С Богом на защиту ОтечестваСвященнослужители укрепляют духовную, а значит, и боевую мощь армии и флотаНегативная реакция некоторых читателей и авторов газеты «Военно-промышленный курьер» на введение в частях Вооруженных Сил новой штатной должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими, что совсем недавно, по историческим меркам, казалось абсолютно невозможным, объяснима, а потому вполне понятна.
Непонятно другое: почему некоторые люди воспринимают данное решение как личное оскорбление? Они категорически не желают соглашаться с ним или хотя бы дождаться первых результатов работы этих помощников, чтобы затем на примерах показать ошибочность предпринятого шага, и, не имея ни выдержки, ни терпения, ни такта, предпочитают идти «иным путем» – обрушиться с критикой на несогласных с их мнением оппонентов.
Приоритеты патриотовКак, наверное, догадались постоянные читатели еженедельника «ВПК», речь идет о непримиримом борце «с клерикализацией армии», доценте ВУНЦ CВ «Общевойсковая академия ВС РФ», кандидате юридических наук, профессоре АВН подполковнике юстиции запаса Сергее Иванееве, вступившем со мной в затянувшуюся полемику.
В статье с алармистским заголовком «В чем опасность клерикализации страны, ее вооруженных защитников» Сергей Иванеев в который раз пытается убедить всех, какая жуткая опасность подстерегает родную армию в ближайшем будущем. Не желая повторяться, поскольку уже приводил вполне аргументированные, на мой взгляд, доводы в защиту присутствия служителей культа в войсках в материале «В поисках истины», который и вызвал нешуточную ярость товарища доцента и профессора, отвечу на ряд его новых нападок.
Итак, «сын своей Отчизны и патриот России», как скромно именует себя воинствующий атеист-богоборец, «не желает более быть сторонним наблюдателем того, как разгул мировоззренческого растления приобретает характер псевдодуховной эпидемии», проходящей «в гипертрофированной форме нахрапистого наступления на сознание народа российского». Ведь это, убежден дипломированный юрист, «попахивает преступлением перед социально-мировоззренческими интересами моих соотечественников, поскольку препятствует их морально-культурному совершенствованию».
Ознакомившись только с этой цитатой, неподготовленный человек непременно впадет в ступор, будет шокирован. Очевидно, на это и рассчитывал автор, желая любым путем привлечь внимание к своему опусу. Еще бы! Ведь согражданам может показаться, что налицо как минимум заговор или применение врагами Российской Федерации против ее защитников какого-то тайного, коварного и очень мощного оружия, о губительном действии коего ведает лишь Сергей Иванеев, пытающийся спасать родную страну. Увы, безуспешно.
По информации Министерства обороны и Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с ВС, процесс реализации указа президента – Верховного главнокомандующего о введении в штаты частей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими набирает обороты. Например, в 20-х числах марта текущего года в Рязани на базе ВУНЦ СВ-РВВДКУ имени генерала армии В. Ф. Маргелова проходили сборы священнослужителей по воздушно-десантной подготовке. В мероприятии приняли участие десять капелланов, духовно окормляющих «крылатую пехоту». Среди них немало тех, кто сам когда-то носил голубой берет.
В Сухопутных войсках на вышеупомянутые должности наконец-то назначены первые одиннадцать священников, большинство из которых являются офицерами запаса Российской (а не американской или какой иной, заметьте) армии, то есть не хуже Сергея Иванеева знающие службу и духовные потребности солдат и офицеров. Представитель Управления пресс-службы и информации МО РФ по Сухопутным войскам подполковник Сергей Власов сообщил: «К настоящему времени в Управлении по работе с верующими военнослужащими ВС РФ Православной церковью представлены документы более чем на 60 священнослужителей для назначения их на эти должности».
Есть аналогичные подвижки и в других видах и родах войск Вооруженных Сил – в ВМФ, ВВС и РВСН. Уже имеются и первые результаты, которые активно и широко обсуждаются в Синодальном отделе, где накапливается уникальный опыт (сайт Вестник военного и морского духовенства kapellan.ru). Однако все это, как я уже отмечал, нисколько не интересует ученого-атеиста, что вызывает недоумение: ведь для патриота, как известно, главная задача и даже цель жизни – благо Родины, а не личные амбиции, возведенные в ранг высшей истины. Но приоритет последних над первым как раз и демонстрирует Сергей Иванеев.
