Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 23:33:00  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: «Каспийское море и его богатство–историческое наследие всех наших государств»  (Прочитано 6738 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 12 Июля 2016, 12:16:46 »

Николай БОБКИН

Что не позволяет заключить конвенцию о правовом статусе Каспия?



 12-13 июля в Астане министры иностранных дел Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана будут согласовывать очередной вариант конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Обсуждение этого документа продолжается более 18 лет, экспертами проведена большая работа, но договориться не удаётся. Найти консенсус не помогают «пятёрке» и прямые переговоры лидеров прикаспийских государств. Первый каспийский саммит состоялся в 2002 году в Ашхабаде, второй – спустя пять лет в Тегеране, третий – в 2010 году в Баку. От встречи в Астрахани в 2014 году ожидали прорыва, но его не было.

Наиболее сложная проблема – раздел дна. От того, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит её доля запасов углеводородов. Иран выступает за равные права пяти прикаспийских государств на акваторию и недра моря. Исторически иранская доля на Каспии - самая незначительная и составляет 13,8%.

От решения проблемы разграничения дна зависит, кто и сколько сможет взять полезных ископаемых. Делить есть что. Экспертные геологические оценки потенциальных запасов нефти и газа Каспийского моря сходятся на цифре около 20 млрд. тонн условного топлива. В акватории Каспия выявлено более 250 локальных структур, открыто 20 нефтяных и газовых месторождений.

Правда, называть Каспийский регион «вторым Персидским заливом» оснований нет. При доказанных запасах углеводородов в 1,3%-2,6% от мирового уровня каспийская ресурсная база сравнима с запасами Северного моря, не более того. В Европе спрос на каспийские углеводороды может расти по мере истощения североморских месторождений, но и в таком случае поставки нефти и газа с Каспия будут иметь второстепенное значение.

Спор о вариантах раздела дна имеет региональный формат, и предпочтительные для отдельных прикаспийских государств варианты делимитации каспийского дна не совпадают. Вместе с тем нерешённость правовых вопросов до сих пор никому особенно не мешала осваивать нефтегазовые ресурсы Каспия, которые в северной части моря уже поделены. Возможно, этим и объясняется отсутствие общего стремления к быстрому определению правового статуса Каспия. Зачем, к примеру, спешить Азербайджану, половина доходов которого связана с добычей нефти и газа пусть и не на закрепленных конвенцией месторождениях? Каспийские углеводороды имеют большое значение также для экономик Туркменистана и Казахстана. У Ирана подобной мотивации нет, иранцы никогда не вели добычу углеводородных ископаемых на Каспии. Доля возможных каспийских запасов Ирана в общих ресурсах углеводородов этой страны составляет менее 1%, тогда как у ближайших соседей Ирана – Азербайджана и Туркменистана – соответственно 100% и 83% по нефти. Впрочем, это не значит, что у ИРИ нет интереса к освоению нефтегазовых месторождений Каспия. По крайней мере, свои требования в отношении каспийского дна Иран отстаивает упорно.

Руководитель российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю, посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Братчиков считает, что половина работы по разделу дна уже выполнена. Заключены соответствующие соглашения между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, а также между Казахстаном и Туркменистаном. Однако Тегеран не признаёт эти соглашения, настаивая на том, что любое изменение в законодательном режиме, регулирующем использование минеральных ресурсов Каспийского моря, требует согласия всех пяти прикаспийских государств. Иранцы такого согласия не давали и предлагают раздел дна в равных долях по 20% каждой стране. Такая позиция не устраивает Азербайджан и Туркменистан, с которыми Ирану предложено договариваться без участия России и Казахстана. Достичь согласия в южном треугольнике Каспия Баку и Ашхабад хотели бы на своих условиях.

Сначала азербайджанская и туркменская стороны предложили Ирану оставить за собой ту часть Каспия, которую он имел до распада Советского Союза. В соответствии с этим предложением иранский сектор ограничили линией Астара (Азербайджан) – Гасан-Кули (Туркменистан), именно так проходила иранская граница с СССР. Кстати, в советско-иранских соглашениях 1921-го и 1940 года морская граница между Ираном и Советским союзом не определялась. Получается, что при таком варианте Каспийское море разделили бы бывшие советские республики, взяв за основу советско-иранские соглашения и оставив иранцам лишь 11% морского дна. Тегеран с этим согласиться не готов.

Есть и второй вариант, при котором Тегерану предлагается делить дно по принципу срединной линии, тогда точка стыка разграничительных линий между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном оказывается севернее и Ирану достаётся 13,8% дна моря. Для иранцев между первым и вторым вариантом, конечно же, политические различия есть. Сам факт расширения границ иранского сектора указывал бы на участие ИРИ в переговорах с остальными прикаспийскими государствами на равных условиях. Однако с точки зрения доступа к каспийским месторождениям и второй вариант мало что дает Ирану, лишь незначительно расширяя пространство геологоразведки, но не гарантируя, что удастся открыть новые месторождения. Поэтому Иран продолжает настаивать на получении 20% дна: в этом случае у него появляется доступ к нефтяным месторождениям Алов, Араз и Шарг.

