Русская беседа
 
20 Мая 2024, 20:24:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
Автор Тема: 15 октября день памяти Святого праведного воина Феодора Ушакова  (Прочитано 32050 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104063

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #60 : 18 Августа 2021, 17:59:14 »

Фёдор Ушаков - адмирал флота Российского милостью Господа

Фёдор Ушаков наряду с апостолом Андреем Первозванным и святым Николаем Чудотворцем с 2000-го года - небесный покровитель Российского военно-морского флота


Адмирал Флота Российского Фёдор Ушаков

С 2005-го его также почитают «своим» святым военнослужащие стратегических военно-воздушных сил.  Но почему именно он, а не Павел Нахимов или первооткрыватель и мореплаватель Семён Дежнёв, или любой другой блестящий флотоводец, коих, слава Господу, немало породила наша земля, первым воссиял в славе Небесной?


© петраипавла.рф
 Икона с частицей мощей праведного ФедораУшакова.

 
Почему именно Ушаков стал первым святым моряком?

К этому жившему более двух столетий назад святому, равно как и, например, к другому глубоко православному - фельдмаршалу Александру Суворову, применима только превосходная степень.

Ушаков основал новую тактику ведения военно-морского боя, участвовал в строительстве укрепрайона Севастополя, выиграл 43 битвы - и ни одну не проиграл, не имел ни одного подчинённого, попавшего в плен, не потерял ни одного корабля...

За всю свою карьеру, командуя тысячами людей, он потерял убитыми в баталиях только около 500 человек. Малоизвестный факт его биографии: русский святой основал первое в мире независимое Греческое государство. Его заслуги признавались даже в атеистические времена существования нашего государства. Так, в 1944 году указом Верховного Совета СССР были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова.


© Фото из архива
 Орден адмирала Ушакова.


И всё-таки вопрос, почему именно этот блестящий военачальник прошлого был прославлен в лике святых, отнюдь не праздный. Он стал первым в России военным моряком, удостоенным высшей в нашем мире чести. Канонизация состоялась 5 августа 2001 года, причём в акте о его деяниях есть весьма красноречивое для внимательного читателя заключение: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

И всё-таки вопрос, почему именно этот блестящий военачальник прошлого был прославлен в лике святых, отнюдь не праздный. Он стал первым в России военным моряком, удостоенным высшей в нашем мире чести. Канонизация состоялась 5 августа 2001 года, причём в акте о его деяниях есть весьма красноречивое для внимательного читателя заключение: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

Сейчас на мордовской земле построен прославившийся уже на всю страну кафедральный собор, посвящённый новоявленному святому воину Феодору.

Справка

6 августа 2006 года на территории Саранской и Мордовской епархии, в городе Саранске, храм был торжественно освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. При канонизации Ушакова в 2001 г. право нести раку с мощами святого оспаривали высшие военно-морские офицеры нескольких стран. Кстати, одним из тех, кто участвовал в церемонии, стал командующий военно-морскими силами Украины Михаил Ежель. В почётном карауле шли не только матросы, но и кадеты из Рязани и Темникова.



© sobor-ushakova.ru
 Кафедральный собор святого праведного воина Фёдора Ушакова в Саранске.


Буквально за считанные годы церкви в честь святого русского воина появились в Севастополе и Николаеве, в Москве и в Сочи, в городе Железнодорожном (Московская область), в Советской Гавани (Хабаровский край), в Крыму (посёлок Новофёдоровка Сакского района) и в Санкт-Петербурге... Список можно продолжить... Хранится частица мощей святого и в значимом для сердца любого русского моряка Свято-Георгиевском кафедральном морском соборе в городе Балтийске. А заложенный в 2015 году московский храм Феодора Ушакова в Южном Бутово имеет по цеховому признаку отношение не только к морякам, но и к сотрудникам спецслужб, так как им-то конкретно он и посвящён.

Как всё начиналось

Родился будущий адмирал 24 (13) февраля 1745 года в существующем и поныне сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в семье отставного поручика лейб-гвардии Семёновского полка Фёдора Игнатьевича Ушакова и его супруги Параскевы Никитичны. Удивительно, но младенчество флотоводца проходило в средней полосе, в отдалении от любого моря или океана. Не исключено, что стремление к флотской службе возникло у него под влиянием приставленного к нему заботливыми и, кстати, глубоко верующими родителями наставника - бывшего канонира ещё петровского флота.

