Русская беседа
 
03 Октября 2022, 14:14:12  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!  (Прочитано 12387 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96387

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 20 Сентября 2019, 15:39:53 »

НАЧАЛО ПРАЗДНИКОВ

21 сентября (8 сентября по ст.ст.), спустя неделю после начала нового церковного года, Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии? Какой смысл вкладывают православные христиане в почитание этого праздника, возводя его в число двенадцати важнейших после Пасхи?



Еще с момента изгнания прародителей Адама и Евы из рая человечество помнило о словах Божиих, обращенных к змею-искусителю: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это грозное пророчество Божие трактовалось иудеями еще и как утешение роду человеческому, среди которого суждено родиться Тому, Кто сотрет главу змея-человеконенавистника.

Пророчества о Мессии, Спасителе мира, встречаются, раскрывая и дополняя друг друга, едва ли не во всех книгах Ветхого Завета. Богобоязненные иудеи, раз за разом с горечью наблюдая отпадение от Господа своего народа, преступление законов, притеснения от внешних неприятелей, скорбя о падении нравов, с нетерпением ожидали исполнения вековых чаяний о Том, Кто спасет Израиль и примирит Небо с землей. Во времена, когда было суждено родиться Пресвятой Деве, ожидание Мессии в народе израильском было особенно сильным: утрачивало власть не только политическую, но уже и законодательную колено Иудино, что, согласно пророчеству, не могло произойти окончательно до прихода Примирителя. Кроме того, близилось окончание предсказанных пророком Даниилом семидесяти седьмин (490 лет) от выхода указа о восстановлении Иерусалима до пришествия Христа Владыки.

Помимо данного первым людям в раю благословения Божия плодиться и размножаться, евреи помнили слова своих пророков о том, что Спаситель произрастет от семени Авраама и рожден будет от Девы. Каждый благочестивый иудей лелеял мечту стать причастным по крови к Тому, Кого род человеческий ожидал столько тысячелетий. Именно поэтому бесплодность семейных пар считалась не только личной бедой, но и наказанием Божиим за некие серьезные грехи, отсутствием благоволения к этим людям со стороны Творца.

Для соединения небесного с земным, для того, чтобы мир смог принять своего Создателя, Промыслом Божиим было уготовано среди людей рождение Пречистой Девы — той небесной лествицы, виденной патриархом еврейского народа Иаковом, которая простиралась от земли до Неба и по которой сходили и восходили Ангелы. И этот замысел Божий исполнился в рождении святыми праведными богоотцами Иоакимом и Анной единственного и долгожданного своего Чада — Марии, Которой суждено будет назваться Богородицей.

* * *

Об этом событии, возвестившем радость всей вселенной, как о том поется в тропаре праздника, мы не находим никаких сведений в Новом Завете. Однако православное вероучение строится не на одном Священном Писании, но в равной степени и на Священном Предании. Именно из него нам известны подробности произошедшей две с лишним тысячи лет назад, на рубеже эпох Ветхого и Нового Завета, истории. Так, одним из основных источников, повествующих нам о родителях Девы Марии, Ее зачатии, рождении и детстве, является так называемое Протоевангелие Иакова — апокриф, написанный на рубеже II и III веков.

Святые праведники Иоаким и Анна, именуемые Церковью богоотцами, были людьми богобоязненными и благочестивыми, жили в любви друг ко другу. Их дни протекали в служении Богу и своему народу; безбедная и вполне счастливая жизнь омрачалась лишь одним обстоятельством: Господь за пять десятков лет супружества так и не даровал им детей.

В один из праздников праведные Иоаким и Анна поспешали в Иерусалимский храм для поклонения Господу и принесения положенных жертв. Но праздничный день для них был серьезно омрачен поведением одного первосвященника, по имени Иссахар, который отверг жертву Иоакима. Как соль на давно бередившую душу рану бесчадия были его слова: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь грехи». Да тут еще один из евреев, стоявших позади, дерзко окликнул праведника, чтобы тот посторонился и не смел приносить дары вперед «более достойных».

Даже представить себе тяжело, что творилось на душе у праведного старца, всю свою жизнь свято соблюдавшего заповеди Божии, творившего милостыню и сохранявшего, несмотря на законное дозволение расстаться с женой по причине бесплодия, священный брак, когда он испытал такое публичное унижение. Иоаким обратился к родословию своего народа, но, к еще большему расстройству, не нашел ни одного праведника, который не оставил бы после себя потомства. В большом смущении удалился он из города, направив свои стопы не домой, к горячо любимой жене, а в пустынную местность, где паслись его стада. Он дал обет Богу, что будет поститься сорок дней и ночей, а пищей и питьем ему будут молитвы и слезы. Сложно сказать, просил ли Иоаким Бога во время этого сорокадневного поста открыть причину его бездетности или же, памятуя о столетнем Аврааме, дождавшемся со своей девяностолетней женой Саррой потомства, молил Господа о милости и ниспослании им чада.

В это время праведная Анна, прослышав о бесчестии, нанесенном в храме ее мужу, погрузилась в траур. Мало того, что была она бесплодна, так теперь пришлось ей стать и вдовой при живом, но безвестно пропавшем муже. Тяжело скорбела она, чувствуя со стороны окружающих пренебрежительное отношение к своему незавидному положению и имея так мало объективных шансов изменить его.

Но случилось чудо. Горячие молитвы супругов были услышаны: Господь послал Ангела Своего к Анне, возвещая ей радостное обещание долгожданной беременности. Подобного откровения сподобился и Иоаким. Осчастливленные богоотцы поспешили в Иерусалим, где и встретились у Золотых ворот. Не было предела их радости, тут же была принесена щедрая жертва Богу. Обильной милостыни от праведного Иоакима были удостоены и жрецы, и старейшины, и простой люд. Через девять месяцев престарелые Иоаким и Анна взяли на руки свою Дочь, Которой суждено будет стать Матерью Божией. Получив просимое, праведные родители дали обет, что Дитя свое посвятят на служение Богу.

Несомненно, что избранные Господом для соучастия в промыслительном деле спасения человечества Иоаким и Анна были наиболее достойны этого из всех живущих, но даже и эти праведники подверглись очищению своих душ через принятие скорбей, через терпеливое несение своего креста, за что и получили достойный венец свыше. С годами их плотские желания, страстные движения их душ все более ослабевали, уступая место искренней любви и целомудрию, в атмосфере которых и произошло зачатие Пресвятой Девы.

В лице Пречистой Девы соединились две ветви Израиля. Она несла в Себе достоинство царского и священнического рода: праведный отец Ее происходил из дома царя Давида, а святая Анна — из колена Левия, из рода первосвященника Аарона. Тянущиеся через века цепи поколений ветхозаветных пророков, праведников, правителей, священников и левитов нашли свое логичное разрешение в рождении Пресвятой Богоматери, открывающей путь к Завету Новому. Богородица стала как бы наилучшим плодом всего человечества, превзошла Своей чистотой, смирением и непорочностью не только людей, но и Ангелов.

* * *

Святая Церковь, празднуя Рождество Богоматери, не просто воспоминает очередную годовщину имевшего место быть более двух тысяч лет назад факта появления на свет Дочери у Анны и Иоакима, но приглашает нас через богослужение стать участниками этого события, пережить его всем вместе и заново. И вот, находясь в этот день в храме, вслушиваясь в слова праздничных песнопений, мы будем открывать для себя все новые причины для радости, все новые поводы переосмыслить свою собственную жизнь, имея перед собой удивительные, столь трудно достижимые образцы смирения и покорности Богу.

