Модернизация распилаОкончание очередного десятилетия – хороший повод для подведения итогов. Год 2010 интересен тем, что он подводит итог «сытому» десятилетию в истории России – времени «больших возможностей». В российской политической жизни последнего времени успело даже сформироваться соответствующее политическое крыло – «консерватизм» или «просвещенный консерватизм». Но парадокс состоит в том, что консервировать-то особо нечего – страна находится в таком состоянии, что самым политкорректным для характеристики ее дальнейшего существования действующая власть в лице президента Д.Медведева считает термин «модернизация». Такую раздвоенность, как в системе высшей власти, так и в понимании особенностей дальнейшего существования страны, без использования некоторых специфических медицинских терминов назвать трудно.
Неопределенность в восприятии действительности еще более усугубляется тем, что государственная власть, как она часто это проделывает, в очередной раз не озаботилась четкой формулировкой того, что она понимает под модернизацией. Наглядно это было продемонстрировано в середине февраля 2010г., когда в Красноярске проходил очередной экономический форум. На нем с помощью системы электронного голосования выяснилось, что 70% присутствующих не знают ответа на вопрос: что имеет в виду российская власть, призывающая к модернизации экономики. 47,6% участников Красноярского экономического форума уверены: «России не нужен интеллектуальный ресурс, обойдемся углеводородным».
Заметим, на Красноярском форуме речь шла только об экономической модернизации, а не о модернизации в более широком смысле.
Иначе говоря, те от кого, в основном, зависит успех провозглашенной модернизации, не понимают ее цели и не поддерживают, считая, что их жизнь и так неплохо устроена. Они накрепко присосались к нефтяным и газовым скважинам и трубам, и пока все оттуда не высосут, делать ничего не будут. Для них модернизация – это модернизация способов и инструментов распила бюджета и минимизации откатов.
Поэтому не стоит удивляться, что пока самыми очевидными для большинства россиян результатами инициируемой сверху модернизации являются запрет на лампы накаливания мощностью не менее 100 ватт, который начал действовать с 1 января 2011г., как часть кампании по энергосбережению, изменение часовых поясов и обсуждение целесообразности перевода стрелок часов на летнее и зимнее время.
Некоторые аналитики в последнее время стали считать, что «модернизации всея Руси за счет ресурсов сырьевого сектора в ближайшие годы ожидать не стоит: взятые властью на себя социальные обязательства исключают возможность быстрого развития экономики. В подготовленном МЭР «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предполагается, что налоговая нагрузка на экономику возрастает с 30,7% ВВП в 2010г. до 33,2% в 2011г. и 33,9% в 2013г. Если дополнительно принять в расчет снижение нефтегазовых доходов (на 0,2% ВВП), то нетрудно догадаться: нагрузка на несырьевой сектор экономики будет расти опережающими темпами, не оставляя ему ресурсов для развития.
Этих аналитиков понять можно, тем более что не добавляет оптимизма и национальные тенденции «модернизации» неэкономических, но не менее важных и основополагающих институтов общества, в частности – судебной системы. Целый ряд судебных слушаний по «резонансным делам» последнего времени не только не прояснил ситуацию с модернизацией судебной системы, но существенно ее усугубил. И как вы думаете, после подобных судебных процессов отток капитала из страны уменьшится, и в Россию заспешат иностранные инвесторы, чтобы поучаствовать в ее модернизации?
Понятно, что в настоящее время «модернизация» – это удобный политический PR-лозунг, предназначенный для позиционирования Д.Медведева в политической системе. Но, с другой стороны, мы считаем, что по объективным причинам у нашей страны просто нет иного выхода, как всесторонне модернизироваться, причем не только с технической, научной, экономической, но и с политической стороны. Модернизация – насущная необходимость, иначе страна может уже скоро прекратить свое существование. Пример СССР это подтверждает.
Хорошо известно, что прежде, чем что-то делать, обычно для себя и окружающих формируют пять позиций:
Максимально объективно оценивают существующее положение вещей и накопившиеся проблемы, т.е. устанавливают совокупность начальных условий, с которых стартует проект.
Определяют цель проекта и структурируют ее на задачи;
Определяют необходимые величины фундаментальных ресурсов (финансовых, материальных, энергетических, людских, информационных) и оценивают их располагаемые количества;
Устанавливают соответствие располагаемых инструментов поставленным цели и задачам;
Вырабатывают перечень конкретных мероприятий, который (перечень), как правило, сначала является избыточным, но затем в результате планирования уточняется с учетом располагаемых ресурсов и степени влияния каждого мероприятии на реализацию общей цели; проще говоря, отбираются только приоритетные мероприятия, совместимые с заданными целями и величинами располагаемых ресурсов.