А был ли мальчик?Закрадывается мысль: да за его спиной, наверное, стоят плечом к плечу тысячи, сотни тысяч представителей ратной профессии – от рядового до генерала, которые настолько задавлены, морально унижены и обесчещены проклятыми церковниками, что и рта боятся раскрыть, и потому уполномочили своего главного заступника – дипломированного юриста отстаивать их грубо нарушенные права? Однако он не приводит ни одного факта, ни одной жалобы реального защитника Отечества, ради чего готов идти «на смертный бой», на милые его пламенному сердцу марксиста-конституционалиста баррикады.
Возникает риторический вопрос: а где же мальчик и был ли он вообще? За кого бьется Сергей Иванеев, не приводя никаких даже приблизительных данных, свидетельствующих о росте антицерковных настроений в силовых структурах?
Между тем РИА Новости опубликовало в марте результаты опроса ВЦИОМа. Согласно им за последние 16 лет доля россиян, посещающих храмы, возросла с 57 до 71 процента. Среди православных этот показатель составляет 83 процента. Причем 11 процентов неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.
А какая ситуация наблюдается непосредственно в войсках? Откроем номер центрального печатного органа Минобороны – газеты «Красная звезда» от 4 февраля 2012 года, читаем: «Для религиозной обстановки в Российской армии характерна позитивная динамика. По сравнению с 2001 годом число верующих военнослужащих на сегодняшний день существенно увеличилось. В настоящее время практикующие верующие составляют 22%, время от времени участвующие в религиозных церемониях – 57%, не определившиеся до конца в своей религиозной принадлежности – 5%, агностики и убежденные атеисты – 16%. Такие цифры на сборах штатного военного духовенства привел начальник Социологического центра Вооруженных Сил Минобороны РФ Леонид Певень.
Согласно данным соцопросов по своей конфессиональной принадлежности верующие военнослужащие распределяются следующим образом. Православные христиане составляют 76%, мусульмане – 10%, католики, протестанты, буддисты и последователи других религий набирают по 1%.
Леонид Певень также отметил, что в 2011 году чаще, чем в прошлые годы, звучали жалобы на отсутствие в некоторых воинских частях условий для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих».
А вот цифры, которые обнародовал в 2008 году «Интерфакс» со ссылкой на помощника главкома Сухопутных войск полковника Игоря Конашенкова. Он рассказал, что по сведениям военных социологов, в экстремальных условиях службы тяга к вере у военнослужащих усиливается. В частности, в одной из частей до ее участия в боевых действиях прослойка верующих среди личного состава доходила до 25 процентов, а после того как она побывала в боях, этот показатель возрос до 75–80 процентов. По словам офицера, 31,4 процента верующих заявили при опросе, что находят в религии «поддержку в трудную минуту», 20 процентов видят в ней источник добра и любви, 18,4 процента рассматривают ее как средство установления добрых отношений, 12,3 процента считают, что она помогает понять окружающих и собственную жизнь. При этом 12,6 процента респондентов заявили, что придерживаются твердых атеистических взглядов. Большинство из них – это старшие и младшие офицеры.
Они-то и могут нуждаться в активной помощи Сергея Иванеева. Могут, но… не хотят. Видимо, введение штатных должностей помощников командира по работе с верующими военнослужащими никоим образом не мешает твердокаменным атеистам исполнять служебные обязанности. Никто не собирается насильно их крестить или делать им обрезание.
Знают, что делаютНеужели руководство страны, МО, воспитательных органов не ведает, как малое дитя, что творит, открывая двери казарм людям в рясах и чалмах? Отнюдь.
Свидетельством тому выступление начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майора Сергея Чваркова на II сборах штатного военного духовенства (24 января 2012 года), где он, в частности, заявил: «Без преувеличения можно сказать, что учреждение института военного духовенства в армии и на флоте заставляет переосмыслить многие аспекты нашей работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Это связано с тем, что деятельность военных священников всей структуры органов по работе с верующими военнослужащими обращена к такой сфере, которой мы в нашей работе долгие десятилетия не касались. Речь идет о самых фундаментальных мотивационных основах жизни и деятельности военнослужащих, о побудительных причинах их поступков, которые они совершают и могут совершать, особенно в экстремальных условиях военной службы, в условиях опасности для здоровья и риска для жизни. Это такие понятия, как «душа» и «вера», «храм» и «богослужение», «исповедь» и «причастие» и т. п.
