От Тер
К All  
Дата 02.07.2000 15:03:45
Рубрики Прочее;

На день всех святых.

 
 
 
Сегодня Российская Церковь отмечает День Всех Святых, в земле Российской просиявших. По случаю этого дня в храме святого и благоверного Царя-Мученика Николая о.Михаил (Макеев) сказал проповедь, которую я и хотел бы пересказать. Прошу не считать ее «пропагандой раскола», в ней нет и слова о разделении, однако в ней обосновывается причина автономного(пока) существования Российской Катакомбной и Зарубежной Церкви, равно как и говорится о величии русских людей и прославляется Россия как «престол Божиий», что имеет самое непосредственное отношение к тематике данного форума.
 
 
************************
 
 
«Господь говорит, что всякий, возжигающий лампаду, ставит ее не под спудом, но так, чтобы она светила вокруг. Хотя святость не имеет национальности, т.к. святые имеют истинное гражданство на Небесах и свидетельствуют совокупно всему миру о »не мире", о том, что выше мира со всеми его культурами, границами и языками, святые тем не менее в священной истории Церкви несут Слово Божие на вполне конкретном языке, в конкретных исторических и национальных условиях. Но даже это обстоятельство не могло бы стать основой празднования дня святых, принадлежащих именно конкретно какой-либо стране, если бы страна эта не была необыкновенной и воистину удивительной и великой.
 
 
Особенность России заключается в том, что Россия дала Церкви Христовой в десятки раз больше святых, чем все остальные национальности вместе взятые. Если написать две иконы, икону русских святых и икону святых всех остальных народов, физические размеры этих двух икон будут несопоставимы. Икона российских святых будет в несколько десятков раз больше.
 
 
Как такое стало возможным? На Руси всегда было много подвижников и угодников Божиих, но не больше, чем в Константинополе или Риме(до отпадения латинян). Количество святых во всем православном мире до двадцатого столетия было примерно одинаковым. Однако Божиим Попущением России в двадцатом веке выпали не только великие испытания, но и великое счастье. Счастье свидетельствовать всему миру об истинности Веры Христовой.
 
 
Трехсотлетние гонения на христиан в языческой Римской Империи, заставившие Церковь Христову уйти от них в катакомбы, но и давшие Церкви на весь мир просиявших святых, унесли в сотни раз меньше жизней и принесли Церкви Христовой в сотни раз меньше святых, нежели чем гонения на христиан в Советской России. Именно эти гонения сделали количество российских святых многократно большим, чем в сумме дала вся остальная православная вселенная. Именно они проявили в людях огонь Божиий, зажгли их искрой вечного, того, что не от мира сего, проявили в них всю кротость и силу Истины Христовой. Катакобы и разсеяние стали уделом истинных христиан, и только сейчас  Российская Церковь воссоединяет уцелевшие катакомбные общины оставшихся и приходы на чужбине тех, кто вынужден был Россию покинуть.
 
 
Когда ты можешь промолчать и остаться жить, а можешь говорить об Истине, исповедовать Истину и за исповедание это в мучениях умереть, часто что именно тогда человек и делает свой выбор между миром и не миром. Именно тогда и происходит  преображение человека, когда он, оставив все мирские страхи, боязнь прослыть «религиозным фанатиком», «гордецом-мучеником»,  голод, побои, унижение, привычные искушения «не связываться», уйти, промолчать, остаться жить чтобы служить своей семье, своим родителям, «остаться жить ради своих друзей», «ради того, чтобы проповедывать слово потом», все-таки кротко делает свой выбор и остается со Христом и верным Христу и принимает за него мученический венец.  
 
 
Христанин не может и не должен мириться, если ему шепчут «останься христианином внутри, но будь мудрым, не гордись собой, не исповедай Господа Бога публично. Ты скажешь о Нем как-нибудь потом», потому что и эти слова есть традиционное искушение, влекущее к погибели. Вам предлагают «мудрость мира» вместо Веры, предательство вместо подвига. Мученичество важно не столько даже как свидетельствование об Истине внешним, мученичество есть собственный выбор человека. Именно когда человеку и предлагают выбрать между Истиной и собственным малодушием и малодушием мира, заботами, болью,  холодом, мучениями, и человек выбирает Истину, не думая о последствиях, он и приближается к Богу.
 
 
К Богу нельзя приблизиться «потом», перетерпев трудное время, ведь это трудное время как раз и попускается Богом ради испытания человеческой Веры. И именно в это трудное время и появляются опаснейшие ереси-искушения, старающиеся перекинуть мостик между Истиной и малодушием, возвести в ранг христианской «мудрой» добродетели «временное отступление ради сохранения будущего», которое, меж тем, у христиан не на Земле, а на Небесах. Приспособленчество, отступление от Христа,  доносительство на мучеников, ложь и поругание святости эти ереси называют «вынужденностью, сохраняющей Церковь для других поколений», а подвиг во имя Христа — никому не нужным зилотством, гордостью, упрямостью и невменяемостью. Эти искушения понятны всякому христианину в спокойное время(хотя время никогда по-настоящему для христиан не бывает спокойным), но далеко не все христиане осознают  эти истины тогда, когда приходит череда настоящих испытаний христианской веры, которые и отделяют зерна Истины от плевел погибели.
 
 
Всякий оступивший, меж тем, по словам Господа, может принести покаяние и воссоединиться с Истиной. Но что же мы наблюдаем ныне в России, в России, давшей миру столько святых мучеников, сколько весь мир не дал за всю историю христианства? Мы видим, что те, кто отступил, не только не каются сами, но и чинят все препятствия к тому, чтобы в народе почитались российские святые, делают все для того, чтобы прославлено в лике святых их было как можно меньше. Почему? Потому что Новомученики и Исповедники Российские свидетельствуют против них, против их корпоративного( а не фрагментарного) пути согласия с ложью и срастания с ложью, продолжающегося и поныне на новом историческом витке, преемствующем не России Православной, Исповедной, Христовой, но России либерально-коммунистической, февральско-октябрьской. Потому что новомученики говорили о *не мире*, а они — «о возрождении России», той самой, которая, пряча глаза, называет их вместе с ними ненормальными. То есть России, отступившей от «не мира» и предавшей Веру Христову.
 
Россия недостойна своих святых. Она их не помнит и не хочет помнить. Она называет их «душевнобольными»  и «политическими»(как будто слово политика имеет иное значение, кроме публичного отстаивания определенной Ценности, в случае Новомучеников — христианской). Ценности Новомучеников — не антикомунистические, не антилиберальные, это ценности «не мира». Того «не мира», который Россия предала вместе с предназначением своим, верой своею и Православным Государем, Божиим Помазаником.
 
 
Но, слава Богу, не вся Россия такова. Часть России остается с Церковью Христовой и ее «не миром», с Церковью Новомучеников Российских, с Русской Катакомбной и Русской Зарубежной Церковью, и вы будьте с Богом и с Россией вечной, Россией как престолом Божиим, Россией Православия"