Чёрный хлеб поляVI-ой Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень» Освящение закладного камня
Нынешняя осень приходит медленно. Ещё зеленого цвета вдоль Минского шоссе больше, чем жёлтого и багряного. Ближе к Можайску и верховьям Москвы-реки золотистей, мягче и первозданней становится пейзаж. Он перетёк на многие полотна современных художников. Фестиваль «Бородинская осень» в шестой раз начался с молебна у мемориала в Ильинской слободе и открытия в выставочном зале «Бородино». Экспозицию представил председатель Московского областного отделения Союза художников, знаменитый график Сергей Харламов. Лирический образ, личное восприятие героической земли – это главное, что дарит творцам во всех родах и видах искусства Бородинское поле.
До славного юбилея остался ровно год. Время летит стремительно, а в России многие последние юбилеи проходят дежурно, с речами и банкетами без конкретных следов. К 100-летию Бородинского сражения на поле появилось немало достойных монументов, мы восторгаемся ими. К 200-летию Бородина Русский Всемирный Народный Собор и Попечительский совет Святого колодца прп. Ферапонта Можайского решили установить памятник Смоленской иконе Божией матери, которой молились накануне битвы все русские войска во главе с Михаилом Кутузовым. Но установке закладного камня вдруг воспротивилось… руководство музея-заповедника. Председателю Союза писателей России и заместителю Главы Всемирного Русского Народного Собора Валерию Ганичеву ещё накануне прошлогоднего фестиваля срочно прилетело тревожное письмо: «Установка на Бородинском поле любого памятника без предварительной архитектурно-градостроительной проработки неизбежно нанесет ущерб историко-культурному ландшафту поля сражения. К столетнему юбилею Бородинского сражения вопросы установки памятников обсуждались особой комиссией по проведению торжеств, решения которой утверждались Государем Императором Николаем II. В результате из 108 предложенных памятников было установлено только 33, что не позволило «превратить Бородинское поле в подобие кладбища». В настоящее время Бородинским музеем-заповедником восстановлены все разрушенные ранее памятники с православной символикой. Главным духовным памятником воинской славы России является возрожденный на поле битвы Спасо-Бородинский женский монастырь».
Ну, женский монастырь-то, повторяю, заслуга не музея, а вдовы генерала А.А. Тучкова, погибшего на Бородинском поле, Маргариты Тучковой (Нарышкиной) и многих поколений верующих, да и никто 100 проектов представлять на утверждение правящему тандему и не собирался. Но было интересно: что же монументального, зримого оставит потомкам будущий юбилей? Указ о его проведении подписал ещё президент Путин. Долго ничего внятного не обсуждали, вот всемирный Русский Народный Собор и выступил с конкретным предложением. Кстати, когда едешь к музею, проезжаешь границу поля со скромным давним знаком (хорошее место для памятника-часовни! – авт.), потом тянется селенье Горки, где выросла подпольно целая улица – тоже ведь хорошее место для памятника у бывшей ставки Кутузова. И таких подходящих мест на поле – прорва! По иронии судьбы, как раз после протестующего музейного письма на решительный штурм Поля без всякой «архитектурной проработки» пошли не чужеземные враги, а доморощенные влиятельные дачники. Свято место пусто не бывает: вместо заросших полей колхоза «Бородино», где сеяли хлеб, и новых (не возведенных) памятников стали расти богатые особняки. На прошлом фестивале, как я уже писал, все повторяли: нужен памятник полковнику В.И. Полосухину, чья 32-я Краснознаменная стрелковая дивизия насмерть стояла у Бородина (это небольшая часть стоимости роскошного особняка), необходим достойный памятник всем воинам, павшим на Бородинском направлении в 1941 году (это примерно половина стоимости особняка). Ничего не сделано к 70-летию начала Великой Отечественной и Московской битвы… Так чего ж удивляться наступлению денег на высоты, не занятые другими свидетельствами эпохи?
Председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, министр промышленности и науки Московской области В. И. Козырев, зам. главы администрации Можайского района М.П. Лузина снимают покрывало с закладного камня в основание памятника к 200-летию Бородинского сражения Для единственного памятника-часовни нашли новое место: на выезде из города по Старой Смоленской дороге, на взгорке напротив уникального Никольского собора. По этой дороге едут все экскурсанты к Полю (исключая, правда, туристов и паломников, кто идёт пешком от станции Бородино). Участники фестиваля присутствовали на торжественной закладке и освящении камня. Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, председатель Комитета по культуре Государственной думы Григорий Ивлиев, министр промышленности и науки правительства Московской области Владимир Козырев, зам. главы администрации Можайского района Марина Лузина, председатель Совета депутатов Можайска Александр Кун, генерал Александр Макаров сняли белое покрывало, и открылись слова на мраморе: «Камень в основание памятника «Поклонение русского воинства пред Смоленской иконой Божией Матери – покровительницы России в Отечественной войне 1812 года» от благодарных потомков. 17 сентября 2011 года». Вот так – целый год потеряли впустую на странную борьбу и согласования.
Организатор фестиваля, председатель Торгово-промышленной палаты Можайского района – Виктор Лапкин, бывший председатель колхоза «Бородино» рассказал, что лишь за три дня до фестиваля был окончательно решен вопрос с отведением земельного участка под памятник-часовню. Она стоит на территории города, но землеотведением занимается район. Так вот, городской чиновник долго тянул с подачей документов, наверное, не мог осознать: как, такое место в городе под какой-то памятник да ещё бесплатно!? За три дня изготовили камень, сделали цветник перед ним чуть ли не в утро открытия. Игумен Дмитрий, освящая камень, коснулся свежепокрашенного бордюра чёрным одеянием, и на подоле остался белый след…
Кстати, по этой же Старой Смоленской дороге после кровопролитного сражения 28 августа (9 сентября) 1812 года французский император с изможденной армией вступил в Можайск. В городе он провел три дня, рассылая приказы подчиненным и подписывая важные бумаги. В Можайске Наполеон наградил маршала Нея титулом «князя Московского». Помня характер занятий местного населения в начале XIX века, И.А.Крылов написал известную эпиграмму: «Французский маршал Ней в Можайске принцем возвеличен,– и прежде был Можайск отличен породою свиней». Вообще, Иван Андреевич оперативно откликнулся на войну с западным завоевателем. Басни «Обоз» (конфликт между умудренным Кутузовым и торопящимся Александром 1), «Курица и ворона» (обличение представителей высшей знати, которая надеялась урвать своё даже от взятия Москвы французами), а особенно «Волк на псарне» становились сразу известны всей сражающейся России. По свидетельству современников, баснописец после отказа Кутузова вести мирные переговоры с Наполеоном собственною рукою переписал басню «Волк на псарне» и отдал ее жене фельдмаршала. Кутузов прочитал басню после сражения под селом Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «Ты сер, а я, приятель, сед» снял свою белую фуражку и потряс наклоненною седою головой.
Нынешних поэтов упрекают порой в том, что их стихи не столь известны и действенны, как произведения классиков. На круглом столе в музее, посвященном Слову во время двух Отечественных войн, Валерий Ганичев вспомнил, как умело использовался опыт идеологической борьбы 1812 года, патриотические лозунги и воззвания того времени в 1941-м году. А ещё в своих нелитературоведческих заметках о русской литературе в годы Великой Отечественной он пишет, как поздравлял от комсомола и издательства «Молодая гвардия» Георгия Жукова с 75-летием. Он подарил победителю Московской битвы ХХ века четыре тома «Тихого Дона» и антологию стихов «О Русская земля!»: «Маршал погладил «Тихий Дон» и признался: «Любимый писатель!» А, полистав Антологию, сказал «Мы на фронте очень ценили патриотическую поэзию!»…
Я подумал у карты Бородина: господи, что же надо написать сегодня, чтобы гражданский министр обороны Сердюков снял… (что он там вместо фуражки носит?), а Верховный главнокомандующий Медведев любовно погладил, например, антологию военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было» (составитель Геннадий Красников, издательство «Вече»)?» Такое – вообразить невозможно, явись хоть Крылов, хоть новый Пушкин. А ведь Кутузов и Жуков были весьма серьезными и занятыми деятелями.
На этом круглом столе были интересные выступления преподавателя русского языка и литературы для иностранных студентов МГУ им. М.В. Ломоносова Анны Лыкошиной, которая напомнила, что Лермонтов своё народное «Бородино» написал к 25-летию сражения. Татьяна Окулова-Микешина – научный сотрудник из ИМЛИ РАН готовит сейчас три издания по материалам выдающегося патриотического журнала «Сын Отечества». Она напомнила, что у Наполеона были надежды на пятую колонну в лице дворян-франкофилов, но он просчитался: дворянство, даже говоря по-французски, поднялось на общенародную войну – единицы предали русский дух. Кстати, Федор Глинка, поэт и офицер, первым откликнувшийся на войну 1812 года, к 50-летию битвы написал о другой угрозе: «Дух Америки распространяется!».
