Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 10:25:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сегодня - 95 лет одному из первых снайперов Ленфронта Григорию Юркину  (Прочитано 2990 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктор_Кокосов
Новичок
*
Сообщений: 6


Просмотр профиля
православное
« : 26 Ноября 2011, 11:37:30 »

Сегодня исполнилось 95 лет участнику героической обороны Ленинграда, одному из первых снайперов Ленинградского фронта Григорию Васильевичу Юркину

“СЧЕТ МЕСТИ” ГРИГОРИЯ  ЮРКИНА
    Пискаревское кладбище для нас, живущих в двадцать первом веке,- священный мемориал, память о ленинградской блокаде. Длинный путь вдоль прямоугольников могильных холмов к Матери-Родине. Скорбному монументу, к подножию которого возлагают венки в дни, когда сегодняшнее поколение вспоминает о войне.
     Что мы знаем о Пискаревке? Большинство ответит на вопрос известными строками поэта Сергея Давыдова:
Ленинградец душой и родом,
Болен я Сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет,
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
     Григорий Васильевич Юркин видел Пискаревку в декабре 1941-го  другой. В самую страшную из трех блокадных зим солдаты 4-го Инженерно-Противохимического полка МПВО НКВД, в котором служил старший сержант Юркин, бывали здесь ежедневно. Хоронили ленинградцев, умерших от голода, погибших при бомбежках и артобстрелах.
-В шесть часов утра командиры рот вывозили нас на машинах в район станции Пискаревка,- вспоминает Григорий Васильевич, ломами и лопатами мы выламывали полутораметровый слой промерзшей земли, рыли длинные - до ста метров - траншеи. Бойцы были крайне истощены и потом, чтобы избежать лишней траты сил, мерзлый грунт стали подрывать толом.
     Из-за нехватки горючего в казармы на Московский проспект вечером возвращались пешком. Через весь город. В тридцатиградусный мороз. Многие по дороге падали и умирали. А случалось, умирали прямо на Пискаревке, в траншее, с лопатой в руке. Так что первыежертвы, принятые кладбищем,- однополчане Юркина. После этой страшной зимы из 160 человек его противохимической роты в живых остались лишь 45 бойцов.
     Сколько человек захоронено на Пискаревке? Точно не ответит никто. Но в архиве председателя Совета ветеранов полка Г.В.Юркина хранится справка шестидесятилетней давности, подписанная управляющим треста похоронного бюро:
    “В период с декабря 1941 года по февраль месяц 1942 года, несмотря на суровые морозы и недостаточное питание, бойцы и командиры 4-го полка НКВД  с чувством высокого воинского долга и морального духа провели огромной важности работу… Уложено и зарыто 286 945 трупов. Привезено с помощью транспорта полка из моргов на кладбище 19 000 трупов. Кроме того, бойцами было оборудовано на военном кладбище 260 могил”.
     Страшные цифры! Конечно, в то время Юркин об этой справке ничего не знал. Но ему, как и многим бойцам полка, прошедшим Пискаревку, хотелось одного - мстить фашистам за смерть земляков, которым они собственными руками копали могилы. И мстить лично, чтобы своими глазами видеть смерть врагов. Такой случай вскоре представился.
     В мае 1942 года Военный Совет Ленинградского фронта издал распоряжение об организации и обучении в частях и соединениях команд минометчиков, бронебойщиков, автоматчиков, истребителей, снайперов. В полку срочно организовали учебный сбор. Руководить подготовкой снайперов назначили старшего сержанта Юркина.
     На Григория Васильевича выбор пал не случайно. Еще до войны, работая на заводе имени Карла Маркса, он увлекался стрельбой. Закончил школу снайпинга (так на английский манер называли спортсменов-стрелков). Став снайпером первого разряда, оборудовал на родном предприятии тир, готовил “ворошиловских стрелков”.
