Литерный эшелонИстория одного стихотворенияКнига Э. Анашкина
Редкий человек не любит стихов о Великой Отечественной войне. У редкого не идет по коже мороз и не катятся слезы из глаз, когда заслышит песню «Вставай, страна огромная». В год юбилея Великой Победы воздух словно наэлектризован воспоминаниями о легендарных событиях второй мировой войны. Говорят, они стали историей. Но думаю, не вполне правы те, кто так считает. История – это прошлое, а воспоминание о Великой Победе, уверен, наше будущее. Иначе нет у России будущего! Не можем же мы смириться с мыслью о том, что стали дисциплинированным сырьевым придатком побежденного нами Запада? До сих пор ожесточенно спорят о количестве наших потерь в Великой Отечественной войне. Одни историки жонглируют преувеличенными цифрами наших потерь, словно бы утверждая мысль о том, что победили мы не уменьем, а мы просто и банально хотели поначалу закидать врагов шапками, а в итоге закидали собственным «пушечным мясом» по принципу «мы за ценой не постоим». Да вот еще помог нам генерал Мороз, будь он неладен! А то бы пили мы все сегодня баварское пиво. Впрочем, мы его сейчас и так пьем, но при чем тут Победа? Другие историки, правда, более ответственны по отношению к цифрам наших человеческих потерь в Великой Отечественной войне. Покуда те и другие спорят, фронтовики уходят от нас. И все меньше их, очевидцев и участников войны! Все реже, если, конечно, не юбилейный год, звучат стихи о войне. Вот новое поколение уже почти не знает стихов поэтов-фронтовиков – Старшинова, Орлова, Твардовского, Яшина, Львова... Писатели и поэты нового, послевоенного и последующих поколений тоже как-то не очень спешат осмыслить Отечественную войну, как это сделал в своем романе «Война и мир» Лев Толстой, между прочим, сам, в силу возраста в войне 1812 года участия не принимавший. Но написавший об этой войне эпохальный роман мирового значения! Истинный художник на то и художник, что чужое может ощутить единокровным. Тем более, в литературе очень часто «лицом к лицу лица не увидать, большое видится не расстояньи». О Великой Отечественной войне писать трудно. С одной стороны легко впасть в ура-патриотизм. С другой – в бичевание тогдашней власти, якобы доведшей нашу страну до войны. Хочется спросить у таких «антисталинистов-пацифистов» – ну Сталин довел Россию до войны с Гитлером, а кто же тогда довел Россию до войны с Наполеоном? Нужны, очень нужны сегодня произведения, в которых война бы предстала не тенденциозно, а уже как художественный полнокровный обобщенный образ. Не буду пенять современным послевоенным прозаикам, что доселе не написали «Войны и мира». Но и то скажу, что как ни прекрасны стихи поэтов-фронтовиков, они не будут полны без последующего слова поэтов более поздних поколений. Люблю стихи поэтов фронтового поколения. «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград...». «Ракет зеленые огни по бледным лицам полоснули //Пониже голову пригни, и как шальной, не лезь под пули...// Когда, нарушив забытье, //Орудия заголосили, //никто не крикнул: «За Россию!», //А – шли и гибли за нее...». «...Поднимут старинные марши //Армейские трубы страны. // И выедет к армии маршал. //Не видевший этой войны». И надо всей этой лирической мощью и первозданностью главенствует эпохальное: «Вставай, страна огромная!..». Прозаики-фронтовики сказали своё веское слово – Бондарев, Носов, Воробьев, Астафьев… Они сказали свое слово – те, кто вставал на смертный бой, смотрел в лицо смерти, мерз и голодал в окопах, шел в атаку, зовя «родную мать и проклиная чужую». Почему молчат о великой войне писатели послевоенных поколений? Что-то не так с войной или с писателями?