Любопытно, что уже с раннего детства Ушаков находился под сильным влиянием другого прославленного церковью члена своей семьи - дяди, иеромонаха Феодора, восстановившего Санаксарский монастырь в весьма удалённой от усадьбы родителей Мордовии. Во многом монашеское подвижничество старшего родственника, причисленного к лику святых в 1999 году, и определило земной путь знаменитого флотоводца и даже будущее место его упокоения. Оговоримся, что история России знает мало примеров столь близкого родства двух святых подвижников.


© Фото из архива
 Морской Кадетский корпус в Петербурге.


В 16 лет Фёдор Ушаков начинает обучение в Морском шляхетском корпусе кадетов, в столице Российской империи. Через 6 лет, в 1766 году, после сдачи экзаменов 22-летнего гардемарина привели к присяге, после чего он получает направление на своё первое место службы - на Балтийский флот. По словам флотоводца, слова присяги глубоко врезались ему в душу. Именно ими он, скорее всего, и руководствовался в тех многочисленных сражениях, которые ему выпало вести во славу России:

«Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорского Величества любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови.... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий».

Прослужив некоторое время на северных рубежах империи, капитан второго ранга Ушаков направляется Адмиралтейством на юг, в Херсон. Любопытно, что здесь он уже проявил склонность к самопожертвованию - одно из тех качеств, которые в дальнейшем и привели его к святости.


© Из архива
 Молодой офицер Фёдор Ушаков.

 
Первую битву Ушаков выиграл против... чумы

Во многом это сопряжено с историей получения им первого в жизни ордена. Так, первый орден - Владимира IV степени офицер получает за гуманитарную миссию, никак не связанную с победой в бою. Ценой решительных действий ему удалось «укротить» эпидемию чумы, свирепствовавшую тогда в гарнизоне Херсона. Ушаков сам принимал участие в организации карантина и лечения больных. Кроме того, зная, что госпитали переполнены, он решительно отказался направлять туда заболевших в его подразделении людей. Благодаря предпринятым им жёстким мерам борьбы,  с эпидемией удалось окончательно справиться. Помимо ордена, в знак благодарности Ушаков был также произведён в капитаны первого ранга.

Не менее важным и интересным этапом на профессиональном поприще явилось и возведение укреплений только что заложенного тогда Севастополя -  после присоединения Крыма. Сюда 39-летний новоиспечённый каперанг прибывает на борту находящегося под его командованием 66-пушечного линейного корабля«Святой Павел», через полтора года после подписания 28 декабря 1783 года трактата между Россией и Турцией.


© Из архива
 Линейный корабль «Святой Павел».


Едва ступив на землю, Ушаков деятельно включается в работу по организации обороны нового рубежа России. Он не только талантливо руководит, но и по уже устоявшейся у него привычке лично принимает участие в работе подчинённых. По свидетельству сослуживцев, когда средств не хватает, он нередко отдаёт в казну собственное жалованье.

Война за Крым и Чёрное море

Но по-настоящему вся многогранность талантов русского адмирала проявилась после того, как Российская империя вступила в войну с Турцией за господство в Чёрном море. В бою у острова Змеиный (Фидониси) 3 июля 1788 года Ушаков громит турецкую эскадру Хасана-паши, применив неведомую доселе при ведении морского боя тактику.

Справка

Через два века другой прославленный русский флотоводец - адмирал С.О. Макаров назовёт её  «Ставить палочку на букве "Т"». Речь идёт об охвате флагманского корабля противника, идущего во главе колонны, и его уничтожении всеми силами кораблей, способных вести по неприятелю огонь. Османы же действовали по старинке: флот выстраивался в две  линии и усиленно палил по кораблям оппонента. В сражении при Фидониси впервые в военной истории России наблюдалась грамотная координация усилий сухопутных и военно-морских сил при действиях вблизи приморской крепости Очаков.



© Из архива
 Бой у острова Фидониси.


После кровопролитного боя в несколько раз превосходящие силы блистательной Порты (российская эскадра состояла всего из трёх вымпелов - флагмана «Святой Павел» и трёх фрегатов сопровождения) обратились в постыдное бегство. За эту блистательную победу Ушакова удостоили высокой награды - ордена Святого Георгия IV степени и звания «контр-адмирал».

