом там можно было бы закрепить и положения о военной активности пяти прикаспийских государств – чтобы не возникало ощущения, будто кто-то из них угрожает соседу.

- Есть ли еще факторы, которые, подобно атаке на Иран, могут дестабилизировать обстановку в регионе?

- Не исключаю тихой и спокойной попытки американцев проникнуть туда под лозунгом защиты трубопроводов. Насколько я понимаю, именно к этому Вашингтон склоняет Баку. Еще лет пять-семь назад США выступили с инициативой создать на Каспии военную группировку для обеспечения бесперебойной прокачки сырья на Запад – «Касфор». Хотя сами нефте- и газопроводы до сих пор не построены, но с идеей их военной защиты американцы выступали уже тогда. Ходят слухи о военном сотрудничестве Баку и Вашингтона, многие из них просто спекуляции, но определенные поводы для беспокойства все же имеются. Полагаю, Баку хватит политической мудрости сохранять баланс.

- А Москва в этих отношениях выступает как равноправный партнер, или же на нее смотрят как на «бывшего старшего товарища»?

- Россия – лидер по факту своего масштаба и по исторической степени влияния, отнять этого у нас не может никто. Так что, конечно, можно сокрушаться по поводу просчетов нашей внешней политики. Только при этом надо понимать: наши ресурсы и наш исторический проект пока, пусть и по инерции, обеспечивает нам приоритетное влияние в большинстве прилегающих регионов. А вот по степени информационной и экономической активности, в области выдвижения различных инициатив и проектов Москва отстает практически от всех бывших советских республик. Потому что прикаспийский регион продолжает оставаться для нас периферией. Он не представляет для нас столь важный фактор развития, каковым является для других членов «пятерки».

- Начали и давайте завершим про рыбу: Иран, если не ошибаюсь, единственное из прикаспийских государств, которое всерьез и планомерно пестует осетровых рыб, получая неплохие деньги.

- Бывшие советские республики, увы, этот вид рыб практически загубили. Иран жестко контролирует эту сферу, сейчас он главный легальный поставщик черной икры на западные рынки. То, что раньше считалось волжским деликатесом и русским товаром, сегодня экспортирует Тегеран. Мы ситуацию выпустили из рук, осетровых били браконьерскими способами, их популяция у нас практически загублена. Вот когда нам на телеэкране показывают выращенных у нас мальков осетровых, которые растут очень медленно, тогда мы и вспоминаем о Каспии...

Беседу вел Виктор Грибачев

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/sergej_mihejev_nelza_dopustit_chtoby_nas_obygrali_na_kaspii_575.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 12 Августа 2013, 12:02:21 »

Александр Романов

Раздел Каспия давно назрел



Но поиск компромисса тормозится из-за непрекращающегося вмешательства в этот процесс со стороны Евросоюза и США

Прикаспийские государства, уже много лет не могущие договориться о принципах раздела то ли моря, то ли озера, наращивают в регионе военно-морские силы. Сейчас сразу несколько стран проводят на Каспии их маневры, сообщает «Независимая газета». А российская Краснознаменная Каспийская флотилия (ККФ) пребывает в ожидании визита президента страны Владимира Путина и приведена в состояние повышенной готовности.

Ранее сообщалось о планах президента России совершить каспийское турне с заходом в порты всех прибрежных стран, в рамках которого состоялась бы его встреча со вновь избранным президентом Ирана Хасаном Роухани. Потом стало известно, что Роухани настаивает на визите Путина в Тегеран, а российский лидер этого делать пока не планирует, в связи с чем послом Ирана в Москве было объявлено, что встреча двух президентов в рамках турне не состоится. Политологи тут же сделали вывод - турне теряет смысл.

Но, очевидно, поспешили. Теперь источник газеты в Минобороны сообщил, что, скорее всего, путешествие Путина на одном из военных кораблей ККФ состоится на будущей неделе. Видимо, встреча с Иранским президентом была в программе не главным пунктом. Есть на берегах Каспия и другие руководители, на них и расчет.

