Сила народного подвига ХХ векаАнатолий Софронов, его поколение и времяАнатолий Софронов
В январе будущего года исполняется 100-летие со дня рождения великого гражданина Отечества, человека-эпохи, русского богатыря, интеллигента, крупнейшего общественно-политического деятеля советского времени, творца: поэта, публициста, просветителя, журналиста, издателя, драматурга, главного редактора журнала «Огонек» Анатолия Владимировича Софронова.
Имя Софронова на протяжении нескольких десятилетий ушедшего века было хорошо известно не только у нас в стране, но и во всем мире. Оно, буквально, гремело, заставляя друзей восхищаться и невольно подражать, врагов приводило в зависть и трепет. И хотя по сей день мы поем песни на его стихи («Ах, эта красная рябина», «Шумел сурово Брянский лес»), в сотый раз пересматриваем фильмы, поставленные по его сценарию («Стряпуха», «Операция на сердце»), вспоминаем постановки его спектаклей («Наследство», «Миллион за улыбку», «Сын», «Старым казачьим способом»), еще висят на стенах огоньковские репродукции Третьяковки, Эрмитажа – все это никак не отражает того мощного, гигантского наследия, которое оставил нам этот великий русский богатырь из былины ХХ века. Даже если взять плод его профессиональной деятельности – многочисленные тома поэзии, прозы, публицистики, драматургии, сборники исследовательских статей, к их числу прибавить 2,5 миллионные тиражи еженедельно выходящего на протяжении 33 лет общественно-политический журнал «Огонек», невозможно будет в полной мере оценить его вклад в нашу жизнь. Да, именно, так – в нашу с Вами – единую многосоставную взаимосвязанную взаимозависимую народную жизнь. Не понимание этого есть процесс разрушения себя, любимых...
Умышленное замалчивание столь знакового в истории ХХ века имени сегодня, скорее не умаляет, а подчеркивает значимость грандиозной личности Софронова. Цель же – лишить народ своих героев, в очередной раз обрезать, прервать связь времен, скрыть и затоптать правду «русского чуда» – великий подвиг и миссию личности, всего поколения ровесников минувшего ХХ века.
Время священно, потому что его феномен есть тайна миротворчества Творца и главного Его творения – человеческой души. Осмыслить эпоху – понять души людей, которые это время продвигали и смогли своей внутренней силой уловить её смысл, место-миссию в контексте всей истории. Подвиг – продвижение, прорыв из прошлого в будущее силой души человека. Он не только ускоряет или выправляет ход истории. Он испытывает дух народа, вывертывает наружу души людские и рождает личности.
Русское чудо – великий подвиг победы и созидания, явленный всему миру нашим народом в ХХ веке, есть плод творчества христианской души Российской империи, выпестованной девятью предшествующими веками Православия. Это они, рожденные в русском царстве, – Циолковский, Вернадский, Чижевский, Келдыш, Колмогоров, Капица, Александров, Кольцов, Вавилов, Патон, Расплетин, Калашников, Челомей, Берг, Глушко, Королев и мн. др., выстраивая советскую, развивали русскую науку. Они – Жуков, Рокосовский, Конев, Чуйков, Говоров вывели народ к победе во Второй мировой войне, подтвердив в очередной раз силу русского оружия. Они – Горький, Алексей Толстой, Леонов, Шолохов, Есенин, Ахматова, Цветаева, Твардовский, Скрябин, Свиридов, Прокофьев, Уланова, Платов, Станиславский, Михалков, Софронов продолжили славу великой русской литературы и искусства. Невозможно опровергнуть и поразительный факт: разруха гражданской войны, стройки пятилеток, ГУЛАГ, Великая Отечественная война, концлагеря, голод, целина, освоение и запуск первого человека в космос легли преимущественно на плечи одного предреволюционного поколения православного царства Российской империи.
Время, так жестоко разделившее тело народное на «белых» и «красных», сегодня собирает, воссоединяет и примиряет наш народ своим непревзойденным в истории человечества подвигом. И, прославляя новомучеников страдальцев за веру, святых подвижников, на которых стояла и будет стоять русская земля, имеем ли мы право топить в нашем забвении тех простых и не простых парней, женщин, стариков, детей, вышедших из гущи народной, силой своего внутреннего духа явивших миру гражданский подвиг живой любви к своему Отечеству, народу, ближнему – святой подвиг ратного стояния, терпения, веры и созидания? Прославить их сегодня – наша обязанность.
Через кровавую яму революции, целью которой было превращение России «в пустыню, населенную белыми неграми» нечеловеческими усилиями наперекор всему и вся русская цивилизация вошла в новый век, сохранив в чистоте свою веру, продемонстрировав всему миру силу веками сложившегося архетипа духовной жизни русского народа, его традиции, запечатленной в российской имперской модели государственности.