В 1790 году адмирал уничтожает ещё одну турецкую эскадру, выдвинувшуюся в сторону Севастополя. Далее победы следуют одна за другой.

Если смотреть на них с высот сегодняшнего дня, то можно сказать, что турки действовали наподобие того самого «искусственного интеллекта» боевых роботов современности. Они использовали всё накопленное ими за века безраздельного морского владычества богатство прошлого опыта, наработанные алгоритмы, действовали, «как по учебнику», и именно поэтому проиграли.

Дело в том, что Ушаков непрестанно импровизировал, доказав тем самым и нам, его далёким потомкам, что машинные ходы никогда не победят в бою живой человеческий разум, способный на творчество. Каждый раз после боя Ушаков благодарил Святую Троицу и всех небесных покровителей за дарованную победу.

Сохранились многочисленные свидетельства местных жителей тех зарубежных портов, куда заходили эскадры победоносного флотоводца. Везде говорится об исключительной набожности русских моряков и - что просто удивительно для наших дней! - о полном отсутствии сквернословия. За оное командующий сурово карал подчинённых - шпицрутенами. «Моряк, как и монах, постоянно должен молиться и трудиться», - таков был его неизменный девиз.

Кстати, именно этот пункт биографии Ушакова вызвал в дальнейшем нарекания у церковных критиков при его причислении к лику святых. Но разве святость означает всепрощенчество или толстовскую «каратаевщину»? Разве Дмитрий Донской или Александр Невский не были требовательны к своим войскам в быту и на поле боя?

Ушаков основал Грецию

Победы талантливого военачальника были высоко оценены князем Потёмкиным-Таврическим и лично Екатериной Второй. Последняя баталия перед заключением мира в Яссах в 1791 году была дана Ушаковым у мыса Калиакрия. Именно она ускорила принятие Стамбулом решения о подписании трактата о мире с Северной Пальмирой. Тем не менее, звание полного адмирала ему, лучшему флотоводцу России, было присвоено из-за происков царедворцев только через 8 лет, уже Павлом Первым - в 1799 году, в 54 года, фактически «под занавес» карьеры.


© Из архива
 Сражение у мыса Калиакрия.


Одним из самых славных деяний православного воина можно считать... образование первого на Земле Греческого государства.

Справка

Ионическая Республика, или иначе Республика Семи Островов, просуществовала в форме протектората фактически 16 лет - с марта 1799-го (официальная ратификация договора состоялась в Константинополе в 1800 г.) по 1815-й год. Это стало возможным благодаря взятию за 3 дня (!) неприступной крепости Корфу. Для сравнения, знаменитый британский адмирал Нельсон потратил на осаду Мальты 3 месяца.



© Из архива
 Взятие крепости Корфу.


Ушаков по-прежнему считает, что все победы ему дарует Святая Троица. Этим, наверное, объясняется удивительная набожность всех (!) флотских чинов эскадры Ушакова. Вот что об этом написал греческий коммерсант Николай Пасхалис, проживавший в то время на островах:

«Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами».

Подготовка к вечности

Звезда адмирала закатилась после воцарения на престоле Александра I. В 1806 году флотоводец сдаёт дела и через 4 года покидает столицу, удалившись в своё мордовское имение Алексеевка. Он проводит там ещё много лет в неустанной молитве, проживая, порой, неделями в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре, в котором уже тогда упокоился его дядя, иеромонах Феодор.


© Из архива
 Великий флотоводец - Адмирал Флота Российского Федор Ушаков.


  В 1817-м, второго октября, 72-летний адмирал завершает свой земной путь. В историю Отечества он вошёл ещё при жизни, задолго до своей кончины.

Удивительно, но, наверное, ещё недостаточно написано о том замечательном факте, что самые фантастические, практически невозможные, победы русского оружия были одержаны в прошлые века истово верующими военачальниками: Фёдором Ушаковым, Александром Суворовым, Петром Салтыковым и многими другими. Как говорится: «Аще Бог с нами, то кто на ны?..» ■


Александр Артамонов, военный обозреватель

https://zvezdaweekly.ru/news/20197251715-5Phb0.html?utm_source=zvezdaweekly.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=cf&utm_content=inpage_related_article&utm_term=related
« Последнее редактирование: 18 Августа 2021, 18:16:07 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #61 : 15 Октября 2022, 04:51:18 »


Евангелие, Православие и… мир

Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

Роман Савчук



Святой праведный Феодор Ушаков


«Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля, вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель», – так в донесении Екатерине ІІ характеризовал доблесть и мужество святого праведного воина Феодора Ушакова князь Потемкин. Конечно, есть и другие характеристики добродетельной личности святого воина. Мы знаем, что он «бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения», в Отечественную войну 1812 года всё, что имел, отдавал «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага…» и, наконец, «остаток дней своих адмирал провел крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». А когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения.

