|
От
|
Андрей Павлов
|
|
К
|
Пётр
|
|
Дата
|
20.09.2000 07:18:07
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re: Просьба; Да вот же!
Ревнитель благочестия, №13. Леонид Болотин, г. Москва СВЯТОЙ ЦАРЬ-ИСКУПИТЕЛЬ ПРИМИРЯЕТ И СОЕДИНЯЕТ РОССИЮ - СВЯТОЙ ГОСУДАРЬ ВООРУЖАЕТ ЦЕРКОВЬ НА ПОБЕДОНОСНУЮ БРАНЬ Этот материал, написанный почти четыре года назад, до сих пор так и не был нигде опубликован, хотя предлагался в ряд известных православно- патриотических изданий. В 1998 году возникла надежда, что он увидит свет в составе моей книги «Ключи власти», но августовский кризис совместно с другими обстоятельствами не позволили исполниться этой надежде. Увы, на взгляд автора, памфлет не утратил актуальности до сих пор, тем более, что возникшие было разговоры о скорейшем прославлении Святых Царственных Мучеников среди людей, близких к Чистому переулку, вновь как-то затихли. Именно поэтому обращаюсь к издателям альманаха "Ревнитель православного благочестия" со смиренной просьбой опубликовать этот памфлет именно в первоначальном виде, хотя, если бы материал писался сейчас, вероятно, автор не решился употребить некоторые выражения, привычные для него в 1996 году. Существует эволюция взглядов и настроений в церковной общественности, во многом материал посвящен этой эволюции, которая осуществляется небесным заступлением Императора-Великомученика Николая. Движение за прославление Святого Благоверного Царя-Мученика давно перестало быть маргинальным и полу подпольным. Отец Александр Шаргунов издал уже третью книгу, посвященную царским чудесам. Многие Владыки теперь открыто чтут Государя как Святого, распоряжаются о написании фресок с Августейшими Подвижниками в кафедральных соборах, служат литургии по царским дням, благословляют своих клириков служить молебны. И Патриарх, и Митрополит Ювеналий уже неоднократно высказывались публично о святости Царя. Но вот опять странные веяния: в начале февраля была фактически запрещена богословская конференция в Дивеево, посвященная проблеме канонизации Царской Семьи. Именно поэтому я прошу «Ревнитель» опубликовать статью в неизменном виде. 2 апреля 2000 года по Р.Х., Крестопоклонная Неделя В последние годы мне неоднократно приходилось слышать от вполне церковных и порой весьма авторитетных людей, что поспешная канонизация Царя-Мученика Николая Александровича в России может вызвать если не раскол и церковную смуту, то, по крайней мере, болезненное расслоение в церковной среде, которое опасно и нежелательно в наше и без того мятежное время. Говорилось, что, с одной стороны, до сих пор в широких простонародных массах бытует клеветнически искаженный образ Августейшего Подвижника, и необходимо провести кропотливую и долговременную просветительскую работу. С другой стороны, шла речь, что нужно фундаментальным агиографическим и богословским исследованием обезоружить сознательных и злонамеренных противников прославления Государя-Страстотерпца, которые упорно интригуют и разрушают единомыслие по этому вопросу уже в сфере высших Церковных Властей. Все это важно и необходимо, но вовсе не может являться причиной отсрочки прославления Царственных Мучеников Дома Российского. Сам Государь в Своем Небесном служении, как и прежде в земном, посвятил Себя делу спасения и умирения России, восстановления ее соборного единства. Именно прославление Его в лике святых всею земною полнотою Православной Церкви должно положить предел нашему разделению и смуте. А я, грешный, являясь на словах вроде бы убежденным и деятельным сторонником скорейшего прославления Государя в России, вдруг малодушно колебался, если не внутренне, то внешне уступая политической логике бренных мнений. И Святое Царское заступление пред Богом, которое самому мне неведомо сколь кратно сопутствовало на жизненной дороге, как бы отдалялось от меня, и я буквально повергался в пучину современного ада, который беззаконно царит сейчас здесь на нашей сиротской земле. И мои молитвы к Святым как бы не были слышны Ими. Книга «Чудеса Царственных Мучеников», любовно составленная настоятелем московского храма Святителя Николая Чудотворца в Пыжах, отцом протоиереем Александром Шаргуновым, со всей христианской прямотой и однозначностью обличила и устыдила меня (Чудеса Царственных Мучеников. По благословению Митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Иоанна. Собрал и составил протоиерей Александр Шаргунов. М.