В этот праздничный день мы разделяем не только радость святых родителей Пречистой Богородицы об исполнении их полувековых чаяний, но и радость ветхозаветных праведников — Авраама и Исаака, Иакова и Иуды, Давида и Иессея — о начале исполнения тысячелетних обетований Божиих о Мессии. Величая Богородицу и начало боговоплощения, бывшее через Нее, дивясь Божиему Промыслу о нашем спасении, мы не забываем и о том, что действие этого Промысла как в нашем мире, так и в нас самих происходит только при условии полного смирения перед Богом, беспрекословной готовности принять Его святую волю о нас.

Праздник Рождества Богоматери — надежда и радость для бездетных пар, не теряющих веры в получение просимого. Этот день — радость для всех, кто терпеливо переносит житейские невзгоды, помня об истинном предназначении своей жизни — спасении души. Этот день — напоминание всем родителям о полученном ими от Бога благодеянии, напоминание всем нам о важности и великой силе горячей и искренней молитвы. По словам святителя Андрея Критского, нынешний праздник есть для нас начало праздников, поскольку с него началось преодоление разделения между Богом и падшим человечеством, родилась Соединившая Небо и землю, произошла от бесплодной и престарелой родительницы Дева, из Которой возсияло «Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Газета «Православная вера» № 17 (565)

Священник Алексий Стрижов

https://pravoslavie.ru/97223.html

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nachalo-prazdnikov

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96387

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 21 Сентября 2020, 17:35:07 »

Сила предстательства Божией Матери

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы



День Рождества Пресвятой Богородицы — чудо рождения человека. Праздник, который раскрывает нам драгоценность каждой человеческой жизни.

Христос говорит нам, что когда жена родит, то не помнит себя от радости и забывает все прежние муки, потому что человек родился в мир (см. Ин. 16, 21). Происходит как бы заново творение всего мира, потому что для этого человека Господь сотворил мир и все, что в нем существует. И это подарок ко дню его рождения.

Сегодня день рождения особого Человека. Через Нее придет Творец мира и избавит нас от смерти, от власти диавола и греха. Мы живем в мире, где жизнь все более обесценивается. Все более теряется понимание глубины того, о чем возвещает Господь и Церковь.

Пресвятая Дева Мария родилась от праведных Иоакима и Анны, которым Церковь тоже приносит хвалу, потому что благодаря их святости, их любви ко Господу было возможно рождение такого ребенка. Этот праздник напоминает нам об ответственности родителей за своих детей. О том, что не одно поколение, а множество предыдущих участвуют в рождении ребенка. Существует наследственность, которая как будто определяет судьбу человека. Но Рождество Пресвятой Девы Марии меняет все. Ибо от Нее родится Христос, Чья Кровь, Чья сила жизни преодолеет всякую другую, накопившуюся веками дурную наследственность.

И поэтому мы сегодня вспоминаем всех, кто жизнь свою посвятил вере. Они устремлялись к Богу, чтобы на древе человечества расцвел благоуханный цветок — Пресвятая Дева. И стало возможным рождение от Нее Сына Божия.

Будем помнить о том, как велика наша ответственность за сохранение семьи и наших детей. Видя умножение в мире зла и нарастающую от одного поколения к другому темную наследственность (так что все кажется абсолютно безнадежным, и уныние закономерно), будем видеть, что рождение, благословленное Господом, сильнее всего.

Этот праздник являет нам, что природа человеческая обладает только добром, а зло и грех не принадлежат ей. Потому что зло не имеет своей природы — оно есть искажение волей человека своего естества. Сегодня мы радуемся о том, что есть такой Человек, Которому дано будет родить Спасителя мира и усыновить весь род человеческий. И благодатным Своим предстательством ходатайствовать за всех людей. Чтобы все покаялись, узнали свое предназначение и обрели свое призвание.

Будем об этом молиться в день рождения Небесной нашей Матери и приносить Ей свои подарки. Становясь людьми, отвергая все бесчеловечное, что есть в нас. Потому что любое проявление бесчеловечности — всякий наш грех — глубоко ранит сердце Божией Матери. Это то самое оружие, которое продолжает проходить через Ее святую душу и доныне (см. Лк. 2, 35).

Наше противостояние растлению детей — участие в этом празднике. Мы помним, что святитель Феофан Затворник говорил накануне революции, когда появилась в какой-то газете хула на Пресвятую Богородицу: «Ждут Россию великие беды, и наказание Божие неотвратимо». Мы знаем, как исполнилось это пророчество. А нынешняя пропаганда разврата не идет ни в какое сравнение с тем, что было тогда. Мы должны позаботиться о чистоте своего сердца, научиться подлинному смирению, подлинной любви. Этого нет у нас, но мы, духовно бедные люди, приходим ко Господу и просим исцелить нашу жизнь, омраченную грехом, лишенную подлинной радости.

И вот великая тайна. Божия Матерь ходатайствует за нас. Вспомним о браке в Кане Галилейской, куда были званы Иисус и ученики Его, и Матерь Его. Мы все знаем об этом событии — вино на браке, символ радости невесты и жениха, кончилось. И далее — предстательство Пресвятой Девы. Благодаря Ее безоглядному доверию Своему Божественному Сыну, Она получает этот неслыханный дар в его простоте: вода в сосудах претворяется в вино — пьянящее небесным веселием, достойное царского брака. Более того, Господь говорит, что это чудо возвещает о «Его часе». Святые отцы видят в чуде в Кане Галилейской образ брака Сына Божия с человечеством. Иными словами, здесь начинается общественное служение Господа со всеми чудесами, которые непрестанно свидетельствуют о Его Божестве и Его призыве всех к вере.

Как не изумиться перед силой предстательства Божией Матери, Которая даже не прося об этом явно, несомненно приближает для нас этот «час». И дает, как самая первая Ученица Своего Божественного Сына, великий пример доверия и веры, надежды и пламенеющей любви. Этот таинственный час достигает Крестных Страданий Господа и нашего искупления. Мы должны всегда помнить об этом часе второго рождения Божией Матери, когда Господь на Кресте даровал Ее каждому из нас как нашу Мать. Она окружает нас материнской царственной заботой, не имеющей конца и границ. И потому с такой смелостью мы обращаемся к Ней.

Только бы наше покаяние было истинным, было связано со всей нашей жизнью. Тогда не будут над нами тяготеть генетические отклонения, накопленные грехами наших предков. Мы будем принадлежать тому же человеческому роду, что и Божия Матерь. И нам будет дано блаженство единой жизни с Господом здесь, в земной жизни, и в вечности.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2020/09/20/sila_predstatelstva_bozhiei_materi
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96387

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 22 Сентября 2020, 20:41:59 »

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы

Хор братии Валаамского монастыря



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=SNQ9A0MwMtM

https://ruskline.ru/video/2020/09/22/tropar_rozhdestva_presvyatoi_bogorodicy
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2022, 08:18:55 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 22 Сентября 2020, 22:57:56 »


Иоаким и Анна – пример надежды на Бога и твердой веры

Протоиерей Андрей Ухтомский, преподаватель Киевской духовной академии




Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, до самой старости оставались бездетны.

Как в любой другой иудейской семье бездетность считалась отстранением семьи из ряда прародителей Иисуса и Христа по каким-либо грехам. Совсем иначе распорядился Бог с семьей, в которой родилась Дева Мария. Пример этой семьи — утешение для бездетных и  надежа на Бога.

По церковному преданию, святая Анна родилась в Вифлееме и вышла замуж за Иоакима из Назарета. Иоаким был богатый и набожный человек, регулярно жертвующий бедным. Предание гласит, что родители Пресвятой Богородицы, которые, по-видимому, сначала жили в Галилее, позже приехали поселиться в Иерусалиме.