Это – необходимая схема планирования любого вида деятельности: от обустройства дачного участка или ремонта жилья до модернизации всей страны. При этом отсутствие любого из перечисленных элементов надежно гарантирует провал любого проекта. Посмотрим с этой точки зрения на модернизацию страны. В данной статье будем рассматривать только первый вопрос – оценку существующего положения в стране. Остальные – в дальнейших статьях и аналитических докладах.
Результаты проведенного анализа представлены ниже. Мы старались выделить только существо проблем с привязкой к конкретному источнику информации. При этом в расчет не принимались звонкие планы, стратегии и концепции, в которых нам рассказывается, как будет хорошо жить через 10-20 лет, и истребителями какого поколения будут оснащены доблестные российские Вооруженные Силы. Цена таких прогнозов хорошо известна: от «догнать и перегнать Америку» и каждой семье по отдельной квартире к 2000г. – до удвоения ВВП к 2010г. и утопических положений Манифеста партии «Единая Россия» 2002г.
Итак, в настоящее время состояние страны характеризуется следующим.
1. Общее состояние экономики
Вся российская экономика и социальная система – эта функция по существу только одной переменной: цены российской нефти Urals на мировом рынке. Вырученные от продажи нефти и газа деньги возвращаются в мировую финансовую систему, делая невозможным развитие собственных инновационных проектов и экономики в целом. В 2006г. в международные резервы РФ было перечислено около $121,5 млрд. В 2007г. – около $172,7 млрд. В 2008г. (до наступления финансового кризиса в середине сентября 2008г.) – около $82 млрд. В 2009г. – около $12 млрд. В 2010г. – $37,1 млрд. В кризисном 2009г., когда дефицит российского государственного бюджета составлял $87 млрд., за 2-4 кварталы в валютные резервы было перечислено $55 млрд. Никакими национальными целями этого внятно не объяснить.
22 апреля 2010г. Минфин разместил 2 транша еврооблигаций на $5,5 млрд. из ожидаемых $7 млрд. Т.е. Россия вернулась на мировой рынок госдолга. Притом, что в первую половину весны 2010г. в российские международные валютные резервы было переведено $22 млрд.
В конце апреля 2010г. Счетная палата опубликовала информацию об игнорировании Банком России как минимум 2-х основополагающих законов РФ – Конституции (ст. 75) и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», предписывающих ЦБ «защиту и обеспечение устойчивости рубля». Выбранный в сентябре 2009г. правительством и ЦБ курс на инфляционное таргетирование вызвал подозрения аудиторов в противоречии основному закону страны.
Российские компании фактически продаются зарубежным финансовым группам, проводя размещения своих акций за рубежом. Российский фондовый рынок превратился в прибежище для спекулянтов и не может способствовать развитию реальной экономики.
Согласно оценкам аналитиков «Тройки Диалог», иностранные инвесторы обеспечивают основной финансовый капитал на рынках акций (75%) и еврооблигаций (70%). При этом их доля в совокупной структуре финансового капитала в России составляет 44%. В 2006г. – 13%.
Иногда в качестве позитивного фактора указывается на положительную динамику российского фондового рынка, капитализация которого на начало 2011г. достигла $1,027 трлн. Но все дело в том, что в России пока фондового рынка реально не существует – «погоду» в нем делают 10 крупных компаний, в совокупности определяющие более 58% общей капитализации, многие из которых – монополии. В настоящее время российский фондовый рынок – это забава для спекулянтов и большая узаконенная «прачечная». Недаром предприятия реальной экономики только несколько процентов необходимых финансовых средств получают с фондового рынка; остальное – кредиты банков или же их собственные средства. Такое положение нельзя назвать нормальным.
Энергоемкость российского ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,5 раза выше уровня развитых стран. Эффективность отопления в России ниже в 1,2 раза, чем в Германии и Франции, и в 3 раза – чем в скандинавских странах. По оценкам экспертов, потери в российской системе теплоснабжения достигают 50% от объема производства тепла – в Финляндии этот показатель находится на уровне 6%. Т.е. в 200 км севернее России дела обстоят совсем иначе!
В 2006г. в среднем по РАО ЕЭС на производство 1 кВт ч электроэнергии тратилось 334 г условного топлива (у. т.), на 1 Гкал тепловой энергии − 144 кг у. т. (в Германии эти показатели составляли 219 г и 94 кг). С 1 января 2011г. в полном объеме вступил в силу федеральный закон «Об электроэнергетике»: вся электроэнергия в стране, за исключением поставляемой населению, начала продаваться по свободным ценам. Когда правительством утверждалась программа реформирования электроэнергетики, говорилось, что новые «эффективные» собственники привлекут инвестиции, модернизируют электроэнергетику и существенно снизят тарифы, конкурируя друг с другом. Что в итоге? Тарифы как росли, так и продолжают расти, а главный идеолог дробления и приватизации электроэнергетики теперь занимается нанотехнологиями, от которых (как нас убеждают) через каких-нибудь 10-20 лет всем нам будет очень хорошо.
