Русская беседа
 
13 Июня 2025, 11:57:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : 12 Июня 2025, 12:04:19 
Автор Александр - Последний ответ от Александр Васильевич
Александр Островский.

А. И. Фурсов.

Солженицын. Прощание с мифом



И во веки веков, и во все времена Трус, предатель – всегда презираем. В. Высоцкий  

1

В 2004 г. вышла книга замечательного историка Александра Владимировича Островского «Солженицын. Прощание с мифом». В ней автор разобрал литературную и политическую биографию А. И. Солженицына. Последняя глава книги называется «Глупость или измена?». Причём оба эти слова адресованы не столько Солженицыну, сколько КГБ. Двенадцать лет спустя в работе «Солженицын, КГБ, крушение СССР» А. В. Островский развил эту тему.

Книга 2004 г. вышла четырёхтысячным тиражом, практически сразу же была раскуплена и стала библиографической редкостью. Сборник «De Secreto», для которого была специально написана вторая работа, вышел суммарно шестью тысячью экземпляров – три издания быстро разошлись полностью, тоже став библиографической редкостью. В связи с этим было принято решение переиздать работу 2004 г. Это необходимо как в связи с замечательным текстом, так и с той ситуацией, которая складывалась в последние годы по поводу Солженицына и вокруг него – ситуацией, которая отражает некие тенденции в развитии властно-идейной жизни РФ. Кроме того, Солженицын, будучи весьма средним писателем, интересен как фигура в игре под названием «Холодная война», а также в своих отношениях с властью – советской, западной, антисоветской (РФ). В то же время отношение всех этих властей к нему проявляет и сами эти власти, и писателя – как при его жизни, так и после смерти.

Солженицын умер в августе 2008 г. В сентябре 2017 г. появилась информация о том, что МИД РФ собирался предложить ЮНЕСКО сделать 2018 г. – год столетия со дня рождения А. И. Солженицына – годом Солженицына. Прочтя первые строки этого сообщения, я удивился: если бы речь шла о козыревском МИДе, то всё было бы логично, но нынешний МИД, кажется, другой. Или это только кажется? Но уже следующие строки внесли ясность: реальным инициатором является правительство РФ – «благую весть» об этом сообщил на брифинге журналистам тогдашний руководитель аппарата правительства в ранге вице-премьера С. Приходько (тот самый, который в 2018 г. в компании с О. Дерипаской попадёт в неприятную историю с проституткой пэтэушного облика по кликухе «Настя Рыбка» и после скандала будет вынужден тихо покинуть хлебную должность). Он разъяснил, что оказывается, ещё в 2015 г. правительство разработало «план основных памятных мероприятий, направленных на глубокое изучение и популяризацию наследия автора среди молодёжи и старшего поколения». По задумке инициаторов, год Солженицына также должен был привлечь внимание международного сообщества к творчеству Солженицына.

Последнее звучит весьма «трогательно». Дело в том, что на Западе Солженицына почти забыли, – причём ещё при его жизни там: отработанные инструменты и материалы Холодной войны неактуальны. С началом перестройки и приходом к власти в СССР (неважно в данном случае – по дури или из плохишеско-предательских побуждений) внутренних разрушителей строя, страны, системы надобность во внешних разрушителях типа Солженицына, по сути, отпала. Да и надоел он Западу своими поучениями и претензиями на роль учительного старца – там этого не любят. Неслучайно в начале 1990-х, накануне возвращения Солженицына в РФ, во французской газете Le Monde появилась карикатура: у полуоткрытой двери в кабак с бандитами и непотребными девками (так Le Monde изобразил Россию) отирается Солженицын и, просясь внутрь, объясняет охраннику: «Могу быть духовным наставником, совестью нации». Вернуться получилось, с духовным наставничеством и совестью – нет. Но это уже наши дела, а не Запада, где Солженицына с его Нобелевской премией, повторю, подзабыли. (Впрочем, по сравнению с таким ничтожеством как литнобелевка Алексиевич Солженицын, действительно, гигант.) И правительство РФ озаботилось напомнить. А заодно приобщить к опусам малочитаемого автора российскую публику различных возрастов. Ну и увековечить память о нём памятником. Сказано – сделано: 11 декабря 2018 г. в Москве открыт памятник Солженицыну. Скорее всего этот памятник, если его не будут охранять, ждёт такая же судьба, как и памятник ему во Владивостоке: на нём с завидной регулярностью появляется вывеска с надписью «Иуда».

2

Но чем же так дорог и мил властям РФ Солженицын? Может, он, действительно, великий русский писатель, чьи произведения украсили нашу литературу? Может, он, действительно, моральный авторитет, совесть нации, а вся его жизнь – это реализация провозглашённого им принципа «жить не по лжи»? Или всё это мифы, созданные им самим, распространённые Западом в годы Холодной войны и принятые (по каким-то причинам) в качестве правды властями РФ? Может, он действительно великий писатель, а вовсе не «литературный власовец», как его место определили ещё в советские времена?

Разберёмся.

«Продавшимся» и «литературным власовцем» назвал когда-то Солженицына, например, советский историк Н. Н. Яковлев, и эту точку зрения разделяли в советские времена многие. Кто-то скажет: но то советские времена, пропаганда, призванная опорочить борца с Системой. Но посмотрим, что писали и говорили о Солженицыне в советские времена на Западе. Замечательный американский писатель Гор Видал назвал Нобелевского лауреата просто: «плохой писатель и к тому же дурак». Для блестящего мыслителя А. Шмемана Солженицын был нарциссом с манией величия, для А. А. Зиновьева – объектом глубокого презрения, лжецом. Да и в РФ далеко не все в восторге от Солженицына как писателя (достаточно вспомнить, что писал о нём Ю. Поляков) и как деятеля. «Насквозь лживый и продажный мерзавец, разрекламированный на весь мир», – так определили Солженицына А. Беляков и О. Матвейчевв отличной книге «Ватник Солженицына». «Глумливый предатель-дезертир-стукач» (их же определение). Эти авторы не одиноки в своей оценке.