После очередных насмешек, Иоаким и Анна впали в уныние. Иоакиму запрещено было приносить жертву в храм из-за бездетности, как свидетельстве отверженности Богом, из-за чего он удалился в пустыню, где находился в молитве на протяжении сорока дней. Анна также опечалилась еще больше, после упреков со стороны своей служанки по имени Иудифь и молилась Богу о даровании ребенка, подобно Сарре, жене патриарха Авраама.

Явившийся Иоакиму ангел в пустыне возвестил о рождении от него Божией Матери. Также т Анна вскоре узнала об этом. По истечении сорока дней Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима и возрадовались о том, что их молитвы услышаны и у них будет младенец.

Древнее иудейское предание сохранило традицию о том, что ребенку, рожденному от пожилой матери, потерявшей надежду на потомство, уготованы великие дела. Параллели встречаются в Ветхом Завете в случае с Анной, матерью Самуила, и в Новом Завете в случае родителей святого Иоанна Крестителя.

Иоаким и Анна показали пример надежды на Бога и твердой веры, а также и терпения «поношение безчадства», как повествуется в кондаке празднику Рождества Божией Матери. Прп. Андрей, епископ Критский, в проповеди на Рождество Божией Матери так восхваляет веру Иоакима и Анны: они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, — оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого».

Православная Церковь почитает праведных Иоакима и Анну на следующий день после праздника Рождества Божией Матери. Ежедневное поминовение праведных родителей именуемых богоотцами происходит на отпусте.

Православная Церковь молится Иоакиму и Анне о даровании детей, как таким родителям, которые с терпением перенесли насмешки за свою бездетность, как будто они были грешнее других людей, сохранили и донесли свою нереализованную родительскую любовь, воспитав Родительницу Жизни.


Источник: Православие и жизнь

22.09.2020


https://pravlife.org/ru/content/ioakim-i-anna-primer-nadezhdy-na-boga-i-tverdoy-very
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 20 Сентября 2021, 23:16:30 »


Пастыри о смирении

Размышления в день Рождества Божией Матери


Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости, потому что через рождение «Честнейшей Херувим» стало возможным наше спасение. Однако поговорить в этот день хотелось бы о неизменных наших спутниках — скорбях, которых в Своей жизни не избежала даже Матерь Божия, и смирении, которым Она оказалась столь богата. Об этом и педагогических уроках нынешнего праздника рассуждают священники Димитрий Шишкин, Сергий Бегиян, Димитрий Фетисов и Валерий Духанин.


Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Мозаика     


***


«Смирение предшествовало самому рождению Пресвятой Владычицы»


Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — это событие особенное, чрезвычайное. Можно сказать, что это заря нового дня в жизни всего человечества, дня, когда гнев Божий прелагается на милость, проклятие сменяется благословением, тьма изгоняется светом, а вечная благодатная жизнь подаётся каждому, кто только захочет её принять.

Рождение Пресвятой Богородицы — это дар человечества Богу. Всё самое святое и чистое, что век за веком копилось в недрах человеческого духа, стремилось вопреки всему к Творцу — всё это нашло, наконец, совершенное воплощение в Той Единственной, Которая стала способна по своей совершенной кротости, смирению и чистоте сделаться Матерью Бога Вышнего, Пожелавшего ради нашего с вами спасения вочеловечиться и искупить всех нас от рабства греху и смерти.

Мы не случайно заговорили о смирении. Это главное и важнейшее основание духовной жизни, потому что мы знаем, что только смиренным Бог даёт благодать. А смирение предшествовало и самому Рождению Пресвятой Владычицы. Родители Её — святые праведные Иоаким и Анна — были уже в летах и бездетны, и много претерпели поношений и укоров за свою бездетность, которая в то время считалась признаком проклятия. Но за своё крайнее смирение, терпение и постоянство в вере они были почтены от Бога величайшей честью — стать родителями Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается

И если мы посмотрим на всю жизнь Пресвятой Владычицы, то увидим, что смирение и чистота, а также крайняя любовь к Богу были и остаются главными её чертами. Конечно, и нам, почитающим Пресвятую Богородицу, надо просить у неё этого дара смирения, потому что без смирения невозможно угодить Богу. Однако, если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается. Причём принимать без ропота и даже с благодарностью за то, что Господь подаёт нам эту счастливую возможность — учиться смирению. Ну, а в трудные минуты будем приводить на память то, сколько скорбей перенесла в своей жизни Пречистая Матерь: и когда была гонима от злокозненного Ирода, и когда Ее Божественный Сын встречал непонимание, укоры и насмешки от фарисеев и книжников, и особенно тогда, когда Господь за наши грехи был распят и страшной смертью умер на Кресте. Какими силами Пресвятая Дева всё это перенесла? — Конечно, силой осеняющей её благодати, но благодать эта, как мы говорили, подаётся только смиренным и кротким сердцем. Так что, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, будем подражать Её смирению и чистоте, будем просить Её, чтобы Она помогала нам, живя по-христиански, без ропота и со смирением переносить все приключающиеся с нами трудности и таким образом возрастать в любви к Богу и людям.


***


«Претерпевший до конца — спасется»


Священник Сергий Бегиян

Священник Сергий Бегиян, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в городе Столбцы, Белоруссия:

— Путь православного христианина — крестоношение. В этом каждый верующий уподобляется самому Спасителю, Который был «послушен Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8.) и Божией Матери, Которой также «оружие прошло душу» (Лк. 2:35). Без креста христианство вырождается в пустое морализаторство, толстовство, протестантство — во что угодно. Однако без креста не может быть и воскресения — и это очень важно. Христианство призывает нести свои скорби благодушно — без ропота и обиды на Бога и людей, поскольку мы веруем, что Господь дает каждому для спасения наилучшие условия. Но при этом христианство, как многие ошибочно думают, не творит «культа страданий». Мы совершенно не должны думать, что сами по себе боль, скорбные обстоятельства, болезни, — это «карма» христианина. Скорби — это воспитательные шлепки, которые Господь употребляет, когда видит, что Его чадо или идет не туда или расшалилось без меры. И чтобы научиться принимать эти подчас тяжелые удары со смирением, прежде всего нужно понимать их вынужденный характер. Почему в одной семье нет детей вовсе, а в другой их 10? Почему одни растут сиротами, а другие окружены любящими родственниками? Почему некоторые благоденствуют, а другие всю жизнь испытывают страдания? Все это неразрешимые для нас вопросы Промысла Божия. Но если мы верим в Бога, то должны и доверять Ему, что Он ставит нас в наиболее полезные для воспитания нашей души условия. Потому и «претерпевший до конца — спасется» (Мф. 10:22).


***


«Воспитание своих детей нужно начинать с самих себя»


Священник Димитрий Фетисов

Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

— Из всего множества смыслов величайшего праздника Рождества Богородицы мне бы хотелось подчеркнуть важность педагогического значения этого торжества, зачинающего весь наш церковный календарь.

Один мудрый педагог, когда некая мать пришла к нему с вопросом о том, когда следует начать воспитывать ребёнка, спросил: «А сколько ему?». «Пять лет», — ответила мать. «Тогда вы уже опоздали на 5 лет», — ответил многоопытный учитель.

Глядя на родителей Пречистой, мы можем сделать вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше зачатия

Глядя на родителей Пречистой — святых Иоакима и Анну, мы можем дополнить этого опытного мудреца, сделав вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше рождения, а если быть точнее — даже раньше зачатия. И воспитание своих детей нужно начинать с самих себя.

Мы не спроста подчёркиваем (в отличие от католиков), что зачатие и Рождество Пресвятой Девы происходило естественным путем — таким же, как и у всех нас, обычных людей. Этим мы ещё более возвеличиваем подвиг Матери Божией, ставшей Чистейшим и Совершеннейшим Человеком на земле — благоуханным и непорочным приношением Богу от всего человечества, без добровольного участия которого невозможно бы стало спасение всего мира.