Больше половины гидротурбин, установленных на российских ГЭС, имеет износ до 95%. На ТЭЦ больше половины оборудования имеет износ 90%. Износ строительных фондов приближается к 100%. Страна вступила в полосу аварий, которая продлится в лучшем случае 5-7 лет. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 60%. Такие данные, как передает ПРАЙМ-ТАСС, привел сегодня (23 ноября 2010г.) президент России Д. Медведев на заседании президиума Госсовета РФ. «Если ничего не делать, то через 5-7 лет наступит катастрофа», – отметил он.
Экономические потери нашей страны от некачественных дорог и их недостаточной густоты превышают 2% ВВП (или 1,8 трлн. руб.) – это больше расходов государства на оборону. На Россию приходится 3% протяженности мировых автомобильных дорог. В абсолютном выражении показатель для России почти в 7 раз меньше по сравнению с США. В США в 2007г. проникновение всех типов дорог составило 66 км на 100 кв. км, общий показатель для 27 стран Европы, входящих в ЕС, достигал 126 км на 100 кв. км. В России же проникновение не превышает 5,5 км на 100 кв. км.
Транспортная составляющая в себестоимости российской продукции составляет 15-20% против 7-8% в развитых странах. Средняя скорость перемещения грузов в России втрое ниже европейской, а себестоимость автомобильных перевозок в 1,5 раза выше. Планируемая стоимость дорожного строительства в нашей стране превышает европейский уровень более чем в 2,5 раза, американский – в 3 раза, китайский – более чем в 7 раз. Даже президент Медведев зафиксировал, что «стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30% – это факт. Формула проста: применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей».
Строительство нового терминала «Внуково» на 10 млн. человек в год обошлось в 65 млрд. руб., а 4-й терминал мадридского Баррахаса, обслуживающий 31,2 млн. человек в год, стоил ?448 млн. (19,7 млрд. руб.). Цена строительства под ключ 400-километровой линии TGV Париж − Страсбург − около ?3,2 млрд. (153 млрд. руб.), а инвестпрограмма РЖД на 2010г. − 270 млрд. руб., но никаких новых дорог в ней нет.
В 2010г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия провалилась с 43-го места до 51-го. В рейтинге Doing Business, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 123-м месте из 183.
2.Наука и образованиеНа финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения в 2010г. государство выделяет 159 млрд. руб. ($5,4 млрд.) – около 0,37% ВВП, или 0,94% консолидированного бюджета. В 2010г. объем финансирования РАН и ее региональных отделений составил около 50 млрд. руб. Для оценки масштаба этой величины: в конце 2009г. Сбербанк потратил на ребрендинг 20 млрд. руб.
Российские предприниматели вкладывают деньги в инновации еще неохотнее: частные инвестиции в НИОКР составляют примерно 1/4 от совокупных. Для сравнения: китайское правительство в 2008г. потратило на НИОКР $67 млрд. – около 2% ВВП, местный бизнес инвестировал в разработки $142,4 млрд. (68% от совокупных вложений).
Бюджеты отдельных российских НИИ из числа самых лучших составляют 3-5% от бюджета аналогичных учреждений в США. Доля российских разработок на мировом рынке сегодня менее 1%, в то время как в СССР доля изобретений была 25% от общемирового уровня. Отдельные проекты типа спецпоселения Сколково только рельефнее подчёркивают отсутствие системы и аппарата управления комплексными научно-техническими программами.
По данным Национальной ассоциации инноваций, в 2009г. из России иммигрировали в США – 48 тыс., в Израиль – 12 тыс., в Австралию – 10 тыс. человек. «Утечка мозгов» на Запад ежегодно обходится России в $25 млрд. С 1991г. численность работников научных организаций снизилась в 2,2 раза.
В 2009г. в РФ разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа предприятий. В Германии – почти 70%, в Ирландии – 57%, в Бельгии – 60%, в Эстонии – 55%. Только 3 российские компании входят в мировую тысячу компаний – лидеров по исследованиям и разработкам: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке – 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%) и «Ситроникс» (868-е место, 2,6%).
3.Социальная сфераВ настоящее время 85-90% населения страны живет от зарплаты до зарплаты. Практически во всех регионах РФ большинство семей находятся на грани реального прожиточного минимума. Отсутствие достаточных материальных стимулов к труду приводит к тому, что 50% рабочего времени используется неэффективно. Проще говоря – половина рабочего времени теряется.
