Леонид БолотинПроблемы нигилистического отношения светской науки к Библейской хронологииДоклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».Выступаю по теме не совсем «научной» в представлении моих коллег-историков из числа позитивистов, агностиков и тем более атеистов. Но именно как историк, защищавший диплом на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ, я считаю важнейшим и древнейшим источником по хронологии Истории Человечества - Священное Писание. Одному последствию нигилистического отношения к хронологическим данным Библии хочу уделить внимание.
Существует традиция наиболее древнего извода Священного Писания - это Септуагинта, перевод на греческий язык, произведенный 72 еврейскими толковниками в III веко до Р.Х. при египетском царе Птолемее II Филадельфе (284-247 годы до Р.Х.), который решил создать в Александрии библиотеку из всех существующих к тому времени книг... Именно этот Корпус Книг Священного Писания тщательно, канонически исследовался Святыми Апостолами, Святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов, установившими Свод Канонов для Христовой Церкви. Весь текст Библии почитается как Богодухновенный, при наличии авторских особенностей в каждой из Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, всё их содержание является Божиим Откровением, записанным людьми под действием благодати Святаго Духа. Апостол Павел во Втором Послании к Тимофею говорит:
Всё Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16-17).
Особое же значение Божественной Откровенности имеет первая Книга Библии - Книга Бытия, так как там сообщаются основополагающие сведения о сотворении самого мiра, Вселенной, человека, события древнейшей жизни человека не по человеческим свидетельствам, но записанные Божиим повелением Пророком Моисеем, который жил тысячелетия спустя после сотворения мiра, человеком из первых эпох существования человечества. Именно Книга Бытия, называемая по-гречески «Генезис», то есть «Происхождение», сообщает нам главные сведения о Библейской хронологии.
По тексту Септуагинты мiр существует на сегодняшний день 7519-й год. Есть поздняя западная Библейская традиция, которая сокращает этот срок почти на тысячу лет. Есть традиция талмудического иудаизма, где хронология мiра была сокращена почти на 2 тысячи лет, по талмудической традиции сейчас 5771 год от Сотворения мiра, от Адама... Эта традиция сформировалась при редактировании Книг Ветхого Завета иудейскими талмудистами массоретами в III-IV веках уже по Рождестве Христовом.
Русская научная историография, которая стала формироваться на рубеже XVII-XVIII веков, придерживалась православных позиций и признавала Библейскую хронологию именно по Септуагинте. Православной хронологией пользовался высокообразованный Святитель Димитрий Ростовский, которого можно считать первым русским научным историографом. Этой хронологической традиции придерживался первый русский светский ученый-историк В.Н.Татищев. Такая хронология лежала и в основе исторических трудов академика М.В.Ломоносова, и после них русская историография жила и развивалась преимущественно в рамках именно такой Библейской хронологии.
Начала Библейской хронологии изложены в 5-11 главах Книги Бытия-Генезиса. Она основывается на годах рождения третьего сына Адама Сифа, который родился, когда Адаму было 230 полных лет, и далее на годах рождения первенцев в потомстве Сифа - Еноса, Каинана, Малиила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха, Ноя и его трех сыновей Иафета, Сима и Хама(1).
Ною было шестьсот лет, когда 27 числа второго месяца
2462 года начался Всемiрный Потоп, в котором погибло все человечество, и только семейство Ноя, которое состояло из деда Ноя - нашего праотца Мафусала, жены Ноя, трех сыновей Ноя - Иафета, Сима и Хама, и их жен, спаслось от Потопа в громадном ковчеге-корабле, который Ной начал строить по повелению Божию ещё за сто лет до начала Всемiрного Потопа. Ровно через год после начала потопа, 27 числа второго месяца
2463 года, семейство Ноя вышло из ковчега.
Далее Библейская хронология продолжает исчисляться в потомстве Сима. Через два года после Потопа, когда Симу исполнилось 100 лет, у него родился первенец Арфаксад (Быт. 11, 10), в потомках которого в Библии далее ведется хронологическое исчисление.
Почему общее летоисчисление истории человечества ведется только по старшим потомкам поколения Сифа, а потом аналогичным образом по потомкам Сима, а например, годы рождения сыновей Каина не называются?