И этим мы налагаем дополнительную ответственность на себя, понимая как родители, что и этот праздник и вся история нашего спасения были бы невозможны без благого влияния на будущую Богородицу её славных родителей — Иоакима и Анны.

Священное Писание и Священное Предание благоговейно умалчивает о подробностях воспитания Пречистой Отроковицы Ее праведными родителями. Мы ничего не знаем о том, как молилась праведная Анна, нося под сердцем Ту, Которая потом сможет вместить в Себя «Носящего мир». Мы видим лишь некий итог подвига её родителей — как некую заоблачную для нас, труднодостижимую вершину, к которой нужно стремиться для того, чтобы вкусить хоть малую частичку той радости, которую испытали и испытывают теперь в вечности родители Матери Божией.

Будем и мы искренне подвизаться, стараясь от всего сердца стяжать добродетели, дабы и нам, глядя на наших детей, прославить Бога, как некогда это сделали Иоаким и Анна, видя благой Плод, Рождённый и Взращенный ими в теснейшем соработничестве со Творцом — Пресвятую Богородицу.


***


«Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем»


Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— Один подвижник благочестия сказал: «Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания». Действительно, если задуматься, то что мы можем принести Богу? Нам и похвалиться-то нечем: ни духовными подвигами, ни жизненными достижениями. Вот Божия Матерь принесла Господу Свою чистоту и непорочность. Она, как это было открыто преподобному Силуану Афонскому, никогда не согрешила даже в мыслях. Представьте, что это значит! Обыкновенно мы, даже если очень хотим, не можем удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. Мы часто даже не замечаем, что грешим, потому что грехи вошли в нашу привычку как что-то естественное. А Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. И при всем при том, Она не была избавлена от превратностей земной жизни, пережила самое страшное, что только может пережить мать — смерть единственного Сына. Если же Сама Пресвятая Дева, несмотря на Ее чистоту и непорочность, терпела несправедливости, то что говорить про нас?

Для грешного человека несправедливости жизни — это единственное, что его еще может спасти

Для грешного человека несправедливости жизни — это палочка-выручалочка, это единственное, что его еще может спасти, надо только правильно к этому относиться. Добродетелей мы не имеем, духовных подвигов нести не способны, молиться толком не научились... Что остается? Только терпеть то, что посылает Бог. Господь к нам подходит как мудрый врач, который знает, какое лекарство употребить — одному горькие таблетки, другому пластырь перцовый, а третьему надо срочно вырезать больную часть органа. Неужели мы думаем, что Бог не способен избавить нас от несправедливостей жизни? Но тогда ведь мы про Него и вспоминать-то не будем. Поэтому христианину всегда важно говорить себе: «Да, я не понимаю, почему это случилось, но меня видит Бог, и Он знает, что мне полезней. Пусть будет воля Его, предаю себя в Его руки». Когда мы перестаем гнуть «свою правду» и принимаем страдания, как посланные Богом для нашей пользы, в душе воцаряется мир, уходит негодование. Потому что свое «я» уходит в сторону, а в центр поставляется воля Божия, и тогда душа становится свободней, в ней нет никаких оков. Наверное, нет большего блага, чем свобода души, но для этого надо освобождаться от того, что внутри изъедает нас — ропота на судьбу, обиды на равнодушие ближних, зависти к чужому благополучию.

Конечно, душа смиряется не сразу. Но ведь мы можем всегда обратиться за помощью к Матери Божией. Она пережила самые страшные скорби, и потому Она с нами в любых наших скорбях. Если мы знаем это, то всегда можем от сердца обратиться к Ней: «Пресвятая Дева, Матушка Небесная! У меня нет сил, помоги, укрепи меня в скорбях и жизненных испытаниях, яви мне Твою благодатную помощь». И Царица Небесная за искренность прошения поможет так, как любящая мать помогает своему пусть и непослушному, но искренно просящему ребенку.


Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/73781.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 22 Сентября 2021, 00:48:33 »


Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми

Марина Шмелева


Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много раз я беседовала о церковных праздниках со школьниками разного возраста. Надеюсь, что эти беседы были им интересны.

   



Время важных вопросов

– Послушайте! Вы святой человек?

– Если честно, пока нет.

– Но ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?

    Ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?

Это не цитата из русской классики, не Патерик и не богословский диспут. Это отрывок из моего разговора с учеником 4 класса школы № 5 города Энгельса (Покровска) Саратовской области. Обычной очень школы.

Каждый раз, общаясь с учениками, изучающими в 4-м классе предметы, посвященные духовной культуре (их много, и они довольно часто меняют свое название), я поражаюсь Промыслу Божию. 10–11 лет – идеальный, на мой взгляд, возраст для подобного рода бесед. Уже не малыши и еще не стеснительные подростки. Самое время задавать вопросы о свете и тьме в своей душе. И так грустно думать, что не все вопросы находят людей, желающих дать на них ответ.

Рождество Пресвятой Богородицы открывает не только церковный, но и учебный год. И в школе, и в храме, и дома – это повод для интересной беседы. Церковные праздники – прекрасный повод поговорить с детьми не только об истории. Этот удивительно светлый и радостный праздник предлагает нам подумать о важных понятиях. Таких, как…


Чудо

Рождение Матери Божией от престарелых родителей – очевидное чудо. Но ведь сначала нужно договориться о понятиях с учениками, подчас или даже зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей они пишут ответ на вопрос: «Что такое чудо?»

Ответы детей я храню и временами перечитываю.

    Дарья: «Некоторые думают, что чудо – очень редкая штука. Я считаю, что это не так, надо просто присмотреться».

    Дмитрий: «Чудо – это радость, которую приносит нам Бог».

    Артём: «Чудо – это красота: воздух, деревья, цветы, радуга, всё, что нас окружает».

Забавное – «глаза, потому что они у нас разные».

Критичное – «то, что не может сделать человек».

И ошеломляюще мудрое для девочки 10 лет – «это когда тебя любят».

Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем обычное рождение, в обычной семье.


Икона Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы     

Дальше беседу строить уже несложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих.


Память

Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380-м году.

Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим.


Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина     

А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала». А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью.


Благодарность

Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется.

    Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память

Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться.



На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…». Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать привычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил?» И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы».

А вам сегодня есть за что поблагодарить Господа?


20 сентября 2021 г.

https://pravoslavie.ru/141847.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 23 Сентября 2021, 00:17:57 »


«Икона нашего духовного состояния»

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Рождество Пресвятой Богородицы



   

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Я испытал настоящее потрясение, когда вошёл в этот храм; впервые увидел его без лесов - в тех поразительных формах, которые придали ему наши предки, строившие его с 1310 года; в 1313 году он был расписан. Храм строили три года, а возрождали пятьдесят лет. Пятьдесят лет здесь стояли леса. Как мало времени нужно, для того чтобы что-то создать с Божией помощью! Ещё меньше нужно времени, чтобы с помощью дьявола разрушить. И как бесконечно много нужно времени, чтобы воссоздать, вновь вдохнуть жизнь в, казалось бы, убитое духовное существо – храм Божий.

Этот храм являет собой нашу сегодняшнюю церковную и духовную жизнь. Некогда поразительно красивый, великолепный, созданный вдохновением, мастерством, особой силой благодати, молитвами людей, которые приступали на этом месте работать, Господи – и мы, немощные, утратившие очень многое и лишь примерно различающие ту духовную жизнь, которая была на Руси, и которой мы могли бы жить. Даже после долгих трудов всё лишь проступает, как апостол Павел говорил, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор.13:12) мы пытаемся различить лики Бога Господа Иисуса Христа, воплотившегося Вседержителя и Бога; лики святых, подвизавшихся здесь, на земле, так, как, наверное, не смогут подвизаться современные люди. Но в Божиих руках всё! На Руси было тогда очень мало храмов; духовная жизнь только начиналась. И мы видим полноту церковной жизни, которая смогла с нуля создать этот Божественный храм.

Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), мы пребываем в состоянии владения и жизни, в духовной разрухе. Лишь немногое сохранилось; лишь немногое мы можем воспринять из той огромной сокровищницы, которую являет собой Православная Церковь. И мы уже изменились; мы уже другие! Мы выросли в других семьях, в другом обществе. В нас, наверное, нет той Божественной любви, ревности, устремлённости к Богу, отрешения от всего постороннего, сосредоточения на единой цели Богопознания - соединения со Христом не в мечтах, не в иллюзиях, не в прелести, а так, как было с Его учениками: глаза в глаза; душа перед Богом.

Пятьдесят лет простояли здесь леса. Более пятидесяти лет реставраторы трудились над тем, чтобы сохранить хоть что-то из дивных росписей, созданных много веков назад. Сейчас возрождается Русская Церковь. Но мы будем в глубоком заблуждении, если будем считать, что мы возрождаем её в той силе, в которой она была. Эти стены храма – икона нашего духовного состояния. Мы можем возмечтать о себе нечто очень высокое. Но вот та реальность, которую мы из себя представляем. Это лишний повод для нас по-настоящему смириться, осознать себя не иллюзией, не представлением о себе, а тем, чем мы есть на самом деле. Одно это будет уже большим делом перед Богом – когда мы не обманываем сами себя, не возносимся, не гордимся. Мы должны благодарить Бога за свою веру, но не гордиться своим присутствием в Церкви – нет ничего отвратительнее этого. К этому пришли фарисеи; к этому пришли богоубийцы – не имея ничего, они считали себя за нечто.

Я вспоминаю сегодня моего хорошего товарища, с которым мне довелось много лет работать – Владимира Сарабьянова, который десятилетия сохранял эти замечательные фрески. Посмотрите, какие лики: строгие к себе, к своей греховности; сосредоточенные в Боге; устремлённые к Богу и молящиеся за людей. Как бы ни было тяжело, многие десятилетия нам придётся преодолевать наше духовное разорение в новом поколении.

С нами Пресвятая Богородица, Рождество Которой мы сегодня отмечаем. Она даёт возможность воссоздать из пепла духовную жизнь. В день Рождества Богородицы день рождения отца Ермогена, который возрождал и возродил эту обитель. Люди, когда-то неверующие и, может быть, даже богоборцы, приходили, как сёстры и как прихожане, в святую обитель. Из духовных руин возрождалась их собственная духовная жизнь. Нет ничего невозможного Богу! «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9) - мы читаем в Священном Писании. Долгое время этот храм был без Божественной литургии; без того, чтобы собралось общество христиан ради Христа и со Христом. Возрождение произошло, потому что, как говорил апостол Павел, «Бог… не в рукотворенных храмах живёт» (Деян.17:24), а в человеческих сердцах. Этот главный храм в человеческой душе каждому из нас надо с трепетом, страхом Божиим и радостью возрождать всю свою жизнь; всё время, которое нам отпущено Богом.

Мы вспомнили сегодня отца Ермогена. Мы вспоминаем и благодарим ныне здравствующего владыку Евсевия, который вместе с отцом Ермогеном здесь начинал возрождение монашеской духовной жизни. Вспоминаем почивших сестёр и прихожан святой обители, хотя не знаем большинства их имён; вспоминаем епископов Псковских, у которых здесь были кельи, когда в начале XIX века монастырь был закрыт: известный наш историк владыка Евгений (Болховитинов) был одним из них; замечательный церковный писатель митрополит Арсений (Стадницкий). Мы вспоминаем бесчисленное множество монахов и мирян, которым в этом храме Господь помогал прийти к Нему, где Он соединялся с ними в Таинстве Тела и Крови Христовых. Будем молиться, чтобы в этом храме мы продолжали Божественные литургии. Будем делать всё, чтобы этот храм остался хотя бы таким, каким он дошёл до нас. В лице Вадима Анатольевича Нэдика, главы Комитета по охране памятников, поблагодарим всех реставраторов, которые сохранили для нас эту святыню.

Будем помнить: чтобы построить нашу духовную жизнь, понадобилось сравнительно немного времени для каждого из нас. Несколько лет – и мы либо воцерковились, либо стали по-настоящему взрослыми церковными людьми. Ещё меньше времени понадобится, если, не дай Бог, будет разорена наша духовная жизнь – это может произойти в любой момент, если мы сами попустим дьявола. И сколько времени нужно, чтобы нашу духовную жизнь возродить хотя бы отчасти! Таков духовный закон. Такова правда духовной жизни. Будем молить Пресвятую Богородицу, которую Господь наш Иисус Христос при кресте назвал нашей Матерью, чтобы Она хранила нас от разрушительного и смертельного зла, которое мы можем привнести в мир людям и в самих себя; чтобы потом нам не пришлось от этого зла и греха долго-долго лечиться. Окинув взором этот храм, мы видим, что до конца человек не сможет излечиться. Человек спасается только милостью и благодатью Божией. Хочу пожелать вам от Владычицы Царицы Небесной Её материнской заботы, а нам всем – быть достойными детьми Матери Божией Пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии. Аминь.


ВИДЕО   16 мин.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

21 сентября 2021 г.


https://pravoslavie.ru/141905.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 21 Сентября 2022, 00:59:30 »


Заступничество Божией Матери за наше Отечество

Слово на праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Чтобы понять, насколько велик этот день, мы должны увидеть, что значит Пришествие Христа Бога в мир, что значит для нас Его Крест и Воскресение — избавление от смерти вечной. То, что превосходит всякую меру разумения. И в сегодняшнем празднике уже присутствует надежда, что встреча с Богом возможна — встреча Пресвятой Девы Марии и всего рода человеческого.

Что поражает нас прежде всего в Евангелии о Пресвятой Деве Марии? «Се, Раба Господня, — говорит Она, — да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). Эти слова раскрывают нам тайну Ее личности. Она приносит всю Себя Богу — Свою душу и тело, ум и сердце, — исполняя первую и главную заповедь о любви к Богу, и вторую заповедь, подобную ей, о любви к человеку. В этом Ее ответе присутствует твердость и решимость по отношению к Богу и по отношению к Себе. Свое девство Она сохранит по отношению к миру во веки веков. И Она примет Своей чистотой Бога Духа Святого.

Она Раба Господня, настолько преданная Богу, что может стать вместилищем Бога и стать Божией Матерью. Какая огромная разница между Нею и Адамом и Евою, которые отвергли слово Божие, своевольно захотели вкусить пищу, запрещенную Богом, чтобы самим стать богами! Отвергнув слово Божие, живое и животворящее, они познали смерть. А Пресвятая Дева послушанием слову Божию приняла в Себя Превечное Слово, Которым была упразднена смерть для всего рода человеческого.

Мы видим эту решимость идти путем, противоположным падению — путем открытого отвержения греха Адама и Евы. Но видим в Евангелии уже как бы конечный результат. А возрастание Ее — от младенчества до Благовещения — проходит в сокровенной постоянной устремленности к Богу, которая хранилась во всем святом человечестве после отпадения от Бога. И раскрылась уже с несравненной силой после пришествия Бога в мир. Но существует и другой путь, который еще больше выявился после Пришествия Христа в мир. Есть два пути — принятие слова Божия: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» и отвержение его. Путь жизни и путь смерти.

