Русские – самый большой народ России,
а Волга впадает в Каспийское море Манежная площадь
Итоги года через призму Манежной площади
Как ни, крути, а главным событием прошлого года останется стихийное выступление молодёжи под стенами Кремля на Манежной площади 11 декабря. Не только потому, что Президент Дмитрий Медведев на первой в новом году встрече с руководством обеих палат Федерального собрания поручил парламенту включиться в решение межнациональных проблем в России. Не только потому, что Медведев признал: "Русские являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны» и призвал особое внимание уделять русской культуре. Подписание 29 декабря 2010 года в Доме Правительства Российской Федерации одиннадцатого по счету Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2011-2013 годы также можно отнести к завоеваниям Манежной. Как утверждают делегаты VII съезда ФНПР, открывшегося 12 января 2011 года в Москве, председатель Федерации Михаил Шмаков несколько раз во время форума профсоюзов повторил фразу: «Если бы не Манежная, Генеральное соглашение не было бы подписано». Напомним, что переговоры по подписанию главного документа, который регулирует на федеральном уровне социально-трудовые отношения, проходили в обстановке постоянных попыток работодателей законодательно ограничить права трудящихся и профсоюзов, существенно снизить достигнутый уровень социальных гарантий наемных работников в России.
«Охваченные единым умыслом»
Напомним, что непосредственным поводом для «восстания спартаковцев» послужили события 6 декабря 2010 года на автобусной остановке возле дома 37 по Кронштадтскому бульвару в Москве, где произошёл конфликт между Егором Свиридовым и Асланом Черкесовым. 26-летний Аслан Черкесов из Кабардино-Балкарии серией выстрелов из травматического пистолета Streamer 1014 убил Егора Свиридова, и ранил его товарища Дмитрия Филатова. Во время драки также пострадали друзья Свиридова — Гаспарян, Карнаков и Петреченко. Всего на месте нападения было обнаружено 12 гильз. В результате следственных мероприятий был задержан сам Аслан Черкесов, а также другие участники нападения. Из пяти задержанных четыре участника драки (Артур Арсибиев, Аной Анаев, Рамазан Утарбиев и Хосин Ибрагимов) были отпущены, а затем и вовсе покинули Москву.
Уже после волнений на Манежной первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что в прокуратуре считают неправомерным решение следователя отпустить подозреваемых в убийстве болельщика Егора Свиридова. По словам Буксмана, "сам конфликт имеет обыкновенную бытовую почву, поскольку молодые люди просто не поделили, кому первым ехать на пришедшем такси, и люди из числа обвиняемых, используя малозначительный повод, совершили убийство одного человека, второй был тяжело ранен." Следователь Следственного отдела по Головинскому району Москвы искусственно разделил уголовное дело – возбудил уголовное дело по убийству в отношении одного лица, а всех остальных задержанных освободил. Прокурор назвал это решение незаконным, поскольку все участники драки на Кронштадтском бульваре "действовали, охваченные единым умыслом". Это решение следователя, по словам Александра Буксмана, "по сути привело к тому, что произошло противостояние, которое вылилось по сути в массовые беспорядки".
Сам следователь Головинского следственного отдела СУ СКП РФ по Москве Михаил Соколов заявил, что для задержания пятерых кавказцев, участвовавших в драке, где застрелили фаната «Спартака» Егора Свиридова, не было законных оснований. По его словам, для пятерых из шести задержанных в УК РФ нет статьи, предусматривающей лишение свободы. «В том случае им можно было инкриминировать побои. Но это милицейская подследственность. Я предлагал работать в этом направлении. Но то, как отреагировали стражи порядка… Впрочем, извините, я не собираюсь охаивать чей-то труд», — сказал Соколов. Следователь добавил, что уроженцы Дагестана доставлялись в органы внутренних дел, и решение отпустить их принималось там. Арестовать же кавказцев следователи не могли. Михаил Соколов считает, что в произошедших после убийства беспорядках никто не виноват. Он также опроверг слухи о том, что пятерых кавказцев отпустили после того, как родственники «договорились» с правоохранительными органами. «Просто многонациональная страна, накопились проблемы. Случай бытовой, но он стал последней каплей. С таким же успехом это могло случиться в любом другом крупном городе, — сказал Соколов — Я могу сказать — мы не отпускали преступников. Основания для задержания этих людей не было», — добавил Соколов.
Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что руководителем следственного отдела Следственного комитета было сообщено начальнику ОВД по Головинскому району о необходимости документирования факта массовой драки и производства следственных действий дознавателями и следователями ОВД. Но вопреки требованиям закона это сообщение было проигнорировано и никаких действий по привлечению к уголовной ответственности подозреваемых в причинении побоев сотрудниками милиции не предпринималось. Лишь спустя практически двое суток дознавателем ОВД по Головинскому району города Москвы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ (побои). После чего уголовное дело о причинении побоев забрали у милиции, соединили в одно производство с уголовным делом об убийстве Свиридова. Только 12 января 20111 года в Москве был задержан пятый участник драки, в которой погиб Егор Свиридов.
