От Сергей Латинов
К Iconomaster  
Дата 08.11.2002 19:30:42
Рубрики Прочее;

Re (4): Методы результативной работы

 
Доброго вечера, отец Владимир.
 
 
> Не буду оспаривать возможности симбиоза Православия и менеджмента, ...
 
 
Думаю, формулировка должна звучать несколько иначе — т.е. речь должна идти не о «симбиозе», так как таковой просто невозможен (по причине неравнозначности и различного местоположения в иерархии), а о переосмыслении имеющегося методологического и практического материала по менеджменту с позиций Православия, т.е. о реконструкции, уточнении, дополнении, редактировании теории менеджмента (где это необходимо) как и с точки зрения Нового Завета, святоотеческой и богословской литературы, так и с точки зрения утерянных традиций и понятий (в теории, искусстве управления) из времен Самодержавия.
 
Аналогичного плана православная реконструкция текущих (закрепившихся в широком плане ныне) понятий актуальна и для гражданско-государственного и государственно-административного, а также законотворческого мышления.
 
 
И тут следует заметить, что как одним богословам, более чем отдаленным от деловой, экономической и государственной деятельности, так и сугубо предпринимателям, экономистам и государственникам, при работе и попытках реализации отмеченного исключительно в отрыве друг от друга, скорее всего, не по плечу будет такая задача. Т.е. должен быть некий совместный, взаимодополняющий процесс.
 
 
 
 
> ...просто хочу отметить тот момент, что в нынешнее время довольно трудно быть преуспевающим предпринимателем и в то же время быть в ладах со своей совестью.
 
 
Думаю, определяющим фактором должен быть Страх Божий и любовь к Господу. А остальное все и определится, и сделается так, как будет Богу угодно, и так, как Им будет прощено.
 
Ведь тут, вероятно, как с заповедью «Не убий».
 
Что может быть Господом не прощено? Убийство злоумышленника, вознамерившегося убить сотню раб Божиих и шедшего уже самым непреклонным и неостановимым образом этим путем, или попущение задуманного злоумышленником убийства этих ста людей?
 
Поэтому, полагаю, что люди, создающие и развивающие ныне предприятия (которые дают не только рабочие места (хлеб насущный) не одной сотне и тысяче людей и их близких, но и возможность верующим из них жертвовать на храмы, поддерживать их), более Богу богоугодны, нежели те, кто либо разрушает и раззоряет предприятия, либо, пребывая на иждивенчестве у кого-либо из работающих родственников, лежит в неге денно и нощно на печи (пусть даже в непрерывном перечитывании жития кого-либо из святых отцов).
 
 
 
> Осмелюсь предположить, что Вы попытались построить предприятие основываясь на Православном понимании производственных отношений в своей интерпретации, так как не смогли найти что то подобное, ранее кем нибудь проделанное. Если так, то очевидно поэтому у Вас ничего и не получилось. Почему? См. выше.
 
 
Первым отрицательным моментом было отсутствие надлежащего умения организации как собственного рабочего времени (что, как я теперь понял, называется «самоменеджмент» или «тайм-менеджмент»), так, соответственно, и организации работы (рабочего времени) людей, устроившихся на работу.
 
Вторым — то, что не понимал, что же есть на самом деле создание предприятия, в частности, в аспекте управления ресурсами (финансовый менеджмент). Т.е. не понимал, что нельзя преступать некую черту в следовании потребностям сотрудников, пусть даже выраженным в самых жалостливых формах — нельзя «испускать кровь» (финресурсы, оборотные средства) предприятия в угоду такому критерию, как «заплатить бы побольше», «поддержать бы получше», «премировать хорошо бы», «авансировать бы раньше времени» и т.д.
 
Т.е. часть (движущихся) финсредств предприятия являются абсолютно неприкосновенными, иное есть или поэтапное ослабление предприятия или самое прямое его убийство. А соответственно и убийство, уничтожение рабочих мест, возможности сотрудников кормить свои семьи, заботиться о ближних.
 
 
Надо, конечно, сказать, что, вероятно, со временем и разобрался бы со всем этим, но удар, нанесенный 98-м годом (скачок курса доллара в пятикратном или шестикратном размере), оказался тогда непосильным испытанием.
 
 
И еще, что касается примера о потребностях и просьбах сотрудников.
 
Одна из наиболее активных в этом отношении сотрудница потом просто (правда, не окончательно, а на некоторый период) спилась, следуя вовлекаемому ее в это дело мужу (вернее, сожителю).
 
Т.е. в православном аспекте, я так теперь понимаю, что руководитель должен быть не только производственным или административным руководителем и работодателем, но и определенным образом воспитателем (прежде всего, конечно, самого себя), что отчасти по двум своим знакомым предпринимателям, православным верующим, я и наблюдаю.
 
 
 
 
>>> И теперь более отношусь к попущенному Господом как к уроку — Богу Богово, а кесарю кесарево (или работе — надлежащее (усердие, настойчивость, организованность, компетентность, результативность), что в текущие годы, помимо других трудов и пытаюсь осваивать, прививать в себе).
 
 
> Отдавать одно дело, а служить совсем другое. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (МФ. 6.24)
 
 
 
Служение маммоне имеет место в том случае, если маммона является и высшей, определяющей целью, и доминирующим критерием, и корнем, отправным началом системы ценностей.
 
Если человек, обнаружив в себе данные ему Богом управленческие задатки, образовательно и самообразовательно развил и закрепил их, а затем и реализовал их посредством создания нового предприятия или посредством принятия под свое руководство уже работающего предприятия, и в ходе своей профессиональной деятельности руководствуется (на фундаментальном уровне) мотивами, критериями, проецируемыми Словом Божиим, то вряд ли обвинение этого человека в служении маммоне будет одобряемо Господом.
 
