|
От
|
Константин
|
|
К
|
Пётр
|
|
Дата
|
17.08.2000 15:47:42
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (3): О рассказе Лескова и "не согрешишь, не покаешься"
Уважаемый Петр ! Разбирая представленный Вами рассказ можно идти двумя путями: 1) считать Азу условно существовавшим персонажем, рассматривая и обсуждая ее движения и поступки, моделируя при этом ненаписанные писателем разъяснения черт ее характера и мыслей на основе указанных поступков и истории. При этом мы говорим и обсуждаем мысли и стремления «виртуальной Азы». 2) считаем рассказ притчей, расказанной Лесковым, и , разбирая его коллизии , определят послание писателя, переводя его из иносказательной формы в прямую. Мне ближе по сердцу второй путь: искать в рассказе заявление писателя. Дело в том, что , моделируя «виртуальную женщину Азу», поневоле оприраешся на свои познания женского пола, базируясь при этом на опыт общения с близкими женщинами :-)). И размышляя над тем же вопросом: «А почему блудница ?», я вдруг нашел ответ дающий применительно к Азе объяснение любых ее действий : «По дурости». При своей первоначальной несуразности эта версия не столь неприемлема, как может сперва показаться, поскольку , думаю, многие из нас знают , что женская житейская дурость отнюдь не исключает чистой души, доброго сердца и ума профессионального. Так я твердо стал рассматривать рассказ с мыслью выявить тайное послание автора. Другие постинги этого флейма мне показателись тяготеющими к «моделированию Азы» ( она была простой натурой , она стремилась отдать все и т.д. ). Что показал мой анализ: Аза была профессионально не глупа: - она выполнила исполнение обязательств по долгу за третье лицо, получив новый заем под залог своего имущества с целью «перекрыть» текущее требование, т.н. «перекредитовалась». При этом она имела упрямый и авантюрный характер: - она не встретилась с кредитором незнакомца для того чтобы обсудить вопросы урегулирования задолженности. - она не стала искать общего языка со знакомыми родителей. - по сути , она совершила «побег» из своего мира. - оказавшись без средств она не смогла (или не стала ?)найти иного выхода кроме древнейшей профессии. То есть она просто «отправилась в дорогу», пожертвовав всем. Утверждение : «Именно путь ради самого пути приведет к истинной цели». Прямая корреляция с «Очарованным странником» того же Лескова ! Вывод : Лесков все же подсознательно тяготел к старобрядничеству в форме т.н. «бегунцов». А «знак» блудницы писатель исползовал, чтобы ярко обозначить дефицит жизнеспособности, жизненой силы героини !!! А дальше по Нагорной проповеди : «Блаженны нищие духом ...». И еще , а не есть ли тут отголосок Даосизма: «Только пустой сосуд может быть наполнен » ? >>Отнюдь. Подумайте, ведь антитезой к «любить других больше себя» является «любить себя больше других» — то есть Христова формула отвергает эгоизм, но не обозначает самоуничижение, не отрицая любви к себе как таковой. > > Так в том-то и дело, что она была в мире без Христа, и до определенного момента сама была без Христа. Христова формула не отрицает в первую очередь, а утверждает возлюби больше всего Бога и возлюби ближнего как самого себя. Эгоизм отвергается, но без Христа он ничем не заменяется, т.к. формула не полна, путь к Богу не полностью пройден, необходимое обретение смысла и мира и собственного существование во Христе. До призыва Бога Аза и не видела того, на что опереться, только после призыва Бога у нее появляется утверждающая часть формулы. У Вас невязка предпосылка «возлюби ближнего как самого себя» и, как предполагает именно уважительное отношение к себе , как меру уважительного отношения к ближнему. А Азин случай предполагал бы равное отношение к семейству , как к себе то есть их разорение, ради того, чтобы в страданиях и унижении тела они нашли дорогу души. Но это не так : для себя и для ближних она избрала совершенно РАЗНЫЕ дороги. > >>Кроме того, если уж человек создан по образу и подобию Божьему ( как Вы должны считать), то насилие над телом , унижение и осквернение его есть также осквернение образа Божьего. > > Образ Божий