Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 18:45:12  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Протоиерей Георгий Городенцев: Хилиазм - это ересь, осужденная Церковью  (Прочитано 4045 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Января 2011, 18:04:46 »

Протоиерей Георгий Городенцев: Хилиазм - это ересь, осужденная Церковью

По словам священника, увеличение хилиастов в рядах православных есть следствие иудейского влияния на Православие



Хилиазм - еврейское учение, это ересь, осужденная Церковью. Хилиасты верят в то, что душа не бессмертна, верят в воскресенье мертвых, верят в том, что все трупы соберутся в долине, и ангел будет бить их по устам. Правоверный еврей должен при этом сказать цитату из Торы, чтобы первая и последняя буква из этой цитаты соответствовали первой и последней букве его имени. Затем правоверные евреи попадут не в рай, а в некое земное царство машиаха. Это не что иное, как учение о земном воцарении мессии, который будет царствовать тысячу лет.

Хилиазм был осужден еще в первые века Христианства. Это произошло в 255 году, на поместном Соборе Александрийской Церкви в г. Александрии. Так что никаких мнений насчет хилиазма быть не может. Сторонники хилиазма берут цитату из Апокалипсиса о том, что Господь воцарится на 1000 лет, но это на самом деле будет духовное воцарение. И никаких двух мнений по поводу хилиазма быть не может, никакого православного хилиазма быть не может. К Православию хилиазм не имеет никакого отношения. Святые Отцы не высказывали мнения о связи Православия и хилиазма. Что же касается отца Сергия Булгакова и отца Александра Меня, то я особенно не знаком с их философией. Когда я пришел к Православию, то я искал источники православные, а не сомнительные. Вполне возможно, что они высказывали и какие-то хилиастические суждения.

Почему среди православных много хилиастов? Думается, что всему виной иудейские предрассудки, так как в православной среде довольно много бывших иудеев, обратившихся в Христианство. Все это оказывает влияние на настроения внутри Церкви.

Для того, чтобы понимать сущность христианского вероучения, надо обратить внимание на следующее. Крещение человека есть его духовное воскресение. Духовная смерть произошла тогда, когда Адам вкусил запретный плод, и тогда же Адам умер духовной смертью. Потом уже, через много лет, Адам умер и телесной смертью. Телесная смерть есть разлучение души от тела. А когда Дух Святой отходит от души, то это есть смерть духовная. Если человек некрещеный, то он пребывает в состоянии духовной смерти. При совершении таинства Крещения человек получает духовное воскресение. Если человек согрешил и не принес покаяния, то он тоже находится в состоянии духовной смерти. Если же человек покается, то произойдет его духовное воскресенье. После Миланского эдикта народы Римской Империи, а потом и многие другие народы, в том числе и славянские, через таинство Крещения пришли к духовному воскресению.

Хилиазм связан с некоторыми социальными концепциями. В последнее время стала модной концепция «православного социализма». Но социализм и коммунизм обещают царствие небесное на земле. А это не что иное, как тот же самый хилиазм, воспроизведение идей хилиазма. Потому что хилиазм - это устройство царствия небесного на земле. Не может быть православного социализма, потому что социализм и христианская концепция в корне различаются. То, что у насельников монастырей нет своего имущества, - это не социализм, а состояние высшего естества человечества. Падшему человеку вполне естественно иметь собственность, но когда человек достигает высокого духовного состояния, то он может обходиться и без собственности. Это происходит вследствие изменения духовного состояния человека, когда человек постепенно переходит к состоянию святости или, по крайней мере, к состоянию, близкому к святости. Такой человек личного имущества не имеет, а все свое имущество отдает в пользу монастыря или общины.

Коммунизм же - это явление противоестественное, потому что он ставит перед собой неестественные цели и пытается достичь их неестественными путями. Надо понимать, что богатство и частная собственность - это две разные вещи. Советский социализм - явление противоестественное, когда власти пытались отобрать у людей имущество, собственность, раскулачивали крестьян. Так что надо четко понимать, что христианская концепция и социализм - явления полярные, которые как раз, в силу своей полярности, чем-то похожи, но они разные по своей сути.

Почему люди обращаются к концепции «православного социализма»? Многие из них, видя сегодняшнюю безысходность, вспоминают прошлые времена, и им начинает казаться, что в советское время все было хорошо. Но на самом деле не к советскому строю нам сегодня надо возвращаться, а к христианскому миропониманию. Следует четко отличать олигархов, которые действительно ограбили народ, от честных православных предпринимателей. А те, кто осуждает последних, по сути дела, плюют им в лицо, ибо православные предприниматели делают очень много полезного; они жертвуют деньги на благие дела и пр.