Напротив, думаю, что нереализация или ненадлежащая реализация этим человеком своего управленческого таланта будет Спасителем порицаема. Так как, будучи способным и предназначенным для заботы (а так же для создания условий, возможностей для заботы другими о ближних) и для производственно-административного пастырства, данный человек не последовал Замыслу Божию или добился, не исполнил надлежащего в должной мере.
 
И тут, надеюсь, будет уместно приведение фрагмента моего ответа в одноплановой теме на форуме д.Андрея Кураева.
 
 
=========================================================
 
 
...В этом отношении, думаю, есть смысл прочитать следующие строки:
 
 
"Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
 
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
 
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
 
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
 
получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
 
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
 
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
 
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
 
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
 
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
 
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
 
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
 
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
 
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
 
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
 
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
 
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
 
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
 
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
 
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
 
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
 
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
 
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
 
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
 
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
 
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
 
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
 
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
 
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
 
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
 
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
 
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную."
 
 
От Матфея, 25:14-46
 
 
 
Т.е., Андрей, каким из людей или каким из народов не будет сказано:
 
"...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
 
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня..."
 
Тем, которые, совершая надлежащим порядком все посты, молебны и богослужения, оказались в свою очередь настолько безалаберными, безталанными и безтолковыми, что не смогли не только накормить, одеть, исцелить обратившегося к ним за помощью, но и себя самих, своих чад и старых родителей?
 
Или тем, которые, совершая надлежащим порядком все посты, молебны и богослужения, оказались способными все это сделать?
 
 
 
Мне думается, что Отец наш Небесный все же более объемлющ, а соответственно и требователен к нам в более широком охвате, нежели просто наши мысли о Нем в час молитвы.
 
Мыслью о Боге, поиском Его Промысла, Его Путей, думаю, должна быть пронизана и наша практическая деятельность. А иное отношение, полагаю, есть безверие и богоотступничество.
 
 
Его Требования к нам, скорее всего, более выше, чем мы чаще всего это пока предполагаем, и выше того, чтобы нам только суметь абы как накормить сугубо и исключительно свою семью и самого себя.
 
Думаю, выше Требования и к России, к русскому народу, так как дано ему многое, и соответственно, и спрошено будет аналогично.
 
И если так будет продолжаться, как это сейчас можно наблюдать, то вероятность того, что не будет сказано русским — "...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
 
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня..." — очень и очень мала, и, вероятно, все более убывает с течением времени.
 
 
Как и вероятность того, что не будет сказано про русский народ — "возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
 
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
 
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов..."
 
 
 
Поэтому и думаю, что мы должны научиться работать не абы как, и не да ладно и на авось, а так, чтобы смогли дать надлежащий кров, надлежащее питание, надлежащее исцеление и надлежащую защиту не только себе, но и всем, кто в этом будет нуждаться по беде, с ними случившейся.
 
И, наверное, в этом будет больше нашего свидетельства о Силе и Правде Господней, нежели в голословном увещевании себя и других на обоюдно голодный желудок и в драном зипуне...
 
 
=========================================================
 
 
 
 
>>> И дополнительно. Ответственными перед Господом в том, что сегодня нет или очень мало пособий как по православному менеджменту, так и по православному планированию в сфере управления предприятиями, считаю не только православных теоретиков и практиков в этой сфере (каковых, наверное, или еще нет, или опять же по пальцам можно пересчитать), но и, как это на первый взгляд, возможно, и покажется странным или необоснованным, наших батюшек и православных богословов.
 
 
 
> Какая то интересная формулировка. Ответственность перед Господом в том что нет пособий по менеджменту. По аналогии можно сказать что рыбинспектор ответственен перед Господом в том что у него воруют рыбу. Ответственность предполагает какие то обязательства. В данном случае пред Господом. Нужны ли Господу пособия по менеджменту, или скажем, таже рыба. Нет. Следовательно это не перед Господом ответственность, а перед людьми. А перед Господом мы все в ответе за свои грехи.
 
 
 
Ответственность перед Господом не именно в том, что нет пособий по менеджменту, а в том, что такие значимые сферы практической деятельности, как менеджмент, самоменеджмент, государственное строительство и управление, законотворчество, внутренняя и внешняя политика строятся или пребывают в значительной мере на данный момент в отрыве от Слова Божия как от единственно приемлемого Корня и Фундамента.
 
В том числе отчасти и потому, что нет детальных, сопровожденных (помимо богословских обоснований) наглядными из практики примерами, наработок в теоретическом основании этих областей.
 
Наработок, которые должны преподаваться в первичном варианте уже в школьном возрасте. И далее во все более глубоко и детально изложенном прикладном характере.
 
 
Т.е. ненадлежащая забота о людях или даже вообще отсутствие таковой, как по причине нехотения, так и по причине неумения, недолжного радения, непрофессионализма, неорганизованности, безрезультативности и есть прецедент для сурового решения на Суде.
 
Ведь сказано же было — "...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня...
 
... так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне."
 
 
 
Т.е. опять же хотелось бы подчеркнуть, повториться.
 
Думаю, что Господь все же будет более требователен при вынесении Судебного решения, в том числе и в отношении священнослужителей.
 
В том числе и в плане того, почему те или иные из них не были более настойчивы и более принципиальны, скажем, в отношении государственных исполнительных и законодательных органов, а также практиков и теоретиков производственно-экономической сферы.
 
 
Да и считаю, что ряд процессов и событий в истории России, в том числе и последнего времени, попущены Господом не только по причине богоотступничества многими, но и по причине слабости, малодушия, некомпетентности, расхлябанности, теплохладности пребывающих в вере.
 
Т.е. с целью научения как первых, так, тем более, (как еще не потерянных) и вторых.