Чтобы обвинить Россию в агрессии, в Европе подделывали завещания русских царейДмитрий Орехов, Русская народная линияИнформационные войны XIX века …
В начале XIX века Франция во главе с Наполеоном Бонапартом стала резко усиливаться, превращаясь в первую державу на континенте. Дерзкие мысли о захвате России все чаще посещали горячие французские головы. Нужно было срочно создать образ врага, убедить свой народ в том, что наполеоновская армия вершит правое дело, спасая Европу от агрессивных «варваров» - русских. Понятия «черный пиар» тогда еще не существовало, однако задача была выполнена - в соответствии с самыми передовыми информационными технологиями того времени.
«Завещание» Екатерины...
В 1802 году в Париже вышла книга «История России, сокращенная до изложения только важных фактов». В приложении был опубликован документ под названием «Добрые и последние наставления Екатерины II Павлу I, найденные между бумагами императрицы российской после ее смерти». Издатель сообщал, будто «один русский литератор, находящийся в службе при дворе Петербургском, доставил нам копию императорского манускрипта, добытого им с великим трудом».
Екатерина II советовала сыну ввести в стране строжайшую цензуру на все, что поступает в Россию из-за границы. Если в стране появятся свои философы-вольнодумцы - самым подходящим местом для них будет Сибирь. Императрица писала о необходимости «железным прутом управлять народами».
Правитель, сообщала Екатерина II, должен подчинить общественное мнение религии, «чтобы мысль всегда находилась между цензорами и попами». Императрица советовала держать войско в «беспрестанной готовности». «Народ ничего, солдат - все!» - восклицала она.
Мысли Екатерины о будущем Франции должны были вызвать у французов наибольший интерес. «Кто бы мог подумать, - писала Екатерина, - чтобы эта французская нация, столь остроумная, дошла до такой степени тупости и самоотвержения, что преклонила голову под иго, обагренное кровью и грязью, в тысячу разов тяжелее носимого ею в продолжение стольких веков?» В этой связи императрица заклинала сына «налететь» на Францию, выждав, когда она «совершит все преступления, когда сделается предметом ненависти, впадет в анархию». «Надеюсь, что верный моим планам Российский орел расправит свои могучие крылья, чтобы обрушится на сею преступную страну, где кровь короля пролилась рукой его народа», - писала Екатерина.
Итак, французским читателям был предложен конфиденциальный документ русской императрицы, осуждавший Французскую Революцию и советовавший преемнику на троне в нужный момент разгромить республику!
...И его сочинитель
В настоящее время у исследователей нет сомнений, что автором книги «История России» и «завещания» Екатерины был идеолог французской революции, поэт и публицист Пьер Сильвен Марешаль (1750-1803), автор знаменитого стишка: «Мы добрых граждан позабавим//И у позорного столба//Кишкой последнего попа//Последнего царя удавим».
За плечами Марешаля уже был опыт всевозможных мистификаций. Еще в 1784 году он издал свою «Книгу, спасшуюся от потопа, или Вновь открытые псалмы», в которой в форме религиозных текстов выразил протест против монархии и засилья Церкви.
Фабрикуя свою фальшивку, Маришаль копировал стиль писем Екатерины к Вольтеру, причем делал это довольно талантливо. Несомненно, что «саморазоблачение» царицы было куда эффектнее, чем любая, самая едкая критика в ее адрес. Не обошлось и без ляпов. В какой-то момент Маришаль увлекся и заставил Екатерину назвать себя... Мессалиной, не подумав, в устах царицы подобное сравнение самой себя с распутницей прозвучит странно. Подвело его и слабое знание российских реалий: от лица Екатерины француз настойчиво советовал прекратить деятельность «вольнодумных клубов» и «политических обществ», которых в России еще не было! Наконец, Маришаль не знал, что отношения Екатерины с Павлом были натянутыми. Перед своей скоропостижной смертью царица думала, как передать скипетр внуку Александру - она никогда не стала бы обращаться с завещанием к Павлу...
Пламенный борец за свободу, равенство и братство, Марешаль исходил из того, что история России является «суммой преступлений ее правителей» и не гнушался подлога для доказательства этой идеи. Вскоре у него появились подражатели.
«Завещание» Петра I...