«Лживый» – этот эпитет постоянно сопровождает Солженицына. А как иначе? Трудно сказать, когда он не лгал. Пытаясь представить себя «боевым офицером», он как-то «забыл», что в боевых действиях, по сути, не участвовал. Попав в феврале 1943 г. на фронт, Солженицын вовсе не провоевал всю войну командиром артиллерийской батареи, а служил в звуковой батарее радиоразведки. Причём служил в довольно комфортных условиях. Он вообще умел устроиться с комфортом, – даже в лагере. Сидел под Москвой и в Москве (лагерь № 121 на Калужской заставе); был завпроизводством, помощником нормировщика, затем – 4 года шарашки (математик, библиотекарь – непыльно). «Самый лёгкий вид ареста» – так сам Солженицын писал о своём аресте.

Почему так? Скорее всего потому, что в начале 1945 г. Солженицын согласился стать стукачом (оперативный псевдоним «Ветров»), доносящим о готовящихся побегах. 20 января 1952 г. он ставит администрацию лагеря в известность о подготовке зэками восстания. В действительности, как пишут А. Беляков и О. Матвейчев, «никакое восстание не планировалось; небольшая группа заключённых собиралась пойти к начальству с просьбой». Полагая, в соответствии с доносом Солженицына, что небольшая группа – это авангард восставших, лагерное начальство приказало открыть огонь. То есть перед нами доносчик, намеренно виновный в гибели людей.

Впрочем, доносил Солженицын не только на чужих ему людей, но и на близких. Будучи арестован в феврале 1945 г., он во время следствия оболгал ближайших друзей и даже жену, показав, что это отъявленные враги советской власти с большим стажем антисоветской деятельности. В результате, например, его школьный друг Виткевич получил 10 лет (сам Солженицын – . И в более позднее время, во второй половине 1960-х – в начале 1970-х годов, Солженицын будет сознательно подставлять людей, как пешек в своей игре, под удары власти, используя это в качестве доказательства репрессивного характера системы. Причём он сам откровенно опишет эту методу в книге «Бодался телёнок с дубом», – там хватает подобных циничных пассажей.

Только крайние апологеты Солженицына, вроде автора бесстыдной и бессовестной биографии Солженицына Л. Сараскиной не заметят этого; точнее, приложат все усилия, чтобы не заметить откровения их героя, действия которого по отношению к ряду людей вполне можно назвать палаческими. Собственно, и сам «герой» об этом проговаривается. Так, в книге «Архипелаг ГУЛаг» есть прелюбопытнейшее место, где он характеризует себя так: «вполне подготовленный палач». И далее: «…может быть у Берии я вырос бы как раз на месте (подч. мной. – А.Ф.)… да ведь это только сложилось так, что палачами были не мы, а они». Есть у Солженицына подобного рода обращение и к деятелю другой эпохи: «…а и скликнул бы нас Малюта Скуратов – и мы бы не оплошали».

Продолжал Солженицын, мягко говоря, «фантазировать» и в лагере, и в ссылке, и на воле. В 1955 г. он отправил на имя Н. С. Хрущёва прошение о помиловании, где главным аргументом станет онкологическое заболевание на стадии метастаз, проникших в лимфатические узлы. Однако врачи заболевания не обнаружат. Позднее, в «Раковом корпусе» Солженицын опишет свою болезнь. Однако медики, которым довелось прочесть книгу, отметят: симптомы и ход болезни описаны нечётко и некорректно, словно с чужих слов, а не по собственному опыту.

Ещё одна ложь – это то, как якобы бедствовал Солженицын в СССР вплоть до эмиграции – «жил на один рубль в день». На самом деле в «Новом мире» он сразу же начал получать большие гонорары, а с марта 1963 г. на его счёт пошла и валюта – гонорары за перевод повести «Один день Ивана Денисовича». С неё началось восхождение Солженицына к всесоюзной и мировой славе, и на ней имеет смысл остановиться чуть подробнее.

3


«Один день…» написан на злобу дня и появился в нужный для Хрущёва и его группы момент. Борьба в верхушке потребовала нового витка разоблачений Сталина, что и было сделано на XXII съезде КПСС. Обстановка способствовала публикации, в «Новом мире» тематику повести приняли «на ура» – она весьма соответствовала политической конъюнктуре. Как заметил не кто-нибудь, а Лев Копелев, «солженицынская смелость – это смелость человека, первым ступившего на разминированное поле».

На рекламу «Одного дня…» ещё до выхода повести был брошен советский пропагандистский аппарат, и средненькую повесть возвели в ранг литературного достижения. Даже в оформлении книги, вышедшей отдельным изданием сначала в «Роман-газете», Солженицын остался верен себе: как он сам признался, фото на обложке было таким, каким нужно: мы изобразили «выражение замученное и печальное». Неслучайно Варлам Шаламов – человек, который отсидел в лагерях не 8, а 18 лет, причём в условиях несравнимо тяжелее солженицынских (читай «Колымские рассказы»), и в суровой порядочности которого нет оснований сомневаться, познакомившись с Солженицыным, охарактеризовал его как дельца: «Деятельность Солженицына – это деятельность дельца, направленная на личный успех со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности».

Показательно, что Шаламов категорически запретил Солженицыну пользоваться его, Шаламова, архивом, до которого тот так хотел добраться. Солженицын стремился сделать карьеру большого советского писателя: передавал заискивающие приветы Н. С. Хрущёву («Из литераторов моего круга я не знаю никого, что бы так легко и беспардонно врал и льстил партийному руководителю», – это В. Войнович о Солженицыне); лебезил перед М. А. Шолоховым, А. Т. Твардовским, другими литначальниками; позже он выльет немало грязи и на Шолохова, и даже Твардовского, своего главного благодетеля, пнёт. Ну что же, как говорил Гамлет, неблагодарность есть свойство низких натур.

«Один день…» был выдвинут на соискание Ленинской премии – то был пик в карьере Солженицына как советского писателя. Получи он вожделенную премию, и, можно не сомневаться, КПСС обзавелась бы ещё одним «подручным партии», как называл совписов Хрущёв. Но – не сложилось. Премию получил О. Гончар. Солженицын страшно обиделся на советскую власть, однако ещё несколько лет пытался делать карьеру советского писателя – ходил на приём к министру культуры П. Н. Демичеву, отрекался от каких-то своих старых произведений (например, от «Пира победителей»), от зарубежной публикации «Ракового корпуса», систематически не подписывал никаких обращений к власти в защиту подвергавшихся преследованиям инакомыслящих, будь то Ю. Синявский, А. Даниэль, И. Бродский, П. Григоренко или А. Марченко. «Они избрали свою судьбу сами», – так Солженицын мотивировал свой отказ.