Надо четко понимать сущность отношения Церкви к богатству. Недопустимо, как это подчас делают некоторые, вырывать цитату из Евангелия и говорить, что богатство - это зло. Смысл притчи о виноградаре заключается в том, что Господь на самом деле стоит на стороне собственника. Господь требовал нищеты духовной, выражающейся в смирении. Богатство же духовное - это гордыня. Когда Господь говорил юноше, спрашивавшему его, как приобрести жизнь вечную: «Раздай имущество и следуй за мной», то сказал Он это для того, чтобы смирить юношу, побороть его гордыню. В известных словах Христа о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», речь идет, прежде всего, о богатстве духовном. Было много государственных деятелей, обладавших богатством, но которые спаслись. Например, св. равноапостольный Император Константин Великий был очень богатым человеком. Он не раздавал никому свое имение, но спасся, потому что был милостивым. В Христианстве всегда отмечалось, что раздача имущества допустима для избранных, и действительно, в истории бывали такие случаи, когда некоторые правители раздавали свое имущество. Но это те, кто стоит выше естества. Все же остальные, обычные люди, спасались раздачей щедрой милостыни, подаянием всем нуждающимся.

Подчеркну еще раз, что Поместный Собор осудил хилиазм как ересь. Христианский хилиазм - это ересь. То, что было осуждено Соборами, уже не поддается обсуждению. Это касается, например, почитания икон и пр. Однако сегодня многие люди пришли в Церковь, будучи ранее атеистами. Они пришли в храм через труды о. Сергия Булгакова, о. Александра Меня и т. д. А у этих богословов есть некоторые неправильные высказывания, и люди, увлекающиеся их трудами, часто вместе с полезным принимают и их неверное. На самом деле, чтобы стать по-настоящему православным человеком, надо долго учиться, читать, прежде всего, деяния Соборов и труды Отцов Церкви. А спорить о хилиазме не о чем, Церковь очень давно и так все решила.

Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/01/18/protoierej_georgij_gorodencev_hiliazm_eto_eres_osuzhdennaya_cerkovyu/
Записан
Nlv
Гость
« Ответ #1 : 20 Января 2011, 00:40:00 »

Во первых. С праздником Богоявления всех!

Буквально за день до появления вышепреведенной статьи мне в руки попалась книга православного священника, в которой, одной из тем, как раз и обосновывалось учение о 1000-летнем царстве. Кроме того, в свое время читал по этой теме статьи Манягина. Аргументы, приведенные названными людьми мне кажутся вполне убедительными, именно тем, что они основываются на Писании и тем, что этому учению придерживались древние Отцы Цервки (что бы про этот факт не говорили - факт остается фактом, а он под сомнение не ставится). Сам же я этим вопросом заинтересовался по, так. сказать, личным мотивам. Один из священников, которого я хорошо знаю и доверяю ему вполне в духовных вопросах, как-то как раз и упомянул о 1000-нем царстве. В это время у меня, как я думаю и у подавляющего большинства православных, в голове как раз и сидела такая схема, что придет антихрист, Господь пошлет двух своих пророков для обличения антихриста, а потом дабы не погибли все, явится Сам и убъет антихриста, после чего - воскресение мертвых и Страшный Суд и... вот тут, что дальше, даже тогда не ясно все было... понятно было, что после Суда, скажем так, земная история человечества завершится и наступит вечность: для одних - блаженство в Раю, для других - вечные муки в аду.

При этом, к стыду своему, скажу, что взявшись читать Ветхий Завет, до ветхозаветных пророчеств о последних временах, (которые, как мне кажется, из Ветхого Завета, наиболее и важны в для нас, живущих сегодня), я так и не дошел, т.е их не знал. А, хотя Откровение читал (и читаю), но ясную картину о последних временах не имел. Может, потому, что она, все же пророческая, и Господь так прикровенно, по Ему ведомому промыслу, и дал эти пророчества, что надо "потрудиться", изучая Откровение. А может потому, что все должно открыться в свое время (когда соотв. события будут сбываться).

Еще, учение о 1000-нем царстве я так же воспринимал, как еритическое учение всяких сектантов ("иеговистов", например).
Поэтому был слегка удивлен, что есть православные (те, с которыми по другим вопросам веры, расхождений и недоумений у меня нет и не было), которые как раз и говорили о том, что после антихриста будет еще 1000-ее царство. Именно это удивление меня заставило поподробней ознакомиться доводами, тогоже Манягина.