Та чистота и то смирение, которые явила Божия Матерь, имеют своим источником грядущее Воплощение Слова Божия. Смирение и чистота Пресвятой Девы Марии (и каждого из нас) исходят из Божественного истощания Спасителя. Где есть устремленность к этому совершенству — там близок Господь, там совершается тайна соединения Бога с человеком. Не потому ли Божия Матерь, для Которой дороже всего на свете чистота и смирение, и послушание Богу, так возлюбила русский православный народ, прозревая в нем тот сонм праведников, омывших свои одежды в крови Агнца, о которых свидетельствует Апокалипсис?

И событие, которое вспоминается сегодня — Куликовская битва 1380 года, решившая судьбу России, — совершилось под Ее покровом. В день, когда несметные татарские полчища приблизились уже к самой Москве, по благословению преподобного Сергия, даром Божией Матери была одержана победа, которая положила конец долгому игу над нашим Отечеством. Враги рассказывают, что они видели над полем сражения некую сияющую дивным светом грозную Жену, Которая молилась за русское воинство. И так всегда было в течение нашей истории. Во всех решающих событиях Божия Матерь заступалась за русский православный народ, за наше Отечество. Свидетелями этого являются бесчисленные чудотворные иконы, — Владимирская, Казанская, Ярославская, Феодоровская и другие, связанные с историческими судьбами нашего народа.

Куда же ушли теперь эти чудеса, когда другое иго, которое уже не сравнить с татаро-монгольским, надвигается на нашу землю? Чудеса ушли туда, откуда они приходят — на небо. А оттого что небо сокрылось из нашего зрения, остановилось чудесное заступничество. Но Божия Матерь, Ее любовь не сравнится с нашей неверностью, с нашим предательством и малодушием. Она не перестает молить Господа за нас. И потому приходят сегодня скорби на нашу землю, чтобы снова приблизилось к нам небо в новых испытаниях. Чтобы мы сами к нему устремлялись.

Большая беда приблизилась сегодня к нашему Отечеству, и опасней всего — невидение этого. Те ложные пророки, которые говорили нам, что все идет хорошо, «мир и безопасность» ожидают нас в слиянии с «просвещенным» Западом, оправившись от первого удара, вновь поднимают голову.  Они только и ждут, что наступит полный крах России, за которым последует торжество «свободы» — той свободы, которую они пытались, начиная с 90-х годов прошлого века, утвердить в России: свободу от заповедей Божиих, от совести и стыда. Мы видим, какие «ценности» и «свободы» защищаются государством на постхристианском Западе, какое там совершается поругание и уничтожение человека как духовно-нравственного явления — с их гей-парадами, защитой инцеста и педофилии. Даже произносить эти слова страшно. Не только представить реальную возможность этого торжества самого диавола в роде человеческом.

Хорошо говорил в свое время государь Александр III, что у России нет союзников, кроме армии и флота. Но и армия и флот не помогут, если Бог не поможет нам. И Божия Матерь не заступится за нашу землю, если мы равнодушно и безучастно будем смотреть на происходящее сегодня в мире. Не на что нам надеяться, когда в то время, как наши воины погибают на полях сражений за будущее наших детей, сбежавшие было и вновь вернувшиеся в Россию ненавистники ее продолжают внедрять свои программы по растлению детей и молодежи. Кажется, невозможно и ненужно говорить об этом в такой праздник. Но ведь о детях, о будущем всего человечества возвещает прежде всего сегодня Церковь.

Как на защиту Отечества от опасности, — более страшной, чем та, которая угрожала на поле Куликовом, — призываемся мы встать против врага, угрожающего нам и нашим детям вечной гибелью. На небе идет невидимая брань светлых Ангелов и наших святых, которые воюют за нас с нечистыми демонами, в то время, когда мы сражаемся на земле. Каждый на своем месте и все вместе против сатанинской угрозы — за наше Отечество, земное и небесное.

Будем молить Божию Матерь о самом главном даре, необходимом для всех сегодня — о даре мужества. Она говорит нам, что мужество даруется той душе, которая, исполняясь чистоты и смирения, обретает дар видеть Господа и Его пути в этом мире. Где грех равнодушия и теплохладности — там уныние и бессилие. Отринем всякую преступную беспечность и самооправдание. Предатели и изменники те, кто нарочно не желает видеть, где сейчас решается судьба России и мира. В светлый день Рождества Божией Матери встанем все на молитву как в сражение, укрепляя друг друга, уповая на милость Божию, на покров Пречистой, Которая когда-то, в день Своего рождения, такой дивный подарок подарила России — поле Куликовской битвы с победой, обращенной к нашим дням.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

20.09.2022


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #53 : 22 Сентября 2022, 03:45:09 »


«Сегодня Отечество наше проходит через тяжелые испытания»

Патриарх Кирилл — мы просим о том, чтобы без особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа





21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, — сообщает Патриархия.ru. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


«Сегодняшний день в истории нашего Отечества был отмечен многими событиями, но, наверное, самое яркое и значительное — это Куликовская битва в 1380 году, — сказал патриарх. — Конечно, враг не знал, что в этот день Русь прославляет Пресвятую Богородицу, что к Ней особенно возносятся молитвы. Он начал эту битву в полной уверенности, что победа будет одержана. Но мы знаем, что этого не случилось. Непобедимый враг был остановлен, и по прошествии ста лет враг ушел, осознав, что невозможно победить этот народ и эту державу.

Вот какие замечательные события связаны с праздником, который мы сегодня отмечаем. Почему же Русь стояла так твердо? Потому что Россия сохранила свой язык, свою веру, свою культуру, и даже под иноземным владычеством продолжала развиваться наша национальная жизнь».

«А теперь давайте спросим: а почему так? — продолжил Первосвятитель. — Ответ только один: вера православная, Церковь Православная была хранителем духовной жизни народа. Люди понимали, что отступить можно от чего угодно, но только от веры никогда нельзя отступать. Потому что, если предашь в этом Господа, ничего другое не получится и никаких успехов не будет. И эта наша верность Господу и Спасителю, в условиях иноземной власти, была угодна Всевышнему настолько, что в течение десятилетий враг не предпринимал никаких усилий, чтобы напасть на столицу. Враг стоял на реке Угре, напротив стояло наше войско, и это стояние, без видимой битвы, и стало нашей тихой победой над врагом».

«Конечно, — отметил он, — все это было связано с глубочайшей верой нашего народа. Потому что вера делает человека очень сильным, ведь она переводит его сознание от повседневности, от материальных забот к заботе о душе, о вечности. И когда в человеке сильно это измерение, связанное с вечностью, то он становится непобедимым, потому что перестает бояться смерти. А именно ведь страх смерти гонит воина с поля битвы, толкает слабого на предательство и даже на то, чтобы брату восстать на брата.

Но подлинная вера истребляет страх смерти, а значит, и всякую человеческую подлость и предательство, и является великой опорой людей в созидании их общей жизни. Вот почему вера так важна для созидания жизни и общества, и государства. И если люди отказываются от этой силы и уповают только на силу юридического закона или на силу политических групп и партий, то такого рода единство всегда временное: проходит вкус на партии и политические идеалы, и все начинает разваливаться. И потому важно, чтобы в основе нашей национальной жизни, как великий приоритет, была вера, а вместе с ней — система христианских ценностей, которые возвышают душу и ведут человека, убежденно верующего, в вечную жизнь, а потому и непобедимого».