Ожидается, что, посещая Баку, Путин встретится не только с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, но и с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. А в иранский морской порт Бендер-Энзели корабль российского президента все-таки зайдет. При этом остается неясным, как Роухани будет объяснять свое отсутствие в городе. Но, опять же, видимо, не в этом дело.

Вернемся к маневрам. Казахстан и Россия развернули на Каспии военные учения. Минобороны РФ сообщает, что на полигоне «Аданак» в Дагестане личный состав берегового ракетного дивизиона Каспийской флотилии отрабатывает применение мобильного ракетного комплекса (РК) «Бал». Ракетчики тренируются наносить удары по морским целям при развертывании с марша, а также обнаруживать морскую цель и уничтожать ее.

Задача учений становится понятной, если вспомнить, что Путин должен проследовать вдоль береговой линии Дагестана в южном направлении, для чего данный маршрут нужно обезопасить разными средствами, включая РК «Бал». Дальность его поражения при использовании противокорабельной ракеты Х-35 составляет около 120 км.

Но расчет делается не только на него. Корабли ККФ тоже имеют мощное вооружение. Например, поступивший в прошлом году на вооружение флотилии сторожевой корабль «Дагестан» оснащен дальнобойными крылатыми ракетами «Калибр-НК» с радиусом поражения морских и прибрежных целей до 300 км. Скорее всего, именно «Дагестан» станет головным в группе кораблей ККФ, которая будет сопровождать президента. Вероятно, войдут в нее и новейшие малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск», спроектированные с применением «стеллс-технологий», что делает их малозаметными для радаров.

Издание допускает, что развернутые в северо-восточной части Каспия маневры военно-морских сил Казахстана связаны с возможным визитом на море главы страны Нурсултана Назарбаева. Пресс-служба Министерства обороны республики сообщила, что в открытом море военнослужащие ВМС «провели имитацию катерного нападения, условно применяли оружие массового поражения, проводили поиск морских мин, осуществляли поисково-спасательные мероприятия». Маневры вошли в состав упражнения по ведению морского боя одиночным ракетно-артиллерийским кораблем.

«Несмотря на заявленные цели гуманитарного и экономического сотрудничества, все без исключения прикаспийские страны наращивают свои военно-морские силы в регионе. И нет ничего предосудительного в том, что турне по Каспию президент РФ Владимир Путин планирует провести в сопровождении кораблей ВМФ», – говорит военный эксперт, генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение геополитических и экономических интересов страны и противодействие терроризму, считает эксперт. Он указывает на то обстоятельство, что в условиях обострения отношений с США и некоторыми другими странами НАТО, прикаспийское военное сотрудничество РФ становится особо значимым. «В том числе Россия выстраивает новые военные отношения с Ираном. Впервые в истории Каспия в этом году должны состояться российско-иранские военные учения».

Каспий, как и раньше, остаётся в фокусе внимания мировых держав. Поиску компромисса в разделе моря между пятью прикаспийскими странами мешают интересы США, стремящихся сохранить за собой статус активного регионального игрока.
Америка пытается извлечь выгоду из противоречий прикаспийских стран, пишет в статье на Yeni Asya известный турецкий аналитик Гектюрк Тюйсюзоглу, которого цитирует «Голос России».

В определении правового статуса Каспийского моря пять прикаспийских стран никак не могут прийти к общему мнению по поводу отнесения его к озерам или морям. Если использовалось бы определение Конвенции ООН по морскому праву, то тогда на Каспии появились бы территориальные и нейтральные воды. Все, что находится в пределах территориальных вод, находилось бы под суверенитетом прибрежного государства. В этом случае у каждой страны появились бы 12-мильные территориальные воды и 200-мильные исключительные экономические зоны, определенные по методу срединной линии.

Но для признания Каспия обычным морем не хватает естественного сообщения с Мировым океаном. Если же не признавать Каспий морем, а считать закрытым морем или озером, тогда режим использования акватории определялся бы соглашением прибрежных государств. В таком случае акватория делится путем срединной линии - проведённая с севера на юг, она делит акваторию строго напополам, и до неё под прямым углом проводятся границы от точек выхода к побережью государственных границ прибрежных стран.

