Танец с саблями по-ливийскиПохоже, американцы и их евродрузья в Ливии хотели «как лучше», чтоб избежать в развитии событий иракский вариант. Но получилось у них «как всегда». И теперь «танец с саблями» на освобожденной для нее западными спецслужбами ливийской сцене будет плясать Аль-Каида.Все более полная информация о событиях последних месяцев в Ливии не оставляет места для сомнений в том, что и сама так называемая оппозиция в Бенгази, и ее победная поступь в Триполи стали следствием согласованных усилий, прежде всего, четырех государств: США, Франции, Великобритании и Италии. Вчерашние друзья Каддафи, сегодня они торопятся воспользоваться плодами победы и даже не скрывают этого. Закончившаяся в Париже международная конференция «друзей Ливии» стала «пляской на костях», тон в которой задавали Франция, Великобритания и Италия, отмечает «The Wall Street Journal».
Понятно, что первым «другом» Ливии без Каддафи должен стать президент Франции Николя Саркози, задолжавший раису, по словам встречавшегося с ним главы шахматной федерации Кирсана Илюмжинова, большую сумму денег, потраченных на выборы - долговые документы президента Франции были обнародованы, но с должника теперь взятки гладки. Плюс к тому, хорошо известная ретивость Саркози в свержении власти своего кредитора в значительной мере крепла потому, что между мятежниками и Парижем еще в ходе войны тайно были подписаны коммерческие и нефтяные соглашения в обмен на французскую поддержку революции. Все помнят, что с 19 марта, когда началась военная операция коалиции против сил Каддафи, Париж заявлял, что его единственная цель - прийти на помощь народу, оказавшемуся в смертельной опасности. И то, что французские нефтяные компании извлекают при этом немалую выгоду – лишь приятная неожиданность. Однако, в попавшем в распоряжение французской же « Libération » письме, подписанном Переходным национальным советом, органом власти ливийских мятежников, ясно прописано, что количественные обещания, касающиеся выгодных нефтяных контрактов, были даны еще несколько месяцев назад. Письмо датировано 3 апреля. В нем говорится: «Что касается нефтяного соглашения, заключенного с Францией в обмен на признание нашего Совета в ходе лондонского саммита, мы поручаем брату Махмуду Шаммаму, министру информации ПНС, как легитимному представителю Ливии подписать это соглашение, по которому 35 процентов всей нефти передается французам в обмен на полную и постоянную поддержку нашего Совета».
Куда уж яснее.
Правда, глава МИД Франции Ален Жюппе заявил, что «не знает о таком письме», но счел логичным, что страны, которые активно поддерживали повстанцев, получат привилегии при восстановлении страны. Таким образом, под парижские разговоры о проведении в Ливии свободных выборов и обсуждение проблем восстановления водоснабжения и поставок продовольствия в разрушенную страну осуществлялась главную цель конференции: закрепить за победителями право на лакомые куски ливийского нефтегазового «пирога». Главную ценность в Ливии представляют, как вы знаете, запасы нефти, которые составляют более 29 миллиардов баррелей, и разведанные запасы природного газа в 1,6 триллиона кубометров.
Как пишет итальянская «Corriere della Sera», «выбор места проведения конференции «друзей Ливии» - Елисейский дворец - и эйфория хозяина дома заставляют думать, что истинным победителем войны против Каддафи является только он, Николя Саркози. Похоже, что Франция и ее президент пытаются извлечь максимальный капитал, как в политическом, так и в военном плане из успеха военной миссии. Судя по всему, повстанцы с самого начала избрали Николя Саркози привилегированным собеседником. Об этом свидетельствует и тот факт, что «дорожная карта» реконструкции Ливии начинает составляться именно в Париже».
Обиженный тон итальянцев вполне понятен. Ведь это они получали нефти Каддафи больше, чем вся остальная Европа. А теперь Италия, не проявившая столько же прыти, сколько Саркози, вынуждена довольствоваться вторыми ролями и, пишет газета, «ощущает сожаление по поводу того, что Рим не сумел на лету распознать смысл происходящих событий».
Франция нашла, чем еще более очаровать Национальный переходный совет Ливии, который уже признала действующей властью даже Россия. Торжествующие мятежники получат 15 миллиардов долларов из замороженных финансовых активов Муаммара Каддафи, заявил по итогам парижской Международной конференции по Ливии президент Франции Никола Саркози. Как передает «Reuters», эта сумма включает в себя 3 миллиарда долларов в американских и британских банках, 2,2 миллиарда – во французских, 2,6 миллиарда евро - в итальянских, 1 миллиард евро - в немецких и 700 миллионов евро - в голландских. «Представители Ливии попросили присутствующие 63 государства разморозить средства. В результате во время заседания немедленно разморожены 15 миллиардов долларов», - похвастался Саркози.
