От Антон Б.
К Александр Килим  
Дата 24.01.2003 02:11:09
Рубрики Прочее;

и опять о рок-музыке :)

Спаси Господи, Александр ! :)
 
 
  Впрочем, это не значит, что я не буду и в дальнейшем с Вами спорить — буде увижу на то причину. Но заранее прошу и на меня не обижаться, также как не обижаюсь я, и не принимать ничего лично на свой счёт.
 
 
> В этом вопросе — я с епископом Александром (Милеантом), архимандритом Лазарем, архимандритом Рафаилом и другими «кондовыми православными», ни за что на свете не желающими «ниспровергать авторитеты» (в том числе и святооотеческие) «разрушать стереотипы» (в том числе и каноноические), «подстраивать» Церковь Божию под «современные требования» мiра и т.д. и т.п.
 
 
  Я извиняюсь, но эта Ваша фраза — когда Вы себя ставите на одну сторону с святоотеческими авторитетами, а мне отводите другую — это продолжение спора, что бы Вы не писали. Поэтому вынужден возразить :
 
 
  Вы, по-моему, смешиваете явления : культурные и духовные. Если мы говорим с позиций святоотеческих (что, кстати, наиболее правильно), то для православного человека любые культурные явления должны переставать существовать. Причина одна : и театр, и несвятоотеческие книги, и симфонические концерты и даже (относительно) современное храмовое пение (которое слушается дома или на концертах) отвлекают человека от внутренней молитвы. Но совершенно очевидно, что требовать от всех людей, особенно только пытающихся придти к вере, резкого отказа от всей культуры целиком — это налагать «бремена неудобоносимые». Хотя такое требование будет наиболее православным и правильно понятым — если правильно объяснить причину требуемого отказа.
 
 
  Но если мы не отвергаем культуру вообще, то и рок-культуру должны рассматривать в том же контексте, подходить к ней с той же мерой. А иначе получается просто нечестно. Молодой человек, слушающий, допустим, арт-рок и пытающийся стать православным видит в храме книжку «рок — это сатанизм», но не видит там книжки «попса — это сатанизм» или «классика — это сатанизм» (вспомнить бы тут, что писал святитель Феофан, его же и память ныне совершаем, о симфонической музыке) И в этом факте он видит просто конфликт культур отцов и детей, когда отцы, слушавшие Кобзона и Лещенко, пытаются навязать свой вкус детям, прикрываясь при этом словами о Православии. Этим наносится вред в первую очередь самому Православию, точнее, конечно, его пониманию и отцами и, главное, детьми.
 
 
  Таким образом, чтобы не уменьшать Православие до уровня культурного явления, требуется если и проповедовать о вреде рок-музыки, то сразу рубить по-святоотечески : Проповедовать отказ от культуры вообще в пользу молитвы, Бога. Только так — не больше и не меньше. И, кстати, думаю, что именно такая проповедь и имеет шанс быть услышанной. Все иные аргументы о вреде рок-музыки ничего, кроме вреда, принести скорее всего не способны (было бы интересно узнать, отвратила ли от рок-музыки хоть одного человека книга вышеназванных Вами отцов ... а вот скольких отвратила от Православия — Бог весть, но я знаю многих людей, которые своё негативное впечатление о тех книгах переносили на Православие вцелом)
 
 
> Еще раз прошу у Вас прощения, дорогой Антон!
 
 
  Господь простит ! И Вы простите меня, ежели где-то нечаянно на личности перешёл.
 
 
Во Христе,
 
  Антон