Но прибрежные страны в споре вокруг разделения Каспия поддерживают разные точки зрения. Так, Туркмения и Иран продвигают вариант, по которому акватория разделяется на территориальное море размером не менее 12 морских миль, исключительную экономическую зону (35 миль), а также общее водное пространство. Тегеране предлагают равное распределение площади - по 20% каждой из стран, а Туркмения настаивает на более сложном способе - определение координат срединной линии методом равноудалённых точек, по широтам. Смысл заключается в том, что в этом случае ей достанутся некоторые спорные нефтегазовые месторождения, кроме того, граница будет проходить заметно ближе к берегам Азербайджана.

Азербайджан предлагает погранично-озерный статус Каспия и считает необходимым его раздел среди прибрежных государств в соответствии с национальными секторами.

Россия же выступает за определение границы территориальных вод в размере 12 или 24 миль и поддерживает идею «совместного владения» остальной частью акватории. В этот раздел входит и морское дно Каспия. Россия стремится решить проблему раздела акватории через договоренность с Казахстаном и Азербайджаном.

Многие эксперты полагают, что поиск компромисса тормозят непрекращающиеся попытки ЕС и США влезть в схему. Эти двое стремятся закрепиться на Каспии, поскольку под его дном находятся богатейшие залежи углеводородов. Кроме того, Каспий во многих отношениях представляет собой ключ к огромному региону. Клубок взаимно исключающих интересов создаёт крайне неблагоприятный фон для переговоров.

Диаметрально противоположные интересы и нежелание идти на компромиссы привело в последние годы к активной милитаризации и наращиванию ВМС прикаспийских государств, рассуждает на страницах ИА REGNUM военный аналитик Леонид Нерсисян. Это особенно актуально в случае с Туркменией и Азербайджаном.

Ситуация осложняется тем, что Иран не доверяет Азербайджану, который является геостратегическим партнером США в регионе, и опасается военных ударов американских сил с его территории.

Все это отодвигает справедливый и равноправный раздел акватории Каспийского моря на неопределенный срок, что только на руку США.  

http://www.km.ru/v-rossii/2013/08/10/ministerstvo-oborony-rf/718100-razdel-kaspiya-davno-nazrel
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2013, 16:22:48 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 23 Декабря 2013, 16:22:02 »

Николай БОБКИН

Спор о Каспии



 Президент России, выступая на последней в уходящем году большой пресс-конференции, высоко оценил успехи российской внешней политики. В сентябре этого года российским дипломатам удалось найти общий язык с американцами по сирийскому кризису. В конце ноября - по иранской ядерной программе. Ожидается, что 2014 год может стать переломным в отношениях с Соединёнными Штатами, несмотря на то что администрация президента Обамы находится под давлением Конгресса, который не отказывается от попыток использовать любой повод для ухудшения отношений с Москвой. Первым знаковым событием следующего года должна стать конференция по Сирии «Женева-2». В усилиях Кремля по возвращению Ближнего Востока к миру и стабильности не исключается даже российское содействие нормализации отношений между Ираном и Израилем.

На фоне роста международного авторитета России можно ожидать и приближения к решению накопившихся за долгие годы проблем в бассейне Каспийского моря. Каспий стал местом соприкосновения и одновременно разъединения таких разных государств, как Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан, занимающих порой разные позиции, но тесно связанных механизмами экономической деятельности и обеспечения региональной безопасности. Обсуждение каспийской тематики на уровне различных ведомств прикаспийских государств ведется постоянно, а каспийская повестка дня становится все более насыщенной. В последние два года в пятистороннем формате были подписаны такие значимые для защиты морской среды Каспия международно-правовые документы, как Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников. В завершающей стадии находится разработка новых протоколов к Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Завершается работа над соглашением о сотрудничестве в таких сферах, как гидрометеорология, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов Каспийского моря, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий. Однако прорыва в окончательном урегулировании главного вопроса об определении правового статуса Каспия по-прежнему нет.