По словам Патриарха, сегодня Отечество наше, Русь, историческая Русь проходит через тяжелые испытания. «Мы знаем, — отмечает он, — что происходит на Украине. Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России. Очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало чувства, что там враг. Мы должны молиться сегодня о том, чтобы Господь укрепил братские чувства народов Святой Руси, чтобы еще более и более крепким становилось единство нашей Церкви, которое действительно является залогом мира на просторах Руси, — почему и развал нашей страны начался с попыток разорвать Церковь, создать расколы и разделения. Враг знал, что в эту точку надо ударить. И хотя мы понесли потери и возник опасный, греховный безблагодатный раскол на Украине, но одновременно там сохраняется вера православная, и наши братья и сестры, архипастыри и пастыри едины и, верю, вместе с нами продолжают молиться вокруг престола Господня и за прекращение междоусобной брани, и за восстановление мира на просторах исторической Руси».

Также Первосвятитель связал сегодняшний день с воспоминанием великой победы нашего народа, его духовного подвига, с воспоминанием того, как духовный авторитет влиял на формирование мужества и героизма. «Я имею в виду, — подчеркнул он, — в первую очередь, благословение преподобного Сергия Радонежского, данное Дмитрию Донскому. Как все это формировало подлинную духовную силу нашего воинства, которое одержало победу в историческом сражении.

Это экскурс в историю с нашей, церковной точки зрения. Эта точка зрения не присутствует в светской исторической науке, а напрасно, потому что именно этот подход к истории высвечивает самое главное — духовное измерение в жизни людей и государства, без которого победы, в условиях угасания веры и духа, становятся невозможными. Поэтому сегодня мы еще и еще раз молимся Господу, чтобы Он умирил Русь, остановил междоусобные брани, чтобы воссоединилась Русь Святая — в том смысле, чтобы никакие раздоры и разделения не терзали наследников той самой единой Святой Руси. И сегодня, когда мы вспоминаем победу нашего народа в Куликовской битве, мы просим о том, чтобы без особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа, которая бы вернула нам духовное единство, мир, благополучие и взаимную любовь».

«Пусть Покров Царицы Небесной простирается над Ее уделом — над Святой Русью. Пусть святые угодники Божии, одинаково прославляемые и почитаемые в России, на Украине, в Беларуси и других уголках исторической Руси, молятся сегодня за нас, недостойных, и вооружают нас правильными мыслями, нужными словами, но, самое главное, праведными делами, через которые могли бы прийти мир и благополучие на землю Святой Руси», — заключил Патриарх.


21.09.2022

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #54 : 23 Сентября 2022, 05:11:05 »


Чем отличается регистрация брака от венчания

Слово в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Мы можем понять тайну Рождества Божией Матери и почитание Церковью Ее святых родителей (имена которых упоминаются на отпусте за каждым богослужением), исходя из того, что представляет собой христианский брак. Из того благословения, которое от имени Церкви священник дает вступающим в него. Человеческая любовь для Церкви — живое знамение любви Пребожественной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Это значит, что она будет бесплодной, если смысл ее не будет в том, чтобы жить для другого.

Это рождение являет нам, какое чудо — человеческая любовь. Вне сомнения, она принадлежит всем людям, не только христианам. Однако чем отличается соединение двух жизней в одну, которое совершается в Церкви, от того, что происходит при гражданской регистрации брака? Что сказали бы мы неверующему человеку, который спросит о смысле нашего присутствия здесь и наших благословений? В этом заключается весь вопрос. Если наши благословения и наши слова не имеют значения для внешних, значит ли это, что и для нас они не имеют значения?

Бог восхотел, чтобы от человеческой любви рождался ребенок, к которому обращен взор обоих супругов. И это значит, что их взаимная любовь никогда не может ограничиться ими двумя. Закон любви, открываемый им Богом, не касается только их одних. Он — внутри их любви, желанной и принятой ими. В древние времена на бесплодие смотрели как на Божие проклятие и знак бесчестия, в то время как чадородие было знамением благословения. Это было потому, что бесплодие и чадородие рассматривались не только физически, но прежде всего духовно. Бесплодна жизнь, когда она замкнута на себе. И плодоносна, когда сознает ответственность за других и отдает себя всецело другим. Жизнь супругов становится плодоносной от их истинного отношения к тем, кто их окружает. И Богом данный младенец является первым видимым знаком этого духовного плодоношения, первым человеческим существом, которому супруги вместе отдают себя. Но та же любовь будет вести их к тем, кого Господь поставит на их пути, доверяя этих людей им. И подобно тому, как ребенок соединяет по-новому родителей, отдающих себя ему, они становятся более едиными, когда вместе проявляют заботу о других.

Один человек рассказывал, как в час, когда казалось, что все погибло, и он был близок к отчаянию, он взмолился Божией Матери. Она пришла на помощь — и сердца его коснулась благодать. Он понял, что не должен больше испытывать любовь, но быть любовью. И не только по отношению к тому человеку, которого он предал, но ко всем без исключения. Его духовник, узнав об этом, сказал: «Любовь, когда в ней отказывают одним, рано или поздно перестанет существовать по отношению ко всем другим. Даже по отношению к тем, кого больше всего на свете любим». «Но почему Вы не объяснили мне это раньше?», — спросил он священника. «Потому что такое не объясняется, — ответил тот. — Это надо пережить».

Да будет дано нам это пережить, узнать благодать сегодняшнего праздника. Ее рождение — ради всего рода человеческого. Но таким должно быть рождение и всякого ребенка. Каждый новорожденный младенец — чудо чудес, тайна тайн. Потому что Бог станет через Нее Младенцем. Накануне Рождества Божией Матери человечество было близко к отчаянию. И вот родилась надежда.

Рождество Божией Матери дарует миру океан любви. Нельзя довольствоваться одним своим личным счастьем. Надо однажды открыться тому, чем живут другие люди, все человечество, вся Церковь. Мы живем, разделяя жизнь других. Если бы это было не так — мы не могли бы жить. Мы можем жить потому, что нам дано разделить жизнь Того, Кто пришел разделить нашу жизнь. Обрести мою жизнь в Его жизни, разделить Его жизнь с моей — вот что значит быть христианином. Вот что значит торжество, которое мы совершаем сегодня. Но эта жизнь, разделенная между Христом Богом и каждым из нас, не достигнет полноты, если наши отношения с другими людьми — заступничеством Божией Матери, даром благодати — не достигнут совершенства. Христос родился, чтобы победить смерть на Кресте. И Божия Матерь родилась, чтобы у Креста стать духовной Матерью всех людей. Господь и Божия Матерь несут наши бремена, но кто из нас может с Ними их разделить? Это бремена всех. Когда мы несем бремена друг друга, мы узнаем, что Господь и Божия Матерь несут их с нами.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

22.09.2022


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13304


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #55 : 24 Сентября 2022, 10:32:46 »


Рождение Пречистой

Священник Валерий Духанин





Иаков спешил. Спасаясь от гнева брата своего Исава, торопливо шел он по каменистым тропам, окидывая взором земли, обетованные некогда деду его Аврааму. Утомившись от спешного пути, Иаков расположился на недолгий привал, склонил голову на камень и скоро заснул.

И вот видит во сне: лестница, утвержденная на земле, достигает верхом самого неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху – Сам Господь. И слышит от Него Иаков отрадные, утешительные слова: «Благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою» (Быт. 28: 14–15).

Пробудившись, Иаков, восхищенный увиденным и услышанным, несколько наивно говорит: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» (Быт. 28: 16). И со священным трепетом добавляет: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17). Понимал ли Иаков, что было приоткрыто ему в видении, мы не знаем. Знаем, что, приободренный духовным видением, Иаков поспешил далее. Бог благословил его жизнь и его труды. От него родилось многочисленное потомство. А затем было сказано: «Возсияет звезда от Иакова» (Чис. 24: 17).