Любопытно, что придержать французскую «первую скрипку» на конференции в Париже не захотел никто. Ни премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, который так же на ней председательствовал, ни госсекретарь США Хиллари Клинтон, ни, разумеется, российская сторона, чувствующая себя в этой политической партии проигравшей. Хоть в последние дни Москва и активизировала усилия на ливийском направлении, объявила о признании ПНС законной властью, ее очень заботит выполнение старых контрактов. Но совершенно ясно, что теперь экономические решения будут принимать те страны, благодаря которым ливийский переходный совет получил власть. И хорошо, если в будущем западные компании пригласят российские в качестве партнеров. Британцы, французы, итальянцы не для того рисковали деньгами и политической репутацией, чтобы делиться ливийской нефтью. И то, что Ливия только что закупила у России 50 тысяч тонн пшеницы, о чем сообщил Международный совет по зерну в Лондоне, еще не означает возвращение России в Ливию.
Гораздо более эффектно сейчас появление в аэропорту Триполи самолетов Военно-воздушных сил Великобритании, которые доставили туда 227 миллионов долларов для повстанцев, передает BBC.Это первая часть размороженных счетов правительства Джамахирии. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг сказал, что «возвращение денег ливийскому народу - это часть нашего вклада в восстановление страны, где будут соблюдаться законные права и интересы граждан». Понятно, что эти деньги позволят новой власти выплатить зарплаты врачам, учителям, полицейским, направить средства на восстановление городов, разрушенных в ходе вооруженных столкновений, а также на оказание помощи беженцам, закупку лекарств и продуктов питания – продемонстрировать собственному народу свою жизнеспособность.
Сами видите – мощный механизм, приведший к власти так называемых повстанцев, хорошо продуман и действует.
В интересах кого?
На первый взгляд, - тех самых мятежников, которые вышли на площади в шлепанцах и, поддержанные оружием из Западной Европы, одолели регулярную армию Каддафи, заставив его сдать Триполи и власть.
На любопытные размышления в этой связи наводит гонконгская «Asia Times», знакомящая своих читателей с главным ливийским военачальником в разрушенном войной Триполи Абделем Хакимом Белхаджем (Abdel Hakim Belhadj). Абдель Хаким Белхадж, он же Абу Абдалла аль-Садек (Abu Abdallah al-Sadek) ремесло джихада осваивал в 1980-е годы в Афганистане, воюя вместе с моджахедами против СССР.
Газета тщательно исследовала биографию главного специалиста по освобождению Ливии
и вот что выяснила: «Он основатель Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ) и ее фактический эмир. Когда талибы пришли к власти в Кабуле в 1996 году, ЛИБГ сохранила в Афганистане два учебных лагеря. Один из них находился в 30 километрах к северу от Кабула, руководил им Абу Яхья (Abu Yahya), и там готовили исключительно джихадистов, связанных с «Аль-Каидой». После 11 сентября Белхадж перебрался в Пакистан, а затем в Ирак, где подружился ни с кем иным, как с исключительно мерзким человеком Абу Мусабом аль-Заркави (Abu Musabal-Zarqawi). Все это было до того, как «Аль-Каида» в Ираке поклялась в верности Усаме бен Ладену и Айману аль-Завахири (Aymanal-Zawahiri), а затем начала активно действовать, используя свою страшную тактику и методы борьбы».
Недурной послужной список, не так ли?
Именно он и его люди, которые возглавили ополчение берберов из горных районов юго-западнее Триполи, взяли штурмом цитадель Муаммара Каддафи Баб эль-Азизия. Ополчение это так называемая триполитанская бригада, которую в течение двух месяцев тайно обучали американские спецназовцы. Они стали самым эффективным подразделением повстанцев за все шесть месяцев гражданской войны.
Газета выяснила и другое: «ливийские боевики всегда были суперзвездами в высших эшелонах «исторической» Аль-Каиды - от Абу Фараджа аль-Либи (Abu Faraj al-Libi) – он был военным командиром до своего ареста в 2005 году и сейчас в числе 16 самых ценных узников содержится в американской тюрьме Гуантанамо, до Абу аль-Лаита аль-Либи (Abual-Laith al-Libi), полевого командира, убитого в Пакистане в начале 2008 года».
Понятное дело, что ЛИБГ находилась под пристальным вниманием Центрального разведывательного управления США с 11 сентября 2001 года. И в 2003 году Белхаджа арестовали в Малайзии, без суда и следствия перевели в секретную тюрьму в Бангкок, где подвергли пыткам. А затем – каков финт судьбы! - в 2004 году американцы, дружившие с Каддафи, подарили Белхаджа… ливийской разведке. И только в прошлом году, когда дружба дала трещину, Каддафи освободил его и еще 211 «террористов», подняв много шума за рубежом. Тогда Белхадж и его заместители Чриф и Саади написали признание, в котором объявили, что джихад против Каддафи закончен и является незаконным.
Добавлю при этом, что еще в 2007 году человек номер два в «Аль-Каиде» того времени Завахири официально объявил о слиянии ЛИБГ и «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (AQIM). Так что с того времени ЛИБГ и AQIM это по существу одно и то же – а Белхадж являлся эмиром этого объединения.