Пять прикаспийских государств уже 17 лет не могут выйти на подписание Конвенции о статусе Каспийского моря, до сих пор идет лишь согласование принципов, на основе которых все государства согласились бы осуществлять совместное управление общим водоёмом. Отсутствие единства позиций «пятерки» проявляется во многих сферах взаимодействия. Неудовлетворительны в целом результаты выполнения участниками каспийского диалога решений пяти президентов, принятых на последнем саммите в Баку в ноябре 2010 года. Напомним, что тогда лидеры всех пяти стран договорились подписать полноценное соглашение о статусе Каспийского моря в следующем (2011) году. Встреча президентов до сих пор не состоялась, согласовать документ не удалось.

О проведении в Астрахани в 2014 году Четвёртого каспийского саммита уже объявлено, однако преодолеть несовместимость позиций в течение оставшегося времени вряд ли удастся. Россия, Азербайджан и Казахстан выдвигают единое предложение - разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Более того, они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна. То есть раздел шельфа северной части Каспийского моря уже осуществлен двусторонними межгосударственными договорами.

В южной части Каспия в треугольнике между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном достичь аналогичных договорённостей пока не удалось. Туркмения выступает за разграничение дна и недр Каспийского моря на зоны, исходя из принципа срединной линии по договоренности с сопредельными Казахстаном и Ираном и противолежащим Азербайджаном. Иран же не признает легитимность двусторонних соглашений по Каспию между Россией, Азербайджаном и Казахстаном; дело в том, что на эти три государства приходится 64% подводной площади Каспийского моря, а из 36% оставшейся площади морского дна Ирану достается всего от 11 до 14%, что никак не устраивает Тегеран.

Чаще всего именно в адрес иранских представителей раздаются на переговорах обвинения в неконструктивной позиции и несговорчивости. Тегеран твердо стоит на своем, желая превратить морское дно в «кондоминиум», выступая за общее владение морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то за деление Каспия на пять равных национальных долей по 20%.

В соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента принятые ранее договоры между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, могут оцениваться любой из сторон как неприемлемые. Так и происходит, например, в отношении правовой базы строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну моря.

Напомним, что Транскаспийский газопровод появился в 1996 году как проект, альтернативный российско-турецкому проекту «Голубой поток». Это совпало с объявлением Соединёнными Штатами Черноморско-Каспийского региона зоной своих стратегических интересов. Сейчас главную поддержку проекту оказывает ЕС, а США как бы отошли на задний план. Тем не менее именно США в августе 2010 года выделили Азербайджану почти 2 млн. долларов для подготовки нового ТЭО проекта с учетом возможности участия в нем Казахстана и подключения казахстанской нефти к нефтепроводу «Баку – Тбилиси - Джейхан».

В российско-иранских аргументах против этого газопровода чаще всего фигурируют ссылки на трудный рельеф дна и высокую сейсмическую нестабильность данной части Каспия. Для строительства газопровода потребуется согласие всех пяти прикаспийских государств, а Россия и Иран не меняли своего негативного отношения к проекту и в ближайшее время менять не собираются. Представить, что газопровод начнут строить при отсутствии согласия на то Москвы и Тегерана, невозможно, хотя Баку и Ашхабад считают, что для его строительства достаточно их согласия.

В последние годы к обсуждению правового статуса Каспия пытаются подключиться внерегиональные силы. Европейский союз выдал мандат Еврокомиссии на ведение переговоров по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода с Азербайджаном и Туркменистаном. Глава МИД России Сергей Лавров в связи с этим отмечал, что «наши партнеры из ЕС буквально навязывают Азербайджану и Туркмении проект "Транскаспийского" газопровода, игнорируя, что такие вопросы должны решать прикаспийские государства, а не в Брюсселе». В спор о газопроводе вмешался и Китай, потребовавший от Туркмении отказаться от дальнейших переговоров с Баку и Брюсселем. Пекин вложил почти 10 млрд. долларов в трубопровод, по которому газ из Туркмении пойдет в Китай. В итоге Ашхабад сделал крутой разворот от альянса с Баку и ЕС в пользу Пекина.

