Re (5): "Фабрика грёз" — еще одна глава
Примечательно, что несколько настойчивых попыток склонить Митр. Анастасия (Грибановского), тогдашнего Первоиерарха РПЦЗ к самым скромым заявлениям этого рода не увенчались успехом. Но самое примечательное, что и подписавший такое заявление Митр. Серафим (Лядэ) не пострадал после победы союзников. И,наконец, еще более примечательно: Митр. Серафим (Лукьянов) Западно-Европейский, поддерживаший с немцами корректные, но никак не «экстатические» отношения, после войны был поставлен перед выбором: либо перейти «под омофор Москвы», либо оказаться под судом как коллаборант. Несчастный выбрал первое, и до конца дней своих оставался иерархом Московского Патриархата. Скажу Вам нечто суммирующее. По совокупности сведений, мною полученных от живых людей и из публикаций, восстановление церковной жизни на оккупированных немцами территориях шло практически безпрепятственно. Издавались известные Вам «теоретичиские» декреты, делалось более или менее секретные распоряжения, а на местах, особенно в Малороссии и Белорусскии шло массовое (т.е. опять же, безпрепятственное) воцерковление. «Разделяющие» требования администрации исполнялись формально, или вовсе не исполнялись, поскольку поскольку местное начальство этого не требовало или требовало вяло. К такому положению дел мы вольны относиться как угодно, искать его причины, но дело-то от этого не меняется.