В начале 1812 года, накануне вторжения Наполеона в Россию, Париж был взбудоражен новой книжной новинкой. Публицист Шарль Лизюр выпустил 500-страничный памфлет «О возрастании русского могущества с самого начала его до XIX столетия». Книга была выпущена большим тиражом, и правительство Франции прилагало особые усилия к ее распространению. В своей книге Лизюр пересказывал некий документ под названием «Завещание Петра I, императора и самодержца всероссийского». В этом «завещании» царь предписывал всем своим преемникам «поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха». Петр рекомендовал потомкам «вмешиваться во все дела и распри Европы» и «неустанно расширять свои пределы». Он советовал привлечь на свою сторону «грековосточных схизматиков» и возможно ближе «придвигаться к Константинополю и Индии», потому что «обладающий ими будет обладателем мира». Царь объяснял, как нужно действовать, чтобы покорить Турцию, Персию, Сирию и Индию. После захвата этих стран надлежало стравить между собой Германию и Францию, а потом, «воспользовавшись решительной минутою, устремить свои заранее собранные войска на Германию». Одновременно следовало выслать из Азовского моря и Архангельска «два значительных флота со своими азиатскими ордами». Когда эти орды наводнят Францию и Германию и обе страны будут побеждены, «остальная Европа покорится легко и без всякого сопротивления».
Книга Лезюра стала допингом для армии Наполеона. Шагнув за Неман, французы искренне верили, что спасают Европу от «азиатских орд». Когда же зимой 1812 года наполеоновская армия в беспорядке бежала из пределов России, солдаты Кутузова обнаруживали в захваченных неприятельских штабах сотни экземпляров этого сочинения.
...И его авторы
На этот раз фальшивка была сработана совсем топорно. Очевидной нелепостью выглядело то, что царь называет свой народ «азиатскими ордами», а православных греков - «схизматиками» (т.е. раскольниками). Конечно, и реальная политика Петра не имела ничего общего с постулатами «завещания», с планами завоевания Индии и Константинополя.
Кто же был автором фальшивки? Здесь единого мнения нет. Есть предположение, что текст завещания сочинил известный французский трансвестит шевалье д'Еон, секретарь посольства в Санкт-Петербурге. По другой - не менее экзотической - версии авторство принадлежало венгерскому посланнику Мате Талабе, еще при Петре высланному из Москвы по подозрению в шпионаже. Если найти изготовителя фальшивки сейчас невозможно, то с заказчиком книги, пожалуй, проблем меньше. Все указывает на то, что им был Наполеон Бонапарт. Шарль Лизюр, впервые обнародовавший «завещание» был сотрудником французского министерства иностранных дел, и, по-видимому, был совершенно официально уполномочен на написание антироссийского памфлета. Кстати, некоторые исследователи полагали, что автором «завещания» мог быть и сам Бонапарт. Во всяком случае, стилистика документа очень напоминает речи корсиканца, как и мысли по завоеванию мирового господства.
Миф о «русской угрозе»
О «завещании Петра» много писали европейские газеты. В Германии немало сил для ознакомления широкой общественности с этим документом приложили Маркс и Энгельс. С особенным интересом отнеслись к «Завещанию Петра» в Англии. В компанию 1812 года при штабе Кутузова состоял британский генерал Роберт Вильсон (удостоенный, кстати, русского ордена). В своем дневнике генерал писал о книге Лезюра, что она «написана под прямым надзором французского правительства» и что Наполеон «все свои действия оправдывает именно ею». Неизвестно, чем так досадили русские Вильсону, но, вернувшись в Англию, он выпустил книгу под названием «Очерк о военной и политической мощи России». В ней лауреат Святого Георгия обвинял русских в «варварстве» и «каннибализме». И самое удивительное: очерк был написан на основе «завещания Петра» и идей Лизюра. В отличие от книги француза, «Очерк» произвел большое впечатление на британское общество. Поверив, что «московские варвары» желают прибрать к рукам Индию, англичане надолго заболели русофобией. В конечном итоге антирусские настроения привели к Крымской войне...
«Завещание Петра» снова извлекли на свет накануне первой мировой - для Германии оно послужило дополнительным основанием для войны с Россией. Во времена второй мировой его использовала пропаганда Геббельса. В настоящее время никто на Западе всерьез не упоминает эту фальшивку, однако миф уже сделал свое дело. В глазах всего мира Россия может быть только агрессором и никем другим. В этом свойство «черного пиара»: несправедливо обвиненный может доказать в суде, что он никого не убивал и не насиловал, но доброе имя, скорее всего, уже не вернет.
http://ruskline.ru/analitika/2011/02/01/chtoby_obvinit_rossiyu_v_agressii_v_evrope_poddelyvali_zavewaniya_russkih_carej/