     И вот теперь, в военных условиях, довелось обучать будущих снайперов. Сержанту выдали четыре винтовки  без оптических прицелов. Отыскались и прицелы. Но установить их без специального оборудования невозможно!
     Юркин отправился на родной завод. Второй механический цех, в котором он работал слесарем-сборщиком, был полностью уничтожен прямым попаданием пятисоткилограммовой авиабомбы. Соседний - первый механический - уцелел. Здесь теперь собирали пистолеты-пулеметы. Получив нужные инструменты, сержант установил оптические прицелы на трехлинейки.
      В первой группе Юркина занималось двенадцать человек. Учеба продолжалась по двенадцать часов ежедневно. Отрабатывались необходимые снайперам приемы ведения огневой разведки, наблюдение за полем боя, оборудование снайперского поста, определение расстояния до цели, работа с оптическим прицелом и многое другое.
    В августе сорок второго первая снайперская команда, подготовленная Юркиным, выехала на передовую - в район Пулковской обсерватории. Каждый боец горел желанием поскорее открыть “личный счет мести” фашистам.
-Наше боевое охранение располагалось метрах в четырехстах от переднего края,- рассказывает Григорий Васильевич.- Туда вела траншея в рост человека. Но охотников ходить по ней находилось мало: полно воды, крысиные трупы. Мы предпочитали менее безопасный путь по-над траншеей ползком, кстати, категорически запрещенный.
     Миновав боевое охранение, выбирались на нейтральную полосу, где очень мешала высокая трава, закрывая обзор. Когда отползали на половину расстояния до немецких траншей, начинали готовиться к стрельбе. Под винтовку подкладывали либо корягу, либо дерн - для упора, а сами устраивались полусидя-полулежа. Или на корточках. Иначе немца не увидишь.
     Вскоре Юркин открыл свой собственный “личный счет мести”. В ясное утро старший сержант, наблюдая  в оптический прицел, увидел далеко, метров за четыреста, немецкие землянки и шедшего между ними солдата. Сделав упреждение на полфигуры, выстрелил. Фашист упал.
     Первый выезд группы Юркина стоил противнику 60 солдат и офицеров. Учеба снайперов продолжалась. Благодаря Юркину, 95 бойцов полка открыли “личный счет мести”. Они выезжали в Пулково, Лигово, Дубровку, Дибуны, Белоостров.
     Сам Григорий Васильевич уничтожил одиннадцать фашистов. Но главной его задачей было учить солдат, и с этим Юркин справился отлично. Гитлеровцы лишились фактически полнокровного пехотного полка - снайперы уничтожили 2288 немцев. Это была месть за Пискаревку. И в том , что в июне 1943-го 4-й Инженерно-Противохимический полк НКВД наградили орденом Красного Знамени - немалая заслуга подопечных Юркина.
     После Победы лейтенант Юркин продолжал службу в родном полку - начальником физподготовки, помощником начальника штаба. Входил в сборную “Динамо” по стрелковому спорту. А потом перешел на работу в это спортобщество. Шестнадцать лет  судья республиканской категории Григорий Васильевич Юркин входил в президиум Ленинградского областного совета ДСО “Динамо”. И сегодня, несмотря  на свои 95 лет - по-прежнему в строю. Возглавляет клуб мастеров спорта ЛОС ДСО.
В одиночку (!) занимается музеем спортобщества, хранит бесценные реликвии динамовцев - знамена, документы, награды, завоеванные на мировых, олимпийских и европейских соревнованиях.
     Только благодаря его заботам сохранен уникальный фотоархив (первые снимки сделаны в начале прошлого века), в котором - вся история не только динамовского, но и петербургского спорта!
     В наше сложное, коммерческое время добровольных помощников у Григория Васильевича мало. Но Юркин верит, что вскоре их обязательно  прибавится. Поэтому каждый день и приходит в музейный зал - важна сила личного примера. В конце концов, в мае 1942-го он тоже был единственным в полку снайпером!

Виктор КОКОСОВ
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!