Когда несколько лет назад я впервые прочитал стихотворение Евгения Семичева «Литерный эшелон», то понял – вот оно, это долгожданное произведение, в котором дан полнокровный художественный образ Великой отечественной войны. Та высокая художественная нота, которую в этом произведении взял Семичев, позволяет говорить об эпохальности стихотворения, о некоем художественном венце отечественной военной лирики – с позиций послевоенных поколений. Это произведение – точное попадание в цель. Не потому ли, не особо-то тиражируемое современными средствами массовой информации, это стихотворение за несколько лет разошлось по огромной нашей стране. Вот недавно с гордостью узнал от земляков-сибиряков, что строчкой из этого стихотворения назвали свою литературно-патриотическую композицию, посвященную войне, алтайские школьники. Строчки этого стихотворения то и дело всплывают в устах глав поселений, когда те говорят о Великой отечественной войне. Читают все-таки современные чиновники современную русскую поэзию – хотя бы для того, чтобы с помощью нее облагораживать свои партикулярно казенные патриотические спичи. Это грандиозное стихотворение обошло обложки многих литературных журналов России. А недавно оно к тому же обрело песенные крылья – благодаря народной артистке России Татьяне Петровой. Словом, стихотворение давно уже живет отдельно от своего автора, выдающегося нашего волжского поэта Евгения Семичева.
Но я все-таки никак не могу забыть того первого впечатления, когда несколько лет назад услышал это грандиозное стихотворение в блистательном авторском исполнении. Потом слышал его в Самарской областной филармонии в исполнении юного мальчика-чтеца Гриши Гатчины и поразился тому, что каждый раз оно звучит по новому. Не потому ли, что каждый вкладывает в него частицу своей души? Словно это стихотворение заставляет вкладывать душу. Конечно, оно – гимн фронтовикам. Гимн, да не совсем. Потому что в гимне не принято говорить о страшной цене Победы. Семичев уникальным образом смог, не обижая ныне живущих фронтовиков, тем не менее сказать в своем стихотворении четко и определенно: истинные орлы русской победы и «соколы родины нашей» – это не вернувшиеся с войны солдаты, которые спустя десятилетия едут в небесном литерном эшелоне в гости к ныне живущим своим боевым собратьям. Вот он – настоящий русский авангард, я имею в виду в данном случае и литературный прием, использованный Семичевым. И самих героев былой войны, которые были ее авангардом и потому погибли – как первыми погибают лучшие. Иногда думаю, а зачем Семичев решил задействовать в этом своем стихотворении о реальных событиях реальной войны авангардный прием? И прихожу к мысли, что для того, чтобы передать весь ужас и все величие войны, ее жуткий реализм на грани сюрреализма – без авангардного подхода не обойтись. Для меня, как читателя и как гражданина, очень важно, что погибшие фронтовики едут встретиться с ныне живущими ветеранами и с нами, своими потомками. Они хотят сказать нам что-то очень важное, главное. Услышать их – наш долг и наше священное право.
Майским салютом расцвел небосклон.
Славя весну и Победу.
Литерный в небе идет эшелон –
Павшие воины едут.
Через разливы бурлящей весны,
Через вселенские кущи
Павшие воины едут с войны
К нашим потомкам грядущим.
Мимо крылечка родного села,
Мимо заводов и пашен...
Всех их в один эшелон собрала
Память священная наша.
Всполохи мирной рассветной зари
К горним возносятся высям.
В небе весеннем парят сизари,
Как треугольники писем.
Гулом объята небесная даль
Отчей родимой округи.
Солнце надраено, словно медаль
«За боевые заслуги».
Головы воинов снежно белы.
Лица светлы и бесстрашны.
Вот они – русской Победы орлы.
Соколы Родины нашей.
Им колокольный звучит перезвон,
Славя Весну и Победу.
Литерный в небе идет эшелон –
Павшие воины едут.
К однополчанам своим боевым
Через сраженья и беды
Павшие воины в гости к живым
Едут на праздник Победы.
Эдуард Анашкин
http://voskres.ru/literature/critics/anashkin7.htm