Протоиерей Александр ШаргуновГлубина вражеского захвата
Еще раз об астрологии и оккультизмеНедавно Государственная Дума приняла постановление, как бы ограничивающее пропаганду СМИ колдунов и целителей. Именно «как бы». Потому что эти ограничения, как всегда, слишком условные, и по существу ничего не меняют. А угроза, возникшая в умах и сердцах миллионов людей вследствие атеизма — пустоты, всё более заполняемой чернотой, — возрастает. Хуже всего, что многие из приходящих в церкви не понимают, насколько это опасно. Кто из нас не слышал ссылки на волхвов, пришедших в Вифлеем поклониться Богомладенцу, о которых сама Церковь поёт в тропаре праздника Рождества как о «звездам служащих»? Хотя на самом деле Церковь этими словами свидетельствует, что Бог, ставший человеком, силён спасти ищущих истину от самых мрачных заблуждений и самого безнадёжного идолопоклонства, но она требует решительного отказа от лжи и покаяния.
Необходимо знать, что всякая область, соприкасающаяся с неизвестным духовным мiром, доступна тонкому проникновению в неё зла. Псевдонаучный оккультизм часто влечёт к распаду подсознательного в разуме человека. Когда подсознательное подчинено оккультному воздействию, неизбежны различные психические отклонения.
Немалое число именующих себя христианами советуются с гороскопом, полагая, что астрология — это чисто природное явление. Ещё раз повторим: такая эксплуатация доверчивости и невежества (не только народного) — настоящий бич современности. Фатализм убивает надежду, заключая наше будущее в неумолимый детерминизм.
Никто не отрицает связи между звёздами и землёй, точно так же, как то, что некие «космические силы» могут оказывать влияние на человека. Но в том-то и суть, что Христос пришёл избавить нас от тирании злых сил, пытающихся подчинить нас. «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», — говорит с тревогой апостол (Гал. 4, 9—11). После пришествия Христа в мiр наше будущее — только в руках Бога любви, Который до конца уважает дарованную нам свободу.
В своё время блаженный Августин безпощадно сражался против астрологии, под каким бы видом она ни выступала. Он оценивал её в нравственном плане как убийственную эпидемию, как опустошительную чуму, потому что она отрицает свободный выбор, личную волю и нравственную ответственность. «Растленные нравы — вот что астрология приписывает небу, убеляя эти нравы, поскольку они якобы исходят от звёзд», — писал он. Занятие астрологией означает принятие знания от бесов, и святитель рассматривал это как прелюбодеяние души, совершаемое в доме врага. Что касается книг по астрологии, он благословлял их просто сжигать.
Что сказать о так называемых целителях? Исцеления, которые они предлагают, могут быть порой реальными, но это всегда происходит ценой перехода от телесного к душевному (не очищенному благодатью Божией), и влечёт за собой цепь ещё более тяжёлых болезней. Призывание Бога, святых, порой перед иконами, в этих случаях — только камуфляж. На самом деле всё здесь противоположно благодатному дару исцеления. По сути «целитель» почти откровенно говорит: «Я могу исцелить вашего ребёнка, но это будет совершено силой бесовской, и значит ценой его души». Настоящее исцеление не совершается ни передачей флюидов, ни магнетическими пассами, оно даётся тогда и так, как благословит Господь в ответ на молитву христианина или Церкви. Оно никогда не совершается ни силой, ни властью человека, но есть дар Божий (Деян. 8, 19).
Упомянем и о некоторых методах анестезии, например, так называемой софрологии. С помощью искусственного сна (гипноза, музыкального ритма, повторения одной и той же фразы и т. д.) эта практика может действовать на подсознательное без всяких преград, изменяя таким образом психическое состояние человека. Перед нами — одна из возможностей манипулирования личностью.
Но среди самых серьёзных явлений есть то, по поводу чего Церковь не может не бить особую тревогу. Это — магия и колдовство (заклинания, фетишизм), часто скрывающиеся под христианскими символами и образами. Сюда же относится спиритизм. Но ведь только Христос даёт подлинное общение с невидимым мiром. Потому всякий намёк на общение с духами, представляющими демонический мiр, делает человека участником их восстания против Бога, игрушкой их обмана. Одним словом, все виды оккультизма — телепатия и ясновидение, гадание на картах и хиромантия, а также различные методы воздействия (гипноз, мистицизм) должны быть отвергнуты христианами с предельной решимостью.