Азербайджан, несмотря на то что особой выгоды от транзитных платежей туркменского газа не видит, сделал политический выбор в пользу США и Евросоюза, усиленно продвигающих этот проект. Баку готов даже закрыть глаза на ущерб его собственным экономическим интересам, ведь туркменский газ на рынке Турции усилит конкуренцию с азербайджанским газом.

Вместе с тем, говоря о совпадении позиций России и Ирана по туркменскому газопроводу через Каспий, необходимо учесть, что самый выгодный маршрут для транспортировки среднеазиатского газа лежит через территорию Ирана. Туркменистан готов сотрудничать в этой сфере с Ираном, но американские санкции пока не позволяют этого сделать. Не надо, однако, исключать, что в случае отмены санкций против ИРИ и нормализации отношений Ирана с Европой маршрут через иранскую Прикаспийскую низменность окажется намного предпочтительнее с точки зрения и себестоимости, и экологии, и технических решений.

В отсутствие планов по завершению работы над Конвенцией о правовом статусе Каспия на саммите в Астрахани стороны, скорее всего, придут к подписанию, как минимум, двух важных документов о делимитации каспийской акватории и введении моратория на коммерческий вылов осетровых. Решения на этот счет были приняты три года назад на прошлом саммите в Баку, зафиксировать итоги проделанной работы будет делом чести для всех пяти глав государств.

http://www.fondsk.ru/news/2013/12/23/spor-o-kaspii-24778.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 29 Сентября 2014, 19:53:38 »

Владимир Путин: «Каспийское море и его богатство – историческое наследие всех наших государств»

В Астрахани открылся IV Каспийский саммит с участием лидеров России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана



Сегодня в Астрахани открылся IV Каспийский саммит, пишет сайт Кремля.

На саммит собрались главы всех прикаспийских государств – Президент России Владимир Путин, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Ирана Хасан Рухани, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Участники «каспийской пятерки» обсуждают, в частности, правовой статус Каспия и военную составляющую вопроса безопасности в регионе.

Первый каспийский саммит состоялся в 2002 году в Ашхабаде, второй – спустя пять лет в Тегеране, третий – в 2010 году в Баку. После Астрахани эстафета проведения встречи перейдет Казахстану.

На встрече глав государств – участников IV Каспийского саммита в узком составе - выступил Владимир Путин.

«Каспийское море и его богатство – историческое наследие всех наших государств, за сохранение и приумножение которых мы несем солидарную ответственность перед будущими поколениями. Каспийский регион является, образно говоря, оазисом мира и подлинного добрососедства. В основе этой стабильности – бережное и взвешенное отношение прикаспийских государств, их народов, их руководителей ко всему, что связано с Каспийским морем, будь то вопросы безопасности, экономики или охраны окружающей среды», - подчеркнул Президент РФ.

«Организационные вопросы таких подходов нами прорабатывались на предыдущих встречах. Мы говорили о создании механизмов, в том числе и об усовершенствовании механизма «каспийской пятерки». Имею ввиду не только встречи на высшем уровне, но активную деятельность министерств, ведомств, экспертных групп, бизнес-сообществ, молодежных организаций. Это позволяет нам обсуждать любые темы и находить компромиссные развязки по самым сложным проблемам», - продолжил глава Российского государства.

«Уважаемые коллеги! В соответствии с достигнутыми на предыдущей встрече в ноябре 2010 года в Баку договоренностями, экспертами проведена большая работа по подготовке документов, выносимых на нынешний саммит.Сегодня нам предстоит обсудить результаты этой работы, наметить приоритеты на ближайшую и более отдаленные перспективы, принять политическое заявление. В нем зафиксированы принципы многостороннего взаимодействия на Каспии, призванные стать краеугольным камнем будущего базового документа – конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Убежден, дальнейшее наращивание сотрудничества пяти наших государств будет способствовать укреплению региональной стабильности, повышению эффективности в борьбе с терроризмом, экстремизмом, оборотом наркотиков, другими вызовами и угрозами, а также придаст дополнительную динамику экономическому развитию наших государств, повысит их конкурентоспособность на мировых рынках», - добавил Путин.