Сочетание таких, казалось бы, разных понятий, как «воинское служение» и «святость, праведность», нередко повергают в смятение даже людей глубоко верующих. Тем более усиливают недоумения разные критические высказывания по этому поводу поборников «истинной евангельской любви». Вопрос действительно серьезный: как совместить воинское служение с образом святости, который мы познаем из Евангелия? В чем заключается логика Церкви в этом случае?

Прежде всего, мы должны осознать, что Церковь в своих суждениях всегда опирается на истинную оценку действительности и правильное соотношение видимого и реального. Основанием такого взгляда на мир является Евангелие. А оно решительно и определенно говорит о том, что реалии земной жизни очень часто искажают даже самые благие намерения, обращая их на погибель человеку. С ужасом мы слышим из уст Спасителя, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16: 2). Совсем неожиданными для нас оказываются слова любящего Господа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10: 34–35). Наконец, мы недоумеваем, слыша: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 21–23). Оказывается, что и те, кто именем Господним творили многие чудеса, изгоняли демонов, в конечном итоге могут быть признаны Богом «делающими беззаконие». Что говорить, даже самый верный критерий, которым мы часто оцениваем истинность наших отношений с ближними, – любовь – и он, оказывается, может быть искажен, поскольку: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37)…

Сочетание воинской доблести со святостью возможно в контексте евангельского восприятия реалий нашего мира. Церковь допускает такое сочетание, поскольку оно свидетельствует о том, что земная жизнь человека далека от райских условий. Здесь даже любовь, искренность намерений не могут быть окончательным критерием истинности пути. В нашей жизни всё истинное является плодом усилий, борьбы, преодоления, среди которых неизбежны и падения, и защита слабых, и отстаивание христианских ценностей. Это мир, который невозможно оценить, основываясь лишь на собственных искренних убеждениях отстаивать только правду, поскольку Сам Господь предупреждает каждого: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11: 35).

В Евангелии нет плоской оценки земных реалий. Господь ясно показывает, что Он понимает сложность нашей жизни, когда говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф. 18: 7). И предупреждает, чтобы мы не решались судить других и себя с помощью критериев, истинность которых определяем, исходя из собственного опыта или благих намерений.

К сожалению, в мире есть много должного, необходимого, вынужденного, на что человек обязан реагировать и отвечать. И этот необходимый ответ, вынужденное применение силы, ума не противоречит Евангелию. Об этом ясно говорил Спаситель: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17). В нас самих не всё так просто и однозначно, чтобы мы могли полностью довериться чему-то исходящему из нашего сердца. Любовь для нас во многом непонятна и часто недостижима. Она не так деликатна и безобидна, как нам кажется, потому что приносит в мир меч и разделение (см.: Мф. 10: 34–35). К любви мы должны проделать долгий путь преодоления себя и неправильного отношения к миру, которым очень легко подменить истину. Поэтому Церковь смотрит на нашу жизнь, основываясь на евангельском реализме борьбы человека со своим стремлением во всем утвердить собственное «я». Ее опыт предупреждает от непоправимых ошибок на этом пути: «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

    Критерием истинности пути в Царство Небесное являются не внешние отношения с миром, а правильность ориентиров, свет Христов.

И в этом смысле возможность сочетания воинского служения со святостью является подтверждением истинности Православия, сохранившего евангельский реализм. Церковь признает, что критерием истинности пути в Царство Небесное являются не внешние отношения с миром, их формальная сторона, а правильность ориентиров, свет Христов, который может преодолеть любой покров обстоятельств и своим лучом достигнуть до самых глубин житейской суеты и мирских соблазнов, лишь бы там было сердце, жаждущее его увидеть.


http://www.pravoslavie.ru/74326.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104063

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #62 : 28 Декабря 2022, 11:35:23 »

Святые воины. Феодор Ушаков



Документальный фильм. Телекомпания Спас.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/13925151087429921992
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!