При таком варианте, однако, становится неизбежным пересмотр ранее заключенных двусторонних соглашений России с Азербайджаном и Казахстаном, а принцип срединой линии, который больше десяти лет применяют эти страны, перестаёт работать. Более того, чтобы уравнять всю «пятёрку» (каждому государству - по 20% каспийского дна) потребуется часть доли Азербайджана (19,5%) и Туркменистана (18,4%) передать Ирану (13,8%), после чего Азербайджану нужно будет добрать свои 20% за счёт России (18,7%), которая, как и Туркменистан, станет претендовать на казахстанский сектор (29,6%). То есть больше всех проигрывает в этом случае Казахстан, теряющий свои права почти на 10% дна Каспия, а в самом большом выигрыше оказывается Иран, приобретающий дополнительно 6,2% каспийского шельфа.

В то, что такой вариант может быть закреплён в конвенции о правовом статусе Каспийского моря, не верится. И пока нет оснований полагать, что Иран может изменить свою позицию по данному вопросу. Стало быть, переговорщиков ожидает продолжение вязкой дискуссии, и выход на консенсус остаётся проблематичным.

http://www.fondsk.ru/news/2016/07/11/chto-ne-pozvoljaet-zakljuchit-konvenciju-o-pravovom-statuse-kaspija-41366.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 13 Августа 2018, 12:13:04 »

АНДРЕЙ АРЕШЕВ

Каспий обретает полноценный правовой статус

Внешнее военное присутствие в регионе исключается



12 августа, в символический «День Каспия», в ходе встречи в казахстанском городе Актау президенты пяти прикаспийских государств – России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении – подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.

Работа над документом, определяющим правовой статус крупнейшего по площади замкнутого водоёма на планете, лишённого естественного сообщений с Мировым океаном, велась с 1996 года. Процесс согласования Конвенции, подписание которой неоднократно переносилось, шёл непросто, ибо разработка нефтегазовых месторождений Каспийского бассейна после 1991 года порождала многочисленные противоречия, вплоть до попыток выяснения отношений силой (в частности, между Азербайджаном и Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном).

Россия с самого начала исходила из того, что Каспий является уникальным внутриконтинентальным водоёмом, на который не распространяются ни Конвенция ООН по морскому праву, ни принятые международной практикой принципы его раздела как озера. Изначально принцип секторального деления не устраивал Москву по военно-политическим соображениям, поскольку в этом случае нарушался бы принцип свободного судоходства, открывалась возможность присутствия военных судов некаспийских стран, наносился серьёзный ущерб уникальной экосистеме региона. Вместе с тем «явочное» оформление ряда «национальных секторов» и реализация энергетических проектов, в том числе с участием крупных западных корпораций, делали необходимым поиск компромиссных решений.

В мае 2003 года соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря было заключено между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, а в декабре 2014 года – аналогичное соглашение между Казахстаном и Туркменистаном. Первый каспийский саммит прошёл в апреле 2002 года в Ашхабаде, второй – 16 октября 2007 года Тегеране (где стороны объявили Каспий «морем мира» и обязались решать спорные вопросы переговорным путём), третий – 18 ноября 2010 года в Баку, четвёртый, во многом ставший переломным, – 29 сентября 2014 года в Астрахани. В ходе этой встречи лидеры прикаспийских стран договорились «о национальном суверенитете сторон над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль и об исключительном праве каждой из сторон на добычу водных биологических ресурсов в пределах примыкающих к нему 10 морских миль». Согласно договоренности, за этими 25 морскими милями «следует общее водное пространство», а квоты на вылов рыбы необходимо постоянно регулировать и согласовывать с партнёрами.

Однако и после этого противоречия оставались. Достаточно напомнить, что на шестой встрече министров иностранных дел прикаспийских стран (июль 2016 г.) было решено перенести проведение саммита прикаспийских государств на 2017 год, но состоялся он только сейчас. Среди причин переноса – нерешённость принципов раздела моря и позиция Тегерана, не отказавшегося от претензий на 20 % акватории Каспийского моря Окончательно проект Конвенции удалось согласовать в рамках совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, состоявшегося в начале декабря 2017 года в Москве.

Вполне логично, что противоречиями между странами прикаспийской пятёрки стремились воспользоваться внерегиональные силы. В частности, официальный Баку заключил с Соединёнными Штатами и НАТО ряд соглашений о безопасности – таких, как The Caspian Guard Program (2004) и «Партнёрство ради мира» (1994 и 2010). По словам посла Р. Морнингстара, по состоянию на 2014 год на строительство дорог, развитие медицины, экономики и образования в Азербайджане Вашингтон потратил более 1,3 миллиарда долларов, помимо частных вложений американских корпораций на развитие энергетического и телекоммуникационного секторов. Рост интереса к Каспию многих внерегиональных держав, включая Китай, вёл к усугублению конфликтного потенциала в регионе.