Марина Ганичева – главный редактор детского журнала «Русская земля» готовит в издательстве «Русский путь» сборник для детей из произведений о войне 1812 года – не только классических, но и современных. Гостья фестиваля Елизавета Иванникова из Волгограда написала, например, замечательную поэму «Бородинское эхо». Неутомимый краевед, зам. главы Серебряно-Прудского района Алексей Волков собирает материал о земляках-героях двух Отечественных из самого дальнего района Подмосковья. Писатель из Сарова Иван Чуркин пишет небольшие книги для школьных уроков, которые рассказывают о подвигах уроженцев земли преподобного Серафима Саровского – монахам этой обители, в частности, было доверено сберегать сокровища Кремля. Писатель Вячеслав Хлёсткин издал книгу «Канун Бородина» с тщательным описанием расклада сил, диспозиций и намерений сторон накануне великой битвы. Он получил премию ЦФО и сейчас заканчивает книгу «Календарь 1812 года».
После этих важных сообщений директор издательских программ Центрального библиотечного коллектора Алевтина Панкова произнесла горячее слово о том, что зачастую такая информация, да и сами малотиражные издания, остаются достоянием узкого круга единомышленников: «Где СМИ, где хотя бы электронные версии на нашем интернет-ресурсе?», – взывала она. И справедливо. Начать с того, что на заседании круглого стола не было никого из хозяев – сотрудников музея, ни одного из многочисленных краеведов, журналистов и литераторов района, кроме Елены Алигожиной – главного редактора информационного агентства Можайского района.
В это время в Культурном центре Можайска шёл заключительный концерт с награждением лауреатов фестиваля. Неизменный председатель жюри народная артистка Башкирии, заслуженная артистка России Татьяна Петрова, оценивая выступления 14 коллективов, отметила, что были представлены все жанры народного песенного творчества, которые теперь и на канале «Культура» – редкость. Кстати, Татьяна Юрьевна тоже напомнила, что всё дворянство говорило и пело по-французски, задвинув душу и грудное дыхание в нос, но поднялась оглобля народной войны, и эта грудь зазвучала! Своё высочайшее мастерство и воодушевление показали со сцены она сама, Татьяна Симушина и дуэт из Ельца Наталья и Владимир Комаровы.
В художественной галерее «Бородино» были подведены итоги конкурса Всероссийского киноклуба «Небесный град и земное Отечество» (председатель жюри народный артист России Михаил Ножкин). В финал вышло 18 документальных фильмов из 100 представленных. Это просветительское богатство теперь вообще пропадает втуне. Например, был особо отмечен фильм режиссёра Каринэ Кирогосьян из Екатеринбурга, которая приехала с сыном. Она сняла фильм «За други своя» – о тех, кто сражался в огне Афганской и Чеченской войн. Каким образом его можно увидеть в Москве? – только в Союзе писателей России.
Режиссер Галина Григорьева и продюсер Марина Петухова сняли новый фильм из цикла «Любовь на линии огня. Маршал Казаков». Его вдова Светлана Павловна жива. Во время войны девушка из аристократической семьи, потерявшая всех близких, пошла на фронт мстить за них, служила простой связисткой. На Новогодний вечер её позвали прямо в форме только потому, что она умела играть на пианино. Там, среди нарядных генеральш, она и встретила прославленного военачальника, у которого незадолго до этого погибла жена. Он был почти вдвое старше её, но любовь сотворила чудо... Секретарь Союза писателей России Григорий Ивлиев вручил молодым создательницам фильма Гран-при жюри фестиваля – увесистый, призывный колокол Бородинского поля. Галина и Марина обещали позвонить в него лично перед Константином Эрнстом, чтобы телезрители Первого канала, хоть в дни 70-летия Московской битвы смогли увидеть сей человечный, неполитизированный фильм. Мысленно представив сетку канала, даже и не знаешь, когда бы он мог выйти в эфир? – разве что глубокой ночью или днём, когда у экрана одни пенсионеры. А такие фильмы–откровения надо смотреть тем, кто ничего не знает о войне, а с помощью ТВ и о высокой любви не ведает.
Окончание в следующем сообщении