От чтец Георгий
К All  
Дата 02.08.2000 00:45:18
Рубрики Прочее;

Основы. К обсуждаемым темам.

Безмолвствование народа, исступленный бег нынешнего немца в сторону материальных благ и — состояние высшего священноначалия Московской Патриархии — исходят из некоего совместного для этих феноменов комплекса (набора) причин, т.е. зиждятся на общем фундаменте. Как братии хорошо известно, культурно-поведенческая доминанта русского народа, наблюдаемая в каждый отдельный момент «исторического времени», состояла в ПРИМАТЕ ИДЕОЛОГИИ. Эта же особенность отмечена и в культурно-поведенческих стереотипах немецкого народа.
 
Примат идеологии как свойство народной души (я не слишком люблю эту гегельянскую формулу, но она усвоена прочно — и всеми) — наиболее четко сформулирован в Ветхом Завете. Речь идет о ст.7 24 главы Книги Бытия. К сожалению, русский перевод несколько искажает смысл: «И взял/ Моисей/ книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». На самом деле текст гласит : «СДЕЛАЕМ И ПОСЛУШАЕМ/ВЫСЛУШАЕМ». Иначе говоря, Закон Божий не был принят тогдашним избранным народом по рассуждении, всестороннем изучении вопроса, оценке выгоды и невыгоды предложенных Господом законов, — но за послушание Богу, априори. Божественный закон (собственно, — учение) — может быть верно оценен только изнутри, т.е. лишь пребывая в этом законе, можно получить от Бога «механизмы» для его понимания.
 
Совершенно то же произошло при «выборе веры» Русскими, именно таким путем и перенявшими обетование Богоизбранности: Православию, говорится в летописи, потому только отдано было предпочтение, что посланные изучить вопрос на месте — «не знали, где они находятся, на небе или на земле». Возражения, что соотв. место летописи, где излагается интерсующее нас событие, недостоверно, что его следует понимать «символически» — дела не меняет: коли возникла именно такая «мифологема», стало быть, она пребывает/пребывала в согласии с массовым мыслечувствованием.
 
Принцип «примата идеологии» неразрушимо пребывал в русском национальном сознании; — и тогда, когда идеология эта с надсадою и бешеными воплями, порывала со Христом, буквально плевала на Крест, — и оказывалась «народническою», «масонскою», «коммунистическою», какою угодно! — ведь вот, немцы изначально приняли в свою душу, условно говоря, идеологию по сути, языческую, «анимистскую», если угодно. Но система ПРИМАТА идеологии — оставалась. До середины-конца нынешнего столетия, которому осталось несколько месяцев. Ни Россия, ни Германия — в целом не выдержали того страшного, непреодолимого давления, которое было на них оказано носителями иного душевного устроения. Разумеется, остались отдельные личности и даже целые островки, пощаженные обстоятельствамы, т.е. сохраненные Богом. Русская Зарубежная Церковь в своем базисном составляющем — все еще опирается на уцелевший в изгнании русский традиционный тип. Он может быть грешен, труслив, слаб: — но опорные балки его души срублены из того старого русского материала, который в отечестве постарались выжечь до последнего бревнышка. Кстати, потому-то так болезненно приживаются «в корпусе» Русской Зарубежной Церкви — сегодняшние русские, даже если они — вполне искренне! — оказываются на «крайне-правом фланге» (опять же, не без исключений). Пуще того. Возможен в будущем даже разрыв: — «старой» Зарубежной Церкви и «новой», той, что разрастается сегодня в «странах СНГ». В том-то и чудовищная трудность задачи, что нам, русским, — приходится изыскивать и восстанавливать в себе то, чего меньше всего в нас осталось; — Русскость. А для этого — прежде всего надобно ощутить, что, мол, нам чего-то недостает. Попробовать осознать — чего именно. И далее, и далее, и далее. Притом, что возможно это — только для тех, кто воистину пребывает ВНУТРИ ПРАВОСЛАВИЯ.
 
МП — «не хуже». Но у человеческого составляющего ее высшего круга — Русскость (в том смысле, как эта замета ее трактует) вытравлена.
 
 
В погоне за краткостью — я вполне мог злокачественно упростить дело. Если подобная тема покажется полезною — в ходе обсуждения ее, она, конечно, обрастет частностями, подробностями, уточнениями, примерами.