Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 21:31:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Против Церкви разворачивается борьба на идеологическом фронте»  (Прочитано 2992 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Декабря 2010, 15:16:45 »

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Против Церкви разворачивается борьба на идеологическом фронте»

Настоятель Леушинского подворья о задачах, стоящих перед православными СМИ



Приходится констатировать тот факт, что сейчас против Церкви разворачивается борьба на идеологическом фронте. Нападки либеральных СМИ на Церковь, безусловно, очевидны, причем они носят системный характер, подача информации носит дискредитирующий смысл. Есть ощущение, что где-то, на каком-то уровне, учитывая усиление позиций Церкви, ей брошен вызов, и поставлена задача ослабить Церковь, ослабить ее нравственное влияние. Все это, конечно, требует каких-то адекватных действий. Патриарх это почувствовал, сформулировал и выразил как новую концепцию для православных СМИ. Надо признать, что в последних идеологических схватках мы потерпели поражение.

Не было дано своевременного адекватного ответа, глубокого, остроумного и живого. Этому много причин. Во-первых, я думаю, что сама природа Церкви обращена к Вечности. Церковь занимается более глобальными духовными вопросами. Она не может реагировать на злобу дня со скоростью и оперативностью публициста. Мы имеем дело с Вечной Истиной, проповедуем Евангелие, и духовенство не может превращаться в публицистов. С другой стороны, часто эти провокации носят характер пиар-кампании, и если Церковь будет реагировать на каждую такую кампанию, то она, по сути, будет бесплатным рекламатором тех или иных структур или личностей.

Позабытый всеми Невзоров напомнил о себе скандальными заявлениями, именно из желания напомнить о своем существовании, а не только из неприязни к Церкви. Может быть, иногда имеет смысл не реагировать на лай мосек, ибо для них это только повод сказать о себе: «Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона!». Но с другой стороны, безусловно, если все это пропускать, то мы можем получить негативный образ Церкви в глазах общественного мнения. Будет сформирован образ Церкви как института, который интересует только приватизация объектов церковной недвижимости, как некоего сословия, которое обслуживает высшую политическую элиту, т.е. получится представление о Церкви только как об организации, а не о церковном народе.

Безусловно, мы не должны молчать, надо давать какую-то оценку. В этом смысле есть две опасности. Это некая инерция, когда реакция Церкви запаздывает, и она, может, не является адекватной по отношению к тому языку, к тем формам полемики, которые предлагают оппоненты. Отсутствует опыт серьезной полемики, потому что она практически отсутствует и внутри Церкви. Навыки такой полемики, пожалуй, сейчас только вырабатываются в Интернет-пространстве. У нас практически нет понятия «критической православной статьи» в печатных изданиях. Только в последнее время на информационных сайтах, на той же РНЛ, появляются попытки серьезного критического анализа внутрицерковной ситуации.

Нет, естественно, кадров, ни в семинариях, ни в институтах не готовят пишущих батюшек, нет нигде факультетов православной журналистики. Хотя, возможно, где-то уже и появился такой. Кто будет отвечать и писать? Где православные профессионалы пера? Безусловно, проповедь - это явление не только устной речи, но и письменной. Как известно, апостол Павел прекрасно владел именно письменной проповедью. Поэтому, вероятно, надо подумать о литературной, филологической подготовке части духовенства и о подготовке православных журналистов.

Понятно, что иерархи и архиереи не могут реагировать на все выпады против Церкви, это не сообразуется с высоким саном, с положением архиерея. Они по своему статусу - блюстители веры. А функция озвучивания ответов должна относиться к служению мирян. Всегда в Церкви существовали сообщества мирян, которые так или иначе защищали Церковь, веру и братство. Вспомнить хотя бы роль братств в Малороссии в защите Православия от униатства. Эту функцию сейчас выполняют православные информационные агентства. В качестве такого братства я рассматриваю и РНЛ. Это не информационное агентство в чистом виде, которое ставит своей задачей только лишь информировать о событиях, но его целью ставится и защита основ Православия на всех уровнях национальной жизни. Не связанное напрямую ни с какими церковными структурами, оно обладает большей внутренней и внешней свободой, может адекватно отвечать на выпады и вызовы времени.

Задача в том, чтобы сама Церковь осознала эти внешние, не связанные с ее структурой объединения, братства, сообщества, информационные агентства, как органическую и живую часть своего организма. Чтобы все эти сообщества чувствовали за собой поддержку, не чувствовали себя маргиналами, изгоями. А кое-кто пытается делить и ранжировать эти общества, навешивать ярлыки: церковный - нецерковный, раскольничий, сектантский и т.д. Вот эта линия общественного церковного сознания является истинным рубежом обороны против тех выпадов, которые сейчас становятся системными, которые, безусловно, не уменьшатся, а только умножатся в ближайшее время.

Провокации, такие, как недавно развязанная очередная травля Боголюбовского монастыря, можно без труда спрогнозировать на разных уровнях. Безусловно, будут раскручиваться какие-то дела в связи с духовенством, архиереями. Сейчас подписан закон о возвращении церковного имущества, понятно, сколько будет обиженных и сколько будет поднято мутной воды со стороны прессы. Передача любого объекта будет проходить с боем, будут попытки очернить Церковь, поэтому тут надо бы вести какие-то упреждающие действия. Это процесс, конечно, не безболезненный. В некоторых монастырях содержатся объекты социального назначения, где-то находятся больницы, интернаты, музеи. Возвращение церковной собственности легко истолковать как захват ее, что, безусловно,  и будет сделано со стороны недружественно настроенных средств массовой информации.

Я думаю, что один из путей решения - это диалог. Почему бы не устроить конференцию светских СМИ, церковных СМИ, представителей православных СМИ, церковных представителей? Можно активнее участвовать нашим ведущим церковным общественным деятелям на телевидении в тех же ток-шоу, надо влиять на общественное мнение. Мы сильно проигрываем, сильно отстаем, упуская это направление - формирование общественного мнения о Церкви. И сейчас, к сожалению, все чаще приходится сталкиваться с откровенным негативом по отношению к Церкви, духовенству, конкретным представителям иерархии.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург)

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/01/protoierej_gennadij_belovolov_protiv_cerkvi_razvorachivaetsya_borba_na_ideologicheskom_fronte/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!