Будучи недавно с семьей в Питере был неприятно поражен продлжающимся всероссийским позором выставлением напоказ без всякого стыда серебряной гробницы, похищенной от мощей Александра Невского. В музейном комментарии лукаво написано, что гробница «поступила» из Александро Невской Лавры в 1922 году, но мы-то знаем кто и как "приделал ей ноги". Особенно поражает, что ограбленные мощи покоятся всего в нескольких километрах от Гермитажа и условия в соборе ничем не хуже музейных хотя это соображение я привожу, конечно только как аргумент музейщикам : ни для верующих, ни для свободомыслящих, почитающих Св. Александра как национального героя, всякие сомнения в целесообразности реституции украденного у такой личности нелепы.
Кстати сказать, гермитажная политика вообще странная, уклоненная в сторону чуждых русским эстетических идеалов. Во время моего пребывания там в самом первом зале была открыта выставка французского беспредметника Сулажа «Черный цвет» настоящая черная месса в (чуть не написал живописи) области декоративных ремесел.
Нам не удалось посмотреть западную романтическую и реалистическую школы эти залы были закрыти «по недостатку персонала». Зато открыты были давно надоевшие трезвой публике новаторы столетней давности Матисс, Пикассо и иже с ними.
Но если об эстетике с хозяевами Гермитажа спорить бесполезно, то по поводу гробницы Святого спорить надо, ибо русскому человеку стыдно за нее и перед своими и перед гостями. Это стыд за беспардонных гермитажников, лишенных национального чувства, не покидает меня до сих пор.