В связи с этим важно записанное в статье 1 Конвенции определение Каспийского моря как «окружённого сухопутными территориями Сторон водоёма». Если бы стороны согласились с тем, что Каспий с формально-юридической точки зрения является морем, то на него распространялись бы положения Конвенции ООН по морскому праву, включая территориальные воды шириной не больше 12 морских миль, исключительную экономическую зону не больше 200 миль и континентальный шельф. А главное – любое государство могло бы с полным на то основанием требовать выхода на Каспий.

Президент Ирана Хасан Роухани обратил внимание на однозначный запрет Конвенцией (статья 3) размещения иностранных военных баз на Каспии: «Любое строительство военных баз, нахождение иностранных военных кораблей на Каспии запрещается. Принят очень важный шаг». Кроме того, прикаспийские государства обязуются не предоставлять свою территорию «для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон», обеспечивать «стабильный баланс вооружений на Каспийском море» и «осуществлять военное строительство в пределах разумной достаточности с учётом интересов всех сторон». Министр иностранных дел Республики Казахстан Кайрат Абдрахманов прямо заявил о том, что американских военных баз на Каспии не предусмотрено.

Акватория моря будет разграничена на внутренние воды, территориальные воды (не превышающие по ширине 15 морских миль), рыболовные зоны (еще 10 миль, в пределах которых государство обладает исключительным правом на промысел) и общее водное пространство. Таким образом, большая часть акватории и биоресурсов Каспия остаётся в общем пользовании. Согласно статье 8 Конвенции, «разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договорённости сопредельных и противолежащих государств с учётом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации суверенных прав на недропользование и другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр».

Выработкой конкретных договорённостей и методики их выполнения предстоит заняться специальной группе под эгидой внешнеполитических ведомств (на уровне заместителей министров иностранных дел). Можно предположить, что силы, стремящиеся к дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, не оставят усилий, нацеленных на скрытый саботаж реализации положений Конвенции с превращением Каспия в «море проблем». Каспийский регион и примыкающие к нему территории Кавказа и Центральной Азии остаются ареной многочисленных и потенциально весьма опасных этнополитических противоречий. Очевидно, сторонам предстоит пройти ещё немалый путь, чтобы упрочить взаимодействие и расширить пространство взаимного доверия. В частности, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей заключения отдельного договора по мерам доверия в области военной деятельности на Каспийском море. Президент Ирана Хасан Роухани подчеркнул необходимость заключения соглашения о разграничении дна Каспия.

Дальнейшему упрочению сотрудничества на Каспии способствует ряд соглашений, подписанных на саммите в Актау, которые, по словам Назарбаева, «существенно продвинут наши отношения в таких сферах, как торговля, экономика, транспорт и безопасность». Учреждается специальный формат Каспийского экономического форума, его планируется проводить каждый год поочерёдно в одной из прибрежных стран (первый форум пройдет в 2019 году в Туркменистане). «Безусловно, большое значение каспийские страны придают вопросам обеспечения безопасности, противодействию современным вызовам и угрозам. Нужно учитывать, что Каспий расположен вблизи очагов напряжённости, зон активности международных террористов. Поэтому у наших стран есть настрой укреплять взаимодействие специальных служб и погранведомств, а также активизировать внешнеполитическую координацию», – отметил после подписания документов президент России Владимир Путин.

По словам заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, «речь идет о заключении документа, основополагающего для системы взаимодействия в Каспийском регионе. Он принесёт равную выгоду всем странам-участницам. Конвенция не только значительно укрепит доверие между ними и безопасность на Каспии в целом, но и будет способствовать росту экономической кооперации, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности каспийской «пятерки», реализации совместных проектов, направленных на ускоренное развитие и полное раскрытие потенциала в самых передовых отраслях. Повышение предсказуемости и снижение различных рисков в одном из важнейших районов Евразии выгодно всем нам».

При этом интересы обеспечения национальной безопасности России учтены в полной мере: «Предусмотренный режим гарантирует свободу развития ВМС, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве. Устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности». К 2025 году в дагестанском Каспийске планируется завершить строительство нового глубоководного порта, способного принимать большегрузные суда; туда же из Астрахани переносится основная база Каспийской военной флотилии.

Подчёркивая значение Каспийского саммита в Актау, надо заметить, что некоторые аналоги заявленных там многосторонних форматов уже обсуждались в прошлом, но потом оказались забыты. Так, ещё в 2008 году на межправительственной экономической конференции прикаспийских государств было принято решение о создании Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), в рамках которой предполагалось развивать сотрудничество в области транспорта, энергетики, торговли и экологии, а также создание исследовательских центров и совместного банка для финансовой поддержки региональных проектов. Остаётся надеяться, что состоявшееся урегулирование правового статуса Каспия позволит продвинуть многостороннее сотрудничество прибрежными государствами не только на словах, но и на деле.

https://www.fondsk.ru/news/2018/08/13/kaspiy-obretaet-polnocennyj-pravovoj-status-46608.html
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!