Речь идёт не просто о сфере, исполненной двусмысленности, но о сферах, где как рыба в воде действует князь тьмы. Потому последствия губительны прежде всего для умственного здоровья. Занятия оккультизмом часто приводят к распаду личности. Многочисленны патологические случаи, вызванные даже самыми поверхностными контактами с оккультизмом (галлюцинации, безумие, депрессии, шизофрения, паранойя, тяга к преступлениям и т. д.). Это может доходить до острого психоза и умственного расстройства. В роду активных оккультистов часто находят последствия до третьего и четвёртого поколений, которые выражаются в алкоголизме, венерических заболеваниях и психозах. Так называемая медиумичность часто является наследственной. Высокий процент самоубийств среди них — общепризнанный факт, так же как смерть в мучительной агонии. Эти совпадения, подтверждаемые миллионами свидетельств психических расстройств, — не могут не вызывать тревоги.
В духовном плане оккультизм — общепризнанная абсолютная преграда для истинной жизни, утрата способности молиться, отвращение к слову Божию, удаление от Таинств и презрение к ним, «аллергия» на святые места, хульные и грязные мысли, страх и отчаяние. Лик любви Божией искажен, доверие к Промыслу Божию подорвано, вера — анемична.
Надо ли напоминать, с какой лёгкостью столько людей, именующихся христианами, дают себя обмануть эзотерическими учениями и ложными духовными экспериментами. Вместо того чтобы больше узнавать в Церкви о своей христианской вере, они вверяют себя самозваным «просветителям». Сколь многие из них интересуются оккультизмом, в том числе гороскопом, там, где иные «продвинутые» современные богословы с лёгкостью относятся к этому синтезу. Именно здесь «сатана хочет явить себя ангелом света». Но слово Божие никогда не бывает нейтральным по отношению к тому, что должно у духовно здравого человека вызывать отвращение. Смотри, например, о спиритизме: Мф. 18, 10—12; Ис. 8— 9 и книга Царств о Сауле; о хиромантии и магии: Лев. 19, 31; 20, 6; 27; Ис. 44, 25; Иер. 29, 8—9; Езек. 21, 26; Ос. 4, 12; Зах. 10, 2; Деян. 13, 6; 16, 16; 19, 18; об астрологии: Мф. 17, 2—5; Цар. 17, 11; Ис. 47, 9—14. И увенчивает всё Второе Послание к Коринфянам ап. Павла: 2 Кор. 6, 14—16. Первые христиане предпочитали умереть мученической смертью, нежели согласиться на такого рода идолопоклонство.
Парадоксальным образом человек эпохи великих научных и технических достижений подвержен влиянию оккультных знаний, как если бы он не отрицал невидимого мiра, о существовании которого и знать ничего не хочет. Что-то в его сокровенной глубине говорит ему, что он составляет с ним единое целое.
Все эти явления связаны на разных уровнях с мiром падших ангелов. Бесовское воздействие может простираться от простого помрачения до одержимости. Раздвоение личности, паралич воли — относительно редкое явление. Враг может занимать часть сердца, часто может препятствовать всецелой нашей отдаче себя Богу, согласно заповеди: «Возлюби Господа всем сердцем твоим». Но какова бы ни была глубина вражеского захвата, Господь всегда хочет освободить нас. В Своей Церкви Он даёт нам все необходимые для этого средства. Кто отказывается прибегнуть к ним, тот делает для себя напрасным Крест и Искупление.
Каждый из нас имеет власть разорвать эти тёмные связи силой своего Крещения. Древнее оружие, испытанное в веках, остаётся самым современным — для старых и юных: Иисусова молитва, обращение к Божией Матери, к Ангелам и святым, к Таинствам (не как к магическим средствам, но с сыновним доверием Богу) и прежде всего — открытие нашего сердца в Таинстве покаяния и Евхаристии.
Захват искусителем всегда связан с этой молчаливой конспирацией между ним и нами. Пока есть в нашей жизни не выявленные на исповеди «секреты» греха, мы — во власти врага. Но как только этот секрет открыт, мы вырываемся из власти тьмы. Если кто знает за собой подобный грех, пусть немедленно, не откладывая на завтра, бежит в церковь к священнику на исповедь.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВhttp://russdom.ru/node/3552