Во-первых, Каин был проклят Богом, и его потомки, предаваясь плотскому неистовству, вскоре перестали держаться брачных порядков, и понятие отечества и порядка рождения от определенного отца у них через три-четыре поколения утратило смысл. Во-вторых, одновременное совмещение счета лет по разным родословиям внесло бы большую путаницу в общий расчет. Ведь дети рождаются и в начале, и в середине, и в конце текущего года, и если на протяжении десяти допотопных поколений при таком расчете разница с «астрономическими» годами существования мiра, возникающая от разного времени рождения детей, не может превысить девяти лет, а на самом деле оказывается гораздо меньше, то при совмещении счета возрастов двух, трех и большего числа родословий пришлось бы перегружать сакральный текст избыточной и для мiропонимания ненужной информацией о днях и месяцах рождений. Тут важно и то, что Господь Бог ставит мерой существования Вселенной человеческий возраст.. Тем самым Бог показывает нам: человек, будучи Венцом Божественного Творения, иерархически является
главной мерой для всего остального Творения, а не периоды вращения Земли вокруг собственной оси, движение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. И только при описании Всемiрного Потопа Творец сообщает Пророку Моисею точные даты с указанием дней и месяцев начала Потопа, его этапов и конца. Тем самым мы видим, что календарная точность не пренебрегаема Господом, но для неё в Книге Бытия указано подобающее ей место, которое не может довлеть над судьбой человека и историей человечества.
Именно для ясности, простоты и однозначности исчисление лет до Всемiрного Потопа ведётся только среди старших потомков праотца Сифа, которые имели Божие благословение и потому именуются в Священном Писании сынами Божиими (Быт. 6, 2), в отличие от потомков Каина, которые именовались сынами человеческими, то есть подчинившими себя плоти.
По той же причине сохранения единообразия и после Потопа счет лет указывался только через старших потомков Сима. Это потомство промыслительно выделялось потому, что именно в роду Сима спустя три тысячи с небольшим лет после Потопа должен был воплотиться Сын Божий Иисус Христос.
Сим умер в
2965 году, пережив на 163 года своего отца Ноя и на 35 лет своего первенца Арфаксада. Сим был из числа последних допотопных долгожителей, поскольку после Всемiрного Потопа по Божией воле людской век стал значительно сокращаться. Через 29 лет после смерти Сима -
в 2994 году родился его прапраправнук и сын Евера Фалек. Имя его означает «разделение». Он назван был так, потому что во дни его земля разделена (Быт. 10, 24) на разноязыкие народы.
Прежде этого все потомки праотца Ноя имели единую человеческую речь, хотя по нравам потомки Сима, Иафета и Хама различались: среди них наметилось в большей или меньшей степени отступление от Бога и Его Завета, заключенного между Богом и Ноем после Потопа. Особенно в таком отступничестве погрязали потомки Хама, которые были прокляты Ноем за известный Хамов грех. Внук Хама Нимрод, видимо, через свою бабку - супругу Хама, унаследовал гордость, неистовство и физические свойства допотопных исполинов, потомков смешанных соитий части потомков Сифа и внучек братоубийцы Каина. Нимрод царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне в земле Сеннар, подчинив своей власти потомков Сима и Иафета. Именно Нимроду принадлежал богоборческий проект - строительство гигантского столпа «до небес». Как объясняется у православных писателей позднейшего времени, цель этой затеи была - попытка избежать Божьего гнева, обрести свободу от Бога в случае нового Всемiрного Потопа. И это вопреки Завету Божьему, по которому Господь свидетельствовал Ною, что Он не будет больше губить человечество Потопом.
Но Господь наказал горделивых безумцев иначе: он смежал единую человеческую речь и разделил её на 72 языка, тем самым лишив хамитов возможности управлять послепотопным человечеством как единым целым. Поэтому согласно Библии время около
2994 года (рождение Фалека) исторически нужно рассматривать как
важнейший творческий этап этногенеза и лингвогенеза всех существующих ныне народов и языков, составляющих человечество. Конечно, светская лингвистика и этнология давно отошли от Библейской основы и перешли на позиции эволюционизма, но свидетельство Откровения Божьего от этого не умалилось по своей природе.
Одним из последствий
Всемiрного Потопа 2462-2463 годов от Сотворения мiра стало глобальное оледенение всех полярных и приполярных областей и земель, располагавшихся гораздо южнее. Великий Ледник занимал всю северную половину Западной Европы, но еще южнее крайняя граница Великого Ледника располагалась в Центральной и Восточной Европе. Так, в Восточной Европе языки ледника доходили до северных границ нынешних степей Поднепровья. Мощность же толщи ледника к Северу Восточной Европы достигала полутора тысяч и даже более метров. Когда Север Западной Европы по действие Гольфстрима почти освободился от Ледника, в Восточной Европе отступление Великого Ледника, его масштабное таяние длилось еще несколько столетий.