«Лествица», «врата небесные» – так сказано и так предвозвещено о Богоматери.

   «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог!»

   «Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо».

Так поем мы в акафистном пении.

Она – небо, на котором воссияла звезда. Она – лествица, врата, дверь небесная, «Еюже сниде Бог».

    Чтобы с Неба сойти на землю, нужна «лествица», то есть Та, посредством Которой Бог родится на земле как Человек

Чтобы воссияла звезда, нужен небосвод. И чтобы с Неба сойти на землю, нужна «лествица», то есть Та, посредством Которой Бог родится на земле как Человек.

Лествица, как бы чудный мост, в видении Иакова простиралась от земли до неба. Небо – Царство Чистоты, земля – поле брани. Небо – мир небожителей, земля – это мы, земные. «Лествица небесная» означает, что у Живущей на земле есть нечто, что и посреди земного делает Ее похожей на Небо. Что же это?

«Премудрость созда себе дом» (Притч. 9: 1), – слышим мы в мудрой притче (и эта притча читается также на богослужении Богородичного праздника, как и упомянутое повествование об Иакове). «Премудрость» – так сказано о Сыне Божием, ибо Он есть «Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор. 1: 24). Что же за дом создает Он Себе на земле?

«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил» (Пс. 83: 2) – нет на земле ничего красивей храма Божия. Но от самых первых райских мгновений, растворенных вечностью, Бог желал жить в человеке как в чудном храме Своем. Ум и сердце, бессмертная душа и телесный состав призванного к бессмертию – всё это создано лишь с одной целью: стать храмом Божиим.

Преподобный Макарий Великий, постигший эту истину опытом своей жизни, весьма поэтично и красочно рассуждал:

   «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы
   вселяться и упокоиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по
   образу Его. Почему Апостол говорит: “Дом же Его – мы”» (Евр. 3: 6).

Так должно быть. К тому мы призваны. Но так ли это в реальности? Вне врат Эдема человеку поставлен страшный диагноз: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Люди измлада погружаются в сети зла – злобных помыслов, ненависти, распутства, потом отчаяния, а затем еще большего распутства, чтобы утопить в нем отчаяние. Вместо храма Божия – жалкий вертеп разбойников. Где поселиться Премудрости Божией, когда, кого ни возьми, человек «приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21)? Всякое зло есть безумие. Ибо лишать себя рая может только безумный, причем делает он это с кажущимся наслаждением. Создаст ли Премудрость Себе дом в жилище безумия, в логове души посреди злых, скверных помыслов? Нет. Ибо Мудрость не может явиться там, где нахально смеется безумие. Чистота поселяется только там, где есть отклик на Чистоту.

Тысячи лет Бог желал жить среди людей. И тысячи лет люди Его отталкивали. Но вот случилось нечто невероятное, цепочка энтропии прервалась – Всевидящий и Всеведущий узрел душу, которая от материнской утробы стремилась только к Нему, как бы забыв о существовании зла. Это душа Марии. Ангелы на Небесах возрадовались – на земле родилась Та, Которая с младых лет Своей мыслью и сердцем ищет Неба. Она, как сказано в текстах богослужения, «премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает».

Слыша это, кто-то утешится, а кто-то скептически улыбнется: мол, как такое возможно? Если судить по себе, то действительно невозможно. А если послушать тех, кто достиг небесных прозрений, то такое очень даже возможно. Преподобный Силуан Афонский оставил нам такую дневниковую запись:

   «Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце
   мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: “Измыйтеся, и
   чисти будете” (Ис. 1: 16), подумал: “Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью”. И дивно, в моем
   сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью”. Так Дух Святой в
   сердце моем свидетельствовал чистоту Ее».

    Ее чистота нам непонятна. Если сказать просто – Она не предала Бога ни разу

Наш путь к Богу складывается из череды предательств, раскаяния и борьбы с собой. На Небесах, приоткроем секрет, нас и таких любят и ждут. Лишь бы мы каялись и шли вперед, пусть даже снова преткнемся. А Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью. Ее чистота нам непонятна, как непонятно бытие херувимов и серафимов! Но если сказать просто: Она не предала Бога ни разу.

Рай и ад – всё определяется нашими помыслами. Посвятил ты себя раю или нисходишь во ад? – Вглядись честно, чем наполняешь свой ум, что лелеешь в сокровенных помыслах. Озвучивать это смысла нет, мы и так о себе всё знаем. Ужас наших помыслов есть нутро падшего человечества. И если увидишь самого себя со стороны, во что превратил храм собственной души, то в немом ужасе содрогнешься. О таких, как мы, сказано: «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), а о Ней, задолго до Ее рождения, Господь пророчески возвестил: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» (Песн. 4: 7).

И вот, свершилось! Рождается Та, в мыслях Которой царствует рай. Потому-то Бог рая сможет прийти в мир поддавшихся аду, чтобы извлечь нас из ада в рай. «Премудрость созда себе дом» – Премудрый Бог устроит Себе дом в душе Марии, а затем и в теле Ее – зачнется Духом Святым в Ее пречистом лоне, чтобы, родившись на земле, научить всех нас истинной мудрости.

Она побеждала грех с малых лет. Да, грех являет себя с малых лет. Но и святость может сиять в душе с детских пеленок. Всё это зарождается в сокровенных глубинах души, там, где вершится самоопределение личности, и что не всегда и не сразу мы можем рационально осмыслить.

Дочь Неба, дарованная бесплодным родителям ради их благочестия, принесла и им огромное утешение. Их тихую радость поймут все, кто обрел ребенка не сразу. Святых Иоакима и Анну мы поминаем на каждом богослужебном отпусте. Но они, помня, от Кого Она им дана, посвятят Ее Господу. Маленькими ножками поспешит Она по 15-ти ступенькам в храм, чтобы обрести успокоение там, где возносится служение Богу.

Когда Она подрастет, то, увы, уже сирота, окажется по-человечески никому не нужной. Ее дадут на попечение престарелому Иосифу. Он станет хранителем Ее девства. Однако Ее чистота не будет забыта у Бога. Вскоре Она услышит от архангела: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Благодатная – потому что всю жизнь посвятила Тому, от Кого подается нам подлинное благо.

    Утренняя звезда возвещает восход Солнца. А Рождество Богоматери нам возвещает: будет и Христово Рождество

О Ней нельзя говорить без священного трепета. Что такое для нас день рождения мамы, даже просто в нашей обычной жизни? А здесь родилась Мама Господа! Утренняя звезда возвещает восход Солнца. А Рождество Богоматери нам возвещает: будет и Христово Рождество. Она родит Подающего всем дар рождения. Небо не вмещает Его, а Она вместит.

Бог-Любовь даровал нам любящую Матерь. Бог-Любовь пришел по любви к любимым. Но пришел Он посредством Нее, чье сердце наполнялось любовью к Богу и ближним. И когда Жертва Любви таинственным образом обымала весь мир, Он, Любящий и Распятый за всех, в лице апостола любви усыновил нас именно Ей и Ее материнскому сердцу: «Вот, Матерь твоя» (Ин. 19: 27).

Если и мы откликнемся на Любовь любовью, если сердце наше хоть малость согреется, когда мы слышим Ее неизреченное имя, если вместе с Ней мы готовы предстоять возле Его креста, то и мы – Ее чада. А Богоматерь Своих не оставляет.

Прославим Бога, возблагодарим родителей Ее, святых Иоакима и Анну, а к Ней Самой обратимся от самого сердца: «Пресвятая Богородице, даруй и нам вкусить хотя бы крупицу сердечной чистоты, не остави и спаси нас грешных и немощных!»


21 сентября 2022 г.

https://pravoslavie.ru/148343.html
Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!