Я здесь не буду подробно обосновывать одну точку зрения и опровергать другую. Скажу только еще несколько мыслей по этому поводу.

1. Как часто бывает, в спорах, смешивают одно с другим и спрорят с оппонентом о том, что этот оппонент и не отстаивает.
Например, зачем смешивать какие-то "иудейские" представления о 1000-нем царстве с тем, что в Писании сказано о нем? Понятно, что "иудейские" представления противоречат Истине.
Но, если соврем. иудеи ждут своего "машиаха", то это не значит, что само учение о первом пришествие Спасителя не верно. Оно просто другое чем у соврем. иудеев. Ведь в писании не говориться, что 1000-е царство будет каким-то "чувственным". Сказано, что воскреснут (оживут) те, "которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою." "Прочие же из умерших" не оживут "доколе не окончится тысяча лет". Далее можно отдельно исследовать ("ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную"), что будет это за 1000-летие.

2.

Цитировать
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.» Откр. 20:1-6

Среди православных преобладает мнение, что апокалиптическое тысячелетние царство имеет место быть уже сейчас.
Но как тогда понять "дабы не прельщал уже народы"? Но ведь "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5: ни как не подходит под "скован... дабы не прельщать".

Далее, "которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою". Как это сопоставить с имеющим быть сейчас тысячелетним царством?

Предлагается понимать это все аллегорически. Но, что-то слишком много придется аллегорий добавлять.

По поводу "осуждения Церковью" этого учения, см. у того же Манягина.

Простите, если кого напрасно смутил, но мне не кажется, что это такой простой вопрос, что его так легко "шашкой разбить", как это сделал ув. прот. Георгий.

P.S. И еще мне подумалось. Вот встречает, какой-нибудь СИ, очередную жертву, говорит этой жертве о 1000-нем царстве. Жертва в ответ - "нет, царства на земле не будет, потому, что...". А СИ ему в ответ цитаты из Откровения, ветхозваетных пророчеств и т.п. Жертва в недоумении, действительно, ведь в Откровении все так ясно написано об 1000-нем царстве. Думает, видно, мне действительно голову "замутили", и принимает СИ-е учение об этом царстве, со всеми СИ-ми искажениями. А если бы эта жертва в ответ сказала бы что-то вроде, да в Откровении говориться о 1000-нем царстве, но вы, СИ, его не так понимаете и вот почему... Может жертва тогда не стала бы "жертвой", а наоборот, СИ бы задумался.

(СИ - "свидетель иеговы")
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #2 : 20 Января 2011, 14:50:26 »

Буквально за день до появления вышепреведенной статьи мне в руки попалась книга православного священника, в которой, одной из тем, как раз и обосновывалось учение о 1000-летнем царстве.
--------------------------------------
Простите, если кого напрасно смутил, но мне не кажется, что это такой простой вопрос, что его так легко "шашкой разбить", как это сделал ув. прот. Георгий.

Уважаемый Лев! Как мне кажется, Вы не вполне верно оценили направленность статьи. Тема хилиазма, как я понимаю, в статье является вспомогательной. Фактически, уважаемый протоиерей о. Г. Городенцев написал все это для "доказательства" недопустимости "православного социализма". Вопрос, я тоже так думаю, чрезвычайно сложный. Но маскировать его сущность разговорами о хилиазме как-то не очень достойно. Я лично считаю, что в этом случае пропадает из поля зрения главное достижение советского времени - достаточно глубокая социальная справедливость, тогда выстроенная. Что это значит - сейчас, как мне кажется, понял практически каждый житель "постсоветского пространства" (кроме, конечно, олигархов и "успешных" менеджеров). Но в огульном отрицании "православного социализма" (будем использовать для компромисса этот довольно неопределенный термин) есть ещё одна очень тревожная составляющая. По-существу, это другая форма неприятия того отрезка нашей истории, на который приходится советское время. Скажу прямо - огульно отрицать какое-то минимально полезное содержание в "православном социализме" - это, так сказать, лить воду на мельницу либеральной кампании "десталинизации". Поэтому ещё раз выражаю согласие с Вашим замечанием о необходимости очень тщательного подхода к данному вопросу, без кавалерийских наскоков.
Во Христе
Владимир К.
« Последнее редактирование: 21 Января 2011, 10:03:27 от Владимир К. » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 22 Января 2011, 19:53:25 »

Протоиерей  Георгий  Городенцев

О ереси хилиазма

Святоотческое толкование на Откр.20,1-6



«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20,1-6).


