> Будучи недавно с семьей в Питере был неприятно поражен продлжающимся всероссийским позором выставлением напоказ без всякого стыда серебряной гробницы, похищенной от мощей Александра Невского. В музейном комментарии лукаво написано, что гробница «поступила» из Александро Невской Лавры в 1922 году, но мы-то знаем кто и как "приделал ей ноги". Особенно поражает, что ограбленные мощи покоятся всего в нескольких километрах от Гермитажа и условия в соборе ничем не хуже музейных хотя это соображение я привожу, конечно только как аргумент музейщикам : ни для верующих, ни для свободомыслящих, почитающих Св. Александра как национального героя, всякие сомнения в целесообразности реституции украденного у такой личности нелепы.
Андрей Васильевич, то же самое происходит в Третьяковской галерее в Москве. Да и по всей стране, основную часть экспозиции «краеведческих музеев» в провинции составляют награбленные церковные предметы.
Тут, конечно, надо прикинуть, есть ли такие из этих предметов, котрым место лишь в музее, но уж Свв. иконы во всяком случае должны служить по предназначению.
> Кстати сказать, гермитажная политика вообще странная, уклоненная в сторону чуждых русским эстетических идеалов. Во время моего пребывания там в самом первом зале была открыта выставка французского беспредметника Сулажа «Черный цвет» настоящая черная месса в (чуть не написал живописи) области декоративных ремесел.
А в Третьяковской галерее под «русское искусство» тоже ведь зачастую маскируется «искусство для русских». Впрочем, можно обсудить творчество тех или иных художников или художественные направления.