Дополнение второе.Мнение священника Павла Флоренского
Священник Павел Флоренский “Профессор Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах” “В своей книге «О некоторых средневековых обвинениях против евреев», 2-е издание, Спб., 1880 г., проф. Даниил Абрамович Хвольсон яростно нападает на самую мысль о возможности ритуальных убийств среди евреев. Несомненно, однако, что книга эта, написанная «на случай», пышет адвокатским жаром и рассчитана на массу. Позволительно не верить искренности ее автора, по происхождению еврея. Представляется, что специальное ученое исследование того же ученого, к тому же не затрагивающее прямо щекотливой темы о еврействе, а именно двухтом-ная книга его " Die Ssabier und der Ssabimus” Санкт Петербург.1856, заслуживает гораздо большего внимания. Речь идет о халдейских и си-рийских ссабиях (которых не должно смешивать с звездопоклонниками, сабёями), исповедывавших синкретическую религию из элементов халде-изма, парсизма, иудейства, гностицизма и неоплатонизма. Их мистичес-кие и магические воззрения просочились в позднейшее иудейство, и в ча-стности — в каббалу. Культ ссабиев интересен, между прочим, в том отношении, что показывает существование ритуальных убийств на семи-тской почве еще в XIII—XIV вв., т. е. 600 лет назад. То, что проф. Хвольсону представляется совсем немыслимым у евре-ев, он легко признает у их ближайших родственников, — вероятно, в той уверенности, что книгу его о ссабиях прочтут очень немногие. Заключе-ния Д. А. Хвольсона, на основании целого ряда свидетельств арабских историков, таковы: 1) что ссабии вообще приносили человеческие жертвы; 2) что для таких жертв выбирались только известные люди, опреде-ленного вида и определенных свойств; 3) что часто приносились в жертву дети; 4) что такие жертвы были связываемы с различными таинственными обрядами; 5) что такие жертвы приносились каждой «планете» ежегодно только единожды, в определенные времена……” В.В.Розанов.Обонятельное и осязательное отношениеи евреев к крови”(Приложение второе) (Из письма священника Павла Флоренского Василию Розанову): « «Но существуют ли ритуальные убийства у евреев? Что за чепуху несут отвергающие их, — между ними и профессор Троицкий*! Ну, конечно, ни в Библии, ни в Талмуде не сказано: »Да совершаются ритуальные убийства". Чего ищут профессора? Неужели ищут параграф, которым узаконяются человеческие жертвоприношения? Нет надобности быть знатоком Талмуда, чтобы твердо сказать a priori: «Такого параграфа нет и быть не может». Но неужели такой параграф существовал в тех местах и в те времена, где и когда заведомо существовали человеческие жертвоприношения? А существовали-то они везде (курсив письма). Однако человеческое жертвоприношение всегда рассматрива-лось как акт экстраординарный, — хотя бы он и был периодическим на деле, — как нечто неожиданное. Даже жертвоприношение животное, — и оно рассматривалось как некая неожиданность, как случай, как порыв, и совершитель этой жертвы, на деле всеми ожидаемого убоя, — совершитель назначенный, — рассматривался как убийца (курсив письма). — …………………………………………………….. Так как же ждать, что ритуальное убийство будет показано в «своде законов», хотя бы «еврейских». К тому же проф. Троицкий «изучал все источники, кроме устного предания и мистических книг иудейства»! Эта экспертиза — положительно из юмористического журнала. Да где же искать ритуальных убийств, как не в устном предании и в мистических книгах?!” В.В.Розанов.Обонятельное и осязательное отношениеи евреев к крови”(Статья “Нужно перевести все дело в другую прлоскость.(К делу Ющинского)). ……….. *Профессор Троицкий хотя и отрицал факты ритуальных убийств иудеями христиан, но во время допроса на суде(так называемое «дело Бейлиса» вынужден был признать, что: «...КОМПЕТЕНТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ИЗУЧАВШЕГО ЭТОТ ВОПРОС (ритуальные убийства христиан иудеями) ДАТЬ НЕ МОГУ...» Экспертиза профессора Троицкого. 20-й вопрос: Были ли в средние века и в наше время случаи осуждения евреев по обвинению их в убийстве христиан с религиозными целями,причем евреи бывали изоблечены и собственными сознаниями и нахождением,по их указанию,останков замученных ими жертв? Ответ профессора Троицкого: …………………………… Здесь надо сказать:( что убийство христиан совершались) по побуждению религиозного изуверства. Если бы было сказано так,то я должен был бы ответить,что этим вопросом во всей широте Я НЕ ЗАНИМАЛСЯ. Я НЕ ИМЕЛ тех актов,исторических документов,которые по этому вопросу, насколько мне известно существуют в очень большом количестве… Сам я этих исторических фактов НЕ ИЗУЧАЛ, поэтому в данном случае КОМПЕТЕНТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ИЗУЧАВШЕГО ЭТОТ ВОПРОС ДАТЬ НЕ МОГУ. Должен оговориться, что среди подобного рода дел мне известно дело относительно убиения младенца Гавриила,которое было совершено в 1690 году в Слуцке (здесь ошибка, правильно – в Белостоке.прим.Ал.К.), Минской губернии. Там как видно из жития этого младенца, он был замучен евреями, которые во время мучений издевались над ним. “Дело Бейлиса” Стенографический отчет.ТомII.Судебное следствие.Допрос свидетелей и заключения экспертов.Киев.1913.,стр.363.