От Александр Килим
К Боящийся Бога  
Дата 14.02.2003 14:15:18
Рубрики Прочее;

О самооценке

Дорогой Евгений!
 
 
> Заранее прошу простить меня за мой ответ. Прочитав эту фразу, которая без сомнения является неотъемлемой частью Вашего сообщения, хочу рассмотреть её как отдельную мысль. Надеюсь Вы поймёте меня правильно.
 
 
>
 
> До последного времени, у меня многогрешного, всегда было стремление узнать у людей, которые меня знают, в чем я не прав. Это стремление было обусловлено, как мне казалось, благим желанием самому исправлять себя. Но вот, начал читать книгу Протоиерея Михаила Дронова «ТАЛАНТ ОБЩЕНИЯ ДЕЙЛ КАРНЕГИ ИЛИ АВВА ДОРОФЕЙ» и вот что я там прочёл по данному вопроу:
 
> []"...Авва Дорофей рассматривает и такую ситуацию, когда новоначальный инок свою болезненную зависимость от мнения всех и каждого пытается использовать для самоконтроля. Это тоже не может привести ни к чему хорошему. «Бывает, что иной, желая, как он говорит, исправлять себя, уже постоянно (за всем) замечает, думая: если кто-нибудь говорит обо мне, то мне надобно знать, какое мое согрешение, за которое он меня осуждает, и я буду исправляться. Во-первых, уже и начало сего от лукавого, ибо он начал ложью: не зная подлинно, придумал то, чего не знал; а как »может древо зло плоды добры творити?" (Мф. 7,18).
 
>
 
> Если уж действительно искать средств своего исправления, — заключает преподобный, — то для этого есть прямые пути. «А говорить: я верю своим догадкам для исправления себя, и с этой целью подслушивать и любопытствовать — это есть самооправдание, внушаемое диаволом, который желает строить нам козни».
 
>
 
> Необходимость критического отношения к любому своему сложившемуся мнению авва Дорофей подчеркивает полушутливой гиперболой: «И так с тех пор, когда помысл говорил мне о солнце, что это солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему...» Но этим он лишь еще раз обращает внимание на то, сколь серьезна опасность «действительно видеть вещи, коих нет и быть не может». Безусловно и то, что у аввы Дорофея речь все время шла об опасности ошибиться не в физических, а в нравственных вещах. Поэтому и здесь, когда он говорит о «тьме» и «солнце», то прежде всего имеет в виду обычное для библейско-христианской символики обозначение под этими понятиями зла и добра. "[]
 
 
Я очень благодарен Вам за послание. Ничего не могу возразить авве Дорофею. Действительно, нам нужно критически оценивать себя. Но, к сожалению, по себе знаю, это очень трудно. Это все резульат моей (буду говорить о себе) греховности, слабости духовной, порочности. Поэтому всегда приходится планочку понемножечку опускать, пока она не очутится на самой земле. Да и совершая какие-то греховные деяния, поступки, пытаешься оправдать свой грех какими-то «объективными» обстоятельствами. В результате совесть постепенно заглушается и уже не замечаешь своих грехов, постепенно бронзовеешь и превращаешься в жалкое создание с завышенной до небес самооценкой. Вот и по евангельской притче, начинаешь замечать мельчайшие соринки в глазу брата, а завалы бревен в собственных уже и не безпокоят. Поэтому в какой-то такой момент духовной слепоты и требуется, чтобы братия раскрыли тебе, что же ты на самом деле из себя представляешь...
 
 
Так я думаю.
 
 
Простите, если не так написал.
 
 
Во Христе,
 
р.Б. Александр Васильевич Килим
 
>