До поры он не желал превращаться в борца с властью, поскольку всё ещё рассчитывал на советскую карьеру. Однако, во-первых, шансов на неё становилось всё меньше; во-вторых, амбиции Солженицына стали расти непомерно его реальному статусу – хотелось быть не просто писателем, а учительным старцем, наставляющим общество и, самое главное, власть; в-третьих, будущий лауреат стал всё больше заглядываться в сторону Запада как альтернативного варианта карьеры, но уже не советского, а мирового масштаба. Был и четвёртый фактор, но о нём позже.

(Продолжение следует)

 2 
 : 12 Июня 2025, 09:45:40 
Автор Александр - Последний ответ от Александр Васильевич
Протоиерей Андрей Ткачев

Гарвардская речь

Есть публично произнесенные речи, значение которых выходит далеко за рамки момента и непосредственно слушающей аудитории. Например, речь Достоевского на открытии памятника Пушкину. Или сформировавшая на весь период Холодной войны отношения Союза и Запада Фултонская речь Черчилля. Сюда же относятся знаменитые речи Цицерона против Катилины, когда прозвучало: «О времена, о нравы!» Безусловно, список может быть расширен до весьма пространного. Одной из таких речей является и речь Солженицына, произнесенная им в Гарварде в июне 1978 года. Здесь писатель проявил себя как проповедник и обличитель язв общества в духе Иеремии, и был услышан.


   
Американцы изучают эту речь, растягивают на цитаты и по частям заучивают наизусть. Не все, конечно, американцы, а те, кто профессионально интересуется связью истории и современности или осваивает политологию. Целый ряд положений, высказанных тогда Солженицыным, не только не утратил актуальности, но, как выдержанное вино, лишь приобрел вкус и подтвердился новыми фактами. К тому же сказанное в 80-х годах прошлого века о Западе далеко не во всем относилось к нам. Зато теперь, в изменившейся с тех пор реальности, обозначенные болевые точки известны нам как по «их нравам», так и по собственным нашим новейшим болезням, в виде заразы переползшим через обломки рухнувших барьеров. Итак, не будем хуже американских политологов и историков. Что он там сказал, Александр Исаевич, в далеком уже 1978-м?

Запад высокомерно отказывается от понимания прочего мира

Он начал речь с того факта, что Запад высокомерно отказывается от понимания прочего мира. Запад издавна уверен, что «всем обширным областям нашей планеты следует развиваться и доразвиваться до нынешних западных систем, теоретически наивысших». «И страны оцениваются по тому, насколько они успели продвинуться этим путем». Кто плохо продвинулся, те, по-видимому, либо «удерживаются злыми правителями», либо погружены в варварство. И тут между строк читаются слова, которые Солженицын не произносит, но которые мы видим в сводках свежих новостей. Варваров ведь нужно просвещать для их же блага, а злые правительства свергать при помощи революционного экспорта демократии. Таков вывод, почти неумолимый, из западной самоуверенности и односторонности. Но это грубая ошибка, коренящаяся в непонимании Западом иных миров, которых много, которые не поддаются исчерпывающему пониманию, если к ним подходить с западными мерками.

И далее лектор приступает к анализу жизни в западных демократиях, как он это видит. Он словно говорит: вот, вы нас не понимаете. Не понимаете ни во взлетах, ни в падениях. Не понимали при Царе, продолжаете не понимать и при Советах. Зато мы вас понимаем. Нам понятны ваши успехи и ваши проигрыши. И поскольку пришел он не хвалить, а лечить, то первый диагноз звучит так – «упадок мужества». «Мужество потеряло целиком все общество». Нет, есть множество храбрых и мужественных военных, спортсменов, горноспасателей, нефтяников и прочее. Но в целом в обществе Солженицын видит мягкотелость, болтовню, расслабленность, неслыханный избыток комфорта, никак с мужеством не ассоциирующиеся. Это как Рим, оставивший республиканскую строгость, и впавший в имперское чванство и рыхлость. Косим глазом в свежие новости – все так и есть. Оттого и нынешний президент России стал самым ярким политиком современности, что мужские качества – терпение, анализ, точность формулировок, власть ума над чувствами и многое другое – резко выделяют его на фоне европейских политических элит.

Далее. Столпы западной жизни, столпы, на которых все держится, – это свобода и закон. Человек свободен от рождения. Об этом говорят все базовые декларации. И человек стремится к счастью, а помогает ему в этом строгое следование законам. Такова душа Запада в двух словах. Свобода и закон. Свобода, по возможности, безграничная, и легализм, как правило, беспрекословный. И мало кто видит, чувствует, что свобода и легализм находятся в непримиримом внутреннем противоречии. Солженицын, почти как апостол Павел, указывает на ограниченность закона и подводит слушателя к мысли о необходимости благодати. Ее – благодати – не хватает. Не хватает «Слова о Законе и Благодати». «Всю жизнь проведя под коммунизмом, скажу: ужасно то общество, в котором вовсе нет беспристрастных юридических весов. Но общество, в котором нет иных весов, кроме юридических, тоже мало достойно человека», – говорит Солженицын. Тут в стенограмме впервые появляется в скобках слово «аплодисменты». «Право слишком холодно и формально, чтобы влиять на общество благодетельно. Когда вся жизнь пронизана отношениями юридическими, – создается атмосфера душевной посредственности». Будущие беды человечества, по мнению автора, легализмом не вылечатся.

Это еще Леонтьев заметил, что европеец, с его усредненными и всеобщими идеалами, относящимися только к земле и не далее – не к вечности, превратился в некое орудие всеобщего разрушения. Носитель идеологии Нового времени, как каток, мнет под себя и закатывает в асфальт всю пеструю сложность мира. Это и есть царство посредственности. И трезвонит при этом царь посредственности без умолку о свободе да о равенстве. Уже не о братстве, ибо братство – это нечто семейное и кровное. А кровного больше не надо и семьи тоже не надо. Нужны свобода и равенство в очень специфическом понимании. И вот, говорит автор, «защита прав личности доведена до той крайности, что уже становится беззащитным само общество (опять аплодисменты) … от иных личностей, – и на Западе приспела пора отстаивать уже не столько права людей, сколько их обязанности (аплодисменты)».


