Re (2): О богословствовании как таковом еще нечто
А знаете ли, дорогой брат Владимир, мы, видно, потому не можем противостоять несомненно вредной их деятельности, что возражаем им «по существу». Когда получивший высшее образование о. диакон Кураев с вершины своего сана и духовного опыта и светский профессор богословских наук дерзают рассуждать о догматах, это само по себе есть признак прелести. Вот это-то мы и должны постараться объяснить наибольшему числу людей. В Православии нет ничего от ума, от образования. Только от духовного опыта стяжания Благодати. Догматы Церковные есть, так сказать, «частные случаи» проявления таковой Влагодати, преподанные соборному сознанию Церкви. Лицо, предлагающее «другой, лучший догмат, более верное истолкование догмата» этим самым претендует на большую, лучшую Благодать, нежели та, коею были удостоены Отцы Вселенских Соборов. Вот перед такою картиною и надобно поставить о. диакона и г-на профессора. А если они в ответ скажут, что, мол, на подобное никак не претендуют, а только занимаются научною критикою текстов, тогда совсем хорошо. Стало быть, это Ваш личный вклад в филологию и историю культуры? Замечательно. В пределах филологии и культурологии будьте любезны и оставаться. Скверно только, что некоторые иерархи своею поддержкою создают в народе ложное представление, будто бы их историко-филологические изыскания, права на которые у них никто не отнимает это «голос Церкви».