По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле 2010г. составил 8,2%.
Обеспеченность населения отечественными продуктами питания примерно в 2 раза ниже уровня продовольственной безопасности. Проблема настолько серьезна, что в декабре 2009г. Совет Безопасности вернулся к рассмотрению Доктрины продовольственной безопасности. Люди старшего поколения помнят, что последовало за Продовольственной программой СССР.
Потребление рыбы и рыбопродуктов в РФ ниже стандартов питания на 56%, мяса и мясопродуктов отстает от нормы на 68%. Молока и всей продукции, основанной на нем, россияне потребляют меньше на 61%, а яиц, похоже, не едят вообще, отставая от нормы на 88%. Таким образом, потребление продуктов в РФ более, чем в 2 раза ниже нормы.
По представлениям россиян, прожиточный минимум в среднем на одного человека сегодня должен составлять не менее 10-11 тыс. руб. в месяц (уровень абсолютной бедности, по их мнению, начинается с дохода в 7200 руб.), тогда как душевой доход в семье в прошлом году едва достигал 9100 руб.
По данным социологического исследования, в обществе нет понимания того, что происходит в экономике. 31% россиян считают, что именно сейчас мы переживаем самые тяжелые времена, 28% полагают, что кризис «уже позади», и столько же – 29% – настроены весьма мрачно, предсказывая, что «худшее еще впереди». 85% заявляют, что не имеют представления о том, куда движется страна, есть ли у нее будущее. Даже в повседневных своих делах большая часть россиян ограничена горизонтом ближайших недель, не зная, что будет дальше (это особенно интересно на фоне всех разговоров о модернизации и инновациях.)
Вместе с тем едва ли не впервые за все время наблюдений размеры абсолютной бедности сократились до минимума: доля респондентов, говорящих, что их доходов (заработка, пенсий, пособий) не хватает даже на еду, в декабре этого года сократилась до 9% (многие из них перешли в категорию «нуждающихся» – тех, кто уже не подголадывает, но для кого покупка одежды является серьезной проблемой, таких людей у нас сегодня 31%)
Формула восприятия повседневной жизни звучит следующим образом: «жить трудно, но можно терпеть» (так говорят 52% опрошенных); 18% заявляют, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно», однако 27% (преимущественно молодые люди или респонденты с доходами выше среднего – предприниматели, руководители) полагают, что «все не так уж плохо и жить можно».
Опрос делает очевидным двойственный характер отношения к власти, включая первых лиц и высших чиновников. 39% относится к их речам с глубоким недоверием и настороженностью, считая, что руководители государства по большей части (или даже всегда) скрывают правду или лгут. Еще 35% полагают, что правда и ложь в их выступлениях обычно перемешана, иногда то, что они говорят, соответствует действительности, иногда – нет, все зависит от их интересов и ситуации. И лишь 21% опрошенных верят, что высшие руководители страны «практически всегда» или, как минимум, «по большей части» говорят правду, когда речь касается положения дел в стране, в экономике, здравоохранении, пенсионном обеспечении, борьбе с преступностью и прочих важнейших вопросах управления. То есть, 3/4 населения России относятся к высшему руководству с большим сомнением, привычно оставляя свое собственное мнение для «внутреннего пользования».
Высокий разброс в уровне жизни граждан РФ стал одной главных угроз национальной безопасности. В 2008г. сегмент обеспеченных россиян составлял 1,2 млн. человек (0,8% населения). Им принадлежит 4,2 трлн. руб. ликвидных активов (10% ВВП), 40% частных депозитов банковской системы (2 трлн. руб.), 70% инвестиций в локальные паевые фонды (100 млрд. руб.) и 30% доходов населения (6 трлн. руб.).
Текущий финансово-экономический кризис высветил застарелые дефекты отечественной экономики и финансовой системы. В 2009г. по темпам экономического роста РФ заняла 207-е место из 214. Из стран G20 – по всем параметрам 20-е место. По уровню коррупции – 147-е место из 180 стран. По средней продолжительности жизни – 131-е место из 180.
В Нью-Йорке обнародован ежегодный доклад ООН по развитию человеческого потенциала. В представленном рейтинге стран РФ занимает 65-е место, находясь между Албанией и Казахстаном. ООН оценила среднюю продолжительность жизни россиянина в 67,2 года. Всего в рейтинг вошли около 170-ти государств. В 1-й пятерке лидеров рейтинга Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США и Ирландия, замыкают рейтинг Сомали, Тувалу и Вануату.
(Продолжение следует)