Гарвард

Вы много слышали от болтунов о правах здравые речи об обязанностях? Вряд ли. Хотя ведь права и обязанности нужны друг другу так же, как правая и левая рука, ибо одной ладонью не хлопнешь. Желание хлопнуть одной ладонью – то бишь, борьба за права без напоминания о фундаментальных обязанностях – приводит к тому, что «общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством, вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной». А еще в иных словах Солженицын говорит о «свободе» плевать в глаза прохожим наружной рекламой, «свободе» тунеядцу жить за счет общества, «свободе» целых государств вымогать помощь со стороны, а не создавать свою экономику. И еще о десятках видов мнимых «свобод». Но это в иных речах. А здесь Солженицын далее дерзает говорить о грехе.

Генезис неисцельных болезней цивилизации он – совсем по Апостолу – видит в ошибочном гуманистическом представлении, «что человек, хозяин этого мира, не несет в себе внутреннего зла, все пороки жизни происходят лишь от неверных социальных систем, которые и должны быть исправлены». «Странно, вот на Западе достигнуты наилучшие социальные условия, — а преступность несомненно велика и значительно больше, чем в нищем и беззаконном (о нищете и беззаконности можно и поспорить – А.Т.) советском обществе». Перед нами вполне христианский взгляд на главенство внутренней природы человека и на поврежденность этой природы грехом.

А на улице 1978-й. В СССР на газетных прилавках лежат «Известия» и «Правда», о которых шутят, что в «Известиях» нет правды, а в «Правде» нет известий. Запад же гордо хвалится четвертой властью. Свобода прессы кажется самоочевидной, а власть ее неслыханной. Власть газетчиков простирается вплоть до Уотергейта, то есть до смещения президента! Тем не менее эту священную корову Солженицын чуть ли не ведет на убой, утверждая, что молоко у нее отравленное. Где, – спрашивает он, – у газетчиков ответственность перед читающей публикой или перед историей? Исказили, сместили пропорции, грубо ошиблись в прогнозах, а известны ли случаи публичного раскаяния? Нет, ибо это подорвало бы продажу. Газетные полосы полны слухов, догадок, опрометчивых, незрелых суждений, которые никогда не будут опровергнуты, но осядут в памяти масс. Все так, и недавний «upset» с прогнозами о победе Хиллари не вызвал ни суицидальных попыток, ни отставок и извинений. «Акулы пера», давно изолгавшиеся до точки, даже не покраснели. Переобулись в воздухе. Очевидно, это не только американская болезнь. И мы с ней знакомы не понаслышке.

Прессой брошен ложный лозунг: «все имеют право все знать».

Медиа создают геростратову славу террористам (Бен Ладен, ИГИЛ – все на слуху, в 1990-х – наши бандиты и террористы), разглашают оборонные секреты, вмешиваются в личную жизнь известных лиц (примеров не счесть). Всюду наглость, поверхностность и поспешность. Все психические болезни XX века выражены, по Солженицыну, в прессе. Глубина ей противопоказана. Нужны лишь сенсационные формулировки. Прессой брошен ложный лозунг: «все имеют право все знать». Ложный лозунг, ибо есть высшее, утраченное ныне «право не знать», не забивать своей божественной души «сплетнями, суесловием, праздной чепухой». Сама свобода прессы мнима. Медиа хорошо чувствуют ветер века, то есть общее направление симпатий и действуют скорее унифицированно, нежели соревновательно.

Это я вольно пересказываю мысли Солженицына. И не знаю, как вам, а мне сдается, что он, как дантист, расчистил канал и добрался до самого гнилого корня.

«Безо всякой цензуры на Западе осуществляется придирчивый отбор мыслей модных от мыслей немодных — и последние, хотя никем не запрещены, не имеют реального пути ни в периодической прессе, ни через книги, ни с университетских кафедр. Дух ваших исследователей свободен юридически — но обставлен идолами сегодняшней моды». Поди поспорь. Ты или в тренде, или нет. И если нет, то в мнимом царстве свободы ты ощутишь себя в подлинной пустыне без права на то, чтобы быть услышанным.

Но раз все так плохо, мистер Солженицын, не хотели бы вернуться в красную Россию? Или вы нам предлагаете социализм как идеал? Такие вопросы были неизбежны и закономерны. Писатель отвечал, что социализм как модель он ни в коем случае не предлагает и не пропагандирует. Но и Запад как образец своему народу предложить бы поостерегся. Речь идет о поиске путей, а не о выборе готового. Здесь соль.

Мышление Запада бинарно: «плюс» – «минус», «хорошо» – «плохо». Но кроме «хорошо» и «плохо» есть еще «хуже» и «лучше». Ответы нужно искать, а не выбирать (сравни с тестовой системой оценивания знаний, убивающей умственные способности). Солженицын говорит, что Запад уже совсем не вождь человечества. И есть симптомы, как предупреждения. Например, «падение искусств или отсутствие великих государственных деятелей». Все это видно глазом невооруженным – на выставках и на совместных фотографиях мировых лидеров. Так что же? В духе ветхозаветных пророков Солженицын призывает Запад смиряться, ровно так, как призывал смиряться «гордого человека» Достоевский в Пушкинской речи. Запад привык к профессиональному анализу более, чем к пророчеству, однако насторожился и замер.

Наш писатель напоминает, что «в ХХ веке западная демократия самостоятельно не выиграла ни одной большой войны (очевидно, что и войну с ИГИЛ, ею порожденным, не выиграет – А.Т): каждый раз она загораживалась сильным сухопутным союзником, не придираясь к его мировоззрению». Ценное замечание. Еще одно ценное замечание: две войны, названные мировыми, не были мировыми. Это были войны Запада на самоуничтожение! Мировые войны (говорит Солженицын) еще впереди, когда Индокитай и прочая-прочая ввяжутся в жуткую бойню, и мы таких войн еще не видели. В тех будущих войнах Западу ничего не светит. Так почему же он, этот прежний мир христианства, свободы (более – борьбы за нее), науки и искусства, так ослабел? Почему лучшие люди Запада, вдумчивые и молящиеся, говорят хором о близкой гибели? И наш писатель, в силу традиции ищущий корешков, а не вершков, в поисках ответа переходит к истории.