Именно поэтому первоначально - первые столетия после Всемирного Потопа большая часть послепотопного человечества сосредоточилась в Передней Азии, где был в тот период благоприятный климат, и в конце Третьего Тысячелетия от Сотворения мiра в Передней Азии, в Аравии и на всем Севере Африки не было никаких песчаных пустынь. По мере постепенного таяния ледника менялась картина окружающего мiра, и возникали условия для более широкого расселения уже разделенных
к 2994 году от Сотворения мiра языковыми барьерами человеческих племен по просторам Европы, Азии, Африки и других континентов, очертания которых значительно менялись по мере таяния Великих Ледников Северного и Южного полушария и подъема уровня вод мiрового океана. Менялась и внутренняя гидрография той же Восточной и Центральной Европы, на равнинах которой в результате таяния ледника образовывались цепи гигантских водоемов с плавным, но мощным течением с Севера на Юг в сторону Каспия и Черного моря. Именно такой взгляд помогает нам рассматривать свидетельства античных преданий и писателей о Гиперборее как о стране сильной стужи, в которой протекает река Океан(2).
Потомок Сима и Фалека, праотец еврейского народа патриарх Аврам родился в
3544 году от Сотворения мiра, в
3643 году патриарх Аврам заключил завет с Богом и стал именоваться Авраамом.
Около
5500 года от Сотворения мiра в Истории человечества произошло самое главное событие - Боговоплощение, Рождество Иисуса Христа. В пору Средневековья летоисчисление от Сотворения мiра сначала на Западе христианской цивилизации, а несколькими столетиями позже и на Востоке стало вытесняться летоисчислением от Рождества Христова с обратным отсчетом лет до Р.Х. - для событий, предшествующих Рождению Спасителя(3).
Уже примерно во второй половине XVIII века отношение в светской культурной среде к Библейскому летоисчислению стало в лучшем случае скептическим, а большей частью просто нигилистическим. Произошло это под мощным идеологическим и пропагандистским влиянием европейского «просвещения» и наступающей эпохи «научного» атеизма. Именно в недрах этой воинственной антихристианской, богоборческой идеологии родились хронологические формулы «нашей эры» и «до нашей эры». Эти формулы вытесняли Само Имя Иисуса Христа в историческом счете лет. Такой абстрагированный подход в совокупности с идеей ничем не ограниченного развития, прогресса заложил основу для умозрительного умножения лет как в несуществующую «древность» далеко за пределы дней и года Творения, так и в любое воображаемое «будущее».
Такое умозрительное искажение Библейской ретроспективы привело к созданию иной, так называемой «новой», хронологии, по которой Вселенная и земля будто бы существуют миллиарды лет. Знаменательна сама история возникновения и повсеместного насаждения сначала в общественном мнении, потом в науке и, наконец, в системе образования такой антихристианской идеологии и пропаганды.
Появлением той «новой хронологии» мы обязаны
мистику, визионеру Эммануилу Сведенборгу (1688-1772). В возрасте 56 лет с 1744 года он стал переживать ряд видений из потустороннего мiра. По его собственному свидетельству, во время второго такого визионерского сеанса он приобрел способность «сверхзнания»: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мiра духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям...» В трактате «Земли во Вселенной. Мiры в пространстве» Э.Сведенборг указывал, что во время одного из таких сеансов он «узнал», что Земля существует пять миллиардов лет.
Примерно в тот же период -
в 1755 году философ Иммануил Кант (1724-1804) в возрасте 21 года опубликовал книгу «Общая естественная история и теория неба», в ней он спекулятивно развивал идеи, подобные идеям Сведенборга о миллиардах лет древности Вселенной. Но если Э.Сведенборг, хотя и был нетрадиционным мистиком, все же в своих заблуждениях апеллировал к авторитету Иисуса Христа, то И.Кант в своей философии полностью ушел от какой-либо христологии и превратил «идею Бога» в полную умозрительную абстракцию. Однако идеи молодого Э.Канта получили достаточно широкое распространение среди «просветителей» Европы.
(Продолжение следует)