Русская беседа
 
28 Марта 2024, 20:23:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: На мели...  (Прочитано 2131 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 26 Декабря 2010, 18:57:36 »

На мели...
А было…


Флот на Севере

Смотришь фотографии начала XX века — на Двине лес мачт. Гля­дишь на снимки 30-50-х годов — мачт меньше, зато суда крупнее. Кадры 70-х: на рейде океанские лесовозы, балкеры, «Вол-гобалты», много флагов других держав. У Красной пристани белые пас­сажирские лайнеры «Буковина», «Татария», «Юшар»...

А сейчас что, в начале XXI века — в пору, как нас уверяют, прогресса и экономических прорывов? Иностранцы к нам не ходят. Редкость на Двине свой лесовоз. На акватории одна мелочь — портовые буксиры и катера. Пуста река, а в верховьях к тому же несудоходна. Почему же опустела некогда работящая матушка Двина — главная водная артерия Русского Севера?

Из интервью «Корабельной стороне» (Северодвинск, 7 декабря 2006 года):

— Думаю, во многом потому, что Северное морское пароходство — в прошлом доминанта нашего мореходства — потеряло своё значение градообразующего предприятия. Всё как-то одновременно произо­шло — и экономический крах страны, и то, что в 90-х в руководстве СМП оказались люди нестойкие, не патриоты, они «ушли в коммерцию» и распродали флот. Моряки-ветераны, вспоминая об этом, не скрыва­ют слёз — им горько за пароходство. В 1989 году, если не изменяет память, в СМП было 180 судов, а сейчас от силы 50... Следом развали­лись и многие малые организации, которые работали на флот, обеспе­чивали его... Роль архангельской мореходки тоже оказалась принижен­ной, как-то угасли школы, в которых культивировалась морская темати­ка. А ведь ландшафт Усть-Двинья, простор Северной Двины, близость города к морю всегда впечатляли, оставляли след в памяти, будили в молодых дерзновенные устремления...

Увы, многое в прошлом. Как ни горько, но нынче символы морского Архангельска — это обезглавленная шхуна «Запад» и многочисленные убогие дебаркадеры, все эти притоны и казино, облепившие легендар­ную Красную пристань, откуда на просторы Русской Арктики уходили когда-то знаменитые полярные экспедиции.

Не стало пишущих о море и среди газетчиков. Тот же «Моряк Севе­ра» сдал свои позиции, точнее, СМП «сдало» его. Когда-то газета счи­талась одной из лучших среди морских изданий Советского Союза. Многие знаменитые авторы — литераторы, историки с ней сотруднича­ли, почта шла со всей страны!

Одно время даже стали внушать нам мысль, мол, беды Архангель­ска оттого, что город — тупиковый. Да не Архангельск, а сознание у людей тупиковое. Возьмите руководство области. Сегодня в нём нет людей, профессионально связанных с морем. Раньше такие обязательно вхо­дили в состав бюро обкома. Департамента транспорта и связи области не видно и не слышно — чем он там занимается? А в областном Собрании и в городском руководстве? Там тоже, к сожалению, моря­ков нет...

Город Архангельск, образно говоря, спроецирован на море — силу­эт первого российского порта был виден из Европы. А сегодня что? Тень...

Михаил Попов (Архангельск)
http://voskres.ru/kolonka/popov3.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!