|
От
|
Пётр
|
|
К
|
Аркадий
|
|
Дата
|
10.08.2000 12:07:49
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (4): о Солженицыне/ Петру
>Т.е. Вы почувствовали какую-то фальшь в «Матренином дворе»? Интересно, в чем именно? Фальшь не совсем подходящее слово, я не смог подобрать лучшего, попробую объяснить. Солженицын в «Матренином дворе» как бы просто обводит взглядом то, что его окружает и этот взгляд одинаково равномерно скользит по зданиям станции, по надписям каким-то нацарапанным, по обоям, мышам и тараканам в избе,... иногда проглядывает какое-то удивление (обратите внимание именно удивление), отличающее взгляд Солженицына от взгляда объектива фотоаппарата, удивление от того, что на фоне этих нацарапанных надписей, грязных стен, тараканов он заметил лицо Матрены. Заметил лицо и,... и ничего, взгляд заскользил дальше, задерживаясь на интересном для автора, на сельсовете с безразличием (безразличием кого? опять люди не зацепили его взгляда), на колхозе без лопат и вил, на магазине без масла, маргарина и т.д. Взгляд скользит, что-то замечает, ничего не зацепляет внутри. Внутри только нелюбовь (наверное, справедливая) к грязи: грязи безразличия властей, грязи на запачканной телогрейке... Иногда внутри снова возникает всё тоже удивление, не более, слезы на глазах у Матрены, так и ждешь: ну дальше, так смотри в нее, в ее мир, нет, взгляд скользит далльше и дальше. Снова удивление: провожают Матрену все как-то (так воспринимается автором) неприятно-натянуто-обрядно плачут, тут вдруг неутешный плач, остановленный неожиданным для автора мудрым словом старухи... Ну! загляни глубже. Но взгляд заскользил дальше и задержался на том как делят оставшееся после Матрены. Причем это мое «ну!», врядли оно заложено Солженицыным намеренно, нет для него в этом вопросов, это только лишь удивляет. А теперь посмотрите на то, как пишет Распутин тоже в первой своей работе «Деньги для Марии». На чтО он смотрит? ЧтО ему интересно? Что важно, именно важно, а не любопытно. Что зацепляет что-то у него внутри, и он начинает смотреть в глубь, как бы, человека... Вот в чем я вижу отличие не зацепляет у Солженицына внутри ничего ни подмеченное им выражение лица Матрены, ни слеза ее, ни мудрость старухи. Не зацепляет в серце, а удивляет разум, и взгляд скользит дальше по отставшим обоям, мышам и тараканам. У деревенщиков же иначе всё...