Сегодня он – главный освободитель Ливии, работающий как приводной ремень того самого механизма, который организовал передел ливийской нефти на новый, отнюдь не многочисленным племенам Ливии выгодный лад. Ловко используя одних и тех же «игроков» для достижения разных целей, организаторы переворота в Ливии, понятное дело, сэкономили на вторжении, предоставив грязную работу белхаджам и ему подобным.
Но только на первый взгляд падение Каддафи - победа западной тайной дипломатии. Трюк «с переодеванием» иностранного вторжения в шлепанцы берберов вывел на сцену не только старых агентов вроде Белхаджа, но и тех, кого они вели за собой. «Вряд ли можно назвать случайностью то, что все главные командиры в армии повстанцев являются членами ЛИБГ, от Белхаджа в Триполи и некоего Исмаэля ас-Салаби (Ismael as-Salabi) в Бенгази до Абдельхакима аль-Ассади (Abdelhakim al-Assadi) в Дерне, не говоря уже о ключевом боевике Али Салаби (Ali Salabi), занимающем ключевые позиции в ПНС. Именно Салаби вел переговоры с Сейфом аль-Исламом Каддафи о «прекращении» джихада ЛИБГ, обеспечив тем самым светлое будущее этим возродившимся из пепла «борцам за свободу» - вот вам сухой остаток исследования гонконгских журналистов.
А, стало быть, «не нужен никакой магический кристалл, чтобы представить себе последствия захвата военной власти объединением ЛИБГ / AQIM. Оказавшись в числе «победителей» в войне, они ни капли не заинтересованы в том, чтобы отказаться от власти в угоду НАТО».
Давайте вспомним: Каддафи с самого начала заявлял, что бунт в Бенгази это операция «Аль-Каиды», проводимая при иностранной поддержке. И, видимо, был прав. И если за спиной у алькаидовцев при этом маячат Саркози и компания, то при чем здесь громкие слова о том, что ливийский народ устал жить «под Каддафи»?
Сегодня разные районы столицы Ливии находятся под контролем нескольких независимых друг от друга групп местных племен, пишет «The New York Times». Бойцы из западного города Зинтан контролируют аэропорт Триполи. Мятежники из Мисураты охраняют центральный банк, порт и резиденцию премьер-министра. А берберы из города Яфран заняли центральную площадь Триполи. Они обозначают знаками на стенах свои территории, споря о зонах влияния, а военные бригады, расположенные в Триполи, спорят о том, кто из них сыграл важнейшую роль в захвате города и какое влияние они могут теперь оказывать. На кого? Ведь Триполи попал в руки оппозиции отнюдь не по воле местных жителей. Британцы и французы всеми не только советами и координацией, но и собственным оружием проложили туда путь «ряженой оппозиции». Недаром среди военных наблюдателей, следящих за конфликтом, так много скептиков: вся видеоинформация из Триполи – бесконечная пляска на улицах города, где даже не угадывается следов уличных баталий, неизбежных при ведении такого рода боев. Советники и военные инструкторы коалиции «опекали» ливийскую оппозицию с самого начала военной операции, это известно. Они готовили боевиков, которые вместе со спецназовцами этих же стран и захватили Триполи. Именно британо-французский спецназ и прокладывал дорогу прыгающим с автоматами воякам к цитадели Каддафи, взломали ее и отдали на разграбление «политическим противникам режима».
Теперь, пишет британская «Дейли телеграф», те же спецназовцы ведут охоту на Муаммара Каддафи, членов его семьи и приближенных. Эта операция получила название Рассвет русалки» (Mermaid Dawn) и готовилась три месяца. «Штурмовые группы готовились в Бенгази сотрудниками британской разведслужбы Ми-6» - пишет газета, подтверждая, что ведущую роль в штурме Триполи сыграл британский спецназ. Британские СМИ рассекретили и участие бойцов спецназа из Катара и ОАЭ в этой операции. Есть и свидетели того, что за сутки до начала наступления на Триполи в его окрестностях высадился десант французского иностранного легиона - профессиональных наемников, прошедших Афганистан и Ирак. В планах НАТО ливийским повстанцам отводилась роль массовки, которая должна была перед камерами катарского спутникового телеканала стрелять в воздух, размахивать знаменами короля, свергнутого Каддафи 40 лет назад, изображая ликование. Они и изображают. А охоту за полковником Каддафи ведут военнослужащие 22-го полка Специальной авиационной группы Великобритании, в то время как в «ливийских съемочных павильонах» в Катаре, пишет издание, где очень удачно монтировались сюжеты и постановочные кадры о победном вхождении «революционеров» в Триполи, которые тиражировались затем за высокую плату на арабских телеканалах, прикрывая фактически прямую причастность Запада к падению Триполи, продолжает сниматься сериал оторжестве западной демократии на ливийской земле.
Елена Пустовойтоваhttp://voskres.ru/articles/pustovoytova.htm