Сегодня, когда основная масса военнослужащих заявляет о своей принадлежности к тому или иному вероисповеданию, мы во весь голос можем говорить об основанной на вере любви военнослужащего к своему земному Отечеству, о его убежденности в правоте своего дела. И не только говорить, но и стремиться формировать на этой основе сознательное, добросовестное, а при необходимости и самоотверженное отношение к исполнению воинского долга… Я также хочу подчеркнуть, что все правонарушения и преступления, если их оценивать в более привычных категориях веры, – это проявления греховности человеческой и, следовательно, предмет постоянной заботы и внимания пастырей».
Полковник Игорь Конашенков также однажды подчеркнул, что командование Сухопутных войск рассматривает духовный, включая религиозный потенциал как действенное средство воспитательной работы, в том числе по профилактике преступлений, суицидов и распространения наркомании.
Не менее откровенно и убедительно высказался другой офицер-воспитатель, профессор Военного университета МО, кандидат военных наук генерал-майор запаса Александр Черкасов на гражданском форуме Общественной палаты Российской Федерации по теме «Духовно-нравственная составляющая военного строительства России. Современность и перспективы» (пусть простит меня читатель за столь обширную цитату, но она того стоит): «К сожалению, у нас большой и горький опыт исторического беспамятства: все идеи, под лозунгом которых только в XX веке трижды ломались несущие опоры государственного и военного строительства России, привносились извне. По своей сути это всегда была война против духовно-нравственных основ, традиций и обычаев народов России, против всех ее традиционных религий, но особенно против Русской православной церкви и православия. И это не было случайностью или закономерностью собственного внутреннего развития России, как иногда утверждают. Это было не изолированным явлением, это было проявлением и продолжением непрерывной экспансии Запада на православную Россию. Ломая дух, игнорируя нравственность, прозападно настроенная часть интеллектуальной элиты и прямые ставленники Запада раз за разом готовили и проводили в России чужеродные ей преобразования. И сегодня мы видим, что так называемое протестное движение, действия несистемной оппозиции управляются извне, их лидеры стажируются за рубежом, консультируются в иностранных посольствах, получают щедрую финансовую поддержку, а некоторые имеют иностранное гражданство…
Все военные походы Запада против России были направлены на уничтожение русской цивилизации, на искоренение ее православной самоидентичности. Но задумаемся и над другим очевидным фактом: Россия, неся огромные потери, испытывая страшные поражения от численно превосходящего противника, в итоге всегда побеждала. Почему?
Ответ очевиден: это происходило потому, что военная мощь России всегда имела в своей основе духовную мощь. Ивану Александровичу Ильину принадлежат замечательные слова: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…»
Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы, изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю весь свет. Русских солдат можно уничтожить, но не победить», – заявлял Наполеон. «Русского солдата мало убить, его еще и мертвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял», – говорил Фридрих II.
Красноречивые признания, которые указывают на духовное и моральное преимущество русских воинов, но ничего не говорят о его истоках. А истоки эти в высоком духовном смысле воинского служения в России, в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов. Все подвиги их были основаны на православной вере в высшую правду, в Божий Промысел. И это самое главное».
Как видим, наши обличенные властью начальники не столь глупы, как это, не исключено, кажется подполковнику запаса и они сами вполне в состоянии разобраться с затронутой Сергеем Иванеевым проблемой, которой по сути-то и нет.
Только не оскорбляйте верующихНе могу считать законченным свою полемику с товарищем доцентом после его неоднократных и систематических нападок на отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского), канонизированного Русской православной церковью в 1990 году в лике святых как чудотворца и праведника. Я даже не говорю, что этими нападками он оскорбляет чувства миллионов верующих русских людей, для которых отец Иоанн – святой человек (уже в прямом смысле слова), образец для подражания. Это, похоже, привычное дело для претендующего на роль знатока православия профессора АВН – духовного наследника организатора взрыва храма Христа Спасителя Лазаря Кагановича, богохульника-стихоплета Демьяна Бедного (Ефима Придворова) и бессменного председателя Союза воинствующих безбожников Емельяна Ярославского (Губельмана), ведь делает это Сергей Иванеев, как и они, с явным удовольствием.