Он говорит об «антропоцентризме», то есть о помещении человека в центр мира, взамен изгнанного из центра Бога. Это и есть гуманизм. Пусть, говорит автор, Средневековье было жестоко и тягостно. Но гуманистическое сознание «не признало за человеком иных задач выше земного счастья и положило в основу современной западной цивилизации опасный уклон преклонения перед человеком и его материальными потребностями». Все духовное осталось за скобками. «Так и оставлены были сквозняки для зла, которые сегодня и продувают свободно». Обнаженная свобода не решает проблем человечества, но лишь рождает проблемы новые. Солженицын имеет смелость напомнить, что идея свободы родилась в христианском, а не каком-либо ином, обществе. И эта идея предполагает более ответственность, нежели вседозволенность. Не только 200 лет назад, но даже 50 невозможно было, чтобы «человек получил необузданную свободу – просто так, для своих страстей». Но с тех пор Запад успешно сбросил со своих плеч иго благое и бремя легкое, и уже никакие достижения науки и прогресса не искупят «той моральной нищеты, в которую впал ХХ век, и которую нельзя было предположить, глядя даже из века ХIX-го».

Философский гуманизм есть предтеча коммунизма. И Маркс в 1844 году говорил, что «коммунизм есть натурализованный гуманизм». Бога вон! Человека в центр! Вот и гуманизм. И Запад с Востоком (красным) связан, ибо и те и другие – гуманисты. Только одни за частную собственность, а другие против. Одни за умеренный законами разврат, а другие – либо за разврат без ограничений, либо за безбожный и строжайший аскетизм. Родовая связь, совершенно очевидная, но не всем понятная. Мир расколот, и у двух наибольших осколков сходная болезнь. Мы, говорит автор, дети Просвещения. Просвещения феерического, яркого, но безбожного. И мы пожинаем плоды. У нас нет будущего, если мы замедлим оставаться в этой обветшалой парадигме земного счастья и несдержанной свободы.

Можно добавить сюда, без вреда, мысли Николая Сербского. Тот говорит, что Папа возгордился и обожил себя, сказав: «Я на земле вместо Бога. Я Наместник Его». Скрыто это означало: «Я и есть Бог!» Лютер восстал против этого и сказал: «Ты не Бог», – но добавил: «Мы все – боги». Началась затем вакханалия ложных богов и битва за первенство, и закончилась криком Ницше: «Бога нет! Он умер. Мы все убили Его!» Дальше – конец истории. Конец истории, ознаменованный войнами и мятежами, пожарами и грабежами. Если не будет покаяния. Вряд ли покаяние подлинное и массовое возможно на уставшем и пресытившемся Западе. Поэтому взоры мира – на Восток. Не буддистский или иной какой, а христианский – на Россию. Мир ждет света с Востока.

«Если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от Средних Веков к Возрождению, — и потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни, где не будет, как в Средние Века, предана проклятью наша физическая природа, но и тем более не будет, как в Новейшее время, растоптана наша духовная». Далее – Аминь и продолжительные аплодисменты.

Сказано в Гарварде, в году 1978 от Рождества по плоти Бога Слова.

Протоиерей Андрей Ткачев

 3 
 : 12 Июня 2025, 09:05:03 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 12 июня (Старый стиль 30 мая)


Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен


Собор святых Пензенской митрополии


Священномученик Васи́лий Смоленский, пресвитер


Икона Богородицы «Споручница грешных» Корецкая

ЧЕТВЕРГ

Седмица 1-я по Пятидесятнице. Троицкая седмица

Поста нет. Глас 7-й

Прп. Исаа́кия исп., игумена обители Далматской (383)

Собор святых Пензенской митрополии

Сщмч. Васи́лия Смоленского, пресвитера (1942)

Иконы Божией Матери: «Споручница грешных» Корецкая (1622)

https://azbyka.ru/days/2025-06-12

 4 
 : 11 Июня 2025, 21:00:50 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Кто такие двухсотые, трехсотые, четырехсотые: просто объясняем категории солдат



Пользователи в интернете часто спрашивают, кто такие двухсотые, трёхсотые, четырёхсотые в контексте армейской жизни?

Разберемся и понятно ответим, кто такие двухсотые, трехсотые, четырёхсотые в армии.

Кто такие двухсотые в армии

Двухостыми или 200-ми в армии называют безвозвратные потери. То есть, убитых солдат. Ещё есть более известный вариант "груз 200".

Именовать двухсотыми погибших начали во время Афганской войны. Есть много версий того, как появилось именование погибших на войне "двухсотый" или обозначение "груз 200". Но самый логичный и правдоподобный вариант таков: в бланках талонов на транспортировку тела солдата из Афганистана указывался "груз 200" - именно столько закладывалось веса на труп, цинковый гроб и деревянный ящик.

Потом уже по аналогии появились и другие обозначения в армии: трёхсотый, четырехсотый и даже пятисотый.

Кто такие трёхсотые в армии

Если двухсотые — это убитые, то трёхсотые в армии — это раненые. Здесь уже не действует логика с весом, просто это код, обозначающий раненых солдат. Например, военный может сказать "ждём прибытия борта с трёхсотыми", что будет означать, что самолёт должен будет привезти раненых солдат — то есть трёхсотых.

Кто такие четырёхсотые в армии

Отдельно среди трёхсотых выделена в армии группа четырёхсотых. Четырёхсотые в армии — это сильно контуженные солдаты, которые не могут продолжать участие в боевых действиях.

Есть и пятисотые в армии

Не так давно, продолжая логику наименования, тех военных, кто может, но не служит Родине, не участвует в боевых действиях стали называть пятисотыми. Однако они не убиты, не ранены и не контужены. О том, кто такие пятисотые в армии, мы разбирали в отдельной статье.

https://nn.tsargrad.tv/news/kto-takie-dvuhsotye-trehsotye-chetyrehsotye-prosto-objasnjaem-kategorii-soldat_629523

 5 
 : 11 Июня 2025, 19:33:35 
Автор Павел Б. - Последний ответ от Александр Васильевич
Юлия Банишевская

"Дядя Турал сдулся": Кривые извинения и диаспора не помогли. Прочь из России — остальным приготовиться


Коллаж Царьграда

Жители Обнинска торжествуют: мигрантов, чьи дети растоптали Георгиевский флаг 9 Мая, всё-таки лишат гражданства. Двум семьям, причастным к скандалу, не помогли корявые извинения о том, что дети "просто хотели поиграть с цветной тряпочкой". Но праздновать победу над "дядей Туралом" рано — диаспоры пустили в России слишком крепкие корни. Одни уехали, а тысячи остались.

