От Александр Катрич
К Александр Катрич  
Дата 19.12.2002 22:07:37
Рубрики Прочее;

Дополнение второе.Мнение священника Павла Флоренского

Священник Павел Флоренский “Профессор Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах”
 
“В своей книге «О некоторых средневековых обвинениях против евреев», 2-е издание, Спб., 1880 г., проф. Даниил Абрамович Хвольсон яростно нападает на самую мысль о возможности ритуальных убийств среди евреев. Несомненно, однако, что книга эта, написанная «на случай», пышет адвокатским жаром и рассчитана на массу. Позволительно не верить искренности ее автора, по происхождению еврея. Представляется, что специальное ученое исследование того же ученого, к тому же не затрагивающее прямо щекотливой темы о еврействе, а именно двухтом-ная книга его " Die Ssabier und der Ssabimus” Санкт Петербург.1856, заслуживает гораздо большего внимания. Речь идет о халдейских и си-рийских ссабиях (которых не должно смешивать с звездопоклонниками, сабёями), исповедывавших синкретическую религию из элементов халде-изма, парсизма, иудейства, гностицизма и неоплатонизма. Их мистичес-кие и магические воззрения просочились в позднейшее иудейство, и в ча-стности — в каббалу. Культ ссабиев интересен, между прочим, в том отношении, что показывает существование ритуальных убийств на семи-тской почве еще в XIII—XIV вв., т. е. 600 лет назад.
 
То, что проф. Хвольсону представляется совсем немыслимым у евре-ев, он легко признает у их ближайших родственников, — вероятно, в той уверенности, что книгу его о ссабиях прочтут очень немногие. Заключе-ния Д. А. Хвольсона, на основании целого ряда свидетельств арабских историков, таковы:
 
1) что ссабии вообще приносили человеческие жертвы;
 
2) что для таких жертв выбирались только известные люди, опреде-ленного вида и определенных свойств;
 
3) что часто приносились в жертву дети;
 
4) что такие жертвы были связываемы с различными таинственными обрядами;
 
5) что такие жертвы приносились каждой «планете» ежегодно только единожды, в определенные времена……”
 
В.В.Розанов.Обонятельное и осязательное отношениеи евреев к крови”(Приложение второе)
 
 
(Из письма священника Павла Флоренского Василию Розанову):
 
 
« «Но существуют ли ритуальные убийства у евреев? Что за чепуху несут отвергающие их, — между ними и профессор Троицкий*! Ну, конечно, ни в Библии, ни в Талмуде не сказано: »Да совершаются ритуальные убийства". Чего ищут профессора? Неужели ищут параграф, которым узаконяются человеческие жертвоприношения? Нет надобности быть знатоком Талмуда, чтобы твердо сказать a priori: «Такого параграфа нет и быть не может». Но неужели такой параграф существовал в тех местах и в те времена, где и когда заведомо существовали человеческие жертвоприношения? А существовали-то они везде (курсив письма). Однако человеческое жертвоприношение всегда рассматрива-лось как акт экстраординарный, — хотя бы он и был периодическим на деле, — как нечто неожиданное. Даже жертвоприношение животное,
 
— и оно рассматривалось как некая неожиданность, как случай, как порыв, и совершитель этой жертвы, на деле всеми ожидаемого убоя,
 
— совершитель назначенный, — рассматривался как убийца (курсив письма).
 
— ……………………………………………………..
 
Так как же ждать, что ритуальное убийство будет показано в «своде законов», хотя бы «еврейских». К тому же проф. Троицкий «изучал все источники, кроме устного предания и мистических книг иудейства»! Эта экспертиза — положительно из юмористического журнала. Да где же искать ритуальных убийств, как не в устном предании и в мистических книгах?!”
 
В.В.Розанов.Обонятельное и осязательное отношениеи евреев к крови”(Статья “Нужно перевести все дело в другую прлоскость.(К делу Ющинского)).
 
………..
 
*Профессор Троицкий хотя и отрицал факты ритуальных убийств иудеями христиан, но во время допроса на суде(так называемое «дело Бейлиса» вынужден был признать, что:
 
«...КОМПЕТЕНТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ИЗУЧАВШЕГО ЭТОТ ВОПРОС (ритуальные убийства христиан иудеями) ДАТЬ НЕ МОГУ...»
 
Экспертиза профессора Троицкого.
 
 
20-й вопрос: Были ли в средние века и в наше время случаи осуждения евреев по обвинению их в убийстве христиан с религиозными целями,причем евреи бывали изоблечены и собственными сознаниями и нахождением,по их указанию,останков замученных ими жертв?
 
Ответ профессора Троицкого:
 
……………………………
 
Здесь надо сказать:( что убийство христиан совершались) по побуждению религиозного изуверства. Если бы было сказано так,то я должен был бы ответить,что этим вопросом во всей широте Я НЕ ЗАНИМАЛСЯ.
 
Я НЕ ИМЕЛ тех актов,исторических документов,которые по этому вопросу, насколько мне известно существуют в очень большом количестве…
 
Сам я этих исторических фактов НЕ ИЗУЧАЛ, поэтому в данном случае КОМПЕТЕНТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ИЗУЧАВШЕГО ЭТОТ ВОПРОС ДАТЬ НЕ МОГУ.
 
Должен оговориться, что среди подобного рода дел мне известно дело относительно убиения младенца Гавриила,которое было совершено в 1690 году в Слуцке (здесь ошибка, правильно – в Белостоке.прим.Ал.К.), Минской губернии.
 
Там как видно из жития этого младенца, он был замучен евреями,
 
которые во время мучений издевались над ним.
 
“Дело Бейлиса” Стенографический отчет.ТомII.Судебное следствие.Допрос свидетелей и заключения экспертов.Киев.1913.,стр.363.