Как я понял из полемики на РНЛ, некоторые, читая это место Апокалипсиса, решили, что здесь святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит о будущем тысячелетнем царствовании на земле Господа нашего Иисуса Христа, т.е. о хилиазме. Который, собственно, и представляет собой учение о будущем земном царстве Спасителя с избранными Им святыми. Причем согласно данному заблуждению это земное царство Христа должно состоятся еще до Его второго пришествия и кончины мира. Что само по себе уже нелепо. Впрочем, вышеприведенная цитата (Откр.20,1-6) казалось бы не оставляет никаких сомнений на этот счет. Должен сказать, что и я, когда был молодым христианином, только что пришедшим в Церковь и незнакомым с ее догматами, то, прочитав эти слова Св.Писания, также решил, что здесь идет речь о будущем земном царствовании Спасителя в течении тысячи лет. Т.е. я также ошибочно (из-за неправильного толкования Св.Писания) принял заблуждение хилиазма. Речь идет именно о заблуждении, а не о ереси, поскольку я принял это лжеучение не по злобе, а по незнанию. И не упорствовал в нем. Когда я познакомился с учением Православной Церкви по этому вопросу, то понял свою ошибку и отказался от сего лжеучения. А вот когда человек упорствует в нем, как пытаются делать некоторые на РНЛ, то это уже становится для него не ошибкой, а ересью.

В чем же ошибочность и еретичность хилиазма? Очевидно, если принять это заблуждение, то следует подвергнуть сомнению общеизвестное учение Церкви о втором пришествии Христовом. Ведь согласно этому учению последнее будет означать кончину мира, Страшный Суд и начало пакибытия. Спрашивается, где же здесь место для тысячелетнего земного царства Христа? Или, может быть, в угоду хилиазму нам надо придумать басню о «третьем», промежуточным между первым и вторым, пришествием Христа? Совершенно очевидно, что это и нелепо, и противоречит православным догматам.

Вообще надо сказать, что отрицание хилиазма содержится в Св.Предании. Так, например, меня учили в семинарии. Так еще в древности реагировали на это заблуждение святые отцы. Приведу пример из жития св.Дионисия Александрийского. Как повествуют Жития святых: святой Дионисий обратился «с пастырскою заботливостью к успокоению волнения, произведенного Арсинойским епископом Непотом, который проповедовал ересь, названную хилиазмом. Святой отец не только написал в духе любви сочинение против Непота, но в том же духе вел соборные совещания с защитниками сей ереси и достиг того, что все они обратились к единению церковному» (Св.Димитрий Ростовский. Жития святых. Книга вторая. М., 1904 г., с.133).

Итак, взвесим на весах православия: на одной чаше Св.Предание, утверждающее, что хилиазм - это ересь; на другой - потуги нашего падшего ума (лжеименного разума), пытающегося произвольно толковать Апокалипсис, точнее Откр.20,1-6, и на основании этого защищающего хилиазм. Что является типичным примером современного модернизма - подвергать сомнению те или иные общеизвестные места Св.Предания на основе своего ума, на основе своих умствований. Но если наш ум такой «умный», то пусть тогда объяснит, что имеет в виду св.ап.Иоанн Богослов, когда говорит здесь о «первом воскресении» (Откр.20,5) и «второй смерти» (Откр. 20,6)? Объяснение этому он дать не сможет.

А вот святые отцы говорят по этому поводу следующее. Смерть человека бывает двоякой, поскольку сам человек состоит из души и тела. Поэтому есть смерть тела, есть и смерть души. Смерть тела состоит в том, что оно разлучается с душою. А смерть души состоит в том, что от нее отходит Дух Святой. Поскольку же смертей две, то и воскресения также два: одно есть воскресение души, а другое - воскресение тела. Какое же из них первое, а какое второе? Как говорят об этом Св.Писание и Св.Предание? А вот как. Когда Бог заповедал человеку не есть от дерева познания добра и зла, то сказал ему: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,17). Но ведь Адам после вкушения этого плода жил еще несколько сотен лет, так неужели Бог солгал? Никак! Святые отцы говорят, что здесь Господь сказал о духовной смерти человека, которая была первой и действительно произошла тотчас после грехопадения, смерть же телесная воспоследовала через много лет, т.е. была второй. А то, что смерть души Адамовой из-за разделения ее с Духом Святым наступила сразу же после грехопадения видно из тотчас же после этого произошедшего повреждения всех трех сил души: ума, воли и чувства. Повреждение ума первых людей видно из того, что они попытались скрыться от всеведущего Бога между деревьями рая (Быт.3,8). Повреждение воли видно из того, что на Отеческий глас Божий: «Адам, где ты?», - т.е. иначе говоря: «Адам опомнись, посмотри где ты, куда ты ниспал, в какой грех ты впал и покайся», - так вот на этот Отеческий призыв первые люди ответили не покаянием, которое, по-видимому, оставило бы их в раю, а самооправданием и обвинением в своем грехе других, в том числе и Самого Бога. Это говорит о нравственном повреждении воли человека, которая после его грехопадения склонилась более ко злу, чем к добру. Наконец, повреждение вожделевательной силы души (чувства) проявилось в том, что люди увидели, что они наги и стали испытывать стыд и плотское влечение (Быт.3,7; 10).

