От Михаил К.
К Сергей Д
Дата 15.11.2006 14:22:16
Рубрики Прочее; Современность;

Мучительное оттягивание конца

Сроки службы не дураки в свое время устанавливали. Думается мне, что это скорее политический ход, а не технически оправданное решение. Вернее будет назвать это - технически НЕоправданное решение. Реальная боеспособность этих ракет под большим вопросом - при всём уважении к конструкторам и к самому изделию. Тем не менее физически они уже очень старые.

Так что мнение Андрея про "обманули дурачка..." можно смело обращать на себя.

Тут как раз статья по поводу есть. Вот ссылка http://rus-sky.com/cgi-bin/publisher/show.pl?s=news&a=show_news_for_print&n=005175&m=11&y=2006

Или текст полностью ниже (для тех, у кого оная не откроется):

Деградация под видом реформ

По мнению специалистов, в настоящее время оборонно-промышленный комплекс РФ находится на грани полного развала, переживает тяжелейший социально-экономический кризис. Характерными его чертами являются: прекращение или сокращение до минимума выпуска многих важнейших образцов вооружения и военной техники; прогрессирующее старение производственного и научного потенциала; снижение уровня научно-технических разработок и отсутствие динамики их восполнения; огромный износ основных фондов предприятий; потеря квалифицированных инженерно-технических кадров.

Фактический коллапс ОПК характеризуется еще одним важным показателем: доля современной техники в вооруженных силах РФ, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 15%. Ныне отечественный ОПК не в состоянии осуществлять оперативное перевооружение силовых структур. Износ активной части основных производственных фондов в ОПК превышает 75%, причем у трети их износ – 100%. Полностью утрачено производство ряда комплектующих изделий, временно восполняемых из запасов промышленности и Минобороны. Даже при масштабных инвестициях через 4–5 лет продолжение выпуска многих видов продукции окажется невозможным.

Сегодня средний возраст работников “оборонки” составляет 54 года. Поколение от 25 до 40 лет выбито из заводской системы. Трудиться в цехах, стоять у станка теперь не престижно, и такое укоренившееся в обществе мнение опасно не только для отдельно взятого оборонного предприятия, но и для государства. Через 5–8 лет на военных заводах просто некому будет работать. На сегодняшний день многие предприятия “оборонки” попросту не в состоянии возобновить серийный выпуск техники – в большей степени потому, что люди потеряли квалификацию. Так, если раньше авиационные заводы делали в сутки по 20 самолетов, то теперь – всего несколько штук в год.

В оборонных НИИ средний возраст научно-инженерного состава еще выше – 57 лет. Утечка мозгов из ОПК была и остается наиболее интенсивной по сравнению со всей остальной экономикой. По признанию самих же оборонщиков, в настоящее время практически все разработки и НИОКРы держатся на одной-двух ключевых личностях. Уходят эти специалисты, и технологии безвозвратно теряются. Если российскому ОПК еще и удается в некоторых направлениях военной техники удерживать передовые позиции в мире, то это в основном благодаря тем заделам, которые были подготовлены еще в советское время.

Сегодня под видом международного сотрудничества в военно-технической сфере из страны утекают наиболее ценные разработки.Уже сейчас на российских оборонных предприятиях, как правило, производится только оболочка новой военной техники. Так, на истребителях и фрегатах, закупленных Индией, стоит израильская, французская и собственно индийская бортовая аппаратура. “Начинку” для малайзийских Су-30МКМ поставляют французы. Китай потребовал, чтобы на заказанных им самолетах дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50 радары были израильскими и т.д. Таким образом, пресловутая интеграция в мировое экономическое пространство идет в направлении уничтожения высокотехнологичного российского производства. Если смотреть стратегически – идет не интеграция, а интервенция. “Отверточная” сборка отражает место РФ в мировой системе производства новых видов оружия.

За последние 15 лет в России было принято и провалено восемь программ реформирования ОПК. Наиболее масштабными стали две из них. В 1997 году, когда уровень финансирования гособоронзаказа составил 21% (1996 – 57%), а из отрасли ушло от полутора до двух миллионов специалистов, была разработана Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998–2000 годы. В 1998 году принимается Закон “О конверсии оборонной промышленности РФ”. Однако ни ФЦП, ни новый законодательный документ так и не помогли умирающему ОПК. В результате всех этих реформ в “оборонке” произошел еще больший спад в наукоемких отраслях, резко снизился научно-технический потенциал, продолжилась деградация фундаментальной науки.

Затем правительство РФ утвердило новую Федеральную целевую программу “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002– 2006 годы”. Спасением ОПК объявили “создание интегрированных структур (холдингов) с жесткой вертикалью управления”. За три года предлагалось создать примерно 70 мощных концернов и холдингов. Но уже в 2002 году их число было уменьшено до 42. К 2005 году удалось реально создать всего 5 холдингов, причем, как считают эксперты, предлагаемая система реформирования “оборонки” есть ничто иное, как очередной передел собственности, отнюдь не в интересах национальной обороны и ОПК.