дух человека. Тело есть у животных, но нет у них образа Бога, и душа (в смысле какой-то разумности) есть у животных, но нет образа Бога. А человек отличается от животных именно этим образом, но отличие это сосредоточено именно в духе (совесть и неудовлетворенность ничем земным стремление к Богу). > А как же при сотворении Мира Бог создал человека по образу и подобию своему ( именно тело )? Я на это и упираю: человек образ Божий. > Выше немного написал свои соображения почему именно блудница (в мире без Христа сохранение образа Божия потребовало полного отречения себя, отдания миру всего, с ним связвающего...); важно, думаю, именно учитывать, что в рассказе «два мира» без Христа и с обретенным Христом. А Вы как считаете, с учетом этого, почему блудница? В мотиве странничества тема блудницы, как уже писал, показывать что Путь доступен даже слабому, но цена будет высока. Но спастись можно из любой клоаки даже такая скверна , как блядство, не убивает души. > > > >>Так вот тезисом о том , что грешат ВСЕ и ПОСТОЯННО, Вы приподнимаете их над нами в моральном аспекте, ибо если я грешу постоянно , и он, вор, грешит постоянно, то он в отличие от меня искупает часть грехов своих, а я нет. Получается — в итоге он чище. > > Дело не в искуплении, а в покаянии. Если человек согрешил как-то, и после этого внутренне вновь готов повторять и повторять это, то никакого раскаяния и покаяния нет. Прощение грехов дается не за заслуги и «искупление» в виде отсидки, а дается всепрощающим Богом, Который готов простить все грехи, но когда за этим прощением обратищся, а обратиться можно только раскаянием стремлением к изменению себя. Но , пожалуй «искупление» скорее приведет и к осознанию греха и к покаянию. кроме того, раскаявшись можно опять впасть в грех, но тогда хоть какой то период субъект побыл прощен ? > >>Рискну заметить, что в традиции православия ( по-моему мнению ) безгрешная жизнь и служила средством очищения души. Аскетизм православных монастырей есть в массе своей здоровый аскетизм. Валаамские монахи не замкнулись в умерщвлении плоти, а трудом своим преобразовали остров и жизнь вели в трудовом послушании, суровую но здоровую, вдали от греха. Аналогично Соловки. > > Почему Вы считаете, что иноческая жизнь безгрешна? Причина греха в человеке самом (в предыд. письме написал же о страстях), внешние искушения только подталкивают человека, но греховный поступок в виде действия, слова или помышления не может быть без внутреннего произволения, без свободного выбора воли. Воля поддается внутренней расположенности греху, которая может активизироваться от внешнего побуждения искушения. Да, необходимо отсекать искушения внешние, но это средство заглушить внутреннюю склонность ко греху, с целью избавиться от нее, что без внутреннего изменения себя с помощью Бога невозможно, как от мира не прячься. Я не считаю , что иноческая жизнь безгрешна. Я говорю только к стремлению уйти от мирского соблазну это же факт. Вы говорите о воспитании воли в противостоянии соблазну, так я с этим согласен, но доказываю что волю возможно воспитывать сдержанностью, а не закалять страстями. > Монах ведь не тот, кто внешне ушел от мира, т.е. буквально ушел, а тот, кто внутренне отрекается от мира ради полного посвящения своей жизни Богу. Но сопровождает это , по возможности, и уходом от мира физически. > >>Мое мнение — что держать душу в чистоте — распозновать и не поддаваться соблазну, а не анализировать грехи и каяться в них. > > Покаяние есть изменение себя, того, что внутри себя самого к греху склоняло и из-за чего греховный поступок, слово или помышление было допущено. Внешний искушающий фактор лишь воздействует (а не определяет поступак сам собой) на то, что подлежит изменению. Поэтому и нужно как внешних побуждений избегать (не принимать их внутренне, даже есть столкнулся с ними), так и внутри себя каяться. Как менять что-то, как каяться, не зная что менять, закрывая глаза на проявления его? А не слишком ли высокое требование ? Часто ли встречаются люди способные не только раскаяться, но и изменить себя ? С уважением, Константин. > > > > >