"Скушали русский хлеб и плюнули в тарелку"

Видео из Обнинска наглядно показало, как именно мигранты "интегрируются" в русское общество. Напомним, двое детей "новых россиян" растоптали Георгиевский флаг и пытались заткнуть им фонтан во дворе жилого комплекса, где проживют множество выходцев из ближнего зарубежья. Произошло это аккурат на 9 Мая — в самый святой (но только не для приезжих!) русский праздник. Когда ролик с камер уличного наблюдения попал в домовый чат, а потом и в соцсети, скандал разразился на всю страну.


"Мы просто играли с цветной тряпочкой" — дети мигрантов наивно объяснили, зачем осквернили символ воинской славы России // Скриншот: видео с камеры наблюдения

Неудачная попытка школьников (они учатся во втором и четвёртом классах, им 8 и 11 лет) объясниться только подлила масла в огонь. Они называли флаг "цветной тряпочкой" и словно не понимали, в чём их вина. Как будто в школе ко Дню Победы не проводили патриотических бесед. Почуяв, что пахнет жареным, родители недорослей — выходцы из Таджикистана — вместе со своим отпрысками записали корявые извинения, которые только разозлили всех, кто следит за ситуацией.

Слёзное видео появилось после того, как перед обеими семьями замаячила перспектива лишиться гражданства. Слова матери одного из вандалов Роксаны А. прозвучали как стоны сожаления по ускользающей из рук халяве:

Я прошу всех земляков, всех приезжих, которые приехали на эту землю, кушают хлеб России, не повторять этих поступков. Надо быть благодарными той земле, на которой ты живёшь и чей хлеб ешь. Нельзя плеваться в ту тарелку, с которой ешь.


Уроженцы Таджикистана слишком поздно поняли, что их дети плюнули в русскую тарелку, с которой все они кормились//Скриншот: видео Следкома

"Они даже не знают, что следствие идёт"

Впоследствии она оправдывалась:

Поверьте на слово, услышать, чтобы твой ребёнок такое сделал, для меня это было как будто на меня сверху кипяток облили.

Но было уже поздно. Следком возбудил уголовное дело по статье "Осквернение символов воинской славы России" и сейчас проверяет законность получения гражданства родителями проштрафившихся школьников. Глава СК Александр Бастрыкин заявил, что подобные случаи нередко происходят из-за недостатка патриотического воспитания в семьях, недавно переехавших в Россию:

Чтобы таких инцидентов не было, мы должны настаивать: каждый, кто хочет стать гражданином России, обязан знать историю, культуру и уважать наши традиции.

Если выяснится, что родители получили паспорта незаконно, обе семьи в полном составе депортируют из России. Именно этого требует возмущённая общественность.


За вандалов извинялись не только их родители, но и незнакомые земляки//Скриншот: видео телеканала "Калужские новости"

Впрочем, как сообщил Царьграду министр по внутренней политике Калужской области Олег Калугин, одна семья покинула Россию сразу же после инцидента:

Следственный комитет проверяет законность предоставления российского гражданства этим семьям. Одна из них уехала сразу — они даже не знают, что следствие идёт.

Второе семейство тоже готовится покинуть Россию, но пока ещё не уехало. При этом обе семьи мигрантов из Таджикистана получили гражданство по упрощённой схеме — в рамках программы переселения соотечественников. Одна в Челябинской области, другая — в Калужской.

Было это в 2017-м, то есть в России они живут уже 8 лет. И вопрос сейчас в том, что если их не лишить гражданства, они в любой момент могут вернуться в любой регион. Закончатся летние каникулы, шумиха утихнет — и два юных "Далерджона" снова сядут за парту в каком-нибудь русском городе, где об их "подвигах" никто не будет знать, пока они снова себя не проявят.


На детском празднике во дворе ЖК, где дети мигрантов растоптали флаг, сплошь смуглолицые черноволосые гости//Скриншот с ВК-сообщества "Космос 2.0"

Они бедокурят не впервые

Поведение детей мигрантов — яркий маркер того, что представляют собой их родители. Если дитятко топчет русский флаг (по незнанию или намеренно — не столь важно), он воспитан в иных традициях. Через 10 лет из этих "незнаек" вырастет армия тех, кто презирает русское. А нам зачем такие сограждане?

Кстати, бедокурят они не впервые. Соседи по ЖК рассказали, что дети "новых россиян" регулярно ломают общедомовое имущество, лифты и качели, а также водят на закрытую территорию комплекса друзей. Так было и в тот день, когда они растоптали флаг. Когда в домовом чате отцу детей сделали замечание, он отреагировал агрессивно. Сами дети, со слов соседей, громко кричат матом на весь жилой комплекс.

По свидетельству женщины, дочь которой ходит в детский сад с младшим ребёнком из этой мигрантской семьи, даже он ведёт себя агрессивно — отбирает игрушки у остальных. А когда дети стали его сторониться, он якобы пригрозил, что их убьёт.


Жители ЖК пишут, что мигрантов здесь "в достатке"// Отзыв на ресурсе "Яндекс.Карты"

О самом ЖК стоит сказать отдельно. Жилой комплекс премиум-класса с квартирами стоимостью от 6 до 10 млн рублей. Даже состоятельные люди могут себе позволить там жилье только в ипотеку, но мигрантам это никак не мешает селиться целыми сообществами. А застройщик, будто специально для них, акцию специальную проводит: приведи друга — и он получит скидку. Слоган "Хотите, чтобы в вашем доме жили друзья, а не случайные люди?" очевидно работает. Потому что по элитному жилому комплексу стали разгуливать "новые россияне" в халатах и тапках — всё так, как принято где-нибудь в среднеазиатском кишлаке.