А 11 декабря прошлого года всё началось с шествия памяти 3000 болельщиков «Спартака» к месту гибели Егора Свиридова на Кронштадтском бульваре с возложением цветов. На месте убийства была отслужена панихида. К 13:30 число участников акции возросло до 6 тыс. человек. К 15:00 центр мероприятий переместился на Манежную площадь. К этому времени на Манежной на несанкционированный митинг собралось от 5 тысяч (по версии ГУВД Москвы) до 50 тысяч участников (по версии телеканала «Россия 24»). На Манежную были стянуты сотни бойцов ОМОНа, приехали более десяти грузовиков с солдатами внутренних войск МВД. Участники митинга скандировали лозунги: «Русские, вперёд», «России — русскую власть», «Один за всех и все за одного», «Россия для русских!», «Москва для москвичей!». Случайные прохожие неславянской внешности, оказавшиеся рядом, подверглись избиениям. Произошли массовые столкновения болельщиков с ОМОНом. Протестующие зажигали файеры, взрывали петарды, кидали пустые бутылки, снежки и камни. Пострадала приготовленная к празднованию Нового года ёлка. В результате беспорядков госпитализированы 19 человек, к ночи число находящихся в больнице возросло до 29 человек. В этот же день митинги протеста прошли во многих городах России. А в последующие дни в Москве были попытки провести ещё несколько несанкционированных митингов и шествий.
Что это было?
Никогда ещё волнение народа за всю постсоветскую историю не происходили так близко к стенам Кремля. Поэтому на события отреагировали вся властная вертикаль.
Президент России Дмитрий Медведев 12 декабря в своём микроблоге на сайте Twitter события в Москве прокомментировал так : «И последнее — на сегодня. По Манежной. В стране и в Москве — всё под контролем. Со всеми, кто гадил, разберёмся. Со всеми. Не сомневайтесь». Отвечая на вопросы во время разговора с народом премьер-министр Владимир Путин сказал: "Правоохранительные органы много критикуют в связи с этими событиями, а их тоже нельзя одной краской – черной – мазать, нельзя их ниже плинтуса опускать! А то либералам придется бороденки – сбрить, каски – надеть и идти самим на площадь!". "Бацилла радикализма есть в любом обществе, как и есть вирусы в организме любого человека. Но если у общества есть иммунитет, то и все эти проявления радикализма сидят на клеточном уровне. Хотя в данном же случае проблема комплексная. Дело же не в том, что убили болельщика и люди вышли на улицы. Они вышли потому, что власть вовремя не отреагировала. Почему люди, причастные к убийству, не были задержаны? Это вопросы к власти. С другой стороны, это не дает никому права в свою очередь нарушать закон», – заявил премьер-министр.
События на Манежной площади подробно обсудили в Совете Федерации . Выводы, к которым пришли сенаторы и приглашенные участники, оказались неутешительными. Количество преступлений экстремистского характера в России с каждым годом растет, и в 2010-м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот прирост составил 20%. Глава СФ Сергей Миронов в своей вступительной речи отразил практически все причины субботних беспорядков, которые, так или иначе, муссировались в прессе: бытовую национальную нетерпимость, правоэкстремистские организации, плохую работу правоохранителей и некорректное поведение приезжих. "Почему мы стесняемся говорить, что русских больше всего в России? Что они не только несут ответственность за все, что происходит в нашей стране, но и могут требовать уважения? Никто не может заставлять нас оправдываться за то, что мы – русские. Нужно смотреть правде в глаза: это (события на Манежной площади — Ред.) следствие социальной напряженности, бедности и отсутствия внятной национальной политики", – сказал Миронов. Рамзан Кадыров назвал беспорядки в Москве акцией против целостности России. А зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков признал: «Накоплен огромный негативный потенциал. Растут цены, безработица, нет доступного жилья, нет достаточного объема политических свобод, нет партий, нет нормальных выборов. Все это накапливается. И для того, чтобы снесло крышку котла, достаточно одной искры. Вот она и чиркнула».
Почти панически отреагировала на Манежную либеральная общественность, еврейские интеллигенты. Виктор Шендерович даже инициировал ответную акцию под названием «Москва для всех». Она состоялась 26 декабря на Пушкинской площади в Москве. Акцию поддержали «ряд выдающихся культурных деятелей». Их точку зрения ярко выразил писатель Дмитрий Быков : «Сегодня уже ясно: фашизм приходит туда, где истребляются культура и мысль, где власть обслуживает себя и крышует своих, где нет мысли и соответственно будущего. Ведь люди, которые вчера громили станцию метро "Охотный Ряд" и Манежную площадь, – это именно окраинная молодежь, у которой будущего нет. Нынешней власти они нужны только для одного: показывать их время от времени, выпуская на площади, прямо попустительствуя – и приговаривая: видели, видели? Смотрите, что будет, если не мы. Смотрите, от кого мы вас ограждаем». «Вопрос "Что делать?", – написал Быков, – уже не имеет смысла – все уже сделано. Мюнхен уже в Москве. Фашизм не надо специально растить – достаточно выкорчевать все, что ему противостоит. Он может прийти под видом Кущевской, а может – под видом фанатского сборища. И какая разница, как он называется?» А вот Людмила Улицкая высказалась менее категорично, в том смысле, что пацанам просто «культурки» не хватает. «Я думаю, – заявила она в интервью «Известиям», – недавняя ситуация с Манежной площадью – это ситуация несчастных, необразованных, нелюбимых детей, которые выросли без того, чтобы кто-нибудь их гладил по головке, прижимал к груди и говорил: "Ванечка, посмотри, какая интересная книжка!" Образование, просвещение снижают уровень агрессии». Другой еврейский интеллигент, Леонид Радзиховский увидел в событиях на Манежной «резкие телодвижения» "физиологически брутальной" молодежи, «во многом просто гормональный бунт "скверных мальчишек", "ревущий тестостерон" которых в выгодную им сторону стараются направить их вожаки, в число которых спешит затесаться "новый Минин", полковник Квачков и его "коллеги по диагнозу" «При всей абсурдности лозунга "России – русская власть" (а сейчас кто во власти?!) он "цепляет подкорку, " — пишет Радзиховский в «Российской газете».