Это мы, поколения, вошедшие из века ХХ в век ХХ I , рожденные в атеизме СССР с грифом «новый советский» человек, проигрываем Третью мировую. Поколение Софронова, рожденное в православии Российской империи в первые десятилетия прошлого века, вошли в историю как победители и созидатели. Их жизненный путь начался в период расцвета небывалого по духу русского царства, продуктивный период жизни закончился в 70-х годах в период расцвета единственной в мире коммунистической империи СССР. Построенное ими мощнейшее советское государство – их проект, их чудо, их творчество. И строилось оно не на пустом месте, а по образу материнской модели, отчего дома. Не освещенное свыше, оно не имело жизненной силы, как любой продукт рук человеческих. Выстроенная Вавилонская башня так же быстро разрушилась, как и строилась. Но она была… великая в гордых глазах человеческих и… ничтожная в очах Творца, оказавшись… путем, дорогой, которую они проложили своим потомкам, всему многонациональному русскому миру из второго в третье тысячелетие христианской эры.
Конечно же, есть во времени и подвиге героического поколения ХХ века некая тайна. Уже стало привычным объяснять это пассионарностью, энтузиазмом. Но, сказано: «без Меня не можете делать ничего»(Ин.15:5)
Тайна ХХ века лежит в феномене души человеческой, а точнее, в силе животворного Идеала – Образа Божьего, вложенного Творцом при творении. Сила эта, как масло, по каплям выжимается, поколениями накапливается, бережно хранится, по надобности используется. Произведенная отжимом из благочестивой верной Богу многовековой жизни народной, взращенной и закрепленной жизнью церковной, она вспыхнула ослепительным русским фавором, не повреждая Основы, и осветила Вселенную мощью Православия.
Есть в этом чудесном факеле и свет душевного горения Анатолия Софронова.
Родился Анатолия Владимирович в православной семье донских казаков в г. Минске в январе1911 года. Детство потомственного защитника Отечества прошло в Новочеркасске – столице войска Донского Российской империи. Отец его был юристом, мать, по обычаю того времени, домохозяйкой. Тихое, безмятежное, счастливое, короткое детство. Но как много оно значит в нашей жизни!
Эвелина Сергеевна Софронова, вдова юбиляра, вспоминает: «Каждый раз, когда мы приезжали в Новочеркасск, в обязательном порядке заходили в Вознесенский кафедральный войсковой собор, куда его, маленьким мальчиком, по воскресеньям и праздникам водили родители. Там у семьи Софроновых было любимое молитвенное место. Анатолий Владимирович, стоя на нем, любил вспоминать свои детские впечатления, рассказывал о том, как причащался.
«Все биографии в эпоху вплетены,
Каким бы цветом нитка не плелась бы…
Но ниточка моя,
она осталась
Её уже не выплесть
никому;
Она ведет
к началу моему –
Туда,
откуда детство начиналось», –
напишет в Поэме времени в период 1968-1970 гг. уже именитый поэт. Осмысляя в канун своего 60-летия пройденный путь, он явно указывает его исток – русский православный мир.
Российская империя, в которой проходил наиважнейший период становления поколения Софронова, находилась в своем расцвете и могуществе. Это было самое динамично развивающееся государство того времени. В идеальной модели возделываемого мироздания Третьего Рима внутренняя и внешняя жизнь человека, общества и государства были скреплены и сквозь пронизаны Единой Соборной и Апостольской Церковью. Светская структура в единстве с церковной составляли живую матрицу, окормляемую самим Творцом.
В детских глазах ровесников века, в их подсознании навсегда отпечаталось то, что они видели вокруг себя: мирные образцы внешней и внутренней жизни, церковные службы, русский лад, выверенные предыдущими поколениями православные жизненные устои, в которых жила империя, формируя их целостное мировоззрение. В психологии это явление называется импринтингом-запечатлением. Осознанно и неосознанно несли ровесники века в своем сознании материнскую матрицу отчего дома, пытаясь воплотить и воссоздать каждый в меру, отмеренную ему Богом, всю оставшуюся жизнь. И они её преосуществили, выстроили, не пытаясь заимствовать и копировать чужого, воспринимая, как нечто новое, неведанное ранее.
Великим обрезанием всего Российского многоукладного, многосословного, многонационального царства вошла в жизнь народа Октябрьская революция. «Новым» объявлялось тщательно выскобленное от истинных идеалов старое. В одночасье из живой многомерной структуры православного царства была выбита основа, сословие-каркас, пронизывающий все и вся общества – священство. И по сей день мы можем наблюдать эффект карточного домика, который уже добрался и до наших безбожных душ. А тогда были затронуты только внешние скобы. Внутренние скрепки души человеческой – благодатный Образ Божий, помимо воли и в одночасье революция повредить не могла.
Взрослеть поколение мальчишей-кибальчишей, потерявших в гуще событий своих отцов и старших братьев кто на стороне красных, а кто белых, начало уже после разрушительного шквала революции. Своего отца, расстрелянного за связь с белыми, Анатолий потерял в 16 лет.
Внешне обрезанное безбожием сознание обманутого поколения запруживалось неоязычеством большевизма. «Святая» вера в идеалы коммунизма, навязываемая силой в их неокрепшие души была для поколения Софронова неминуема.
У всех по-разному ложились на душу коммунистические идеалы. Кто-то их категорически не принимал, становясь мучеником за Христа. У кого-то вера отцов трансформировалась или просто вытеснялась. Оставленный ноющий «рубец» подавлял столь важный для нормальной жизни духовный рост, способствуя оскудению сознания – природа не терпит застоя. Но созидателями и победителями стали именно те, кто хранил в себе веру и образ детства.
Продолжение в следующем сообщении