Житие отца Иоанна (1829–1908) достаточно хорошо известно и доступно абсолютно всем, кто захочет с ним ознакомиться и узнать ближе этого человека, которому довелось исполнять пастырский долг в очень сложное и тяжелое для нашей страны время. В контексте же предъявляемых Иванеевым обвинений отец Иоанн выглядит чуть ли не шовинистом и разжигателем национальной розни. Пожалуй, главная его «вина» заключается в том, что он был последовательным и пламенным патриотом своего Отечества – Российской империи. Он, например, принимал самое активное участие в подавлении мятежа 1905 года в России, призывая верных чад свято исполнять свой служебный и гражданский долг. То, что происходило тогда, в разгар Русско-японской войны иначе как предательством Родины, ударом в спину и не назовешь, и отец Иоанн, не боясь гнева воинствующих либералов и оторвавшихся от народа интеллигентов, прямо называл вещи своими именами. Уже за одно это богоборцы, а затем пришедшие к власти большевики постарались осквернить и стереть из памяти народа имя великого подвижника.
Да, он являлся членом Союза Русского народа – монархической организации, возникшей как реакция национально здоровых сил на революционные события начала ХХ века. Среди ее членов были, кстати, люди разных национальностей, в том числе немцы, шведы, поляки. Отец Иоанн написал в заявлении: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, прошу зачислить меня как единомышленника». Священник присутствовал на мероприятиях «союзников», выступал на монархических собраниях, участвовал в крестных ходах, издавал проповеди и обращения к русскому народу.
То, что отец Иоанн не тупой и узколобый шовинист, каким его рисовали идейные вдохновители Сергея Иванеева, доказала, например, крайне отрицательная реакция пастыря на еврейские погромы в Кишиневе в 1903 году, которые он резко осудил, за что подвергся критике теперь уже крайне правых. Священнослужитель помимо этого был активным противником пьянства среди русского народа, являясь членом и почетным жертвователем Казанского общества трезвости. На свои средства он построил дом трудолюбия в Кронштадте, где пьяницы получали возможность начать новую жизнь: там действовали мастерские, различные кружки, люди дна получали не только бесплатный кров и стол, но и профессию, возможность честно зарабатывать деньги, чтобы содержать свои семьи.
Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привел к тому, что ему стали поступать большие денежные суммы, вручаемые лично и доставлявшиеся почтовыми переводами. До 50 тысяч рублей отец Иоанн передал на возведение и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, в том числе других конфессий (татарам, евреям). О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».
Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день – утром и вечером. Чем более он раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год. Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 года им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.
Рассказывать только о благотворительности отца Иоанна можно еще очень долго, и я не ставлю себе это целью. Подчеркну лишь огромное положительное, умиротворяющее влияние, которое он оказывал на русское общество. Среди его духовных чад, людей, духовно близких Иоанну Сергиеву, были император Александр III и члены его фамилии, адмирал С. О. Макаров, многие русские офицеры, известный военный публицист М. О. Меньшиков. Мне кажется, этого достаточно здравомыслящему человеку, чтобы покопаться в Интернете и без подначек всезнающего академика-богоборца получить ответ на вопрос, кем же был в действительности Иоанн Кронштадтский. После этого даже смешно рассматривать молитву, авторство которой товарищ Иванеев безосновательно приписывает отцу Иоанну, где юрист-доцент обнаружил намеки на шовинизм, человеконенавистничество, ксенофобию и другие нынче модные либеральные пороки человечества.
Для меня и большинства моих соотечественников, которых, как утверждает упрямая статистика, большинство, святой праведный Иоанн Кронштадтский остается молитвенником за Россию и символом нелицемерного русского патриота. Если Сергею Иванееву, тоже объявившему себя патриотом, и иже с ним это не нравится, то это его личное дело и конституционное право. Никто ведь не мешает ему самозабвенно любить Маркса и Ленина, посвящать им памятные собрания, возлагать цветы к бюстам и памятникам «вождей мирового пролетариата» либо совершать другие не запрещенные законом действия, например писать об основоположниках научного коммунизма в различные издания, не вмешиваясь при этом в дела верующих людей и не оскорбляя их чувства.
Роман Илющенко,
подполковник, военный журналист, бакалавр религиоведенияhttp://vpk-news.ru/articles/9037