Совсем по-другому оценил события на Манежной профессор МГИМО философ Валерий Соловей: «Долгое время всем народам, кроме русского, в России разрешалось проявлять национализм. Теперь русская молодёжь показала, что национализм становится массовым… Власть сама спровоцировала столкновения на Манежной площади. Она не выполнила свою главную функцию — защиту граждан страны от насилия. Её бездействие вывело людей из себя и заставило выйти на улицы». Его коллега философ Александр Дугин высказал мнение, что на Манежной площади 11 декабря мы увидели общество, которое заявляет о своём принципиальном несогласии с положением дел в правовой сфере, этнической политикой в Москве, отношением к русскому большинству, социальной несправедливостью, обступающей со всех сторон. «Протест на Манежной лишь по виду национализм. По сути, это крик боли и отчаяния от того, что те, кто призваны нас защищать, нас же и предают», – заявил в своем ЖЖ известный православный миссионер, профессор Московской духовной академии, автор учебника по «Основам православной культуры» протодиакон Андрей Кураев. А Всеволод Чаплин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата заявил: «Случившееся – это уже не звоночек, а мощный удар набатного колокола: национальную политику надо менять, и делать это в ближайшие недели, если не дни. Сегодня существуют две серьезные угрозы: первая – вызывающее поведение этнических группировок, в том числе и преступных, вторая – деятельность экстремистских сил, использующих межнациональные столкновения, чтобы привлечь к себе миллионы сторонников, а в идеале – прийти к власти в стране». Известный журналист и политолог Виталий Третьяков считает: «Полиэтничность и многоконфессиональность России суть константы. Но такая же константа – русскость России. И события 11 декабря окончательно зафиксировали: уже никому из политиков и демагогов нашей страны обойти этот вопрос не удастся. Но поиграть в молчанку еще пару-тройку лет можно».
И, наконец, в своём заявлении русские организации заявили, что «массовые акции на Манежной площади и в Гостином Дворе – драматичный, но неизбежный этап самоорганизации русского гражданского общества». Акции, прокатившиеся по многим городам России, авторы документа называют «прискорбным, но закономерным результатом государственного национальной политики». Русскому народу нет места в российской политической системе, говорится в документе. А «там, где перекрыты возможности для диалога, где одна сторона не желает слушать другую – эскалация насилия неизбежна».
Дети понедельника
В перевод на русский один из классических романов украинской литературы называется так: «Разве ревут волы, когда ясли полные?». Разве случился бы молодёжный бунт на Манежной площади, если бы русские были довольны жизнью?
В большинстве своём старые русские люди, особенно в провинции, позитивисты с менталитетом советского человека, привыкшие верить в лучшее будущее «несмотря ни на что и вопреки всему». Но по оценкам социологов на данный момент русские находятся в числе самых несчастных наций в мире — вместе с белорусами, украинцами, молдаванами, армянами, албанцами, болгарами и румынами. Как показывает индекс субъективного благополучия, несчастнее нас только население Ирака и Зимбабве. А итогам 2010 года, и в целом нулевых лет третьего тысячелетия, кажется впервые русские вообще не находят аргументов для оптимизма.
Хотя, как говорится, в России хорошо живут те, кто не в курсе и те, кто в доле. Эта фраза лучше всего отражает нашу ситуацию в том числе и в информационной сфере. Наши СМИ уже давно перестали быть зеркалом действительного положения вещей. Как точно заметил директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, мы живём в стране Фантазия, где «замысел выдаётся за факт, план — за результат, слово — за дело». Каждый день мы слушаем рассказы о будущей лучшей жизни. Все чиновники, от президента до главы поселкового совета, с помощью журналистов строят воздушные замки, один прекраснее другого. И самый прекрасный из них строится в Сколково… Но эти «новости» всё чаще расходятся с реальностью. А власти не смущаются, а просто меняют характер их подачи — относят горизонт вероятного свершения задуманного в неопределённо долгое будущее. Но, увы, всё больше и больше людей понимают, что будущего у нас может и не быть. Что происходит в стране на самом деле?
Окончание следует