В Сети можно найти отзывы, где люди пишут, что жилой комплекс облюбовали мигранты. Да и по домовому чату всё ясно: чтобы найти в списке русские имена, нужно постараться — сплошной интернационал. А когда 1 июня управляющая компания устроила для детей праздник во дворе, большинство юных гостей были смуглолицые и черноволосые. На этом фоне ещё один слоган от застройщика "Космос — квартал будущего" несколько пугает. Если именно это наше будущее, то можно его как-то откорректировать?


А вот какие соседи живут в обнинском ЖК, где дети осквернили флаг: русских имён в домовом чате единицы…// Скриншот с ТГ-группы "Космос 2.0"

Эта депортация должна быть показательной

Жители Калужской области написали десятки обращений главе региона Владиславу Шапше с требованием лишить виновников гражданства и депортировать:

Эта депортация должна быть показательной. Это должен быть урок для тех, кто приезжает в Россию. Они должны уважать нашу русскую культуру, наши традиции и наши законы.

И хотя одна семья уже уехала, а вторая собирается, власти региона хотят не допустить их возвращения. Как подчеркнул министр внутренней политики области Олег Калугин, вопрос должен быть решён до конца:

Семьи уехали, но тут важно закончить все юридические процедуры. Они — недавние граждане России, и гражданство должно быть прекращено. Сегодня они уехали, а завтра приехали. Наш губернатор по этому поводу совершенно чётко высказался: прекращение гражданства — этим занимается региональное управление Следственного комитета.

Позиция главы региона Владислава Шапши по таким вопросам хорошо известна. Незадолго до инцидента с флагом он публично заявлял:

В любом миграционном вопросе главное — интересы и безопасность наших жителей. Тема чувствительная для людей. Мы были вынуждены принять ряд ограничительных мер для наведения порядка в этой сфере.


Калужская область одной из первых — ещё в начале 2022 года — вышла из программы переселения "соотечественников" и ничего от этого не потеряла // Скриншот с ТГ-канала "Владислав Шапша"

Калужская область сказала бесконтрольной миграции "нет"

Напомним, в феврале 2022 года регион вышел из Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Это заблокировало уроженцам Средней Азии возможность получать гражданство в упрощённом порядке. Программа, некогда принёсшая много пользы, со временем стала лазейкой для проникновения мигрантов.

Кроме того, Калужская область одной из первых в стране ввела ряд системных мер по регулированию миграционных потоков, в том числе ограничила сферы деятельности, где могут работать иностранцы: им запретили трудиться в торговле, пассажирских перевозках, кадровых агентствах и общепите. С начала 2025 года в области добавился запрет на работу мигрантов в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

И результаты поразительные. С 2021 года почти вдвое уменьшилось оформление патентов на работу и в целом число иностранцев, прибывающих в регион. В прошлом году на треть сократилось число лиц, поставленных на миграционный учёт, в четыре раза меньше выдано разрешений на временное проживание, а число преступлений, совершённых иностранцами, сократилось на 36%! При этом негативных последствий для экономики региона ограничения для мигрантов не принесли. Даже наоборот: в тех сферах, где им запретили работать, рост в среднем составил 17%. Миф о том, что России без мигрантов не справиться, Калужская область уверенно опровергла.

Кстати, именно в этом регионе был подготовлен законопроект, недавно принятый Госдумой, о запрете на обучение в школах детей мигрантов, не владеющих русским языком. Инициативу Калужской области, которую поддержал парламент и радостно встретили другие регионы, Владислав Шапша прокомментировал так:

Действующие сейчас нормы закона зачастую излишне либеральны для тех, кто, приехав в нашу страну, не хочет интегрироваться в наше общество, соблюдать наши традиции и правила. Принятие инициированного нами закона — логичный шаг на пути к ликвидации лазеек для незаконной миграции. Будем продолжать эту работу при поддержке коллег на всех уровнях власти.

Депутат Госдумы Михаил Матвеев в разговоре с Царьградом сообщил, что сейчас в парламенте на рассмотрении находится ряд законопроектов, которые упростят механизм депортации проштрафившихся мигрантов. Один из них касается того, чтобы существенно расширить перечень оснований, за которые прекращается гражданство, включив туда все преступления, в том числе тяжкие, особо тяжкие, а также административные правонарушения, которые направлены против общественной безопасности.

Нужно, чтобы любое агрессивное поведение мигранта приводило к его депортации. Мне кажется, что государство должно сейчас перейти к формату тотальных репрессий в отношении "новых россиян" — с прекращением гражданства и высылкой за любое преступление, которое здесь совершается. Иначе нам не обуздать их агрессию,

— подчеркнул депутат.



Жители Калужской области ждут, что власти доведут дело до логического конца и лишат семьи вандалов гражданства // Скриншот комментариев с ТГ-канала "ЧП Обнинск"

Что с того?

По поручению Владимира Путина в стране ведётся серьёзный пересмотр миграционной политики. России нужны не просто трудовые мигранты, а люди с определённой квалификацией, знанием языка, традиций и законов — такова точка зрения президента.

Интересы местного населения — главный ориентир, которым должна руководствоваться власть на местах. Калужская область, безусловно, подаёт другим регионам хороший пример, как нужно защищать достоинство русского народа от "новых россиян". Но праздновать победу над "дядей Туралом" рано — слишком крепкие корни диаспоры пустили в России за последние 30 лет разгула либерализма.

Сейчас на уровне регионов и муниципальных образований продолжается процесс активной интеграции представителей диаспор в органы исполнительной и законодательной власти, где они успешно продвигают свою повестку. Последний пример из ХМАО, где депутат местного заксобрания Таги-Заде Халид Боюкага оглы назвал Алиева "президентом нашего народа" и хотел вернуть узбекам Сибирь. И никакой добровольный массовый отток мигрантов, которым так любят пугать либералы, нам не грозит.

Очищать Россию от нежелательных элементов придётся засучив рукава — этим авгиевым конюшням нужна большая чистка. Умные губернаторы уже включились в работу: чтобы выгнать всех, кто кормится русским хлебом и плюёт в тарелку, понадобится политическая воля и не один десяток лет.

https://nn.tsargrad.tv/articles/djadja-tural-sdulsja-krivye-izvinenija-i-diaspora-ne-pomogli-proch-iz-rossii-ostalnym-prigotovitsja_1279831

 6 
 : 11 Июня 2025, 19:06:00 
Автор Павел Б. - Последний ответ от Александр Васильевич
Разворот Алиева ударил по "Садоводу". Кремль послал чёткий сигнал Баку


Kremlin Pool/Globallookpress

Разворот Алиева на Украину сильно ударил по "Садоводу". Кремль, уставший от постоянных демаршей со стороны своего формального союзника, послал Баку чёткий сигнал. Азербайджану дали понять, что терпение у Москвы не бесконечное.