«Уважаемые коллеги! Повестка дня саммита весьма насыщена. Помимо уже упомянутых вопросов правового режим на Каспии, безопасности и экономики обсудим меры по развитию сотрудничества в сфере транспорта, по защите экосистемы Каспийского моря, обменяемся мнением по актуальным международным проблемам. Главное, у всех нас есть твердое намерение и заинтересованность выйти на взаимоприемлемые договоренности, которые будут способствовать еще более тесной кооперации "каспийской пятерки".

Еще раз сердечно приветствую вас в России, в Астрахани. Уверен, что наша работа будет интересной и полезной», - заключил Владимир Путин.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/29/vladimir_putin_kaspijskoe_more_i_ego_bogatstvo_istoricheskoe_nasledie_vseh_nashih_gosudarstv/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #13 : 29 Сентября 2014, 20:44:45 »

Страны каспийской «пятерки» согласовали ключевые позиции по статусу Каспия



 Президент РФ Владимир Путин рассказал об итогах саммита каспийской «пятерки» (Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Иран), который прошел в Астрахани, передает РИА Новости.

«Одним из главных результатов считаю значительный прогресс в подготовке Конвенции о правовом статусе Каспия. Это стало возможным благодаря согласованию ключевых принципов деятельности прикаспийских стран на море», – сообщил глава государства.

Путин полагает, что договор, подготовка которого длится 18 лет, будет подписан на следующем саммите в Казахстане в 2016 году.

«Не скажу, что полностью урегулированы все вопросы, но их число стало гораздо меньше. Экспертам поручено активизировать консультации по нескольким остающимся аспектам, и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем мы выйдем на подписание Конвенции в целом. Таким образом, успешно завершим работу, которая идет уже 18 лет», — указал президент РФ.

Участники астраханского саммита приняли политическое заявление, которое отражает основные принципы сотрудничества «пятерки». Одним из конкретных решений стала договоренность о зоне добычи биоресурсов в пределах 25 морских миль, передает ИТАР-ТАСС.

Также Каспийское море объявили «зоной мира». Стороны пообещали воздерживаться от излишнего наращивания ВС в прибрежной зоне и морском пространстве. Кроме того, лидеры «пятерки» решили не допускать присутствия иностранных военных сил других государств. 

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил коллегам создать «Каспийскую зону свободной торговли», передает «Интерфакс».

«Еще до урегулирования правового статуса Каспия можно заложить основу для экономического взаимодействия», – уверен казахстанский лидер. «Этот вопрос может стать одним из первых для предметного обсуждения на уровне правительств наших стран», – добавил он. 

http://www.km.ru/world/2014/09/29/vladimir-putin/749024-strany-kaspiiskoi-pyaterki-soglasovali-klyuchevye-pozitsii-po
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #14 : 30 Сентября 2014, 10:20:55 »

Назарбаев предложил создать Каспийскую зону свободной торговли



Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил лидерам прикаспийских государств создать "Каспийскую зону свободной торговли".

"Еще до урегулирования правового статуса Каспия можно заложить основу для экономического взаимодействия. Предлагаю рассмотреть предложение о создании "Каспийской зоны свободной торговли", - сказал он в Астрахани в понедельник, выступая на саммите глав государств "Каспийской пятерки".

Выдержки из его выступления привела в распространенном сообщении пресс-служба главы республики.

"Этот вопрос может стать одним из первых для предметного обсуждения на уровне правительств наших стран", - отметил Назарбаев.

http://www.fondsk.ru/news/2014/09/29/nazarbaev-predlozhil-sozdat-kaspijskuju-zonu-svobodnoj-torgovli-29738.html

http://www.interfax.ru/business/399336
Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!