Лучше раньше, чем никогдаОчередная история… именно очередная – их много бывает.
Звонок.
– Батюшка, у нас мама в тяжелом уже состоянии. Ей 80 лет. Мучается человек. Вот мы решили в церковь обратиться, узнать, чем можно помочь.
– А мама ваша крещеная?
– Да я и не знаю, честно говоря.
– А спросить у нее можно?
– Дело в том, что у нее это… ну, старческое слабоумие…
Вот так. И делай что хочешь. В этом положении, если неизвестно, крещен человек или нет, все, что можно, – это помолиться келейно: «Господи, имиже веси судьбами, помилуй и спаси рабу твою (имярек)». И все. Потому что все таинства Церкви – эти главные средства приобщения человека Богу – возможны только для крещеного, верующего человека.
Как грустно видеть, что близкие, родные и любящие друг друга люди, люди, прожившие вместе не один год, не знают друг о друге каких-то самых простых, но важных вещей, не заботятся о главном – о духовной жизни, не помогают друг другу в ее обретении и сохранении. И часто – увы, слишком часто – обращаются за помощью к Церкви тогда, когда эта помощь бывает уже невозможна.
Главное затруднение здесь состоит в том, что в деле спасения огромную роль играет свободная воля человека, сознательная вера и приобщение человека к христианскому образу жизни.
Без церковной, сознательной жизни ни о каком «Православии» не может идти речь. А сознательная жизнь именно и подразумевает, что человек не только верит в Бога, но верит правильно; верит в то, что главная цель человеческой жизни – это боговселение, то есть вечная, благодатная жизнь в согласии с Богом. И этой жизни нужно учиться уже здесь, на земле. Учеба это состоит в сознательном исполнении заповедей Божиих, которые содержатся в Евангелии; в организации своей жизни так, чтобы при хранении и умножении веры, страха Божиего и любви человек обязательно и исповедовался бы и причащался, и бывал в храме на богослужении, и молился, и посты соблюдал…
Неужели в наше время люди не знают таких простых, элементарных вещей? А если и не знают, то главным образом из-за собственного равнодушия к духовной жизни. Тут я даже не знаю, что и сказать… Возможно, такое равнодушие причиной своей имеет отсутствие начатков религиозного воспитания в семье, и тогда вина за это во многом лежит на тех же родителях.
Но кто-то может возразить, что причиной такого невежества может являться и то, что Церковь не «доставляет» нужную информацию до «потребителя», выражаясь современным языком. А вот это навряд ли, потому что не было еще в истории Русской Церкви такого времени, как сейчас, когда самая разнообразная «душеспасительная» информация была бы столь доступна для самых «широких слоев населения».
Другое дело, что многие люди живут как бы в «параллельной» действительности, где все время, все внимание занимают заботы житейские, и в этом плотном потоке просто нет места для вопросов духовных. Это беда. Это тот самый случай, о котором говорил Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34).
К сожалению, в этом бесконечном потоке суеты и житейских забот люди забывают о главном: жизнь земная заканчивается очень скоро, и всем нам без исключения предстоит быть судимыми по духовным законам, по тем законам, знание о которых было так доступно и исполнение которых с помощью Божией так возможно… Чем мы оправдаемся тогда? Житейской «загруженностью»? Страшно и подумать об этом.
Так что главная причина нынешнего невежества в самых основных вопросах духовной жизни – это нежелание знать о «другой» жизни, и часто нежелание сознательное, связанное с нежеланием «осложнять» себе жизнь привычную. К слову, такое заблуждение, весьма распространенное, является заблуждением именно бессмысленным, потому что жизнь без Бога, без «церковных заморочек» отнюдь не становится ни чище, ни светлее, ни радостнее, ни проще. Напротив, жизнь без сознательного приобщения благодати превращается в непрестанную и озлобленную борьбу за выживание, в хищное безотрадное существование, трагическое в своих перспективах.
И вот если не мы сами, то наши близкие приходят к той грани, на которой даже самый нечувствительный в духовном отношении человек начинает понимать: что-то надо делать! А делать что-то оказывается зачастую поздно. И уходят наши родные, близкие люди в иной мир в духовном смысле несчастными, убогими, голодными, нищими и грязными. Уходят в таком состоянии во многом по нашей вине, потому что, заботясь о пище телесной, мы не позаботились о том, чтобы напитать их души словом Божиим. Заботясь об их телесной чистоте, мы не озаботились тем, чтобы души их, омраченные множеством прежних грехов, очистились и убелились в таинстве покаяния. Заботясь о том, чтобы они были одеты, мы не позаботились о том, чтобы души их облеклись в благодать, приобщившись Тела и Крови Христовой.
Вот и получается, что все наши заботы и искренняя любовь простираются не дальше бренного тела, которое хоть и требует заботы, но гораздо в меньшей степени, чем вечно живая душа. И происходит такое небрежение в лучшем случае по незнанию, а в худшем – по нашей беспечности, не желающей ничего слышать о другой, духовной жизни. А если и приходится что-то слышать (потому что в наше время ничего не слышать о Боге, о Церкви, о духовной жизни никак невозможно) – то мы стараемся скорее от этих «беспокойных» мыслей отделаться. И тогда уже грех небрежения становится грехом сознательным, а потому особенно тяжким.
Существует еще странный и горький по своим последствиям предрассудок, что разговаривать с пожилыми людьми о вере, о Церкви, о таинствах – это как бы напоминать им о близкой кончине. Это неправильная постановка вопроса. Разговор надо начать именно с того, что без участия в таинствах невозможна полноценная и добрая жизнь. Но для того, чтобы этот разговор был искренним и непринужденным, нужно и самому быть причастником духовной, церковной жизни. Тогда это будет действительно разговор «от избытка сердца», и тогда он действительно может принести благие плоды. Вот почему не нужно и греховно откладывать на потом как перемену собственной жизни, так и разговор о вере со своими близкими.
Пока еще не поздно, дорогие, позаботимся, найдем время, возможность для доброй беседы со своими сродниками. Особенно с пожилыми. Расспросим их о вере их, о крещении… поможем им осознать важность исповеди и причастия, сознательной молитвы… А для этого, конечно, и самим нам надо быть во «всеоружии», самим надо разобраться в том, о чем предстоит говорить, приобрести хоть начальный опыт духовной жизни. И тогда, с помощью Божией, попечение о своей душе, о душе своих близких, затраченные для этого усилия и время обязательно принесут добрые плоды. И не будет тревожных и панических метаний «в последний момент», а потом, по исходе наших близких, не будет мучительных томлений и болезнований сердца в горьком и позднем раскаянии, что не позаботились в должное время и с должным усердием о душе наших близких, об их вечной жизни.
Священник Дмитрий Шишкинhttp://www.pravoslavie.ru/jurnal/55054.htm