Власти России долгое время никак не реагировали на постоянные выпады со стороны Азербайджана, однако теперь, судя по всему, их терпение иссякло.

Telegram-канал "Тайная канцелярия", ссылаясь на источники, сообщил, что МВД России начало кампанию по зачистке рынков, где ключевые позиции принадлежат бизнесменам из Азербайджана.


Alexander Legky, Alexander Legky/Global Look Press

Речь идёт о проверках, которые будут проведены на рынках Москвы и Подмосковья. В том числе на рынке "Садовод", который был основан выходцами из Азербайджана Зарахом Илиевым и Годом Нисановым. Полицейские собираются выяснить, привлекаются ли к работе нелегальные мигранты, платятся ли налоги, соблюдаются ли санитарные нормы, но самое главное - правоохранители проведут проверку по поводу монополизации потребительского рынка.

Таким образом, власти России посылают Азербайджану чёткий сигнал. Если раньше азербайджанский бизнес был защищён неформальными связями, то теперь он теряет свой иммунитет.

Особое внимание при этом уделяется крупному бизнесу, который использовал русский рынок сбыта в качестве базы для накопления капитала и сетевой экспансии. И который не поддерживает Россию.

Всё это следствие охлаждения между Москвой и Баку на фоне всё более выраженного азербайджанского внешнеполитического дрейфа в сторону Турции и прозападных форматов,

- пишет канал.


Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Отметим, что в последнее время Азербайджан практически без перерыва осуществляет нападки на Россию. Он закрыл "Русский дом" в Баку, который занимался налаживанием деловых и культурных связей между странами. Он обвинил Россию в причастности к крушениею азербайджанского самолёта авиакомпании Azal, который разбился в Казахстане, хотя данные переговоров свидетельствуют, что было столкновение с птицами и что пилоты приняли ошибочное решение лететь в казахский Актау вместо того, чтобы приземлиться в Махачкале или Минводах.

Он отказался признавать Крым, Донбасс, Херсонскую и Запорожскую области регионами России. Баку называет эти земли "оккупированными территориями Украины".

Он обрушился с резкой критикой на помощника президента России Владимира Мединского, когда тот заявил, что по итогам СВО не должно быть спорных территорий, и привёл в качестве примера Карабах.

Кроме того, президент Азербайджана Ильхам Алиев принимал у себя экс-президента Украины Владимира Зеленского, выделял его стране финансовую помощь и отказался ехать на парад Победы в Москву.

При этом Алиев активно сближается с Турцией, которую он считает своим главным союзником, что является для России определённой проблемой, так как у Анкары есть большие планы на Закавказье. По всей видимости, найдя себе нового союзника, Алиев решил, что поддерживать дружеские отношения с Россией ему больше не нужно.

https://tsargrad.tv/dzen/razvorot-alieva-udaril-po-sadovodu-kreml-poslal-chjotkij-signal-baku_1284712

 7 
 : 11 Июня 2025, 09:56:35 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 11 июня (Старый стиль 29 мая)


Преподобномученица Феодо́сия Константинопольская, дева


Блаженный Иоа́нн У́стюжский, Христа ради юродивый


Преподобный И́ов (в схиме Иису́с) А́нзерский


Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте


Память I Вселенского Собора (325)


Собор святых Красноярской митрополии


Священномученик Иоа́нн Преображенский, протодиакон


Святитель Лука́ (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский


Икона Богородицы Споручница грешных


Икона Богородицы Недремлющее Око

СРЕДА

Седмица 1-я по Пятидесятнице. Троицкая седмица

Поста нет. Глас 7-й

Прмц. Феодо́сии девы (730)
 блж. Иоа́нна, Христа ради юродивого, У́стюжского (1494)
Обре́тение мощей прп. И́ова, в схиме Иису́са, А́нзерского (2000)

Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (1423)
Мц. Феодо́сии девы, Тирской (307–308)
Память I Вселенского Собора (325)
Собор святых Красноярской митрополии

Сщмч. Иоа́нна Преображенского, протодиакона  и мч. Андре́я Трофимова (1938) свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого), исп., архиепископа Симферопольского и Крымского (1961)

Иконы Божией Матери: Споручница грешных Недремлющее Око

https://azbyka.ru/days/2025-06-11

 8 
 : 10 Июня 2025, 15:03:37 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
В центре событий с Анной Прохоровой (06.06.2025)



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vkvideo.ru/video-229138902_456239746?ref_domain=vk.com

 9 
 : 10 Июня 2025, 14:17:45 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
В центре событий с Анной Прохоровой



Еженедельная информационно-аналитическая программа. Ведущая - Анна Прохорова.

00:00 Сводки с фронтов
15:15 Условия возвращения западных компаний в Россию
26:07 Уход Илона Маска из администрации Трампа
28:01 Оплеуха на весь мир. Новое унижение Эмманюэля Макрона
35:58 Отношения между Будапештом и Киевом накаляются
42:54 От Ялты до Курил. Куда отправиться отдыхать этим летом?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vkvideo.ru/video-98976670_456250958

 10 
 : 10 Июня 2025, 13:56:52 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Что ждёт мир в 2050 году? Ответит Лавров. Прямая трансляция



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vkvideo.ru/video-43618728_456340909

https://vkvideo.ru/video-75679763_456321123?ref_domain=vk.com

"Форум будущего" продолжает удивлять своим масштабом. Выступления иностранных гостей уже были, теперь настало время "отечественных" и крайне высокопоставленных. Слово берёт глава МИД России Сергей Лавров. Какой будет страна, по мнению министра, в 2050 году? С кем построит крепкие союзнические отношения? Какие конфликты могут появиться на карте мира? Смотрите прямую трансляцию на "Первом русском", чтобы ничего не пропустить!

Источник: Институт Царьграда, "Форум будущего 2050"

Смотреть тут: https://tsargrad.tv/shows/rubric/prjamaja-transljacij..

Читайте Царьград на сайте: https://tsargrad.tv/


Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!