-СПб., 1995). Именно собственная смущенная и охладевшая ревность по Бозе при чтении этой замечательной книги стала мне во всей очевидности и определенности видна. А когда видно, то и легче понять, откуда пришла душевная порча, остуда, и легче справиться с грехом. Я не раз пытался проследить памятью, как входило в меня почитание святости Царской Семьи, и тем засвидетельствовать свой опыт духовного общения с Новомучениками. В ноябре 1967 года по всей стране праздновался юбилей Октябрьской революции. Особые торжества намечались в Ленинграде, где, кроме грандиозных демонстрации и салюта, даже собирались инсценировать штурм Зимнего Дворца, чего впрочем так и не случилось. Мне тогда было десять лет, жили мы в Ярославле, где отец работал собственным корреспондентом одной центральной газеты. И вот отец решил всей семьей отправиться ноябрем в Ленинград на редакционной машине. По дороге я много расспрашивал о революции, о крейсере «Аврора», и тогда, кажется впервые, я узнал, что вся Царская Семья была убита, включая Детей, и что с Ними расстрелян был даже дядька Царевича матрос Климент Нагорный. На мои вопросы об этом почему, отец отвечал общо. Дескать, так надо было, хотя в глубине несказанного чувствовалось, что он с уважением относится к мужественному поступку матроса, не предавшего своего Подопечного. А мать думала по-другому и уж точно никак не оправдывала убийства Царских Детей. Тот случай зародил какую-то двойственность, неопределенность моего отношения к этому очень страшному событию в нашей истории, однако советское, совершенно не церковное воспитание со временем вытеснило желание разобраться с этим в несознательные глубины души. Только летом 1983 года, накануне моего крещения, когда у меня только что родился сын, я вновь осознанно и обостренно коснулся Царской темы. Для «Нового мира» писал тогда внутренние рецензии в отделе прозы. Мне досталась рукопись какого- то свердловского сочинителя о заточении и убийстве Царской Семьи. Повесть была безграмотной, примитивной в самых мрачных коммунистических традициях. Но меня заинтересовали какие-то факты, которые прежде мне не встречались у М.Касвинова, прочитанного еще в школе. И я, вопреки обычаю побыстрее отделаться от рукописи, да и от готовой рецензии, долго тянул резину, вынашивая мысль связаться с автором, чтобы выяснить у него источники и только потом передавать критический отзыв в редакцию для отсылки ему. Однако одновременно с воцерковлением Царская тема так захватила меня, что для получения сведений уже не было нужды обращаться к свердловскому графоману. Через новых церковных знакомых добыв и прочтя книги М.К.Дитерихса, С.С.Ольденбурга, Е.Е.Алферьева, Н.А.Соколова, Роберта Вильтона, П.Пагануцци, В.С.Кобылина и других авторов, я стал систематически и профессионально заниматься исследованием жизни Царской Семьи и обстоятельств Их мученической кончины. Тогда же я стал в молитвах обращаться к Царственным Мученикам, хотя сознанием не замечал действенность этих молитв. Иначе бывало, например, с обращениями к Преподобному Серафиму Саровскому результат был мгновенным и потрясающим всякий раз мои ветхие представления о мире. Сейчас я верю, что и тогда Святые Царственные Мученики духовно поддерживали меня, но Господь до поры не раскрывал этого моему пониманию. И вот однажды, это было в 1985 году, мы разговорились с другом о святости Царя-Мученика. Приятеля волновал вопрос, можно ли Ему молиться, когда Он не прославлен Русской Православной Церковью (Московской Патриархией, за границей русские люди прославили Царя 1 ноября 1981 года). А я молюсь Ему... - ответил я просто, не желая вдаваться в совершенно непонятные мне тогда канонические сложности этого вопроса. См Продолжение