Итак, отсюда очевидно, что первой смертью Св.Писание и святые отцы называют смерть духовную, она поразила Адама в день грехопадения. А смерть телесная была уже второй, после нескольких сотен лет. Поэтому, говорят святые, и первое воскресение - это воскресение именно души, а не тела, которое воскреснет уже во второе воскресение - всеобщее воскресение мертвых в конце веков. Душа человека воскресает через Таинство Крещения, точнее, совоскресает в этом Таинстве вместе с Христом, как говорит об этом апостол Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6,3-5; .

Теперь применим это учение Св.Писания и святых отцов к толкованию Откр.20,1-6. Очевидно, и именно так толковали это место Св.Писания святые отцы, что здесь идет речь, как и говорит сам ап.Иоанн Богослов (Откр.20,5), о первом воскресении, т.е. о воскресении душ человеческих через крещение, а не тел. Поэтому слова апостола «и увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие...Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20,4) именно так и следует понимать, что ожили именно души святых людей через благодать Святого Духа, а не их тела. И эти слова ап.Иоанна совершенно созвучны вышеприведенным словам апостола Павла: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6,5), которые также говорят о воскресении душ человеческих через крещение, в частности, через «крещение кровию», т.е. через мученичество за Христа, о котором преимущественно и говорит ап.Иоанн Богослов.

Почему апостол говорит, что «смерть вторая (т.е. смерть телесная) не имеет власти» над этими святыми людьми (Откр.20,6)? Ведь все без исключения люди, том числе и святые, подвержены смерти, это удел всех людей. Но апостол Иоанн Богослов и не сказал, что святые не умрут телесно, он сказал, что смерть телесная не имеет над ними власти. И это воистину так, и в этом может убедиться каждый, кто хоть немного читал жития святых, особенно мучеников. Для них смерть за Христа была желанной, она не страшила их, как пугает обычных людей. Но они с радостью шли на страдания и смерть за Христа, ожидая для себя вечных благ и жизни будущего века «ибо... нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8,18). А это и означает, что телесная смерть не имела власти над душами этих святых людей, как они сами часто и заявляли мучителям: «Над телом моим ты имеешь власть, а над душой нет». Это же с полным основанием они могли сказать и смерти телесной. К тому же не она распоряжалась жизнью святых, а они сами распоряжались ее, как хотели - могли принять смерть, если хотели, а могли и отсрочить. Как, например, это видно из жития св.Василия Великого, который вопреки предсказанию врача еврея умолил Бога продлить ему жизнь ради обращения этого еврея ко Христу. И такие случаи в житиях встречаются неоднократно.

Итак, суммируя все вышесказанное на основе святоотеческого учения, можно сказать, что никаких оснований для хилиазма православное толкование Откр.20,1-6 не дает. Апостол Иоанн Богослов здесь говорит не о втором, всеобщем воскресении тел человеческих, а о, как и он сам сказал, «первом воскресении» (Откр.20,4), т.е. о воскресении душ человеческих через крещение. Поэтому и царство Христа здесь подразумевается не земное, а духовное. И воцарились святые со Христом по преимуществу потому, что Его силой победили свои душевные страсти, воцарились над ними, над своей душей.

Правда, уже от себя добавлю следующее. По моему мнению, здесь может иметь место еще и следующее, историческое толкование. Думаю, что апостол Иоанн Богослов не случайно несколько раз упоминает срок царствования святых в тысячу лет. Если мы вспомним историю, то заметим, что и Второй Рим (Византия) и Третий (Святая Русь) просуществовали как раз именно около одной тысячи лет. И некоторые святые воцарились вместе с Христом не только духовно, но и в прямом смысле этого слова - я имею в виду равноапостольных и благоверных царей и князей. Так что тысячелетнее царство святых на земле в определенном смысле уже дважды имело место в истории человечества, но никакого отношения в хилиазму это событие не имеет.

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/01/22/o_eresi_hiliazma/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!